Быстрые ссылки

Помощь     Обычная версия
Главная -> Профориентационная работа -> Курс внеурочной деятельности «Основы профессионального самоопределения». Предпрофильная подготовка 8-9 класс.

Курс внеурочной деятельности «Основы профессионального самоопределения». Предпрофильная подготовка 8-9 класс.

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»
 в посёлке Междугорном Октябрьского района Оренбургской области
 
 
 
 
РАССМОТРЕНО                                                                         УТВЕРЖДЕНО
на педагогическом совете                                          Директор МБОУ "ОСОШ"             
протокол № 1 от 26.08.2022 г                                 ______________Попова И.В.
Приказ № 1 от  31.08.2022 г.
 
 
 
                                                                           
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА
«Основы профессионального  самоопределения».
Срок реализации: 1 год
17 часов
 
 
 
Автор - составитель:
Бобринёва Е.В., учитель географии
 
                                                                                       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
п. Междугорный 2022г.

                         
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебногокурса «Основы профессионального  самоопределения» разработана в соответствии с ФГОС ООО и с учетом основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Октябрьская СОШ», на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
 Одной из характеристик социально-экономической ситуации в нашем регионе является напряженность рынка труда. Резко увели­чилось количество высвобожденных работников, выросло число пре­тендентов на одну вакансию. В этих условиях молодежь, в частности выпускники общеобразовательных и профессиональных учебных за­ведений, является одной из наиболее слабозащищенных в социаль­ном плане категорий. Низкая конкурентоспособность выпускников обусловлена причинами как объективного (отсутствие подходящих вакансий), так и субъективного характера, к числу которых относят­ся низкий уровень профессиональной компетентности, мотивации к активному поиску работы, слабые навыки коммуникативного взаи­модействия и самопрезентации.
Таким образом, повышение компетентности учащихся в вопро­сах профориентации и планирования карьеры стало необходимой мерой профилактики возникновения напряженности молодежного рынка труда. Настоящая программа построена в основном на при­менении активных форм, способствующих увеличению заинтере­сованности учащихся, лучшему усвоению учебного материала и приобретению необходимых практических навыков. Кроме того, преимущество данной программы заключается в том, что в ней учи­тываются особенности региональной социально-экономической ситуации в области рынка труда и образовательных услуг, что спо­собствует максимальной адаптации выпускников к актуальным ры­ночным условиям.
 Целью данного курса является повышение уровня компетентно­сти учащихся 9-х классов в вопросах профессиональной ориентации занятости.
 Задачи:
- обучение стратегии выбора профессии;
- повышение уровня психологической компетентности в
вопро­сах выбора профессии;
- изучение и анализ ситуации на рынке труда;
- обучение основам планирования карьеры;
- обучение навыкам делового общения и самопрезентации;
- повышение уровня осведомленности в правовых вопросах
 об­разования и занятости.
 
Формы организации образовательного процесса.
Наиболее эффективными для данного возраста являются группо­вые, игровые формы работы, где учащиеся могут приобрести новый опыт и новые знания по предмету одновременно. Обеспечение теоре­тическими сведениями и выработка практических навыков реализу­ется через применение следующих форм работы:
- обсуждения, дискуссии;
- работа в малых группах;
 - ролевые игры;
- психодиагностические процедуры;
- тренинги;
- экскурсии.
Разнообразие форм работы предопределяет разнообразие нагляд­ных, словесных и практических методов.
Формы контроля
В течение года учащиеся выполняют работу «Мир профессий», которая является итоговой за год, работа выполняется последова­тельно, после изучения каждой новой темы учащиеся вносят допол­нения. После проведения занятий полностью оформленные творче­ские работы допускаются к защите. Требования к оформлению и со­держанию итоговых работ, а также условия их защиты представлены в программе.
 
Планируемыерезультаты освоения учебного курса
    Предметныерезультаты освоения программы
- называть сферы современного производства;
- описыватьразделение труда на производстве;
- приводить примеры профессии, специальности и квалификации работника;
- описыватьфакторы, влияющие на уровень оплаты труда;
- определятьпути получения профессионального образования;
- требования к качествам личности при выборе профессии;
- умеют находить информацию о региональных учреждениях професси­онального образования и о путях получения профессионального образования и трудоустройства;
- сопоставлять свои способности и возможности с требования профессии;
 
Личностные результаты освоения программы
- прогностическая готовность к реализации разнообразных социальных задач;
- определена индиви­дуальная траектории социального развития каждого ученика, рас­крытие потенциалов личности;
- волевые усилия для преодо­ления негативного воздействия социума, выработаны определенные способы этого преодоления, приобретён социальный иммунитет, стрессоустойчивость, рефлексивная позиция.
 
Метапредметные результаты освоения программы
Обучающиеся приобретут способности к:
-  подбору индивидуального стиля учебной деятельности, устойчивых учебных интересов и склонностей, умение развивать и управлять познавательными процессами личности, способность адекватно действовать в ситуации выбора на уроке;
-   усвоению основ коммуникативной культуры личности: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения; овладение навыками неконфликтного общения; способность строить и вести общение в различных ситуациях с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту, ценностным ориентациям и другим признакам.
   - получать информацию из различных источников для построения планов профессиональной карьеры.
 
 
Содержаниеучебного курса.
 
Последовательное выполнение задач обусловливает структуру
курса, который делится на два блока:          
    1. Выбор профессии и планирование карьеры.
    2. Самомаркетинг и самопрезентация
В программе используются методики психодиагностики: О ПП Голланда, личностный опросник Айзенка, УИТ СПЧ (универсаль­ный интеллектуальный тест), опросник Т. Лири (личностные осо­бенности), УСК (уровень субъективного контроля), самооценка Дембо - Рубинштейн, - проективная методика «Дом. Дерево. Человек», «Предпрофильная подготовка. Основы профессионального са­моопределения» (пособие для учащихся 9-х классов Ф. А. Зуевой).
Эффективность программы отслежена с помощью анализа ито­гов защиты работ «Мир профессий» и применения диагностической методики «групповая оценка личности, цель которой состоит в вы­явлении степени проявления качеств, способствующих эффективной деятельности и общению.
 
  1. Введение – 1 ч.  Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по психологическим основам выбора профессии. Содержание активного профессионального самоопределения в современных условиях. Постановка проблемы: ситуация выбора.
 
  1. Анализ профессий - 1 ч.Классификация профессий. Основные признаки профессиональной деятельности как обобщённые качества, характеризующие виды профессионального труда. Типы, классы, отделы, группы профессий. Формула профессии.
 
  1. Стратегия выбора профессии - 1 ч.''Хочу'' – интересы, склонности, профессиональная направленность личности. ''Могу'' – личностные (физиологические и психологические) возможности. Общие представления о способностях. ''Надо'' – информация о рынке труда. Формула оптимального выбора профессии.
 
  1. Психологические основы выбора профессии.-5 ч. Внутренние качества человека. Понятие индивидуальности. Личность. Факторы, влияющие на формирование личности. Уникальность личности человека. Личностные типы. Гиппократ – типы темперамента. К. Юнг – типология интроверсии и экстраверсии. Типология личности Д. Голланда. Общее представление о темпераменте. Взаимосвязь свойств нервной системы и типов темперамента. Яркие представители каждого типа темперамента. Положительные и отрицательные стороны каждого типа. Учёт особенностей темперамента в процессе профессионального самоопределения. Особенности людей с разными уровнями самооценки. Характер. Волевые качества человека – основа характера. Воля. Эмоции и чувства. Основа волевого акта – внутренний интеллектуальный план действия. Диагностическая процедура: опросник Т. Лири; УСК, УИТ СПЧ.
 
  1. Представление о себе – 4 ч. Представление о себе и проблема профессионального самоопределения. Образ ''Я'' как система представлений о себе. Виды образа ''Я''. Самооценка. Зрелая самооценка. Самовоспитание, самопрезентация. Самооценка и уровень притязаний. Особенности людей с разными уровнями самооценки. Тренинг уверенного поведения. «Аукцион способностей».  Групповая оценка личности.
 
  1. Пути получения профессии – 1 ч. Уровни профессионального образования в Российской Федерации. Начальное профессиональное образование. Среднее профессиональное образование. Высшее профессиональное образование. Формы получения высшего образования. Дистанционное обучение. Экстернат. Платное обучение в Российских государственных и негосударственных ВУЗах.
 
  1. Защита профессий – 2 ч. Исследование и анализ учащимися информации о конкретных профессиях. Работа в компъютерно- информационной программе «Мир карьеры», практическая работа.Защита творческих  проектов «Мой выбор».Критерии оценки их выполнения и защиты. Представление жюри. Порядок проведения защиты творческих проектов. Представление учащимися пояснительной записки и результатов профпроб, ответы на вопросы. Оценивание защиты, подведение итогов. Практическая работа. Представление и защита проектов.
 
  1. Оценка готовности к выбору профессии – 2 ч.  Подведение итогов курса. Критерии оценки готовности к выбору профессиональной деятельности. Оценка готовности к выбору профессии. Экскурсия на производственное предприятие.
 
Тематическое планированиес указанием форм деятельности.
 
 
 
 
Название тeмы Кол-во часов Формы
проведенuя
Формы
контроля
   
Теор. Практ.
1
 
Введение 1   Лекция  
2 Выбор профессии. Мир
профессий. Классифи-
кация профессий по
предмету и характеру
труда.
1   Лекция Мини-сочи-
нение-раз-
мышление
3 Стратегия выбора про-
фессии
1   Лекция
Ролевая
игра
 
4 Психологические осно-
вы выбора профессии.
Интересы и потреб-
ности.
1   Лекция Мини сочи-
нение- раз-
мышление
5 Психологические осно-
вы выбора профессии.
Диагностическая про-
цедура: «Опросник
профессиональной
готовности» Голланда
(адаптированный)
  1 Тестирова-
ние
 
6 Психологические осно-
вы выбора профессии.
Темперамент.
Диагностическая про-
цедура: «Личностный
опросник» Айзенка
0,5 0,5 ЛекцияТестирова-
ние
 
7 Психологические осно-
вы выбора профессии.
Характер.
Диагностическая проце-
дура: опросник Т. Лири;
УСК
0,5 0,5 ЛекцияТестирова-
ние
Домашнее
задание
(мини -сочи-
нение-раз-
мышление)
8 Психологические осно-
вы выбора профессии.
Мышление.  Диагностическая про-
цедура: УИТ СПЧ
0,5 0,5 ЛекцияТестирова-
ние
 
9 Изучение самооценки
и уровня притязаний
учащихся. Самооценка
Дембо - Рубинштейн
  1 Тестирова-
ние
 
10 Основы самомаркетин-
га и самопрезентации
0,5 0,5 Деловая
игра
 
11 Тренинг уверенного
поведения (элементы)
  1 Тренинго-
вые упраж-
нения
 
12 «Аукцион способно-
стей».  Групповая оцен-
ка личности
  1 Деловая
игра
 
13 Анализ ситуации на мо-
лодежном рынке труда
г. Оренбурга. Анализ объявлений о
вакансиях в периодиче-
ской печати.
0,5 0,5 Практиче-
ская работа
 
14 Работа в компьютерно-
информационной про-
грамме «Мир карьеры».
  1 Практиче-
ская работа
 
15 Защита итоговых работ.
 
  1 Защита
 
 
16-17 Экскурсия на производственное предприятие.
 
  2 Экскурсия  
 
 
 
Список литературы
 
1. Айзенка Г. Проверьте свои способности. – М.; Мир. 1972.
2.Ф. А. Зуева. «Предпрофильная подготовка. Основы профессионального са­моопределения», пособие для учащихся 9-х классов.
3. Пряжников Н.С. Игровые профориентационные  упражнения: 6. Климов Е.А. Путь в профессию. – М., 1989.
4. Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию. – М., Просвещение, 1991.
5.  Прошицкая Е.А. Здоровье и профессиональная пригодность. – Шк. И пр-во. -1994. № 3.
6. Резапкина Г.В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков.
7. Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение школьников. – Брянск, 1995.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Календарно тематическое планирование.
 
Название тeмы  
Дата
1
 
Введение  
2 Выбор профессии. Мир профессий. Классификация профессий по предмету и характеру труда.  
3 Стратегия выбора профессии  
4 Психологические основы выбора профессии.
Интересы и потребности.
 
5 Диагностическая процедура: «Опросник профессиональной готовности» Голланда
(адаптированный).
 
6 Психологические основы выбора профессии.
Темперамент. Диагностическая процедура: «Личностный
опросник» Айзенка
 
7 Психологические основы выбора профессии.
Характер. Диагностическая процедура: опросник Т. Лири; УСК.
 
8 Психологические основы выбора профессии.
Мышление.  Диагностическая процедура: УИТ СПЧ.
 
9 Изучение самооценки и уровня притязаний
учащихся. Самооценка Дембо – Рубинштейн.
 
10 Основы самомаркетинга и самопрезентации.  
11 Тренинг уверенногоповедения (элементы).  
12 «Аукцион способностей».  Групповая оценка личности.  
13 Анализ ситуации на молодежном рынке труда
г. Оренбурга. Анализ объявлений о вакансиях в периодической печати.
 
14 Работа в компьютерной информационной программе «Мир карьеры».  
15 Защита итоговых работ.
 
 
16-17 Экскурсия на производственное предприятие.
 
 
 
 
 
© 2011-2015
meshdugorna@mail.ru
462030
Оренбургская область,
Октябрьский район,
поселок Междугорный,
улица Школьная, дом 1.
+7 (35330)34-4-48
Директор школы:
Игнатова Лариса Бориславовна
Перейти на полную версию
Настройки шрифта
A A A
Настройки цвета
C C
Вкл.Выкл.
Настройки