462030
Оренбургская область,
Октябрьский район,
поселок Междугорный,
улица Школьная, дом 1.
Директор школы:
Игнатова Лариса Бориславовна
Междугорная основная общеобразовательная школа
(35330) 34-4-48 Фотоальбом О школе Учителя школы Информация для учащихся
Главная -> Рабочие программы по предметам -> рабочие программы биология 5-9

рабочие программы биология 5-9

Филиал муниципального бюджетного  общеобразовательного учреждения
«Октябрьская средняя общеобразовательная школа» в п.Междугорный
Октябрьского района  Оренбургской области
 
РАССМОТРЕНО           СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО
__________ руководитель ШМО
Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «ОСОШ» 
Протокол №
от «28» августа 2019г.
________________  Игнатов В.П.
от «28» августа 2019г.
___________ Попова И.В.
Приказ №  45 от 01.09.2019
     
     
     
     
 
 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
 
Наименование  учебного  предмета: БИОЛОГИЯ
Класс:  5- 9
Срок  реализации программы:  5 лет
Год составления программы:  2019 г.
Количество часов по учебному плану   всего:
5 класс - 35 часов в год; 1 час в неделю
6 класс - 70 часов в год; 2  часа в неделю
7 класс - 70 часов в год; 2 часа в неделю
8 класс - 70 часов в год; 2  часа в неделю
9 класс - 68 часов в год; 2 часа в неделю                                
Рабочая программа составлена на основе примерной  основной образовательной  программы  основного  общего образования (одобрена решением ФУМО ООО протокол от 8 апреля 2015г. №1/15)
Рабочую программу составила (и): ШМО учителей биологии
 
 
 
 
 
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология»
Личностные результаты:
  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;
  • реализация установок здорового образа жизни;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
 Предметными результатамиосвоения выпускниками основной школы программы по биологии являются
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
  • приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
  • различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
В ценностно-ориентационной сфере:
  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
В сфере трудовой деятельности: знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).                                                                                   
В сфере физической деятельности:освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
В эстетической сфере:  овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
 
 
Биология 5  класс.
 
Обучающийся научится:
- пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
- овладеет системой биологических знаний - понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
- освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
- приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- ориентироваться в системе познавательных ценностей - воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
- создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
 
Биология 6 класс.
 Обучающийся научится:
- выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
- аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, грибов и бактерий;
- аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
- осуществлять классификацию биологических объектов (растений, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
- раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
- объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений на примерах сопоставления биологических объектов;
- выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
- сравнивать биологические объекты (растения, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
- знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
- описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними;
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить информацию о растениях, грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
- основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
- использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
- создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
 
Биология 7 класс.
Обучающийся научится:
- выделять существенные признаки биологических объектов (животных) и процессов, характерных для живых организмов;
- аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов  животных;
- аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
- осуществлять классификацию биологических объектов (животных) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
- раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
- объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп животных на примерах сопоставления биологических объектов;
- выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
- сравнивать биологические объекты (животные), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
- знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
- описывать и использовать приемы выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними;
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить информацию о животных в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
- основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
- использовать приемы оказания первой помощи при укусах животных; уходом за домашними животными;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
- создавать собственные письменные и устные сообщения о животных на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности животных планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
 
Биология 8 класс.
Обучающийся научится:
- выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;
- аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;
- аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
- аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;
- выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;
- знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;
- анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
- описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Обучающийся получит возможность научиться:
- объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
- находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
- находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;
- анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
- создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
 
Биология 9 класс. Общие биологические закономерности
Выпускник научится:
- выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;
- аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;
- аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;
- осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
- раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;
- объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;
- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;
- сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;
- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
- знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
- описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;
- находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
 
Выпускник получит возможность научиться:
- понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;
- анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;
- находить информацию по вопросам общей биологии в научнопопулярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание учебного предмета «Биология».
Содержание программы
Биология 5 класс.
Биология - наука о живых организмах 
Биология как наука.
Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Методы изучения живых организмов.
Лабораторные работы № 1 «Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними»
Клеточное строение организмов
Клетка - основа строения и жизнедеятельности организмов. Химический состав клетки. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Ткани организмов. Великие учёные-естествоиспытатели: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов.
Лабораторные работы № 2 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (мякоти плода томата);
Многообразие организмов
Клеточные и неклеточные формы жизни. Основные царства живой природы. Классификация организмов. Принципы классификации. Животная клетка.  Бактериальная клетка.Бактерии: строение и жизнедеятельность. Значение бактерий в природе и для человека. Растения. Растительная клетка. Животные. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Грибы. Грибная клетка. Лишайники. Значение живых организмов природе и  жизни человека.
Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением побегов растения»
Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных»
Среды жизни
Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Природные сообщества. Природные зоны России.Жизнь организмов на разных материках.Жизнь организмов в морях и океанах.
* Растительный и животный мир родного края. Оренбургской области.
Экскурсии по разделу:
1. Многообразие животных;
2. Осенние (зимние, весенние) явления в жизни растений и животных.
Человек на планете Земля
Появление человек на Земле.Изменение человеком окружающей среды. Охрана живого мира планеты. Ценность разнообразия живого мира
*краеведческий материал
 
Биология 6 класс
 
Биология – наука о живой природе. Признаки живых организмов
Царство Растения.
Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями. Классификация растений. Строение цветкового растения, его органы. Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Жизненные формы растений. Растение - целостный организм (биосистема). Условия обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в жизни растений.
Микроскопическое строение растений
Приборы для изучения растительной клетки. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Строение растительной клетки. Разнообразие растительных клеток. Химический состав и жизнедеятельность клетки. Вещества в составе клетки: неорганические и органические. Ткани растений. Микроскопическое строение корня. Корневой волосок. Микроскопическое строение стебля. Микроскопическое строение листа.
Лабораторные работы:
  1. Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними;
  2. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (мякоти плода томата);
  3. Внутреннее строение побега.
Органы цветкового растения
Семя. Строение семени. Прорастание семян. Условия, необходимые для прорастания. Всхожесть семян, правила их посева. Значение семян. Корень. Внутреннее строение корня. Видоизменения корней. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы. Значение корня. Почвенное питание растений. Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Строение побега. Разнообразие и значение побегов. Видоизмененные побеги. Почки. Вегетативные и генеративные почки. Лист. Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа. Стебель. Строение и значение стебля. Внешнее и внутреннее строение стебля. Разнообразие и значение побегов.  Листопад. Строение и значение цветка. Соцветия. Опыление. Виды опыления. Значение опыления. Образование плодов и семян. Строение и значение плода. Многообразие плодов. Распространение плодов. Растение - целостный организм. Взаимосвязь растений с окружающей средой.
Лабораторные работы:
  1. Изучение органов цветкового растения;
  2. Изучение строения семян однодольных и двудольных растений;
  3. Строение и расположение почек на стебле.
  4. Строение листа.
  5.  Строение цветка.
  6. Определение состава семян пшеницы
  7. Типы плодов. 
  8. Определение признаков класса в строении растений;
  9. Определение    рода или вида нескольких травянистых растений одного-двух семейств;
Жизнедеятельность цветковых растений
Процессы жизнедеятельности растений. Движения. Рост, развитие и размножение растений. Обмен веществ и превращение энергии: почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез), дыхание, удаление конечных продуктов обмена веществ. Воздушное питание растений. Роль листьев в испарении и дыхании растений. Транспорт веществ. Передвижение воды и органических веществ по стеблю. Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений. Вегетативное размножение растений. Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними. Космическая роль зеленых растений.
Лабораторные работы:
  1. Вегетативное размножение комнатных растений;
  2. Выявление передвижение воды и минеральных веществ в растении;
Многообразие растений
Классификация растений. Водоросли - низшие растения. Многообразие водорослей,их значение. Происхождение наземных растений. Высшие споровые растения (мхи, папоротники, хвощи, плауны), отличительные особенности и многообразие. Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Классы Однодольные и Двудольные. Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.Происхождение культурных растений. Историческое развитие растительного мира на Земле (эволюция мира растений). Растительные сообщества. Многообразие и смена фитоценозов. Охрана растений. Красная книга
*Семейства класса двудольные и однодольные растения Оренбургской области.
Лабораторные работы:
  1. Изучение строения водорослей;
  2. Изучение внешнего строения мхов (на местных видах);
  3. Изучение внешнего строения папоротника (хвоща);
  4. Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений;
  5. Изучение внешнего строения покрытосеменных растений;
Царство Бактерии
Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Многообразие бактерий.Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера.
Царство Грибы
Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Лишайники, их роль в природе и жизни человека.*Биологическое разнообразие грибов Оренбургской области.
Лабораторные работы:
  1. Изучение строения плесневых грибов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Биология 7 класс
Царство Животные
 Общее знакомство с животными. Животный мир – составная часть живой природы. Строение клетки животного организма.Животные ткани, органы и системы органов животных. Организм животного как биосистема. Многообразие и классификация животных. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных в природе. Значение животных в природе и жизни человека.
Лабораторные работы
1.Строение животной клетки на готовых микропрепаратах
2.Строение животных тканей
Одноклеточные животные, или Простейшие
Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Тип Саркожгутиковые. Тип Инфузории. Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.
 *Биологическое разнообразие простейших Оренбургской области.
Лабораторные работы
  1. Изучение строения и передвижения одноклеточных животных;
Тип Кишечнополостные
Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Регенерация.Особенности жизнедеятельности.Происхождение кишечнополостных. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.
Лабораторные работы:
1.Строение пресноводной гидры
Типы червей
Тип Плоские черви, общая характеристика.Многообразие плоских червейТип Круглые черви, общая характеристика. Тип Кольчатые черви, общая характеристика. Паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения. Тип Кольчатые черви,  общая характеристика. Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей.Класс Многощетинковые черви. Роль кольчатых червей в природе и жизни человека.
*Биологическое разнообразие плоских, круглых, кольчатых червей Оренбургской области.
Лабораторные работы
  1. Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения
Тип Моллюски
Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков. Класс Двустворчатые моллюски. Класс Головоногие моллюски.Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека.*Биологическое разнообразие моллюсков Оренбургской области.
Лабораторные работы
  1. Изучение строения раковин моллюсков;
Тип Членистоногие
Общая характеристика типа Членистоногие. Среды жизни. Происхождение членистоногих. Охрана членистоногих.
Класс Ракообразные.Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных.Многообразие ракообразных, их значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
  1. Внешнее строение речного рака
Класс Паукообразные.Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. Многообразие паукообразных,их значение в природе и жизни человека. Клещи - переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики.
Класс Насекомые.Особенности строения и жизнедеятельности насекомых.Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности насекомых.  Поведение насекомых, инстинкты. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые - вредители. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Отряды насекомых с неполным превращением.  Отряды насекомых с полным превращением.Насекомые - переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд.
*Биологическое разнообразие членистоногих Оренбургской области.
Лабораторные работы
  1. Изучение внешнего строения насекомого;
  2. Изучение типов развития насекомых;          
Тип Хордовые
Общая характеристика типа Хордовых.Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы.Значение рыб в природе и жизни человека. Рыбоводство и охрана рыбных запасов.
*Биологическое разнообразие рыб Оренбургской области.* Охрана рыбных богатств в Оренбургской области.
Лабораторные работы
  1. Изучение внешнего строения и передвижения рыб;
Класс Земноводные.Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека.
 *Биологическое разнообразие земноводных Оренбургской области.
Лабораторные работы
  1. Внешнее строение лягушки
Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.
*Биологическое разнообразие пресмыкающихся Оренбургской области.
Лабораторные работы
  1. Внешнее строение ящерицы.
Класс Птицы.Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами.*Биологическое разнообразие птиц Оренбургской области.
Лабораторные работы
  1. Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц.
Класс Млекопитающие.Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Подклассы: Первозвери и Настоящие звери. Высшие звери, или плацентарные. Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны.Высшие звери, или Плацентарные. Отряды: Хищные. Ластоногие, Китообразные. Высшие звери, или Плацентарные. Отряды: Парнокопытные, Непарнокопытные, ПриматыМлекопитающие - переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих. Охрана млекопитающих. Важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими. Многообразие птиц и млекопитающих родного края.*Биологическое разнообразие млекопитающих Оренбургской области.
*Экологическое состояние природного ландшафта. Влияние деятельности человека на степь Оренбургской области.
Лабораторные работы
  1.  Изучение строения позвоночного животного.
  2. Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих.
Экскурсии по разделу «Живые организмы»:
1.     Многообразие животных;
2.     Осенние (зимние, весенние) явления в жизни растений и животных;
3.     Разнообразие и роль членистоногих в природе родного края;
4.     Разнообразие птиц и млекопитающих местности проживания (экскурсия в природу, зоопарк или музей).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Биология 8 класс
Человек и его здоровье
Введение в науки о человеке
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент). Место человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека и животных. Особенности человека как социального существа. Происхождение современного человека. Расы.
Общие свойства организма человека
Клетка - основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический состав, жизненные свойства клетки. Ткани, органы и системы органов организма человека, их строение и функции. Организм человека как биосистема. Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость).
Лабораторные работы
  1. Строение клетки.
  2. Выявлениеособенностей строения клеток разных тканей;
Нейрогуморальная регуляция функций организма
Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций.
Нервная система:центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нейроны, нервы, нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга. Спинной мозг. Головной мозг. Большие полушария головного мозга. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия. Вегетативная нервная системаНарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.
Лабораторные работы
1.  Изучение строения головного мозга;
Железы и их классификация.Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Регуляция функций эндокринных желез.
Опора и движение
Опорно-двигательная система: строение, функции. Кость: химический состав, строение, рост. Соединение костей. Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета. Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Гиподинамия. Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.
Лабораторные работы
1.   Выявление особенностей строения позвонков;
2.  Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия;
Кровь и кровообращение
Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз. Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Свертывание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. Кровеносная и лимфатическая системы: строение, функции. Строение сосудов. Движение крови по сосудам. Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Пульс. Давление крови. Движение лимфы по сосудам. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Лабораторные работы
1. Сравнение микроскопического строения крови человека и лягушки;
2.  Подсчет пульса в разных условиях. Измерение артериального давления;
Дыхание
Дыхательная система: строение и функции. Этапы дыхания. Легочные объемы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Вред табакокурения. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом.
Лабораторные работы
  1. Измерение жизненной емкости легких. Дыхательные движения.
Пищеварение
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: строение и функции. Ферменты, роль ферментов в пищеварении. Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные железы. Глотание. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике. Вклад Павлова И.П. в изучение пищеварения. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний.
Обмен веществ и энергии
Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен органических и неорганических веществ. Витамины. Проявление гиповитаминозов и авитаминозов, и меры их предупреждения. Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ.
Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды. Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в процессах терморегуляции. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
Выделение
Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция. Заболевания органов мочевыделительной системы и меры их предупреждения.
Покровы тела
Строение и функции кожи. Покровы тела.  Кожа: эпидермис, дерма, гиподерма.
Железы: потовые, сальные. Производные кожи: волосы, ногти.
 
Строение и функции кожи. Покровы тела.  Кожа: эпидермис, дерма, гиподерма. Железы: потовые, сальные. Производные кожи: волосы, ногти. Терморегуляция.  Роль кожи в процессах терморегуляции. ЗакаливаниеУход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в процессах терморегуляции. Покровы тела. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах, повреждениях кожи. Гигиена кожи
Размножение и развитие
Половая система: строение и функции. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Роды. Рост и развитие ребенка. Половое созревание. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа.
Сенсорные системы (анализаторы)
Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и функции. Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки и колбочки. Нарушения зрения и их предупреждение. Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов на органы чувств.
Лабораторные работы
1. Изучение строения и работы органа зрения.
Высшая нервная деятельность
Высшая нервная деятельность человека, работы И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского и П.К. Анохина. Безусловные и условные рефлексы, их значение. Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память, мышление, речь. Сон и бодрствование. Значение сна. Предупреждение нарушений сна. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер, одаренность. Психология и поведение человека. Цели и мотивы деятельности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.
Здоровье человека и его охрана
Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Защитно-приспособительные реакции организма. Факторы, нарушающие здоровье (гиподинамия, курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стресс). Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
*Факторы окружающей среды Оренбургской области влияющие на здоровье человека.
Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Социальная и природная среда, адаптации к ним. Краткая характеристика основных форм труда. Рациональная организация труда и отдыха. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа безопасности собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Биология 9 класс
Общие биологические закономерности
Биология как наука
Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение, описание, эксперимент. Гипотеза, модель, теория, их значение и использование в повседневной жизни. Биологические науки. Роль биологии в формировании естественно-научной картины мира.
Основные признаки живого. Уровни организации живой природы. Живые природные объекты как система. Классификация живых природных объектов.
Организм
Особенности химического состава организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Белки.Полимер. Мономер. Аминокислота. Денатурация. Ренатурация. Структуры белка: первичная, вторичная, третичная (глобула), четвертичная. Функции белка: строительная, каталитическая, двигательная, транспортная, защитная, энергетическая. Углеводы и липиды (моносахариды, олигосахариды, полисахариды). Липиды (жиры). Нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК). Комплементарность. Нуклеотид. Виды РНК: информационная (матричная), рибосомальная, транспортная. Д. Уотсон, Ф. Крик Клеточные и неклеточные формы жизни. Вирусы. Одноклеточные и многоклеточные организмы.
 Клетка
 Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, органоиды. Многообразие клеток. Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов. Клеточная теория.
Лабораторные работы:
  1. Изучение клетоки тканей растений и животныхнаготовыхмикропрепаратах;
 
Обмен веществ и преобразование энергии в клетке
 Обмен веществ и превращения энергии - признак живых организмов. Энергетический обмен. Этапы энергетического обмена: подготовительный, бескислородное расщепление (гликолиз), кислородное расщепление (дыхание). АТФ (аденозинтрифосфорная кислота). Питание, дыхание, транспорт веществ, удаление продуктов обмена, координация и регуляция функций, движение и опора у растений и животных.Особенности пластического обмена в растительной клетке. Группы организмов по типу питания: автотрофные, гетеротрофные. Фотосинтез. Хемосинтез.
Размножение и индивидуальное развитие организмов
Бесполое и половое размножение. Размножение. Половое размножение. Половые клетки.Гаметогенез (овогенез, сперматогенез). Стадии гаметогенеза: размножение, рост, созревание (мейоз), формирование половых клеток. Рост и развитие организмов. Оплодотворение. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Этапы эмбрионального развития: дробление, гаструляция, органогенез. Бластомеры. Стадии развития зародыша: бластула, гаструла, нейрула. Зародышевые листки: эктодерма, энтодерма, мезодерма. Типы постэмбрионального развития: прямое, непрямое (с метаморфозом). Типы роста: определённый, неопределённый. К.М. Бер, А.О. Ковалевский, Ф. Мюллер, Э. Геккель. Развитие организмов и окружающая среда
Генетика
Генетика. Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Наследственность. Изменчивость. Гены (доминантные, рецессивные). Аллели гена. Генотип. Фенотип. Признак. Свойство. Гибридологический метод изучения наследственности.
Г. Мендель. Моногибридное скрещивание. Гибридизация. Гибрид. Гомозиготность. Гетерозиготность. Закон доминирования. Неполное доминирование. Множественный аллелизм. Закон расщепления. Закон чистоты гамет. Скрещивание: дигибридное, полигибридное. Закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание
Приспособленность организмов к условиям среды. Хромосомы и гены. Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболевания организма. Закон Моргана (сцепленного наследования). Группа сцепления. Кроссинговер. Хромосомная теория наследственности Морганида. Т. Морган. Взаимодействие аллельных генов: полное доминирование, неполное доминирование, кодоминирование. Взаимодействие неаллельных генов: комплементарность, эпистаз, полимерия, плейотропия. Генетика пола.
Наследование признаков, сцепленных с полом.
Лабораторные работы:
  1. Решение генетических задач
  2. Решение генетических задач
  3. Решение генетических задач
  4. Выявление изменчивости организмов
Селекция
Селекция. Порода. Сорт. Штамм. Методы селекции:
отбор (массовый, индивидуальный), гибридизация (внутривидовая, отдалённая). Гетерозис (гибридная сила).
Искусственный мутагенез. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н.И. Вавилова.Основные направления современной селекции. Применение знаний о наследственности, изменчивости и искусственном отборе при выведении новых пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов.
Вид
Вид, признаки вида. Вид как основная систематическая категория живого. Популяция как форма существования вида в природе. Популяция как единица эволюции. Эволюция. Эволюционная теория. Закон наследования благоприобретённых признаков.Предпосылки возникновения дарвинизма. Ч. Дарвин - основоположник учения об эволюции. Основные движущие силы эволюции в природе. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Происхождение основных систематических групп растений и животных.
*Достижения селекционеров Оренбургской области.
Лабораторные работы:
  1. Изучение морфологического критерия вида.
  2. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах).
Возникновение и развитие жизни на Земле
Современные представления о возникновении жизни.Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры.Развитие жизни на Земле в палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую эры. Положение человека в системеживотного мира.Эволюция приматов.Стадии эволюции человека. Рассы человека.
Экосистемы
Экология, экологические факторы, их влияние на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема, ее основные компоненты. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Взаимодействие популяций разных видов в экосистеме. Естественная экосистема (биогеоценоз). Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное сообщество организмов. Круговорот веществ и поток энергии в биогеоценозах. Биосфера - глобальная экосистема. В.И. Вернадский - основоположник учения о биосфере. Структура биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Ноосфера. Краткая история эволюции биосферы. Значение охраны биосферы для сохранения жизни на Земле. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы. Современные экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь окружающих людей. Последствия деятельности человека в экосистемах. Влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
 *Природные экосистемы Оренбургской области. Экологические проблемы Оренбургской области.
      Лабораторные работы:
  1. Составление цепей питания
 Экскурсии:
  1. Изучение и описание экосистемы своей местности.
  2. Многообразие живых организмов (на примере парка или природного участка).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Тематическое планирование
5 класс
Рабочая программа составлена с учетом изучения
биологии в объеме 1 часа в неделю
 
№ п/п Наименование разделов (тем) Всего часов В том числе на:
Лабораторные  работы Контрольные  работы
1. Биология – наука о живых организмах 4 ч 1 0
2. Клеточное строение организмов 4 ч 1 1
  Многообразие организмов 11 2 1
3. Среды жизни 8 0 1
  Человек на планете Земля 7 0 1
4 Итоговая контрольная работа/ВПР 1ч. 0 1
  Итого 35 ч 4 5
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Тематическое планирование
6 класс
Рабочая программа составлена с учетом изучения
биологии в объеме 2 часа в неделю
№ п/п Наименование разделов (тем) Всего часов В том числе на:
лабораторные работы контрольные работы
1.  Биология – наука о живой природе. Признаки живых организмов 1 0 0
2 Царство растения 5 1 0
3 Микроскопическое строение растений 6 3 0
4. Органы цветкового растения 24 8 1
5 Жизнедеятельность цветковых растений 4 0 0
5. Многообразие растений. 20 7 1
6 Царства Бактерии. 3 0 0
7 Царства Грибы. 6 1 0
  Итоговая контрольная работа/ВПР 1 0 1
  Итого: 70 20 3
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Тематическое планирование
7 класс
Рабочая программа составлена с учетом изучения
биологии в объеме 2 часа в неделю
 
 
№ п/п Наименование разделов (тем) Всего часов В том числе на:
лабораторные работы контрольные работы
1. Царство Животные. Общее знакомство с животными. 7 2 0
2 Подцарство Одноклеточные животные, или Простейшие 3 1 0
3 Подцарство Многоклеточные животные. Тип кишечнополостные 3 1 0
4.  Типы червей 5 1 0
5.  Тип Молюски 3 1 0
6 Тип Членистоногие 10 3 1
7 Тип Хордовые 7 1 0
8 Класс Земноводные 3 1 0
9 Класс Пресмыкающиеся 4 1 0
10 Класс Птицы 7 1 0
11 Класс Млекопитающие. 9 2 1
12 Развитие животного мира на Земле 2 0 0
13 Природные сообщества 6 0 0
14 Итоговая контрольная работа/ВПР 1 0 1
  Итого: 70 15 3
 
 
 
 
 
 
 
Тематическое планирование
8 класс
Рабочая программа составлена с учетом изучения
биологии в объеме 2 часа в неделю
 
 
№ п/п Наименование разделов (тем) Всего часов В том числе на:
лабораторные работы контрольные работы
1. Введение в науки о человеке 4 0 0
2.  Общие свойства организма человека 4 2 0
3 Нейрогуморальная регуляция функций организма 12 1 1
4  Опора и движение 6 2 0
5  Кровь и кровообращение 8 2 0
6 Дыхание 3 1 0
7 Пищеварение 5 0 0
8 Обмен веществ и энергии 3 0 0
9 Выделение 2 0 0
10 Покровы тела 2 0 0
11 Размножение  и развитие 6 0 0
12 Сенсорные системы (анализаторы) 4 1 0
13 Высшая нервная деятельность 7 0 1
14 Здоровье человека и его охрана 3 0 0
15 Итоговая контрольная работа/ВПР 1 0 1
  Итого: 70 9 3
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Тематическое планирование
9 класс
Рабочая программа составлена с учетом изучения
биологии в объеме 2 часа в неделю
 
№ п/п Наименование разделов (тем) Всего часов В том числе на:
лабораторные работы контрольные работы
1. Общие биологические закономерности. Биология как наука 2 ч 0 0
2. Организм 6 ч 0 0
3 Клетка 5 ч 1 1
4. Обмен веществ и энергии 3 ч 0 0
5. Размножение и индивидуальное развитие организмов 5 ч 0 0
6. Генетика 8 ч 4 1
7. Селекция 4 ч 0 0
8. Вид 12 ч 2 1
9. Возникновение и развитие жизни на Земле 8 ч 0 0
10. Экосистемы 15 ч 1 0
11 Итоговая контрольная работа 1 0 1
  Итого: 68 8 4