462030
Оренбургская область,
Октябрьский район,
поселок Междугорный,
улица Школьная, дом 1.
Директор школы:
Игнатова Лариса Бориславовна
Междугорная основная общеобразовательная школа
(35330) 34-4-48 Фотоальбом О школе Учителя школы Информация для учащихся
Главная -> Дорожная карта введения ФГОС

Дорожная карта введения ФГОС

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Междугорная основная общеобразовательная школа»
 

Принята назаседании педагогического совета
МБОУ«Междугорная ООШ»                                                                                                                         
(протокол № 3 от 05.11.2013 г.)                                                                                                 
 
Утверждена ________________________
Л.Б.Игнатова, директор МБОУ «Междугорная ООШ»                                                                                                                                                                          Приказ от 05.11.2013 г. № ____

 
 
ДОРОЖНАЯ КАРТА
 
ВВЕДЕНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС ООО)
в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Междугорная основная общеобразовательная школа» Октябрьского района Оренбургской области
 
НА ПЕРИОД: ноябрь 2013  – август 2015 года
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Междугорный, 2013

Раздел 1. Общая циклограмма реализации Дорожной карты.
 
 

Обобщенный алгоритм действий по введению ФГОС ООО в
МБОУ «Междугорная ООШ»
             
   
 
   
 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Раздел 2. Реализация основных шагов Дорожной карты.
 
Реализация шага №1 дорожной карты  введения ФГОС ООО:
 
Шаг №1
Позволяет определить состав и руководителей  рабочей группы по внедрению ФГОС ООО; определить порядок работы  рабочей группы; провести текущую теоретическую подготовку по внедрению ФГОС ООО членов  рабочей группы.
 
№ п/п Мероприятия Сроки
1 Организация изучения ФГОС ООО  педагогическим коллективом  школы с опорой на внутренние информационно-методические ресурсы. Постоянно в течение 2013-2014 учебного года
2 Мониторинг уровня готовности основной школы к введению ФГОС ООО. Апрель 2014 г.
Сентябрь 2014 г.
Декабрь 2014 г.
Апрель 2015 г.
3 Формирование банка нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального у ровней, регламентирующих введение и реализацию ФГОС ООО. В течение 2013-2014 учебного года
4 Создание рабочей группы в составе заместителя директора по УВР, педагогов-предметников, классного руководителя 5-го класса  с целью подготовки к введению в штатный режим ФГОС ООО. Ноябрь  2013 г.
5 Утверждение плана работы по введению ФГОС ООО. Ноябрь 2013 г.
6 Прохождение профессиональной переподготовки администрации школы, педагогов-предметников, классных по внедрению ФГОС ООО с опорой на внешние информационно-методические ресурсы. Постоянно в течение 2013-2014 учебного года, в течение I полугодия 2014-2015 учебного года
7 Корректировка основной образовательной программы основного общего образования (ООО ООО). В течение I полугодия 2014-2015 учебного года
 
 
 
Реализация шага №2 дорожной карты введения ФГОС ООО:
 
 
При сравнении целей существующей образовательной системы с новыми стандартами необходимо определить: какие из них ранее не ставились; какие ставились, но не достигались, поскольку их достижение не обеспечивалось содержанием учебных и внеучебных программ, используемыми технологиями.
Особо следует обратить внимание на то, что изменения в содержании программ обусловлены как изменениями в предметных целях, так и в надпредметных целях, которые необходимо включать для этого в учебную программу в качестве отдельных модулей. Внимательно нужно отнестись к изучению вопроса проектирования универсальных учебных действий (УУД) - личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.
Содержание программ внеучебной деятельности должно определяться таким образом, чтобы они вместе с программами по обязательным предметам обеспечивали достижение всех образовательных целей.
Изучение примерной программы по предмету должно повлечь за собой изменение технологии работы учителя.
Рекомендуется использовать технологии уровневой дифференциации, обучения на основе «учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационных и коммуникационных технологий, активных форм обучения (организация работы в группах).
Таким образом, Первым результатом шага №2 по определению необходимых изменений и дополнений в образовательной системе школы должен быть список: изменений в учебных программах, новых программ по предметам; изменений в образовательных технологиях, введение новых технологий, изменение форм контроля образовательного процесса и оценки его результатов; изменений для создания системы внеучебной деятельности, поддерживающей процесс обучения.
Вторым результатом шага №2 является новый проект ООП ООО и учебного плана основного общего образования.
Далее совет школы должен определить свои ресурсные возможности (информационно-методические, материально-технические, кадровые) для обеспечения изменений образовательной системы. Нужно обязательно использовать образовательный, кадровый, материальный потенциал основной  и старшей школы для проводимых изменений.
 
 
 
 
 
1.     Таблица по итогам проблемно-ориентированного анализа.
 
№ п/п Показатели Имеются и соответствуют требованиям ФГОС ООО Имеются, но требуют корректировки в соответствии с ФГОС ООО Отсутствуют и требуют разработки и введения
1 Образовательные цели школы      
2 Структура образовательного процесса
(Учебный план)
     
3 Содержание образовательных программ      
4 Технологии обучения и воспитания      
5 Условия образовательного процесса      
6 Организационные механизмы контроля за образовательным процессом и оценки его результатов      
7 Оснащённость образовательного учреждения в соответствии с требованиями к минимальной оснащенности учебного процесса и оборудованию учебных помещений по ФГОС ООО      
8 Современная модель взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей, культуры, спорта и т.п., обеспечивающих                организацию внеурочной деятельности      
9 Наличие сайта образовательного учреждения с целью обеспечения широкого, постоянного и устойчивого доступа участников образовательного процесса к информации      
 
2.     Способы устранения выявленных на этапе анализа недостатков образовательной системы:
 
№ п/п Недостатки системы образования ОУ Способы устранения
1 Отсутствие необходимых знаний об универсальных учебных действиях как одной из составляющих требований к образовательному процессу ФГОС ООО Повышение квалификации через курсовую подготовку на базе   ИПКи ППРО в течение 2013-2014,2014-2015 учебного года,  через обучающие семинары, организованные в школе, вебинары.
2 Недостаточная осведомленность учителей о ФГОС ООО второго поколения Повышение профессионального уровня (межкурсовая подготовка, самообразование).
3 Недостаточная материально-техническая обеспеченность, оснащённость общеобразовательного учреждения в соответствии с требованиями к минимальной оснащенности учебного процесса и оборудованию учебных помещений в соответствии с ФГОС ООО Оснащение кабинетов и лабораторий необходимыми ресурсами в период с ноября 2013 г. по сентябрь 2015 года и далее.
4 Особенности итоговой оценки достижения планируемых результатов при введении ФГОС ООО (отсутствие опыта) Разработка критериальной базы итоговой оценки (достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых для дальнейшего продолжения образования). Реализация в практике работы.
5 Отсутствие опыта разработки образовательной программы учреждения в требуемом формате и объеме Коллегиальная разработка основной образовательной программы, согласно нормативам ФГОС ООО, примерной ООП ООО, требованиям к условиям реализации ООП (информационно-методическим, материально-техническим, финансово-экономическим, кадровым и психолого-педагогическим обеспечением); требованиям к новому порядку аттестации педагогических работников; требованиям к финансово-экономическим условиям
 
 
3.     План мероприятий по подготовке к введению ФГОС ООО:
 
Цель:обеспечение условий для введения и реализации ФГОС ООО в 5 классе с 01 сентября 2015 года
Задачи:
·                   Разработать локальные нормативные акты, регулирующие подготовку и введение ФГОС ООО в 5 классе;
·                   Разработать проект Основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО);
 
№ п/п Мероприятия Сроки Ожидаемый результат Исполнители
1.      Нормативно-правовой аспект:
1.1. Внесение необходимых изменений в Устав школы До сентября 2015 г. Регистрация изменений в налоговом органе Администрация
1.2. Приведение локальных актов школы в соответствие с требованиями ФГОС ООО (штатное расписание,  должностные инструкции классных руководителей, администрации, педагогических работников, участвующих в эксперименте, режим функционирования школы на II ступени (в т. ч. учебный план и расписание), положение о мониторинге образовательного процесса в основной школе, положение  о параметрах и критериях оценки результативности работы педагогов, участвующих в эксперименте, положение о стимулирующих выплатах и другие локальные акты) Май 2015 г. Локальные акты Директор школы
Заместитель директора по УВР
Рабочая (проектная) группа по введению
ФГОС ООО
1.3. Утверждение основной образовательной программы основного общего образования с учетом потребностей и запросов обучающихся, их родителей (законных представителей) – на основе требований ФГОС ООО  и примерной ООП ООО До 01.09.2015 ООП ООО школы Педагогический совет и Совет школы
1.4. Утверждение рабочих программ учителей-предметников по учебным предметам и внеклассной работе  с учетом изменений предметных,  метапредметных целей, личностных результатов До 01.09.2015 Рабочие программы Педагогический совет, заместитель   директора по УВР
1.5. Утверждение перечня УМК для  обучающихся 5-х классов на 2015 - 2016 учебный год в соответствии федеральным перечнем До 01.09.2015 Школьный перечень УМК для 5-х классов в соответствии с ФГОС ООО Педагогический совет, заместитель директора по УВР, отв. за сохранность учебников
2.      Организационно-управленческий аспект:
2.1. Заседания  проектной (рабочей) групп.
Цель: координация деятельности педагогического коллектива по подготовке к введению ФГОС ООО с.01.09.2015 г.
1 раз в течение 2-х месяцев в течение 2013-2014 и 2014-2015 учебного года План работы, мониторинг подготовки школы к введению
ФГОС ООО
Рабочая (проектная) группа по введению ФГОС ООО
2.2. Участие рабочей группы школы в семинарах и встречах пилотных школ (очных и дистанционных) в рамках подготовки к введению ФГОС ООО В течение 2013-2014 и 2014-2015 учебного года Методическая поддержка  ИПКиППРО Директор  школы, заместитель директора по УВР
2.3. Анализ имеющихся условий (кадровых, материально-технических, учебно-методических и информационных, финансовых), их соответствие/несоответствие  требованиям ФГОС ООО (разрывы)  определение дефицитов в имеющихся условиях и мер по их устранению (в соответствии с имеющимися возможностями) (в соответствие с разработанной моделью мониторинга) Постоянно Аналитическая справка
План мероприятий
Рабочая (проектная) группа по введению ФГОС ООО
2.4. Разработка и утверждение плана мероприятий по проектированию ООП ООО Май-июнь 2014 План мероприятий Рабочая (проектная) группа по введению ФГОС ООО, заместитель директора по УВР
2.5. Разработка проектаосновной образовательной программы основного общего образования с учетом потребностей и запросов обучающихся, их родителей (законных представителей) – на основе требований ФГОС ООО  и примерной ООП ООО Июнь – август 2014 Проект
ООП ООО школы
Заместитель директора по УВР
2.6. Обсуждение проекта ООП ООО школы До 31.08.2014 Скорректированная
ООП ООО школы
Педагогический совет, Совет школы
 
2.7. Разработка рабочих образовательных программ по учебным предметам и внеклассной работе  с учетом изменений предметных,  метапредметных целей, личностных результатов Июнь-август  2015 г. Утверждение программ Педагогический совет школы, заместитель   директора по УВР
2.8. Приведение учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса в соответствие с требованиями целей и планируемых результатов освоения основной образовательной программы  основного общего образования: выбор УМС, обеспечение учебниками обучающихся 5-х классов на 2015 - 2016 учебный год в соответствии с федеральным перечнем До мая 2015 г. Информационно-библиотечный  фонд школы Заместитель директора по УВР, отв. за сохранность учебников
 
 
 
2.9. Психолого-педагогическая диагностика готовности обучающихся 4 класса (2014-2015 учебный год) к переходу на ФГОС ООО с 01.09.2015 года Май 2015 Аналитическая справка Заместитель директора по УВР классный руководитель 4-х классов
2.10. Организация внеурочной деятельности в основной школе:
кружки, клубы, секции,  интеллектуальные и творческие конкурсы, олимпиады различного уровня, спортивные соревнования и т.д.
До 01.09.2015 г. Модель внеурочной деятельности – программа внеурочной деятельности обучающихся основной школы Заместитель директора по УВР, старший  вожатый
 
2.11. Апробация образовательных практик с учетом возрастного и деятельностного подходов (в рамках внеурочной деятельности):
·                     краткосрочные межпредметные проекты;
·                     естественнонаучные практикумы;
·                     погружение и т.д.
В течение 2014-2015 учебного года
 
Реализация межпредметных краткосрочных проектов
 
 
Классные руководители,                         
заместитель директора школы по УВР,  старший  вожатый
3.      Информационно-методический аспект:
3.1. Изучение педагогическим коллективом образовательных стандартов второго поколения. Проведение совещаний  семинаров с педагогическим коллективом в целом и учителями основной школы в частности по изучению:
·                                Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
·                                Нормативно-правовых документов, регулирующих введение ФГОС ООО;
·                                Программы формирования универсальных учебных действий;
·                                Программы организации внеурочной деятельности школьников;
·                                Санитарно-гигиенических требований
В течение 2013-2014 и 2014-2015 учебного года
 
Удостоверения о курсах повышения квалификации, программа внутришкольного обучения педагогических и руководящих работников по вопросам внедрения и реализации ФГОС ООО
(см. Приложение 1 к Дорожной карте)
Директор школы,
Заместитель директора по   УВР,  
3.2. Участие в работе (просмотр записей) вебинаров по темам, касающимся введения ФГОС ООО По расписанию вебинаров Методическая поддержка Заместитель директора УВР
3.3. Создание в школе подборки методической литературы по вопросам введения ФГОС ООО В течение 2013-2014 учебного года
 
Подборка литературы                     на электронных носителях, печатные издания, размещение материалов на сайте школы Заместитель директора по УВР
3.4. Информирование родителей (законных представителей) о ходе подготовки к введению ФГОС ООО с 01.09.2015 г. (5-е классы), с 01.09.2016 (6-е классы), начале реализации ФГОС ООО Сентябрь 2014 г.
Сентябрь 2015 г.
Общешкольное родительское собрание, сайт школы, публикации в СМИ Директор школы
Заместитель директора по УВР
3.5. Промежуточная рефлексия эффективности использования в образовательном процессе основной школы инновационных технологий (метапредметный подход в обучении, исследовательский метод, метод проектов, рейтинговая система оценки, обучение на интерактивной основе, ИКТ, технология деятельностного подхода и др.)   В течение 2013-2014 учебного года
 
отчет педагогов по самообразованию
 
Заместитель директора по УВР,  старший вожатый
 
3.6. Изучение, обобщение и внедрение успешного опыта учителей по формированию универсальных учебных действий,  успешного опыта проведения интеллектуальных и социальных практик с обучающимися основной школы По планам работы Самоотчеты учителей основной школы на заседаниях педагогического совета, УМП Творческие группы по введению ФГОС ООО  
3.7. Обновление информации на странице «ФГОС ООО» школьного сайта 
  
По мере поступления Информационный раздел о введении ФГОС ООО на школьном сайте Ответственный за ведение сайта школы
4.      Кадровый аспект:
4.1. Выявление образовательных потребностей педагогического состава с целью внесения изменений в план повышения квалификации учителей Август 2013 г. Перспективный  план повышения квалификации педагогических работников Заместитель директора по   УВР
4.2. Обеспечение условий для непрерывного профессионального развития педагогических работников школы В течение 2013-2014, 2014-2015 учебного года
4.3. Участие в курсовых мероприятиях для учителей основной школы, посвященных особенностям перехода на федеральный государственный образовательный стандарт  основного общего образования, в том числе по использованию в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа В течение 2013-2014, 2014-2015 учебного года Методические материалы, сайт ОУ Заместитель директора по  УВР
4.4.  Обновление должностных инструкций в соответствии с ФГОС ООО До 31.05.2015 Приказ об утверждении и введении в действие Рабочая группа по введению
ФГОС ООО
5.      Материально-технический аспект:
5.1. Экспертиза материально-технической базы школы   соответствие/несоответствие требованиям ФГОС ООО учебных кабинетов (паспортизация кабинетов) Май 2014
Декабрь 2015
Перечень оборудования учебных кабинетов, лабораторий Директор школы,   Заместитель директора по УВР и   заведующие учебными кабинетами
 
Реализация шага №3 дорожной карты введения ФГОС ООО:
 
 
Результатом шага №3 является создание сводной программы изменений и дополнений образовательной системы основной школы, соответствующей ФГОС ООО.
 
 
№ п/п Единичные проекты по Реализации ФГОС ООО в период «пилотирования» / Наименование мероприятий Годы и месяцы Ожидаемые Результаты (продукты, услуги) Ответственные, руководители проектных групп, ответственные
2013-2014 учебный год 2014-2015 учебный год
04 05 06 08 09 10 11 12 01 02 03 04 05 06 08
1 Разработка паспорта-алгоритма, программы формирования у обучающихся основной школы
УУД – универсальных учебных действий
                              Паспорт-алгоритм, программы формирования у обучающихся УУД Заместитель директора по УВР   
2 Разработка рабочих программ по учебным предметам в соответствии с требованиями ФГОС ООО для 5-х классов:
П – в качестве проекта
Л – в качестве локального акта
    П П П  
 
Обсуждение и корректировка документов
Л Л Рабочие программы по предметам Заместитель директора по УВР  учителя-предметники
3 Разработка модели внеУВРочной деятельности:
П – в качестве проекта
Л – в качестве локального акта
  П П П П  
 
Обсуждение и корректировка документов
Л Л Модель внеурочной деятельности, программы курсов внеурочной деятельности Заместитель директора по УВР, старший вожатый
4 Разработка планируемых результатов  в ООП ООО
(5-е классы):
П – в качестве проекта
Л – в качестве локального акта
 
  П П П  
Обсуждение и корректировка документа
Л Л Л Раздел ООП ООО Заместитель директора по УВР
5 Разработка учебного плана:
П – в качестве проекта
Л – в качестве локального акта
  П П П Обсуждение и корректировка документа Л Л Л     Учебный план Заместитель директора по УВР
6 Разработка программы духовно-нравственного развития и воспитания:
П – в качестве проекта
Л – в качестве локального акта
  П П П П  
Обсуждение и корректировка документа
Л Л Программа духовно-нравственного развития и воспитания Заместитель директора по УВР,
Старший вожатый, классные руководители
7 Разработка программы формирования культуры здорового образа жизни   П П П П  
Обсуждение и корректировка документа
Л Л Программа формирования культуры здорового образа жизни Заместитель директора по УВР, старший вожатый классные руководители
8 Разработка системы оценки планируемых результатов освоения программы основного общего образования (5,6 класс)   П П П  
Обсуждение и корректировка СОКО
Л Л Раздел ООП ООО Заместитель директора по УВР
 
Реализация шага №4 дорожной карты  введения ФГОС ООО:
 
Для эффективной реализации программы изменений и дополнений образовательной системы основного общего образования необходимо создать систему организационных механизмов управления его реализацией.
Для проведения контроля нужно определить, каким способом будет получена необходимая информация - посредством изучения документации, в процессе собеседования с исполнителями, с помощью наблюдения за деятельностью, из отчетного доклада педагогов. Необходимо разработать и утвердить на заседании совета определенную форму отчета исполнителей о ходе реализации конкретного проекта.
Сбор информации о состоянии работ по проекту может идти ежемесячно. Контроль также осуществляется по мере необходимости в случаях, когда были предложены меры по предотвращению возможных сбоев, если выявлена недисциплинированность или недостаточная ответственность отдельных исполнителей. В этих ситуациях оперативно принимаются решения о проведении дополнительных контрольных мероприятий. Эффективный контроль должен поддерживать у педагогов желание достигать необходимых результатов в реализации нововведений.
Контроль завершается анализом полученной информации и принятием решения. Контроль осуществляет руководитель рабочей группы. Он периодически информирует координационный совет школы  по введению ФГОС ООО, педагогический совет и администрацию школы о ходе работ.
Результатом шага №4 является модернизированная образовательная система основного общего образования школы, соответствующая ФГОС ООО и обеспечивающая ожидаемые изменения в результатах образовательного процесса по сравнению с ранее действующей системой.
 
№ п/п Объект контроля Ответственный Методы сбора информации Сроки
1 Степень освоения педагогами новой образовательной программы Заместитель директора по   УВР Собеседование Май 2014
2 Степень обеспеченности материально-техническими ресурсами Директор школы Изучение документации 2-3 раза в год
3 Проект образовательной программы основной школы в соответствии с ФГОС ООО Рабочая (проектная) группа по введению ФГОС ООО, заместитель директора по УВР Изучение документации, собеседование Май 2014
4 Приведение нормативной базы школы в соответствие с требованиями ФГОС ООО Директор, Заместитель директора по УВР Изучение документации До 31.05.2015

Приложение 1. Программа внутршикольного обучения педагогических и руководящих работников по вопросам внедрения и  реализации ФГОС ООО.
 

п/п
Наименование модулей и тем Форма контроля
1 Нормативно-правовой модуль  
1.1 Правовое регулирование сферы образования в Российской Федерации и Оренбургской области  
1.2 ФГОС основного общего образования в контексте государственной образовательной политики  
2 Основы и проблемы проектирования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО Ответы на проблемные вопросы и тестирование
2.1 Структура ФГОС ООО. Дорожная карта введения ФГОС ООО  
2.2 Ключевые особенности и методология ФГОС ООО  
2.3 Примерная основная образовательная программа общего образования (структура, содержание и рекомендации по составлению), её статус и связь с ФГОС ООО, образовательной программой школы и базисным учебным планом  
2.4 Об условиях труда учителя в условиях внедрения ФГОС ООО. Готовность педагога к инновационной деятельности в условиях введения ФГОС ООО  
2.5 Планируемые результаты обучения: критерии и пути их оценки. УУД: суть понятия и методология их проектирования  
2.6 Оценка готовности педагогов к введению ФГОС ООО и её критерии. Диагностика возможных затруднений  
3 Психолого-педагогическое сопровождение внедрения ФГОС ООО Тестирование
3.1 Системно-деятельностный и компетентностный подходы как методологическая основа реализации ФГОС ООО  
3.2 Формирование психологической готовности учителя к инновационной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО  
3.3 Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС ООО  
3.4 Индивидуальные образовательные траектории в деятельности педагога  
4. Организация внеурочной и воспитательной работы в рамках ФГОС ООО  
4.1 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как основа организации воспитательного процесса. Разработка и реализация программы духовно-нравственного воспитания обучающихся в образовательном учреждении Тестирование
4.2 Проектирование содержания воспитательной деятельности и критерии её оценки в условиях апробации и внедрения ФГОС ООО.Механизмы, обеспечивающие реализацию воспитательной составляющей ФГОС ООО  
4.3 Модели организации и проектирование  внеурочной деятельности  
4.4 Организация работы с родителями в рамках внедрения ФГОС ООО  
4.5 Дополнительное образование и детское общественное движение в системе воспитательной работы школы при реализации ФГОС ООО Творческий проект «Педагогическая поддержка и социализации ребенка во внеурочной воспитательной деятельности»
4.6 Региональный аспект организации воспитательной работы в рамках ФГОС ООО: концепция социального воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи  
5 Лингво-риторические основы формирования профессионального имиджа в условиях внедрения ФГОС ООО  
5.1 Профессионально-речевая культура современного учителя Редактирование текстов, содержащих различные виды речевых ошибок
5.2 Лингво-риторические компетенции педагога как основа формирования его профессионального имиджа Участие в устном анализе видеофрагментов, выступление перед аудиторией
5.3 Коммуникативная компетентность современного учителя  
6 Практика внедрения ФГОС ООО: общие вопросы  
6.1 Информационно-образовательная среда современного учителя и  направления её развития в контексте введения ФГОС ООО  
6.2 Современные ИКТ и ЦОР  
7 Новые подходы к контролю и оценке результатов обучения в условиях реализации ФГОС ООО: общие вопросы Ответы на проблемные вопросы и тестирование
7.1 Оценивание образовательных достижений обучающихся в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта. Планируемые результаты обучения как основа для разработки контрольно-измерительных материалов.  
7.2 Программные средства разработки КИМ. Дистанционные формы организации контроля результатов учебной деятельности обучающихся.  
8 Актуальные проблемы теоретических основ преподавания дисциплины Тестирование
9 Предметная урочная деятельность в условиях реализации ФГОС ООО  
9.1 Рабочая программа по предмету. Ее структура, алгоритм составления, экспертиза Разработка проекта рабочей программы учителя
9.2 Проектирование современных уроков в условиях реализации ФГОС ООО Разработка конструкта УВРока в соответствии с требованиями ФГОС ООО
9.3 Технологии обучения, реализующие системно-деятельностный подход  
9.4 Современное обеспечение образовательного процесса по предмету в соответствии с ФГОС нового поколения Анализ УМС, обеспечивающих реализацию ФГОС ООО
9.5 Универсальные учебные действия (УУД) как главный результат освоения ООП Формирование банка заданий и работ, направленных на формирование УУД по предмету
9.6 Система оценки достижения планируемых результатов основного общего образования в соответствии с ФГОС Разработка комплекса заданий для оценки уровня реализации требований к результатам образования в соответствии с
ФГОС ООО
10 Предметная внеурочная деятельность в условиях реализации ФГОС ООО Разработка модуля «Внеурочная деятельность» для рабочей программы учителя

 Карта самооценки«Организация введения ФГОС ООО в ОУ»
 
№ п/п Этапы (необходимые шаги) + -
1. разработана    и    утверждена    основная    образовательная    программа начального общего образования образовательного учреждения; включая урочную и внеурочную деятельность.  
 
 
 
2. нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т. п.);    
3. приведены  в  соответствие  с требованиями  ФГОС  основного общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения;    
4. определен   список   учебников   и   учебных   пособий,   используемых   в образовательном процессе, в соответствии с ФГОС основного общего
образования;
   
5. разработаны     локальные     акты,     регламентирующих     установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих  надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии   с   НСОТ;   заключены   дополнительные   соглашения   к трудовому договору с педагогическими работниками; изданы соответствующие приказы.    
6. определена      оптимальная     для     реализации     модель     организации образовательного  процесса,   обеспечивающая  организацию  внеурочной деятельности    обучающихся    (например,    модель    взаимодействия    с учреждениями(ем) дополнительного образования детей);    
7. разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС ООО;    
8. осуществлено повышение квалификации всех учителей -предметников и других педагогических работников(возможно   поэтапно   по   мере   введения   ФГОС   начального   общего образования);    
9. обеспечены   кадровые,   финансовые,   материально-технические   и   иные условия реализации  основной  образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Проверка выполнения  введения  ФГОС
 
Реализация шага №1 дорожной карты  введения ФГОС
Создание совета и рабочей группы для разработки и управления программой измененийи дополнений образовательной системы школы
Шаг №1 позволяет: определить состав и руководителей совета и рабочей группы по внедрению ФГОС; определить порядок работы совета и рабочей группы; провести текущую теоретическую подготовку по внедрению ФГОС членов совета и рабочей группы.
 
Реализация шага №2 дорожной карты введения ФГОС 
Определение изменений и дополнений, вносимых в образовательную систему
На этом этапе работы совет должен получить ответ на вопрос: «Что необходимо изменить в существующей образовательной системе, чтобы привести ее в соответствие с нормативной моделью, определяемой ФГОС?» Для этого совету необходимо определить, какие изменения требуется произвести: в образовательных целях; в условиях реализации образовательных программ (кадровых, финансовых, материально-технических и пр.); в учебном плане.
В результате этой работы должен быть создан перечень необходимых изменений и дополнений в элементах образовательной системы средней ступени образовательного учреждения.
При сравнении целей существующей образовательной системы с новыми стандартами необходимо определить: какие из них ранее не ставились; какие ставились, но не достигались, поскольку их достижение не обеспечивалось содержанием учебных и внеучебных программ, используемыми технологиями.
Особо следует обратить внимание на то, что изменения в содержании программ обусловлены как изменениями в предметных целях, так и в надпредметных целях, которые необходимо включать для этого в учебную программу в качестве отдельных модулей. Внимательно нужно отнестись к изучению вопроса проектирования универсальных учебных действий - личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.
Содержание программ внеучебной деятельности должно определяться таким образом, чтобы они вместе с программами по обязательным предметам обеспечивали достижение всех образовательных целей.
Изучение примерной программы по предмету должно повлечь за собой изменение технологии работы учителя.
Рекомендуется использовать технологии уровневой дифференциации, обучения на основе «учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационных и коммуникационных технологий, активных форм обучения (организация работы в группах).
Таким образом, первым результатом шага №2 по определению необходимых изменений и дополнений в образовательной системе школы должен быть список: изменений в учебных программах, новых программ по предметам; изменений в образовательных технологиях, введение новых технологий, изменение форм контроля образовательного процесса и оценки его результатов; изменений для создания системы внеучебной деятельности, поддерживающей процесс обучения.
 
 
Реализация шага №3 дорожной карты введения ФГОС
Разработка единичных проектов изменений в сводную программу изменений и дополнений
Этот шаг дает возможность увидеть полностью все изменения на этапе основного образования как в самом обобщенном виде, то есть через изменения учебного плана, так и конкретизированными по отдельным предметам, технологиям, формам контроля, программам воспитательной работы, ресурсам. Каждая проектная группа, за которой закреплены определенные темы, должна спроектировать эти изменения и создать свой единичный проект изменений. Теперь надо понять, кто, где, как будет осуществлять все эти изменения.
Задача совета состоит сейчас в том, чтобы обеспечить полноту и связность всех единичных проектов. Связь между проектами состоит в передаче результата, получаемого одной микрогруппой, другой микрогруппе для усиления совместного образовательного эффекта.
Результатом шага №3является создание сводной программы изменений и дополнений образовательной системы основной ступени образовательного учреждения, соответствующей новым ФГОС ООО иразработка плана-графика изменений и дополнений образовательной системы основной ступени.
План-график реализации изменений и дополнений образовательной системы основной школы - это временная модель, определяющая процесс перехода от существующей образовательной системы к желаемой. При разработке плана-графика модернизации образовательной системы основной ступени школы необходимо согласовать по срокам все единичные проекты, обеспечив их общую скоординированность.
 Таким образом, в результате шага №4 мы получаем: сроки начала и окончания реализации единичных проектов; сроки реализации программы изменений и дополнений в целом.
 Реализация шага №5  Дорожной карты по введению ФГОС
Контроль за реализацией запланированных изменений в образовательной  системе школы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список литературы:
 
1.                   Анохина,  Г.М. Личностно адаптированная система обучения: методология, психология, технология. – Воронеж: ВОИПКРО, 2002.
2.                   Блохин, А.А. Риски введения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения/ А.А. Блохин, С.В. Монахов // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 69-76.
3.                   Буторина Е.П., Евграфова С.М. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – М., 2009.
4.                   Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.
5.                   Григорьев, Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя - М.: Просвещение, 2011.
6.                   Диагностика и мониторинг в сфере воспитания: Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. – М.: Педагогическое общество России, 2006.
7.                   Дополнительное образование детей в национальной образовательной стратегии / отв. ред. Я. В. Семичева. - Москва: Про - пресс, 2011.
8.                   Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /под ред. О.Е.Лебедева. – М.:ВЛАДОС, 2008. 
9.                   Евладова, Е.Б., Петракова Т.И. Содержание и организация воспитания и дополнительного образования в школе. – М.:ВЛАДОС, 2007.
10.                Еванченко, В.Н. Взаимодействие общего и дополнительного образования детей: новые подходы. – Ростов-на-Дону: Учитель, 2007.
11.                Инклюзивное образование: ключевые понятия / авт.-сост.: Н. В. Борисова, С. А. Прушинский. - Москва : Транзит-Икс, 2009.
12.                Инклюзивное образование: методология, практика, технология [Текст] = Inclisive education methodology practice technology: материалы Международной научно-практической конференции, 20-22 июня 2011 года /сост.: Ертанова О. Н. - Москва: МГППУ, 2011.
13.                Ковалева, Г.С. Стандарт общего образования второго поколения: новые идеи в оценке образовательных результатов. – Народное образование. -  2010. - №5. -  С. 144-153.
14.                Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб., 2002.
15.                Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / под ред. А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А.Тишкова. – М.: Просвещение, 2010.
16.                Кузнецов И.Н. Современная деловая риторика. – М., 2007
17.                Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии: монография / отв. ред. В. В.Сериков. – Волгоград, 2000.
18.                Малофеев, Н.Н. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения. – Дефектология. -  2010. - №1. -  С. 6-22.
19.                Медова Н.А. Инклюзивное образование  в парадигме развития национальных образовательных систем // Философия образования.  - 2011. - Т. 36.  - № 3.  -С. 160-164.
20.                Низиенко, Е.Л. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Е.Л. Низиенко, Л.В. Шмелькова // Администратор образования. – 2010. – № 3. – С. 3-9.
21.                Оценка качества воспитания в образовательных учреждениях / отв. ред. Л.Е. КУВРнешова. – М.: Московский центр качества образования, 2010.
22.                Патрушев, С.Б., Птушкин Г.С., Траулько Е.В., Пустовой Н.В. Теоретические основы формирования государственных специализированных образовательных стандартов для лиц с ограниченными возможностями здоровья // Среднее профессиональное образование. - 2009. - № 1. -  С. 15-17.
23.                Письмо Управления оценки качества образования Рособрнадзора от 23.12.2010 № 10­5/12  «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» // Вестник образования. – 2011. - №5.                                
24.                Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» // Вестник образования. – 2011. - №7.   
25.                Приказ Министерства образования и науки РФ от 17  декабря  2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
26.                Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2010.
27.                Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Под ред. В. В. Рубцова. – М, 2010.
28.                Самоукина, Н.В. Психология профессиональной деятельности. – СПб., 2008.
29.                Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия. – М, 2010.
30.                Степанов, П. Диагностика, анализ и планирование процесса воспитания / П. Степанов И. Степанова. – М.: Педагогический поиск, 2007.
31.                Тарасова, Е. Инклюзивное образование: все включены! // Практический журнал для учителя и администрации школы. -  2010. -  № 10. - 
32.                Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения: Как учить всех по-разному. – М., 2005.