462030
Оренбургская область,
Октябрьский район,
поселок Междугорный,
улица Школьная, дом 1.
Директор школы:
Игнатова Лариса Бориславовна
Междугорная основная общеобразовательная школа
(35330) 34-4-48 Фотоальбом О школе Учителя школы Информация для учащихся
Главная -> Образовательные стандарты -> Обучение детей с ОВЗ. Рекомендации к методическому сопровождению

Обучение детей с ОВЗ. Рекомендации к методическому сопровождению

 
 
Организация методического сопровождения образовательного процесса
для детей с ОВЗ
в общеобразовательной школе

 
Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Получение такими детьми качественного общего и профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Специальные федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья[1][1] должны рассматриваться как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Устанавливая федеральные государственные образовательные стандарты, Конституция России поддерживает развитие различных форм образования и самообразования (ст. 43 Конституции РФ).Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ.
 
Российской Федерацией 24 сентября 2008 г. подписана Конвенция оправах инвалидов, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г. Конвенция впервые рассматривает вопросы реализации прав инвалидов не с позиции их приспособления к жизни общества, а с позиции устройства жизни общества таким образом, чтобы в нем учитывались потребности и особенности инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья. В Конвенции установлено, что государства-участники признают право инвалидов на образование и принимают исчерпывающие меры для реализации этого права.
Законодательство Российской Федерации в соответствии с основополагающими международными документами в области образования предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья – как взрослых, так и детей. Гарантии прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены в Конституции РФ, Законе РФ от 10.07.1992 № 3266­1 "Об образовании", а также в Федеральных законах:
·                     от 22.08.1996 № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании";
·                     от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
·                     от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
·                     от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
·                     от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
·                     от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В качестве основной задачи в области реализации прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
В школу приходят дети разные: каждый имеет свои особенности развития, состояние здоровья, жизненный опыт и каждому необходимо найти оптимальный вариант обучения и воспитания
По официальному определению, дети с ограниченными возможностями здоровья - это «инвалиды, а также дети от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке инвалидами, но имеющие временное или постоянное отклонение в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания».
 В последнее время, как в стране, так и в нашей школе растет число детей, которым требуется специальная психолого-педагогическая, коррекционная помощь. Увеличивается количество детей с проблемами и отклонениями в психическом и физическом развитии. Эти дети испытывают большие трудности в адаптации к условиям школьного учреждения, не усваивают образовательные программы, требуют пристального внимания врачей, педагогов, психологов, целенаправленной помощи с учетом проблем и потребностей каждого ребенка.
 
Цель методической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья - выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, создание благоприятных условий для их непрерывного образования. Основной задачей  педагогического коллектива  школы является обеспечение ребенка всем комплексом образовательных услуг.
Цель: формирование эффективной  практико-ориентированнойсистемы специального (коррекционного) образования в школе.
Основными задачами работы в данном направлении  программы являются:
¾              создание условий для эффективной организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
¾              создание системы обучения кадров, осуществляющих учебно-воспитательную коррекционно-образовательную деятельность.
Определены основные направления деятельности:
¾              изучение состояния, проблем, достижений, опыта работы специального образования;          
¾              создание единой системы раннего выявления и коррекции отклонений в развитии с привлечением  специалистов различных ведомств (здравоохранения, социальной защиты, образования)
¾              обеспечение преемственности между дошкольным и общим образованием в части обучения детей по специальной (коррекционной) программе;
¾              обеспечение интегрированного обучения детей с проблемами в развитии в школе;
¾              внедрение новых технологий по профессионально-трудовому обучению и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество;
¾              подготовка кадров для работы с детьми с ограниченными возможностями.
 
Мероприятия по реализации целей и задач по развитию специального образования:
1.     Нормативно-правовой уровень: реализация в образовательном учреждении   положения об обучении детей по специальной (коррекционной) программе, на дому.
2. Информационно-аналитический уровень:
¾              анализ состояния работы в школе с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
¾              работа по программе профилактики психо-эмоционального состояния учащихся;
¾              организация работы школьного психолого-медико-педагогического консилиума;
¾              медицинский осмотр детей;
¾              оказание методической помощи учителям при составлении календарно-тематического планирования по предметам для обучения детей по специальной (коррекционной) программе 7,8 вида, обучении на дому;
¾              оказание методической помощи учителям при отборе материала для обучения детей по специальной (коррекционной) программе 7,8 вида, при оформлении записей в классном журнале;
¾              профориентация и трудоустройство выпускников, обучающихся по специальной (коррекционной) программе 7,8 вида.
3. Кадровое обеспечение:к урсовая  подготовка учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями по проблемам коррекционно-развивающего обучения.
 
 
 
Образовательные программы, государственные стандарты и контрольные измерительные материалы ЕГЭ по предметам позволяют учителю спланировать результаты обучения. Но для того чтобы планомерно управлять учебными действиями ученика, учителю необходимы и знания об индивидуальных особенностях ученика. Такие знания позволят не только увидеть стартовые возможности школьника, но и грамотно выстроить индивидуальный образовательный маршрут каждого ученика. Без этих знаний не возможно и личностно-ориентированное обучение. Поэтому реализация индивидуальных образовательных маршрутов требует особо подготовленного педагога, имеющего интегративные психолого-педагогические знания.
Особое значение приобретает знание педагогом механизмов протекания основных психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление) у школьника. Только такие знания позволят не только диагностировать уровень их развития на разных этапах образовательного маршрута, но скорректировать его траекторию, целенаправленно осуществлять развитие учащегося.
В современном образовании на первый план выдвигается значимость личности школьника и становится важным адаптировать учебный процесс к особенностям ее развития. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» выделены следующие важнейшие задачи образования: формирование у учащихся духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности и способности к самообразованию и саморазвитию, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Далее написано: «…образовательно-воспитательный процесс должен быть подчинен цели становления личности ребенка, становления его компетентности (коммуникабельной, интеллектуальной, …)».
Содержание учебного материала, темп обучения, требования к результатам обучения, как правило, оказываются для детей с ООП непосильными. Отсутствие у отстающих учащихся минимального фонда знаний по математике, несформированность приемов учебной деятельности, основных операций мышления не позволяют им активно включаться в учебный процесс, а также формируют у них негативное отношение к учебе. Поэтому традиционная программа по математике для общеобразовательных учреждений была пересмотрена таким образом, чтобы обучение математике осуществлялось на доступном уровне для такой категории школьников.
 
Цели обучения математике для детей с ОВЗ следующие:
·                     овладение комплексом минимальных математических знаний и умений, необходимых для повседневной жизни, будущей профессиональной деятельности (которая не требует знаний математики, выходящих за пределы базового курса), продолжения обучения в классах общеобразовательных школ;
·                     развитие логического мышления, пространственного воображения и других качеств мышления;
·                     формирование предметных основных общеучебных умений;
·                     создание условий для социальной адаптации учащихся.
Как уже отмечалось ранее, основой обучения детей с ОВЗ является изучение особенностей личности каждого ученика, создание оптимального психологического режима на уроке, выявление пробелов в знаниях учащихся и помощь в их ликвидации, включение ученика в активную учебную деятельность, формирование заинтересованности и положительного отношения к учебе.
Особенности программы следующие:
·                     в основу положена программа по математике для общеобразовательных учреждений;
·                     проведена корректировка содержания программы в соответствии с целями обучения для детей с ОВЗ;
·                     реализовано систематическое включение блоков повторения изученного материала перед основными темами;
·                     предусмотрено увеличение времени на итоговое повторение содержания курса;
·                     пересмотрены требования к математической подготовке учащихся.
 
В курсах математики 5-8-х классов исключаются темы, которые даются в плане ознакомления для детей «нормы» (например, «Столбчатые диаграммы», «Масштаб», «Длина окружности», «Площадь круга», «Решение квадратного уравнения выделением квадрата двучлена»), некоторые темы даю в ознакомительной форме («Теорема Виета» в 8 кл). Не требую с детей с ООП вывод формул, больше решаем задач. Освободившиеся часы использую на повторение и изучение тех тем, которые вызывают затруднения у учащихся этой категории.
При изучении курса геометрии в 7-8-х классах все основные понятия ввожу на наглядной основе в процессе практических измерений, через решение задач. Все теоретические положения даю исключительно в ознакомительном плане и опираюсь на наглядные представления учащихся, я исключаю доказательства теорем, оставив для заучивания лишь формулировки, максимально использую наглядные средства обучения, большое внимание уделяю решению задач.
В 9-м классе методы изучения ориентируются на дифференциацию обучения, усиление индивидуализации, на формирование и развитие самостоятельной учебной деятельности учащихся, на усиление связи изучаемого материала с личным опытом, практикой учащихся, формирование и развитие навыков контроля и самоконтроля.
В целях развития правильных геометрических представлений и логического мышления, обучение учащихся геометрии строю на решении задач при постоянном обращении к наглядности – рисункам и чертежам. В своей работе я использую задачи на готовых чертежах. В брошюре «Упражнения по планиметрии на готовых чертежах» представлены задачи по основным темам геометрии за курс 7-9-го классов. На этих задачах хорошо отрабатывать, например, признаки равенства треугольников, теорему Пифагора, свойства четырехугольников, и др.
 
Положительную роль в развитии внимания и памяти играют ежедневные упражнения, рекомендуемые психологами, которые я провожу в начале каждого урока. Это помогает сконцентрировать внимание учащихся после перемены или предыдущего урока. Приведу несколько примеров таких упражнений:
1.                В тексте из пяти строк сосчитать количество букв «а», или «б», или «о» и т. д.
2.                «Скрутить клубок слов». Выбираем слова на определенную тему. Первый ученик называет слово, второй- слово первого ученика и придумывает свое, третий – слова первого и второго учеников и свое и т. д. пока кто – нибудь не ошибется.
3.                Запоминание в течении нескольких секунд рисунка, изображенного на доске с последующим воспроизведением его в тетрадях. Это упражнение способствует развитию зрительного внимания и памяти.
В своей работе я также на различных этапах урока включаю упражнения для развития устной и письменной речи, мышления, пространственного воображения.
Без систематического контроля нельзя достигнуть хороших результатов. Каждый ученик должен овладеть основным учебным материалом на уровне, не ниже уровня обязательных требований программы, и продемонстрировать свои знания в ходе проверочной работы. На каждом уроке проверяю выполнение домашней работы, используя трехуровневые мини тесты, в которые включаю задания, аналогичные домашним, или провожу проверочную самостоятельную работу с такими же заданиями. Обязательно провожу анализ выполненных работ, индивидуальные занятия по устранению выявленных пробелов в знаниях учащихся.
При объяснении нового материала термин ввожу не через определение понятия, а через образ. Так при изучении темы «Ромб» учащимся раздаю карточки с чертежом данного четырехугольника и квадрата. Внимательно предлагаю учащимся рассмотреть их, измерить элементы и определить какими свойствами они обладают. Исходя из свойств предлагаю вместе дать определение, что называется ромбом. При объяснении нового материала опираюсь на разнообразные по форме и содержанию карточки-схемы, опорные таблицы (например, «Графики», «Квадратные уравнения»), на использование наглядных опор-схем (например, «Решение задач с помощью уравнений»), плакатов с алгоритмами (например, «Построение угла равного данному»), схем-таблиц. Постоянно работаю над развитием математической речи, формированием умения работать с учебником, справочной литературой (учащиеся ведут тетради по теории). Так при изучении некоторых тем ученикам раздаю карточки с вопросами по изучаемой теме. Ученики находят ответы в учебнике и отмечают карандашом. По окончании проверяем выполнение задания, корректируем, если нужно. Затем учащимся даю ключевые задания. Сильные ученики решают самостоятельно, а учеников с ОВЗ консультирую. На последующих уроках провожу зачет по теории, даю ученикам задания трех уровней: А, В, С. Выполнение заданий проверяю и выставляю оценки. Обязательно провожу анализ работ, индивидуальные консультации. На следующем уроке учащиеся с ОВЗ решают задания на доске. Как правило, они успешно справляются с заданиями, и это придает им уверенности. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.
На уроках математики мною применяются приемы, позволяющие развивать внимание, память, мышление школьников. Внимание школьников развивают, например, задания с пропуском элементов, нахождение лишнего элемента, исправление ошибок. Память учащихся позволяет развивать составление опорных конспектов, логико-структурных схем, памяток, выполнение творческих заданий. Решение логических задач позволяет развивать логическое мышление.
Закрепление учебного материала провожу с использованием:
1.                Многовариативного дидактического материала для работы с различными по подготовке учащимися, позволяющего многократно повторить изученный материал.
2.                Таблиц, карточек, содержащих подробное изложение алгоритмов решения основных задач по темам курса, позволяющих обучать детей этапам решения, четкой работе по инструкции, формировать навыки самоконтроля. Карточки-опоры, дающие возможность переносить способ решения стереотипных основных задач в новые условия.
3.                Карточки для организации устной работы учащихся, которые позволяют отрабатывать умения в применении, например, формул сокращенного умножения, свойств степени и др.
4.                Разноуровневый раздаточный материал для организации индивидуальной работы на уроке, индивидуальных и консультационных занятиях.
Для обобщения и систематизации пройденного материала стараюсь составить задания, способствующие активизации учебной деятельности учащихся. (Зашифрованные пословицы, письма; кроссворды, ребусы, логические задачи). Провожу уроки с использованием ИКТ, медиа-ресурсов и электронных учебников по математике.
Следует помнить, что психические процессы развиваются у ребят только в деятельности. Поэтому при организации учебной и внеучебной работы учащихся по предмету, я применяю деятельностный подход.
В ходе изучения каждого курса я составляю диагностическую таблицу для отслеживания знаний и умений учащихся, что позволяет выявить пробелы, помогает в дальнейшей работе.
В начале изучения каждого следующего курса математики я проверяю степень усвоения предыдущего курса, и западающие темы включаю в таблицу следующего курса.
Я тесно контактирую с родителями детей этой категории. Они оказывают мне всяческую поддержку и помощь. Систематически приходят ко мне на консультации разного рода, звонят, интересуются достижениями своих детей. Я предоставляю родителям учащихся с ОВЗ в индивидуальном порядке данные о результатах диагностики, планах работы, динамике развития их детей с конкретными рекомендациями, как с моей стороны, так и узких специалистов. Обращаю внимание родителей на правильную организацию выполнения домашних заданий. Так, например, при приготовлении домашнего задания учениками, надо так расположить последовательность подготовки, чтобы «соседние» предметы оказались как можно более разными по материалу, а запоминание чередовалось с выполнением другой деятельности, например, чтением или заполнением контурных карт. При посещении семей на дому веду работу с родителями обычных детей, направленную на формирование толерантного отношения к особым детям и их семьям.
Таким образом, грамотно выстроенный индивидуальный образовательный маршрут для учащегося с ОВЗ позволяет обеспечить личное развитие каждого школьника.
 

 
Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников.
 
Наличие проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество обусловлено, с одной стороны, имеющимися у них отклонениями в физическом и психическом развитии и, с другой, недостаточным совершенством самой системы социальных отношений, которая в силу определенной жесткости требований к своим потенциальным субъектам оказывается недоступной для детей с ограничениями жизнедеятельности.
В последние годы теоретические и прикладные задачи интеграции детей с отклонениями в развитии решаются в основном в области специальной педагогики. Но эти исследования не систематизированы, понятие “интеграция” используется специалистами зачастую прямо в противоположном смысле. Теория социальной интеграции как в западной, так и в отечественной научной литературе представлена в виде множества теоретических подходов к отдельным ее проблемам, что затрудняет научную классификацию ее направлений. Термин “интеграция” рассматривается либо относительно локальной проблемы (например, интеграция инвалидов по зрению в современном обществе; интегрированный подход в обучении глухих, их интеграция в обществе; интеграция в общество детей дошкольного возраста с нарушениями интеллектуального развития), либо интерпретируется в обобщенном виде: (интеграция,— включение в общий поток или одно из важных средств подготовки к самостоятельной жизни в обществе или сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов).
На мой взгляд, интеграция в общество детей с ограниченными возможностями здоровья должна включать:
·                     воздействие общества и социальной среды на личность ребенка с отклонениями в развитии;
·                     активное участие в данном процессе самого ребенка;
·                     совершенствование самого общества, системы социальных отношений, которая в силу определенной жесткости требований к своим потенциальным субъектам оказывается недоступной для детей с ограничениями жизнедеятельности.
В рамках проблемы интеграции в общество детей с ограниченными возможностями в развитии важно учитывать социальные последствия, выражающиеся в ограничении жизнедеятельности и социальной недостаточности. Под ограничением жизнедеятельности имеются в виду снижение следующих способностей:
·                     адекватно вести себя;
·                     эффективно общаться с окружающими.
Под социальной недостаточностью понимается нарушение способности выполнять так называемые “социальные роли”. Однако, ограничения жизнедеятельности и социальная недостаточность однозначно не взаимосвязаны с нарушениями, а в не меньшей степени определяются социальными условиями, общественными нормами, отношением к детям с ограниченными возможностями здоровья в обществе и адаптированностью самого ребенка.
Как следует из опыта разных стран, методологической базой интеграции детей с ограниченными возможностями в систему обычного образования является принцип равных прав и возможностей в получении образования. При этом интеграция выступает в двух формах: социальной и педагогической (учебной)[2].
Социальная интеграцияпредполагает социальную адаптацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общую систему социальных отношений и взаимодействий, прежде всего, в рамках той образовательной среды, в которую он интегрируется.
Педагогическая интеграция- формирование у детей с ограниченными возможностями в развитии способности к усвоению учебного материала, определяемого общеобразовательной программой, то есть общим учебным планом (совместное обучение в одном классе).
Еще Л. С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное обучение с обучением детей с нормальным развитием. Он писал, что при всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что замыкает своего воспитанника — слепого, глухого или умственно отсталого ребенка — в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь. Специальная школа вместо того, чтобы выводить ребенка из изолированного мира обычно развивает в нем навыки, которые ведут к еще большей изоляции и усиливают его сепаратизм. Поэтому Л. С. Выготский считал, что задачей воспитания ребенка с нарушением развития является его интеграция в жизнь и создание условий компенсации его недостатка с учетом не только биологических, но и социальных факторов.
До сих пор инициатива в интегрированном обучении шла от специальной школы, от специальных педагогов. Между тем, совместное обучение дает многое как здоровым школьникам, так и детям с нарушениями в развитии. Интеграция способствует формированию у здоровых детей терпимости к физическим и психическим недостаткам одноклассников, чувство взаимопомощи и стремления к сотрудничеству. У детей с ограниченными возможностями в развитии совместное обучение ведет к формированию положительного отношения к своим сверстникам, адекватного социального поведения, более полной реализации потенциала развития и обучения.
Но зачастую отсутствие учебной успешности и адаптации при обучении в массовой школе ставит под сомнение целесообразность интеграции. Успешность интеграции детей с нарушением развития зависит не только от характера и степени имеющихся у них физических и психических нарушений и от эффективности учитывающих эти нарушения учебных программ и обучающих технологий, но и от системы отношений к таким детям со стороны социального окружения и, прежде всего, в той образовательной среде, в которую ребенок интегрируется.
Из малочисленных работ по проблемам интеграции известно, что не только в обществе в целом, но и в сфере образования, педагоги и даже со специальным педагогическим, психологическим и медицинским образованием отрицательно относятся к интеграции детей с отклонениями, особенно психическими и тяжелыми двигательными (колясочники) в массовую школу.
Учителя обычных школ проявляют негативное отношение к детям с психическими отклонениями в большей степени, чем специалисты — врачи, психологи, специальные педагоги, социальные работники и др. Все это свидетельствует о необходимости, во-первых, медико-психологического, социально-психологического и психолого-педагогического просвещения всего населения. Во-вторых, необходимо проведение специального обучения родителей, здоровых школьников и педагогического персонала обычных школ, направленного на изменение у всех участников учебно-воспитательного процесса массовых школ отрицательных социальных установок и стереотипов по отношению к детям с проблемами в развитии[3].
Положительное отношение, понимание и принятие учителями и здоровыми людьми ребенка с отклонениями в развитии оказывает прямое влияние на его умственное, эмоциональное и социальное развитие. В связи с этим можно заключить, что знание системы отношений учителей, сверстников и родителей к имеющим проблемы в обучении детям является чрезвычайно важным с точки зрения их интеграции в условия обычной школы.
Установки здоровых могут стать решающей компонентой успеха или провала учащихся с отклонениями в развитии в обычной школе. Исследования показывают, что в ситуациях, не требующих тесного общения, установки школьников в целом благоприятны. При более тесных контактах установки становятся негативными. В целом учащиеся средних школ чувствуют себя с «однокашниками-инвалидами» менее комфортно, чем со здоровыми, во время общения с инвалидами они испытывают большую тревогу, и одноклассники-инвалиды оцениваются ниже, чем здоровые.
Исследования взаимоотношений детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей в нашей стране не проводились, в то время как в других странах этой проблемой занимаются уже более сорока лет.
По результатам исследований зарубежных авторов установлено, что отношение здоровых к детям с ограниченными возможностями здоровья в целом характеризуется как откровенно неблагоприятное, в то же время с чувством сострадания, вежливым нерасположением, и имеет характер доминирования — подчинения, когда здоровые получают в том или ином виде власть над теми, у которого есть определенные отклонения.
В некоторых исследованиях отмечается амбивалентный характер отношений здоровых к больным: с одной стороны неприятие и даже враждебность, с другой — симпатия и сочувствие. В этом видятся скрытые возможности улучшения социальной интеграции инвалидов.
Существенной причиной отрицательного отношения детей к совместному обучению является вынужденная интеграция без достаточной подготовки как интегрируемой, так и принимающей стороны. Поэтому, интеграция должна начинаться в специальном классе. Здесь ученик с ограниченными возможностями здоровья постепенно начинает осуществлять контакт с обычными детьми в учебной и внеучебной деятельности. И затем интеграция должна распространяться на обычный класс, где ребенок с нарушением развития, в конце концов, будет находиться все время вместе с обычными учениками. Учитель принимающего класса, кроме того, нуждается в опыте профессиональной коррекционной работы для выбора оптимальной программы обучения ребенка с отклонениями.
Интеграцию ребенка с проблемами в развитии следует начинать с социальной интеграции, желательно в дошкольном возрасте. При этом необходимо соблюдать следующие условия:
·                     программа интеграции должна включать в себя непосредственные контакты между детьми разных систем обучения;
·                     программа в своей основе не может быть директивной, должна основываться на неформальной ситуации общения;
·                     программа должна включать в себя совместную учебную и внеучебную деятельность детей массовой и специальной школ.
Эффективная социальная интеграция будет в дальнейшем способствовать педагогической интеграции ребенка с проблемами в развитии при обучении в массовой школе.
Таким образом, одним из основных условий социально-педагогической интеграции детей с отклонениями в развитии является коррекция отношений участников процесса интеграции (как детей, так и их педагогов) друг к другу. Взаимопонимание, взаимоуважение и взаимодействие — три составляющих успеха интеграции массовой и специальной школ при обучении и воспитании учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
 
 
 
 
 Использование информационных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
 
 
Перспективным направлением развития коррекционного образования  является использование возможностей информационных технологий, которые должны помочь педагогам сделать знакомую и уже надоевшую (ведь коррекционные программы школ VIIIвида предполагают ежегодное повторение одного и того же материала) работу привлекательной для учащихся, наполнить ее новым содержанием, сделать процесс обучения более эффективным и практически направленным. Разумеется, новые технологии не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако, осознание школьником того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры дает ему веру в свои силы.
В специальных школах, так же как и в общеобразовательных, можно очень эффективно использовать компьютерные технологии и ЦОРы. Они помогают внедрять ИКТ в учебный процесс и наносят ощутимый удар по “меловым” технологиям. У электронных учебных материалов огромные потенциальные возможности, создающие условия для успешного решения различных дидактических задач. Практика показала, что можно выделить несколько направлений использования компьютера и ЦОРов в нашей работе:
 
 
1.Использование прикладного программного обеспечения по различным предметам.
 
Арсенал программного обеспечения для специальных школ невелик. Поэтому я использую существующие медиапродукты компаний «1С», «Новый диск» и «БукаСофт», адаптируя работу с ними  для своих учеников.
Во время индивидуальной работы за компьютером осуществляется совместная деятельность зрительного и моторного анализаторов, что очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Игровая мотивация естественным образом переходит в учебную, в интерес к содержанию задания, интерес, который лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание. Современные детские компьютерные игры помогают развивать логику и внимание, память и адекватное восприятие окружающего мира, так необходимые для полноценного развития личности.
 
 
 
 
2.Выполнение вспомогательной функции при подготовке и проведении уроков и внеклассных занятий.
 
 
У детей с ограниченными возможностями здоровья отсутствует  или очень низкая учебная мотивация.Сегодня решать эту проблему помогают презентации, выполненные в среде MicrosoftOfficePowerPoint, WindowsMovieMaker, CMARTNotebooc. Звук, движение, цвет на экране – это те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка-олигофрена, делают процесс обучения более осознанным.(Видео Вода – это жизнь)
 
В процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья психологи рекомендуют задействовать основные сенсорные системы человека, особенно кинестетическую, так как  именно она связана с моторной  памятью и помогает довести навыки ребенка до автоматизма, т.е. перевести на уровень подсознания.
Сегодня  существует множество  сайтов, которые предлагают готовые развивающие флеш-игры. Их тоже можно использовать на уроках, т.к. они развивают различные психические процессы.
Появление в арсенале учителя такого устройства, как интерактивная доска, гармоничное сочетание традиционных средств с  применением интерактивного оборудования решает многие проблемы в обучении наших детей.
 
 Все ребята, которые имели возможность хоть раз поработать с интерактивной  доской, проявляют большее желание участвовать в уроках. Дети стали чувствовать себя более комфортно на уроке,  перестали бояться выходить к доске. Интерактивная доска помогает их самоутверждению, развивает общую и мелкую моторику, так как на доске можно работать не только маркерами, но и рукой и даже пальчиками. 
 
 
3.Преподавание начальных элементов компьютерной грамоты.
 
        
Наша задача – уже с начальной школы привить детям гигиенические нормы работы за компьютером, убедить их, что компьютер – это не только средство развлечения (многие наши дети именно так и считают), а еще и средство творческого самовыражения каждого из них. Наиболее естественным, доступным и интересным практически всем детям на начальном этапе обучения является процесс рисования. По мнению современных учёных: работа пальцами развивает речь. В рисунке повествовать значительно проще. Рисуя, ребёнок отражает и упорядочивает свои знания о мире. Осознаёт себя в нём.
        
Научно обосновано и доказано, что дети, выполняя простейшие движения мышкой развивают сенсорную память, запоминают гораздо быстрее очертания букв, чем если бы они выполняли те же самые движения ручкой на листе бумаги. Возможности графического редактора в этом плане огромные. Графические редакторы ориентированы на процесс “рисования” изображения и комбинирования готовых изображений. Ребёнок может использовать в панели инструментов кисть различной формы, распылитель различной насыщенности для рисования букв. Вставлять рисунки для раскрашивания и тексты. Обучение превращается в занимательную игру, которую ребёнок создаёт собственными руками.
        
Так же существуют готовые флеш-раскраски, которые позволяют сделать работу увлекательной и интересной.
 
4.Средство эмоциональной разгрузки.
 
Детям нравится, когда в конце урока, как поощрение за хорошую работу, им разрешается посмотреть какой-либо видеоклип или ролик, снятый по сюжетам детских песен или мультфильмов (Интернет позволяет без труда находить такой материал). Во время проведения уроков  включение коротких видеозаставок снимает у учеников усталость, повышает заинтересованность в уроке, заряжает новой энергией.
 
5.Средство для создания и использования учебных тренажеров, тестовых заданий.
 
Имея в арсенале работы учебные тренажеры по разным предметам  (созданные самой или позаимствованные у коллег-педагогов в Интернет-сообществе), я могу подготовить урок, коррекционное занятие, учитывая индивидуальные особенности процесса усвоения материала каждым учащимся. А они у наших детей действительно разные. Ребенку дается возможность работать в приемлемом для него темпе, соответственно уровня его актуального развития, но при этом чувствовать себя таким же успешным, как и остальные сверстники.
 
6.Средство для изготовления раздаточного дидактического материала.
 
Имея за плечами опыт  использования возможностей компьютерных технологий  на уроках, могу сказать, что это не просто новое веяние времени, а реальная необходимость. Труд, затраченный на управление познавательной деятельностью учащихся с помощью информационных технологий, оправдывает себя во всех отношениях. Все это в конечном итоге является частицей вклада в проблему адаптации и выживания детей с ограниченными возможностями здоровья в современном мире, наполненном информацией  и новыми технологиями.
А что думают по этому поводу сами дети? Вот некоторые из высказываний, смысл которых можно выразить словами английской пословицы: «Я услышал и забыл. Я увидел и запомнил».
 
 
Сочетание математики и информатики при обучении детей с ОВЗ позволяет не только обучать их по данным предметам, но и применять полученные знания при изучении предметов «Музыка», «Изобразительное искусство», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История и культура Санкт-Петербурга». Овладев основами ИКТ, учащиеся под руководством учителя и с помощью родителей создают и защищают презентации по данным предметам.
 
Таким образом, в школе создана определенная система по обеспечению для детей с ограниченными возможностями   здоровья вариативных  условий для получения образования. Итогом работы школы по созданию условий для обучения  таких детей является следующее:
¾              учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, особенно дети-инвалиды, учатся рядом с домом;
¾              развиваются в климате психологической комфортности;
¾              с ними проводится комплексная коррекционно-развивающая работа, тем самым снижается проблема по преодолению трудностей в образовании;
¾              формируется адекватная позиция родителей по отношению к своим детям и их  особенностям.
 


[2] Сводина В.Н. Интегрированное воспитание школьников с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. – 1998. - №6, стр. 32
[3] Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. - 2001. - №3, стр. 12