462030
Оренбургская область,
Октябрьский район,
поселок Междугорный,
улица Школьная, дом 1.
Директор школы:
Игнатова Лариса Бориславовна
Междугорная основная общеобразовательная школа
(35330) 34-4-48 Фотоальбом О школе Учителя школы Информация для учащихся

Современный урок

«Современный урок - как основа эффективного и качественного образования».
Цель: повышение интереса педагогов к современным технологиям, необходимым
для реализации учебного успеха обучающихся.
Задачи:
• сравнить традиционный урок и урок современного типа
• определить критерии эффективности современного урока;
• проверить схему оценки психологического качества урока.
« Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи
«Учитель живёт до тех пор, пока он учится. Как
только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель».
Ушинский
1. Вступительное слово
Оценка профессионального мастерства учителя позволяет выявить
профессиональные затруднения, своевременно оказывать учителю помощь, видеть его
рост, способствовать успешной аттестации.
Анализ урока необходим для повышения качества обучения. Однако в
традиционных схемах анализа уделяется так много внимания личности учителя, что для
личности ученика места попросту не остается. Конечно, учитель продолжает оставаться
главным действующим лицом урока, и его деятельность должна анализироваться.
Вопрос в том, что наиболее ценно в деятельности учителя?
Качество образования приобретает полную зависимость от понимания конкретным
учителем сущности той педагогической позиции, которую он избирает. При такой
расстановке акцентов невозможно обойтись без содержательных критериев оценки
эффективности урока.
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и
содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие
бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем
держалась традиционная и стоит современная школа.
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад,
встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.Как для учеников,
так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком
понимании этого слова.
Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для
будущего.
2. Организация первой части работы по графической схеме «ЗХУ» («Знаем.
Хотим узнать. Узнали»). Разъяснение 1 и 2 колонки. Фронтальное обсуждение,
заполнение 1 и 2 колонок общей схемы на доске.
3. Сопоставление традиционного и современного урока.
В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному
уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам
обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.
Попробуем вместе сравнить особенности современного и традиционного уроков (2
команды).
Этапы урока Традиционный урок Урок современного типа
Объявление
темы урока
Учитель сообщает обучающимся. Формулируют сами обучающиеся.
Сообщение
целей и задач
Учитель формулирует и сообщает
обучающимся, чему должны
научиться.
Формулируют сами обучающиеся,
определив границы знания и
незнания.
Планирование Учитель сообщает обучающимся,
какую работу они должны
выполнить, чтобы достичь цели.
Планирование обучающимися
способов достижения намеченной
цели.
Практическая
деятельность
учащихся
Под руководством учителя
обучающиеся выполняют ряд
практических задач (чаще
применяется фронтальный метод
организации деятельности).
Обучающиеся осуществляют
учебные действия по намеченному
плану (применяется групповой,
индивидуальный методы).
Осуществление
контроля
Учитель осуществляет контроль за
выполнением обучающимися
практической работы.
Обучающиеся осуществляют
контроль (применяются формы
самоконтроля, взаимоконтроля).
Осуществление
коррекции
Учитель в ходе выполнения и по
итогам выполненной работы
обучающимися осуществляет
коррекцию.
Обучающиеся формулируют
затруднения и осуществляют
коррекцию самостоятельно.
Оценивание
обучающихся
Учитель осуществляет оценивание
обучающихся за работу на уроке.
Обучающиеся дают оценку
деятельности по ее результатам
(самооценивание, оценивание
результатов деятельности
товарищей).
Итог урока Учитель выясняет у обучающихся,
что они запомнили.
Проводится рефлексия.
4. Определение критериев эффективности современного урока
Изучение литературы по вопросам анализа урока показал, что существует много
критериев эффективности урока. Давайте, сейчас мы с вами определим для себя
критерии эффективности современного урока. Это поможет нам одинаково подходить к
Знаем Хотим узнать Узнали
анализу урока. Пожалуйста, напишите на цветных листочках два наиболее важных для
вас критерия.
Время выполнения задания — 3 минуты.
Затем участники по очереди зачитывают свои карточки и объясняют смысл
написанного. Карточки вывешиваются на доску.
В это же время происходит группировка карточек в зависимости от того,
насколько близки суждения участников. Психолог группирует карточки в соответствии
с мнениями участников, каждый раз добиваясь согласия по поводу того или иного
варианта группировки. Каждой группе критериев дается общее название, которое
записывается на ватмане.
Критерии оценки эффективности урока:
• усвоение учащимися определенных знаний;
• развитие общеучебных умений и навыков;
• включенность учащихся в учебную деятельность;
• развитие у учащихся познавательных процессов;
• развитие рефлексии и оценочной деятельности;
• связь учебного материала с жизненным опытом учащихся;
• индивидуализация и дифференциация заданий;
• степень утомляемости учащихся во время учебной деятельности;
• позиция педагога в учебном процессе (руководитель, организатор познавательной
деятельности, игровой деятельности, управляющий групповым взаимодействием);
• характеристика деятельности учащихся на уроке (интерес, активность, понимание
материала и его значения);
• уровень подготовленности учителя к уроку и методика преподавания.
А теперь давайте сравним, насколько традиционный урок соответствует
выведенным критериям. Из таблицы, составленной нами ранее, видно, что данные
критерии эффективного урока относятся в большей степени к уроку современного типа.
Выводы: что нового появляется в уроке при реализации ФГОС второго поколения?
В чем плюсы?
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Предмет
изменений
Традиционная деятельность
учителя
Деятельность учителя,
работающего по ФГОС
Подготовка к
уроку
Учитель пользуется жестко
структурированным конспектом
урока
Учитель пользуется сценарным
планом урока, предоставляющим
ему свободу в выборе форм,
способов и приемов обучения
При подготовке к уроку учитель
использует учебник и методические
рекомендации
При подготовке к уроку учитель
использует учебник и методические
рекомендации, интернет-ресурсы,
материалы коллег. Обменивается
конспектами с коллегами
Основные этапы
урока
Объяснение и закрепление
учебного материала. Большое
количество времени занимает речь
учителя
Самостоятельная деятельность
обучающихся (более половины
времени урока)
Главная цель
учителя на уроке
Успеть выполнить все, что
запланировано
Организовать деятельность детей:
• по поиску и обработке
информации;
• обобщению способов действия;
• постановке учебной задачи и т. д.
Формулирование
заданий для
обучающихся
(определение
деятельности
детей)
Формулировки: решите, спишите,
сравните, найдите, выпишите,
выполните и т. д.
Формулировки: проанализируйте,
докажите (объясните), сравните,
выразите символом, создайте схему
или модель, продолжите, обобщите
(сделайте вывод), выберите
решение или способ решения,
исследуйте, оцените, измените,
придумайте и т. д.
Форма урока Преимущественно фронтальная Преимущественно групповая и/или
индивидуальная
Нестандартное
ведение уроков
Учитель ведет урок в параллельном
классе, урок ведут два педагога
(совместно с учителями
информатики, психологами и
логопедами), урок проходит с
поддержкой тьютора или в
присутствии родителей
обучающихся
Взаимодействие
с родителями
обучающихся
Происходит в виде лекций,
родители не включены в
образовательный процесс
Информированность родителей
обучающихся. Они имеют
возможность участвовать в
образовательном процессе.
Общение учителя с родителями
школьников может осуществляться
при помощи Интернета
Образовательная
среда
Создается учителем. Выставки
работ обучающихся
Создается обучающимися (дети
изготавливают учебный материал,
проводят презентации).
Зонирование классов, холлов
Результаты
обучения
Предметные результаты Не только предметные результаты,
но и личностные, метапредметные
Нет портфолио обучающегося Создание портфолио
Основная оценка – оценка учителя Ориентир на самооценку
обучающегося, формирование
адекватной самооценки
Важны положительные оценки
учеников по итогам контрольных
Учет динамики результатов
обучения детей относительно самих
работ себя. Оценка промежуточных
результатов обучения
5. Слово психолога: Современные дети значительно отличаются от тех, для
которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь
изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:
-резко возросла информированность детей;
-современные дети относительно мало читают, особенно классическую
художественную литературу;
-несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных
типов мышления;
- ограниченность общения со сверстниками.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится
использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения
самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать
гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика
должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие
способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным
подходом в обучении выступает системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на
решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является
- применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и
пр.;
- создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать
свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с
поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.
И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться;
учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой
деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
6.Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:
Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной
программы.
Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с
ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для
дифференцированной работы и домашнее задание).
Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе,
разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
Продумать форму подведения итогов урока.
Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
Современный урок строится на основе использования технических средств с
применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.
7.Организация итоговой части работы по графической схеме «ЗХУ» («Знаем.
Хотим узнать. Узнали»). Фронтальное обсуждение, заполнение 3 колонки общей схемы
на доске.
Знаем Хотим узнать Узнали