Курс внеурочной деятельности «Основы профессионального самоопределения». Предпрофильная подготовка 8-9 класс.
Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»
в посёлке Междугорном Октябрьского района Оренбургской области
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
на педагогическом совете Директор МБОУ "ОСОШ"
протокол № 1 от 26.08.2022 г ______________Попова И.В.
Приказ № 1 от 31.08.2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА
«Основы профессионального самоопределения».
Срок реализации: 1 год
17 часов
Автор - составитель:
Бобринёва Е.В., учитель географии
п. Междугорный 2022г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебногокурса «Основы профессионального самоопределения» разработана в соответствии с ФГОС ООО и с учетом основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Октябрьская СОШ», на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Одной из характеристик социально-экономической ситуации в нашем регионе является напряженность рынка труда. Резко увеличилось количество высвобожденных работников, выросло число претендентов на одну вакансию. В этих условиях молодежь, в частности выпускники общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, является одной из наиболее слабозащищенных в социальном плане категорий. Низкая конкурентоспособность выпускников обусловлена причинами как объективного (отсутствие подходящих вакансий), так и субъективного характера, к числу которых относятся низкий уровень профессиональной компетентности, мотивации к активному поиску работы, слабые навыки коммуникативного взаимодействия и самопрезентации.
Таким образом, повышение компетентности учащихся в вопросах профориентации и планирования карьеры стало необходимой мерой профилактики возникновения напряженности молодежного рынка труда. Настоящая программа построена в основном на применении активных форм, способствующих увеличению заинтересованности учащихся, лучшему усвоению учебного материала и приобретению необходимых практических навыков. Кроме того, преимущество данной программы заключается в том, что в ней учитываются особенности региональной социально-экономической ситуации в области рынка труда и образовательных услуг, что способствует максимальной адаптации выпускников к актуальным рыночным условиям.
Целью данного курса является повышение уровня компетентности учащихся 9-х классов в вопросах профессиональной ориентации занятости.
Задачи:
- обучение стратегии выбора профессии;
- повышение уровня психологической компетентности в
вопросах выбора профессии;
- изучение и анализ ситуации на рынке труда;
- обучение основам планирования карьеры;
- обучение навыкам делового общения и самопрезентации;
- повышение уровня осведомленности в правовых вопросах
образования и занятости.
Формы организации образовательного процесса.
Наиболее эффективными для данного возраста являются групповые, игровые формы работы, где учащиеся могут приобрести новый опыт и новые знания по предмету одновременно. Обеспечение теоретическими сведениями и выработка практических навыков реализуется через применение следующих форм работы:
- обсуждения, дискуссии;
- работа в малых группах;
- ролевые игры;
- психодиагностические процедуры;
- тренинги;
- экскурсии.
Разнообразие форм работы предопределяет разнообразие наглядных, словесных и практических методов.
Формы контроля.
В течение года учащиеся выполняют работу «Мир профессий», которая является итоговой за год, работа выполняется последовательно, после изучения каждой новой темы учащиеся вносят дополнения. После проведения занятий полностью оформленные творческие работы допускаются к защите. Требования к оформлению и содержанию итоговых работ, а также условия их защиты представлены в программе.
Планируемыерезультаты освоения учебного курса
Предметныерезультаты освоения программы
- называть сферы современного производства;
- описыватьразделение труда на производстве;
- приводить примеры профессии, специальности и квалификации работника;
- описыватьфакторы, влияющие на уровень оплаты труда;
- определятьпути получения профессионального образования;
- требования к качествам личности при выборе профессии;
- умеют находить информацию о региональных учреждениях профессионального образования и о путях получения профессионального образования и трудоустройства;
- сопоставлять свои способности и возможности с требования профессии;
Личностные результаты освоения программы
-
результате освоения программы у обучающихся будут сформированы:
- прогностическая готовность к реализации разнообразных социальных задач;
- определена индивидуальная траектории социального развития каждого ученика, раскрытие потенциалов личности;
- волевые усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработаны определенные способы этого преодоления, приобретён социальный иммунитет, стрессоустойчивость, рефлексивная позиция.
Метапредметные результаты освоения программы
Обучающиеся приобретут способности к:
- подбору индивидуального стиля учебной деятельности, устойчивых учебных интересов и склонностей, умение развивать и управлять познавательными процессами личности, способность адекватно действовать в ситуации выбора на уроке;
- усвоению основ коммуникативной культуры личности: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения; овладение навыками неконфликтного общения; способность строить и вести общение в различных ситуациях с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту, ценностным ориентациям и другим признакам.
- получать информацию из различных источников для построения планов профессиональной карьеры.
Содержаниеучебного курса.
Последовательное выполнение задач обусловливает структуру
курса, который делится на два блока:
1. Выбор профессии и планирование карьеры.
2. Самомаркетинг и самопрезентация
В программе используются методики психодиагностики: О ПП Голланда, личностный опросник Айзенка, УИТ СПЧ (универсальный интеллектуальный тест), опросник Т. Лири (личностные особенности), УСК (уровень субъективного контроля), самооценка Дембо - Рубинштейн, - проективная методика «Дом. Дерево. Человек», «Предпрофильная подготовка. Основы профессионального самоопределения» (пособие для учащихся 9-х классов Ф. А. Зуевой).
Эффективность программы отслежена с помощью анализа итогов защиты работ «Мир профессий» и применения диагностической методики «групповая оценка личности, цель которой состоит в выявлении степени проявления качеств, способствующих эффективной деятельности и общению.
-
Введение – 1 ч. Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по психологическим основам выбора профессии. Содержание активного профессионального самоопределения в современных условиях. Постановка проблемы: ситуация выбора.
-
Анализ профессий - 1 ч.Классификация профессий. Основные признаки профессиональной деятельности как обобщённые качества, характеризующие виды профессионального труда. Типы, классы, отделы, группы профессий. Формула профессии.
-
Стратегия выбора профессии - 1 ч.''Хочу'' – интересы, склонности, профессиональная направленность личности. ''Могу'' – личностные (физиологические и психологические) возможности. Общие представления о способностях. ''Надо'' – информация о рынке труда. Формула оптимального выбора профессии.
-
Психологические основы выбора профессии.-5 ч. Внутренние качества человека. Понятие индивидуальности. Личность. Факторы, влияющие на формирование личности. Уникальность личности человека. Личностные типы. Гиппократ – типы темперамента. К. Юнг – типология интроверсии и экстраверсии. Типология личности Д. Голланда. Общее представление о темпераменте. Взаимосвязь свойств нервной системы и типов темперамента. Яркие представители каждого типа темперамента. Положительные и отрицательные стороны каждого типа. Учёт особенностей темперамента в процессе профессионального самоопределения. Особенности людей с разными уровнями самооценки. Характер. Волевые качества человека – основа характера. Воля. Эмоции и чувства. Основа волевого акта – внутренний интеллектуальный план действия. Диагностическая процедура: опросник Т. Лири; УСК, УИТ СПЧ.
-
Представление о себе – 4 ч. Представление о себе и проблема профессионального самоопределения. Образ ''Я'' как система представлений о себе. Виды образа ''Я''. Самооценка. Зрелая самооценка. Самовоспитание, самопрезентация. Самооценка и уровень притязаний. Особенности людей с разными уровнями самооценки. Тренинг уверенного поведения. «Аукцион способностей». Групповая оценка личности.
-
Пути получения профессии – 1 ч. Уровни профессионального образования в Российской Федерации. Начальное профессиональное образование. Среднее профессиональное образование. Высшее профессиональное образование. Формы получения высшего образования. Дистанционное обучение. Экстернат. Платное обучение в Российских государственных и негосударственных ВУЗах.
-
Защита профессий – 2 ч. Исследование и анализ учащимися информации о конкретных профессиях. Работа в компъютерно- информационной программе «Мир карьеры», практическая работа.Защита творческих проектов «Мой выбор».Критерии оценки их выполнения и защиты. Представление жюри. Порядок проведения защиты творческих проектов. Представление учащимися пояснительной записки и результатов профпроб, ответы на вопросы. Оценивание защиты, подведение итогов. Практическая работа. Представление и защита проектов.
-
Оценка готовности к выбору профессии – 2 ч. Подведение итогов курса. Критерии оценки готовности к выбору профессиональной деятельности. Оценка готовности к выбору профессии. Экскурсия на производственное предприятие.
Тематическое планированиес указанием форм деятельности.
№ |
Название тeмы |
Кол-во часов |
Формы
проведенuя |
Формы
контроля |
|
|
Теор. |
Практ. |
1
|
Введение |
1 |
|
Лекция |
|
2 |
Выбор профессии. Мир
профессий. Классифи-
кация профессий по
предмету и характеру
труда. |
1 |
|
Лекция |
Мини-сочи-
нение-раз-
мышление |
3 |
Стратегия выбора про-
фессии |
1 |
|
Лекция
Ролевая
игра |
|
4 |
Психологические осно-
вы выбора профессии.
Интересы и потреб-
ности. |
1 |
|
Лекция |
Мини сочи-
нение- раз-
мышление |
5 |
Психологические осно-
вы выбора профессии.
Диагностическая про-
цедура: «Опросник
профессиональной
готовности» Голланда
(адаптированный) |
|
1 |
Тестирова-
ние |
|
6 |
Психологические осно-
вы выбора профессии.
Темперамент.
Диагностическая про-
цедура: «Личностный
опросник» Айзенка |
0,5 |
0,5 |
ЛекцияТестирова-
ние |
|
7 |
Психологические осно-
вы выбора профессии.
Характер.
Диагностическая проце-
дура: опросник Т. Лири;
УСК |
0,5 |
0,5 |
ЛекцияТестирова-
ние |
Домашнее
задание
(мини -сочи-
нение-раз-
мышление) |
8 |
Психологические осно-
вы выбора профессии.
Мышление. Диагностическая про-
цедура: УИТ СПЧ |
0,5 |
0,5 |
ЛекцияТестирова-
ние |
|
9 |
Изучение самооценки
и уровня притязаний
учащихся. Самооценка
Дембо - Рубинштейн |
|
1 |
Тестирова-
ние |
|
10 |
Основы самомаркетин-
га и самопрезентации |
0,5 |
0,5 |
Деловая
игра |
|
11 |
Тренинг уверенного
поведения (элементы) |
|
1 |
Тренинго-
вые упраж-
нения |
|
12 |
«Аукцион способно-
стей». Групповая оцен-
ка личности |
|
1 |
Деловая
игра |
|
13 |
Анализ ситуации на мо-
лодежном рынке труда
г. Оренбурга. Анализ объявлений о
вакансиях в периодиче-
ской печати. |
0,5 |
0,5 |
Практиче-
ская работа |
|
14 |
Работа в компьютерно-
информационной про-
грамме «Мир карьеры». |
|
1 |
Практиче-
ская работа |
|
15 |
Защита итоговых работ.
|
|
1 |
Защита
|
|
16-17 |
Экскурсия на производственное предприятие.
|
|
2 |
Экскурсия |
|
Список литературы
1. Айзенка Г. Проверьте свои способности. – М.; Мир. 1972.
2.Ф. А. Зуева. «Предпрофильная подготовка. Основы профессионального самоопределения», пособие для учащихся 9-х классов.
3. Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения: 6. Климов Е.А. Путь в профессию. – М., 1989.
4. Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию. – М., Просвещение, 1991.
5. Прошицкая Е.А. Здоровье и профессиональная пригодность. – Шк. И пр-во. -1994. № 3.
6. Резапкина Г.В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков.
7. Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение школьников. – Брянск, 1995.
Календарно тематическое планирование. |
№ |
Название тeмы |
Дата |
1
|
Введение |
|
2 |
Выбор профессии. Мир профессий. Классификация профессий по предмету и характеру труда. |
|
3 |
Стратегия выбора профессии |
|
4 |
Психологические основы выбора профессии.
Интересы и потребности. |
|
5 |
Диагностическая процедура: «Опросник профессиональной готовности» Голланда
(адаптированный). |
|
6 |
Психологические основы выбора профессии.
Темперамент. Диагностическая процедура: «Личностный
опросник» Айзенка |
|
7 |
Психологические основы выбора профессии.
Характер. Диагностическая процедура: опросник Т. Лири; УСК. |
|
8 |
Психологические основы выбора профессии.
Мышление. Диагностическая процедура: УИТ СПЧ. |
|
9 |
Изучение самооценки и уровня притязаний
учащихся. Самооценка Дембо – Рубинштейн. |
|
10 |
Основы самомаркетинга и самопрезентации. |
|
11 |
Тренинг уверенногоповедения (элементы). |
|
12 |
«Аукцион способностей». Групповая оценка личности. |
|
13 |
Анализ ситуации на молодежном рынке труда
г. Оренбурга. Анализ объявлений о вакансиях в периодической печати. |
|
14 |
Работа в компьютерной информационной программе «Мир карьеры». |
|
15 |
Защита итоговых работ.
|
|
16-17 |
Экскурсия на производственное предприятие.
|
|