Быстрые ссылки

Помощь     Обычная версия
Главная -> Программы лагеря дневного пребывания -> Программа ДОЛДП "Солнышко"

Программа ДОЛДП "Солнышко"

Филиал МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа» в
посёлке Междугорный Октябрьского района
Согласовано:
Директор МБОУ «Октябрьская СОШ»
_________________И.В. Попова
 «___» ________ 2022    г.
 
  Утверждаю:
Начальник летнего пришкольного лагеря «Солнышко»
__________ Л.В.Ермакова.
12  мая 2022 г.    
 
 
 
 
ПРОГРАММА
летнего оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием детей
МБОУ «Октябрьская СОШ» филиал в пос. Междугорный
«Круиз в лето»
(комплексная, краткосрочная)
 
(Социально-педагогическая направленность)
Возраст детей: 6-11 лет
Срок реализации программы: июнь 2022 г
 
 
 
 
Автор-составитель:
Ермакова Л.В.
Разгильдяева Н.М.
 Севостьянова Н.А.
 
 
 
 
 
 
 
 
пос. Междугорный,
 
2022 г
 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ
 
Раздел программы Стр.
  1.  
Информационная карта программы 3
  1.  
Пояснительная записка 6
  1.  
КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ 6
  1.  
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 8
  1.  
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ 8
  1.  
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 9
  1.  
СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА 9
  1.  
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 9
  1.  
СРОКИ ДЕЙСТВИЯ ПРОГРАММЫ 10
  1.  
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. ОРГАНИЗАЦИЯ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 10
  1.  
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 13
  1.  
МОДЕЛЬ СМЕНЫ 13
  1.  
РЕЖИМ ДНЯ 14
  1.  
ПЛАН-СЕТКА СМЕНЫ 15
  1.  
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ 16
  1.  
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 16
  1.  
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 17
  1.  
СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ 17
  1.  
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И КОНТРОЛЬ
ЗА ХОДОМ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ.
17
  1.  
ФАКТОРЫ РИСКА 18
  1.  
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 18
  1.  
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 19
  1.  
СИСТЕМА МОНИТОРИНГА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 19
  1.  
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 20
  1.  
Список литературы 20
  1.  
Приложения 21
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.Информационная карта программы
 
1 Полное название программы Комплексная, краткосрочнаяпрограмма
детского оздоровительного лагеря дневного пребывания «Круиз в лето»
2 Направленность программы Социально-педагогическая
3 Основание для разработки программы Федеральный закон от 24.07.98 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ";
-Закон Российской Федерации от 10.07.92 № 3266-1 "Об образовании"; 
- Фе­деральный закон от 24.06.99 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правона­рушений несовершеннолетних";
-Национальный стандарт Российской Федерации «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления» (введен  действие 01.01.2009г., от 27 декабря 2007 г. № 565-ст.)
-Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на ….годы»
- Приказ Минобразо­вания России от 13.07.01 № 2688 "Об утверж­дении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха'";
Санитарные нормы и Правила.
4 Цель  и задачи программы        Создание условий для приобщения детей и подростков к истории своей страны, формирования гражданской позиции и гражданского сознания на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность.
  • сформироватьинтерес к истории родного края, уважения к традициям, обычаям, местным обрядам, культурному наследию;
  • раскрыть творческий потенциал обучающихся средствами игровой, творческой деятельности;
  • создать систему интересного, разнообразного, активного и познавательного отдыха и оздоровления детей летний период;
  • обеспечитьпредупреждение детского дорожно-транспортного травматизма в летний период через систему мероприятий в рамках организуемых летним оздоровительным лагерем;
  • создать атмосферу психологического комфорта для каждого ребенка.
5 Организация – исполнитель программы Филиал МБОУ «Октябрьская СОШ» в пос. Междугорный , пришкольный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей
6 Сроки реализации программы 1 смена - июнь –2022г.
 
7 Направления деятельности 1.Интеллектуально-творческое воспитание   
Задачи:
  • Развитие творческих способностей через КПД и индивидуальную деятельность.
  • Развитие интеллектуальных способностей детей.
  • Воспитание духовной культуры.
2.Здоровый образ жизни- физическое совершенствование, укрепление здоровья и формирование навыков санитарно- гигиенической культуры.
Задачи:
  • развитие физических способностей через активную спортивную жизнь в лагере.
  • Обучение приемам и методам оздоровления организма.
  • Привитие навыков к здоровому образу жизни.
  • Умение соблюдать режим дня, стремление к регулярным занятиям физической культурой.
  • Стремление к выполнению правил личной и общественной гигиены приучение к закаливанию.
3.     Экологическое воспитание-  воспитание экологической культуры здоровья, жилья.  Взаимоотношений с окружающим миром.
Задачи:
  • Расширение кругозора о многомерности мира.
  • Формирование активной позиции школьников в решении экологических проблем.
  • Обогащение личного опыта по взаимодействию с окружающим миром.
4.Нравственно - патриотическое и краеведческое ознакомление с историей Октябрьского района, культурой и природой, воспитание ответственности.
Задачи:
  • Пробуждать у детей интерес к родному краю, своей стране.
  • Воспитывать чувство патриотизма.
  • Воспитывать у детей доброту, человечность, милосердие.
  • Развивать патриотическое воспитание через отношение к окружающей действительности.
8 Краткое содержание программы      Летний лагерь «Круиз в лето» - это
увлекательное путешествие сквозь время и
пространство по самым ярким городам России.
В рамках летнего лагеря проводятся мероприятия,
которые знакомят детей с культурой, традициями и природой других городов.
Реализация программы пройдет под девизом:
«Мы дети XXIвека, всегда и везде добьемся успеха. Мы будем дружить, путешествовать будем. Всех кто в этом поможет, никогда не забудем».
9 Ожидаемый результат      Результатом успешной реализации программы является личностный рост ребенка и сложившийся коллектив.
   Интересная совместная деятельность, общение создадут условия для самореализации детей в различных сферах деятельности,  в том числе и в учебное время. Будут заложены основы дружеских контактов детей. Дети получат опыт организации и проведения интересного, содержательного досуга.
10 Название организации  авторы программы Филиал МБОУ «Октябрьская СОШ» в пос. Междугорный,
Ермакова Л.В., Разгильдяева Н.М., Севостьянова Н.А.
11 Почтовый адрес организации 462030 Оренбургская область, Октябрьский район,
поселок Междугорный, улица Школьная, дом 1.
12 Ф.И.О. руководителя организации Ирина Владимировна Попова - директор
13 Телефон, факс с указанием кода населенного пункта (35330)34-4-48
14 Электронный адрес организации, авторов meshdugorna@mail.ru
15 Финансовое обеспечение проекта Лагерь содержится за счёт бюджетных средств Фонда социального страхования.
Ответственность за финансовую деятельность лагеря несёт главный бухгалтер
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
 

          Актуальность. Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. 
     Лето – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий. Это период свободного общения детей. Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. 

Программа детского оздоровительного лагеря дневного пребывания «Круиз в лето» предусматривает организацию летнего отдыха детей в условиях временного детского коллектива.

Разработка данной программы по организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;

модернизацией старых форм работы и введением новых.

Программа  универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.

    Данная программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях временного детского коллектива.

    По продолжительностипрограмма является краткосрочной, т. е. реализуется в течение 1 смены (июнь). Оптимальное количество участников - 20обучающихся.
Основной состав участников смены – это дети в возрасте 6-11 лет.

 
 
3. КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
 
Основными составляющими системы работы школьного лагеря являются пять компонентов.
 
hello_html_m7377b5cc.jpg
 
Эти компоненты поддерживают общественные устои, формы общения, находят более конкретное выражение в моральных нормах.
Для успешной реализации программы педагогический коллектив филиала МБОУ «Октябрьская СОШ» в пос. Междугорный руководствуется следующими принципами:
Личностный подход - признание развивающейся личности ребёнка как высшую социальную ценность; добровольность включения детей в разнообразные виды деятельности.
Индивидуально-групповой компонентпредставляет собой сообщество детей и взрослых, участвующих в создании, управлении, соуправлении и развитии лагерной смены. Он состоит из нескольких элементов:
• Администрация лагеря (начальник лагеря);
• Педагогический коллектив (воспитатели, педагоги дополнительного образования, педагог-организатор, вожатые);
Ценностно-ориентационный компонентпредставляет собой совокупность следующих элементов:
• Законы жизнедеятельности лагеря, отражающие ценностные ориентации участников лагерной смены.
Функционалъно-деятелъностный компонентопределяет приоритетные направления деятельности, благодаря которым становится возможным достижение поставленных в программе целей и задач:
Пространственно-временной компонентопределяет:
Диагностико-аналитический компонентопределяет критерии эффективности программы, формы и способы изучения, анализа, оценки интерпретации полученных результатов:
Культуросообразность воспитания - изучение и приобщение к историческому, культурному, духовному наследию.
Гуманизация межличностных отношений - уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми;
создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения;
Дифференциация подходов в воспитании - отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
Средовый подход к воспитанию - педагогическая целесообразная организация среды летнего оздоровительного лагеря, а также использование воспитательных возможностей внешней (социальной, природной) среды.
Принцип взаимодействия воспитательной деятельности с учреждениями дополнительного образования.
Программа базируется на ключевых понятиях, сопряженных со словом нравственность, которая определена в словаре по общественным наукам, как:
Нравственность - в широком смысле - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.
Нравственность - в узком смысле - совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу.
Нравственная позиция - оценка, относящаяся к нормам общественного поведения и их соблюдению, которую человек должен сам осознать, принять ее как ориентир своих поступков. В нравственной позиции заключается внутренняя мотивировка поведения человека, самоконтроль, совестливость, чувство личного достоинства.
Нравственные принципы - ценностная основа социальных связей и культуры межличностных отношений. Нравственные принципы: - имеют универсальное значение;
-фиксируют то изначальное и общее, что определяет специфические требования к человеку в каждой из сфер деятельности;
-учет возрастных, половозрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Дети постигают понятийный аппарат нравственно-этических норм.
Нравственный идеал - представление о нравственном совершенстве; высший моральный образец.
Нравственный ориентир - представление человека о том, что подлежит одобрению или осуждению. Обычно нравственные ориентиры облекаются в совершенно осязаемые свойства: патриотизм и гражданственность, трудолюбие и профессиональную честность, скромность и ответственное исполнение обязанностей, великодушие и др.
Гражданское воспитание - целенаправленный, педагогически организованный процесс приобщения детей и подростков к истории и культуре общества в прошлом и в современности, имеющий целью формирование исторического сознания и национального самосознания личности, национально-культурной идентичности.
 
4. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

              Создание условий для приобщения детей и подростков к истории своей страны, формирования гражданской позиции и гражданского сознания на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность.
 
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
 
5. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
 
Принцип самореализации предусматривает:
-осознание детьми целей и перспектив деятельности, реализуемой в лагере;
-добровольность включения воспитанников в ту или иную деятельность;
-обязательный учет индивидуальных особенностей детей;
-создание ситуации успеха, поощрение достигнутого;
 Принцип включенности в социально-значимые  отношения предусматривает:
-обеспечение воспитанниками гарантий свободного выбора  деятельности;
-наличие возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены;
-предоставление возможности  и права отстаивать свое мнение;
-взаимоуважение всех участников  работы лагеря.
Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправленияпредусматривает:
-создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения;
-формирование чувств ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия;
-защиту каждого члена коллектива от негативных проявлений.
Принцип  единства  тематического  содержания:
- целостность образовательной среды (единство, взаимосвязь групп по интересам и игрового сюжета лагерной жизни и патриотического воспитания);
- свободное творческое самоопределение (ориентация не только на результат творческой деятельности, сколько на сам процесс);
- личностная ориентация (расширение системы творческих мастерских по потребностям, с целью дальнейшего творческого самоопределения).
 
6. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
 
Начальник лагеря – 1,
Воспитатель –2,
Вожатый – 1,
Инструктор по физическо культуре -1.
 
7. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
 
Оптимальное количество участников - 20 обучающихся.
Основной состав участников смены – это дети в возрасте 6-11 лет.
Социальный паспорт контингента детей, участников программы:
Общее число детей: 20
Из них:
Из обеспеченных  семей  - «1»
Малообеспеченные – «19»
Семей «группы риска» - «0»
Детей  сирот (опекаемых) – «0»
8. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Подготовительный этап.
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
 
Организационный этап смены.
  Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня. Основной деятельностью этого этапа является:
 
Основной этап смены
Основной деятельностью этого этапа является:
 
Заключительный этап смены.
 Основной идеей этого этапа является:
 
9. СРОКИ ДЕЙСТВИЯ ПРОГРАММЫ
 
01 июня – 25 июня 2022 года
Место проведения: филиал МБОУ «Октябрьская СОШ» в пос. Междугорный
10. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
 Направления деятельности лагеря:
1.Интеллектуально-творческое воспитание   
Задачи:
2.Здоровый  образ жизни- физическое совершенствование, укрепление здоровья и формирование навыков санитарно- гигиенической культуры.
Задачи:
3.     Экологическое воспитание-  воспитание экологической культуры здоровья, жилья.  Взаимоотношений с окружающим миром.
Задачи:
4.Нравственно - патриотическое и краеведческое ознакомление  с историей    
Октябрьского района, культурой и природой.
Задачи:
 
ОРГАНИЗАЦИЯ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
На протяжении всей смены ведется кружок «Театр и дети».
   Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Учащиеся научатся:
- читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
- выразительному чтению;
- различать произведения по жанру;
- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
- видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
- сочинять этюды по сказкам;
- умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение).
 Включает в себя развитие детей средствами совместного творчества, в процессе которого идёт закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду. Создаются условия для реализации собственных интересов и творческих способностей детей в наиболее целесообразном применении.
 
Организация кружковой деятельности в лагере включает ряд этапов:
 
 
 
 
 
 
Содержание учебно-тематического плана образовательного/профильного компонента.
Занятия в кружке ведутся по программе, включающей несколько разделов.
1 раздел. (1 час)  Вводное занятие.
 На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком». Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда.  В конце занятия - игра «Театр – экспромт»: «Репка».
- Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств.
2 раздел. (1 час) Театральная игра
 – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи учителя. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес  к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
3 раздел. (3 часа)  Ритмопластика
- включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Задачи учителя. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
4 раздел. (1 час) Культура и техника речи.
Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи учителя. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
5 раздел. ( 2 часа)  Основы театральной культуры.
Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи учителя.  Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
6 раздел. (1 час) Работа над спектаклем (пьесой, сказкой)
-базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля.
      Задачи учителя. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
 
11. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
 
Сопутствующими технологиями являются коммуникативная, групповая, КТД (коллективные творческие дела) ТАД (творчество, активность, действие), и др.
Эти технологии обеспечат достижение поставленных организационных и методических целей.
Игровая технология раскроет творческий потенциал ребёнка, разовьёт интеллектуальные, творческие и физические способности, сформирует навыки позитивного общения со сверстниками, привлечёт ребят к сознательному выбору активного и здорового образа жизни.
Ситуационно-ролевые и деловые игры – позволяют моделировать, обсуждать и реально проигрывать по ролям различные ситуации из области профессиональной деятельности, включая процессы межличностного и группового общения.
Совещание – это метод коллективной выработки решений или передачи информации, основанный на данных, полученных непосредственно от участников групповой работы.
Мозговой штурм – групповое генерирование большого количества идей за относительно короткий отрезок времени. В его основе лежит принцип ассоциативного мышления, и взаимного стимулирования.
 
ИГРОВОЙ СЮЖЕТ
 
Смена начинается с момента знакомства с детьми и продолжается в течение 21 дня. Согласно сюжету игры участники программы становятся путешественниками. Все участники смены получают приглашение отправиться в путешествие по России.  Все «путешественники» делятся на 2 команды. Каждая команда имеет свой талисман, свои цвета и своего проводника Нолика(вожатого). В течение смены команды путешественников соревнуются за кубок «Золотой глобус», набирая и теряя баллы. За достижения и промахи каждого путешественника  — как академические, так и дисциплинарные — могут быть начислены или сняты баллы с его команды.. Снимать или добавлять баллы командам имеют право Игрек (начальник лагеря). Отмеривают баллы «заколдованные» сундуки. Их 2: по одному на каждую команду. Вместо золота в них — драгоценные камни цвета команды. Когда баллы добавляются или снимаются с команды, в соответствующих сундуках такое же количество камней прибавляется или, наоборот, убирается.
В конце смены команда, набравшая наибольшее количество очков, выигрывает кубок «Золотой глобус».
Во главе всего путешествия стоит Игрек. Во время путешествия Игрек отвечает за донесение важной информации до сведения «путешественников», реагирование на аварийные ситуации. В каждой команде  есть командир. По  командам   путешественников распределяет Игрек. Каждый день  на организационном сборе -  «Привал» командам  поясняются задачи и распорядок всего дня. В конце смены все путешественники получают дипломы. 
                                                  
12. МОДЕЛЬ СМЕНЫ:

Игрек – руководитель смены;
Нолик – вожатые;
Путешественники  – дети. Жизнь в лагере строится в соответствии со следующими законами:
Законом территории – (принимается без обсуждения) без разрешения не покидай территорию лагеря, не отступай от намеченного режима, не мешать друг другу;
Закон зелени – ни одной сломанной ветки, ни одной помятой травинки, ни одного сломанного цветка, сохраним нашу планету зеленой!
Закон правой руки – взрослый поднимает правую руку, все замолкают.
Закон 00 – время  дорого у нас: берегите каждый час. Чтобы не опаздывать, изволь выполнять закон 00.
Закон жизни – долой скуку!
Закон выносливости – будь вынослив!
Закон дружбы – один за всех и все за одного, за друзей стой горой.
Закон творчества – твори всегда, твори везде, твори на радость людям!
Печатный орган смены – газета «Карта памяти», в ее создании участвуют все путешественники. В конце смены каждая команда должна выпустить газету. 
 
 
 
13. РЕЖИМ ДНЯ
 
  Сбор детей, утренняя гимнастика
Музыка звучит: пора, пора!
С добрым утром, детвора,
И тотчас же по порядку
Всем ребятам на зарядку!
Чтобы быть весь день в порядке,
Надо делать нам зарядку!
  Общая линейка 
На линейку быстро стройся!
  Завтрак
 Нас столовая зовёт,
Каша вкусная нас ждёт!
Всем за стол! Узнать пора,
Чем богаты повара!
  Работа по плану отрядов (социально-значимая деятельность, работа кружков и секций)
Лучше лагеря нет места на свете ─
Знают воспитатели, знают и дети.
И если ты час этот будешь в отряде,
Будет всем весело, будут все рады!
Вместе с отрядом сил не жалей,
Пой, танцуй, рисуй и клей!
  Игры на свежем воздухе
  Обед
 Но у всех, смешливых даже,
За столом серьезный вид.
За обедом виден сразу аппетит.
Время обеда настало, и вот
Бодро отряд наш к столовой идёт…
  Занятия по интересам(чтение книг, просмотр фильмов, настольные игры)
  Общее лагерное  мероприятие
 Если хочешь много знать,
Многому учиться,
Книги должен ты читать,
Только не лениться!
Кто-то любит танцевать, 
Кто-то петь и рисовать,                                                             
Только  бездельники час этот маются,
все ребята в кружках занимаются.           
Не грустят в семействе нашем,
Мы поем, рисуем, пляшем,
Мастерим, умеем шить,
Все занятия хороши!     
   (подведение итогов дня, отправка детей домой).
 А теперь всем: "ДО СВИДАНИЯ!"
Завтра снова мы придем!
 
 
 
 
14. ПЛАН-СЕТКА СМЕНЫ
 
Дата Тема дня
Первый день
День знакомств
Формирование команд. Знакомство с лагерем и его правилами в форме экскурсии.
Оформление отрядных уголков и уголка лагеря;
Инструктаж по технике безопасности.
Тренинг «Знакомство». Игра «Снежный ком»
Второй день
День охраны окружающей среды
Минутка здоровья.
Подготовка к открытию.
Мероприятия посвященные дню охраны окружающей среды: чтение рассказов, просмотр короткометражных фильмов, беседы.
Третий день
Открытие смены
«Безопасное лето»
Открытие смены.
Смотр-конкурс уголков отряда
Занятия в кружке
Четвертый день
Всемирный день океанов
Виртуальное путешествие по реке Сакмара - знакомство с историей.
Конкурс рисунков «Сакмара»
Занятия в кружке
Пятый день
День русского языка
Мероприятия посвященные Дню русского языка и творчеству А.С.Пушкина
«Шкатулка сказок» - познавательно-игровая программа, сказочный калейдоскоп (по сказкам А.С.Пушкина) 
Шестой день
Международный день друзей
Г.Оренбург
Виртуальное путешествие по г. Оренбург
- знакомство с историей, традициями
«Дело мастера боится» - знакомство с профессиями русских мастеров, мастер-классы по прикладному творчеству, проведение конкурса творческих работ.
Отрядные дела.
«Поделись впечатлениям» - игра-упражнение на устранение психологических барьеров
Седьмой день
 
г. Москва
 
 Виртуальная экскурсия в г. Москва
Занятия в кружке
«Алло, мы ищем таланты» - музыкально-развлекательная программа
«Вживание в образ»- ролевая игра
Восьмой день
г.Казань
Виртуальная экскурсия в г.Казань. Просмотр фильма о г.Казань.
Занятия в кружках по интересам
«Мистер и мисс лагеря» -конкурсная программа
«Летние фантазии» - конкурс поделок
Девятый день
Санкт-Петербург
Виртуальная экскурсия г. Санкт-Петербург
Историческая  викторина «То – академик, то – герой, то – мореплаватель, то – мореплаватель, то – плотник…». посвящённая  празднованию 350-летия со дня рождения Петра I,
Судомоделирование и конкурс рисунков на морскую тематику.
Игра «Морской бой»
Десятый день
День России
г. Суздаль
Мероприятия посвященные Дню России
Виртуальная экскурсия в г  Суздаль
Конкурс чтецов «Я люблю тебя, Россия»
Отрядные дела
Одиннадцатый день
пос. Междугорный
Минутка здоровья.
Путешествие по пос. Междугорный - знакомство с историей, традициями.
«Одежда для сказочных героев» нарисовать эскизы костюмов для сказочных персонажей
Мастер - классы   по изготовлению аппликации, по вырезанию.
Двенадцатый день
Г.Великий Новгород
Виртуальная экскурсия в г. Великий Новгород
Минутка здоровья.
Мастер класс «Поделки из фантиков».
Мастер –класс «Игры народов России».
Занятия в кружке
Конкурс на лучшую поделку из фантиков.
Путешествие в страну игр.
 
Тринадцатый день
Г.Владимир
Виртуальная экскурсия в г. Владимир
«Вас приглашает «Смехослет» - юмористическо-развлекательная программа
Отрядные дела.
«Сила улыбки» - занятие-тренинг
Четырнадцатый день
Г.Ростов Великий
Виртуальная экскурсия в г. Ростов Великий
Занятия в кружке
Шахматно-шашечный турнир.
Пятнадцатый день
Г.Сочи
Виртуальная экскурсия в г. Сочи
«Быстрее, выше, сильнее» - открытие малых олимпийских игр, спортивно-игровая программа.
«В мире спорта» - викторина
Шестнадцатый день
Крым
Виртуальная экскурсия в Крым
««В том суровом 41-м…» - историко-патриотический час.
Поход к Вечному огню.
Семнадцатый день
г.Соль- Илецк
Виртуальная экскурсия на Соляной источник в г. Соль-Илецк
Отрядные дела
Подготовка к заключительному концерту
Восемнадцатый день
Октябрьский район
Виртуальное путешествие по Октябрьскому району.
Конкурс поделок из природного материала.
Занятия в кружке
Девятнадцатый  день
пос. Междугорный
 
Минутка здоровья.
Путешествие по пос. Междугорный - знакомство с историей, традициями.
«Шкатулка сказок» - познавательно-игровая программа, сказочный калейдоскоп (по сказкам А.С.Пушкина) по отрядам
«Одежда для сказочных героев» нарисовать эскизы костюмов для сказочных персонажей
Мастер - классы   по изготовлению аппликации, по вырезанию.
Двадцатый день
 
 
 
 
Минутка здоровья.
Занятия в кружке
«Знаток ПДД» - викторина
Беседы по профилактике ДТП
Отрядные дела
«Самое дорогое – жизнь человека» - конкурс рисунков
Двадцать первый  день
До новых встреч!
Выпускной  путешественников «Путешествие по России»
Советы моему вожатому» - мини-сочинения
«Улыбнись!» - фотосессия всех участников лагеря
«Минута славы» - праздничный концерт
   
 
15. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
 
- постановка реальных целей и планирование результата программы
- заинтересованность педагогов в реализации программы
- благоприятный психологический климат в детском и взрослом коллективах
- удовлетворенность детей предложенными разнообразными видами деятельности, формами работы
- творческое сотрудничество педагогов и детей
- желание участвовать в работе лагеря на следующий год.
 
16. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
 
● наличие необходимой документации, программы, плана;
● должностные инструкции, приказ об организации лагеря на базе школы;
● подбор методического материала в соответствии с программой лагеря;
● проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
● подбор реквизита для проведения дел;
● разработка системы отслеживания результатов педагогической деятельности и деятельности воспитанников лагеря, подведение итогов, обеспечение гласности достигнутых успехов и результатов.
 
17. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
 
При работе летнего оздоровительного лагеря используются:
 
 
Э                                 Элемент ресурса Краткая характеристика ресурса
Стадион На стадионе есть футбольное поле, беговые дорожки. На стадионе проводится утренняя зарядка, различные соревнования.
Спортивный зал Зал используется для спортивных соревнований, для конкурсов и подвижных игр. Содержит спортивный инвентарь:
            - баскетбольные и футбольные мячи;
- волейбольные мячи;
- резиновые мячи разных размеров;
- скакалки,  гимнастические обручи;
- настольный теннис и др.
Методический кабинет Содержит литературу  для организации и проведения различных мероприятий в лагере. 
Столовая На 20 мест
Игровая  комната Наличие настольных развивающих игр:  шашки,  шахматы, домино,  лото, футбол,  хоккей.
Видеозал Компьютеры, мультимедиа и др.
 
 
18. СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
 
Летний лагерь в любой его форме представляет собой уникальную среду для формирования у детей здорового образа жизни: положительные эмоции, связанные с летом, ожидание новых интересных дел, впечатлений, знакомств, встреч с новыми людьми, друзьями, общение с природой. Все это создает особый, неповторимый, отличающийся от обыденного, положительный эмоциональный фон. Он может быть использован для внедрения в сознание детей интересных, и в то же время, полезных размышлений об образе жизни и здоровье, перерастающих в дальнейшем в осознанные действия, поступки, инициативы, творчество, способствующие выбору детьми здорового образа жизни.

19. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И КОНТРОЛЬ
ЗА ХОДОМ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ.
 
Управление деятельностью всех участников  программы выполняет функции:
*Информационно-аналитическую;
*Планово-прогностическую;
*Организационную;
*Диагностическую.
   Организацию и коррекцию деятельности по реализации программы осуществляет творческая группа под руководством педагога-организатора. Итоги реализации программы проводятся один раз в год  на совещании при  директоре   по итогам работы лагерной смены.
Программу реализуют: начальник лагеря, воспитатели отрядов.
Для того, чтобы воспитательная работа давала нужный результат, необходим тесный контакт с воспитателями.
          Работа с воспитателями:
* Индивидуальная работа с воспитателями с целью проведения намеченных  мероприятий.
* Методическая помощь воспитателям.
*Совместный анализ проведённых мероприятий  с целью выявления положительных и отрицательных сторон.
*Учёт пожеланий воспитателей по проведению мероприятий для детей.
*Работа над сценариями, репетиции и проведение мероприятий.
*Совместное обсуждение проведённых мероприятий с целью выявления положительных и отрицательных сторон.
*Оказание методической помощи вожатым в работе с детьми.
 
20. ФАКТОРЫ РИСКА
 Первый фактор риска:
низкая активность детей в реализации программы.
Меры профилактики:
выявление индивидуальных способностей и интересов ребенка для приобщения и занятости другой деятельностью.
Второй фактор риска:
отсутствие положительной динамики в оздоровлении детей.
Меры профилактики: корректировка спортивных мероприятий, бесед, проведение индивидуальных занятий с детьми.
Третий фактор риска:
неблагоприятные погодные условия.
Меры профилактики: организация мероприятий согласно тематике смены
 (на основе учета погоды: на свежем воздухе – в хорошую погоду, в помещениях лагеря на плохие погодные условия).
 
21. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
 
-следование демократическому стилю общения, выстраивание между взрослыми и детьми отношений доверия и сотрудничества;
- своевременная адаптация участников программы;
- выработка совместно с детьми ценностей, идеалов, образов с учетом их личностных интересов и потребностей;
- создание ситуации для освоения детьми новых социальных ролей, формирование социальной активности;
- воспитание ответственности;
- оказание индивидуальной помощи ребенку в выборе видов деятельности, создание ситуации успеха для каждого ребенка;
- органическое сочетание различных видов деятельности: досуга, образования, оздоровления;
- введение культа здорового образа жизни в детском коллективе;
- обеспечение разумной дисциплины и порядка как условия защищенности каждого ребенка;
- ежедневный анализ происходящего каждым участником программы, педагогическим коллективом.
22. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
 
 
 
23. СИСТЕМА МОНИТОРИНГА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
 
№ п/п Мероприятие Срок проведения Ответственные
1 Опрос родителей на выявление пожеланий по организации деятельности детского лагеря. Апрель начальник лагеря, классные рук.
2 Опрос детей в организационный период с целью выявления их интересов, мотивов пребывания в лагере. 1 день смены Воспитатели
3 Диагностика детского коллектива
 
          на начальном этапе
 
 
 
 
 
промежуточная диагностика
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
          итоговая диагностика
будет происходить сбор данных о направленности интересов ребёнка, мотивации деятельности и уровень готовности к ней (тесты, анкеты, игры);
   позволяет корректировать процесс реализации программы и определить искомый результат с помощью аналогии и ассоциации:
- сочинение - «Мой портрет» (ассоциация);
- «Мой отряд». «Я вчера, сегодня, завтра»; (рисунок, сочинение и др.)
помогает оценить результаты реализации программы (опрос, тестирование, анкеты).
 
 
Начальник лагеря, воспитатели
4 Ежедневное отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями. В течение смены Начальник  лагеря, воспитатели
5 Опрос детей и родителей  в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий. Последний день смены Воспитатели
  
 В течение смены ведется ежедневная самооценка участников смены относительно эмоционального личного состояния, уровня развития коллектива; педагогическим коллективом летнего лагеря проводится ежедневная диагностика эмоционального состояния участников смены, в течение смены проводится социометрия, наблюдение за приоритетными видами деятельности участников.
 
24. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
 
Смета расходов (имеющиеся)
№ п/п Наименование Имеется
1 Комнаты отряда 2
2 Спортивная площадка 1
3 Спортивный зал 1
4 Столовая 1
5 Фильмы, мультфильмы, песни  и т д. 10 шт.
6 Мяч волейбольный 4
7 Мяч баскетбольный 4
8 Скакалки 8
9 Бумага для рисования 1 уп.
10 Ножницы 8
11 Карандаши (цветные) 8
12 Карандаши (простые) 12
13 Набор гуаши 8
14 Набор цветной бумаги 8
15 Кисти 12
16 Ватман 8
 
 
25. Список используемой литературы:
 
  1. «Лазурный» - страна детства: Из опыта работы государственного областного санаторно-оздоровительного образовательного детского центра «Лазурный». – Н. Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2002.
  2. Будем работать вместе. Программы деятельности детских и подростковых организаций. М., 1996.
  3. Адреева В. И., Щетинская А. И. Педагогика дополнительного образования: приоритет духовности, здоровья и творчества. – Казань – Оренбург, Центр инновационных технологий, 2001
  4. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
  5. И.В. Васильев, В помощь организаторам и инструкторам туризма, Москва-Профиздат, 1973
  6. Козлова Ю.В., Ярошенко В.В., Туристский клуб школьников: Пособие для руководителя.- М.: ТЦ сфера, 2004. -  (Библиотека вожатого)
  7. Солнцеворот-99 или Сварожий круг: Настольная книга вожатого. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.
  8. Цветкова И.В., Заярская Г.В., Клемяшова Е.М., Мурашова А.Г.Радуга над Эколандией. Экологическое воспитание в условиях оздоровительного лагеря. Кипарис-10. Методическое пособие / Общ. Ред. И.В. Цветковой. – М.: Педагогическое сообщество России, 2005.
 
 
 
26. Приложения
 
С целью создания психологического комфорта, осуществления аналитико-диагностической работы, коррекции межличностных отношений в лагере были проведены следующие исследования:
 
 
 
Приложение
Входная анкета«Давайте познакомимся»
Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:
  1. Твои ожидания от  лагеря?
  2. Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?
  3. В каких делах ты хочешь участвовать?
  4. Какие кружки в центре детского творчества хочешь посещать?
  5. Чему ты хотел бы научиться за время пребывания в лагере?
  6. Чему ты мог бы научить других?
  7. Интересна ли тебе история, культура, природа родного края?
  8. Можешь ли ты подготовить и провести экскурсию?
  9. Умеешь ли ты брать интервью, готовить репортажи, телепрезентации?
  10. Есть ли у тебя навыки экологического поведения в природе?
Методика «Фантастический выбор»
Детям предлагается прослушать утверждение и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 – совершенно согласен, 3 – в основном согласен,  2 – трудно сказать, 1 – в основном не согласен, 0 – совершенно не согласен.
1. Я жду наступление нового дня в лагере с радостью.
2. В детском лагере у меня обычно хорошее настроение.
3. У нас хорошие вожатые.
4. Ко всем взрослым в нашем лагере можно обратиться за советом и помощью в любое время.
5. У меня есть любимый взрослый в нашем лагере.
6. В отряде я всегда могу свободно высказывать своё мнение.
 7. У меня есть любимые занятия в нашем лагере.
 8. Когда смена закончится, я буду скучать по нашему лагерю.
Обработка полученных данных.
Показателем удовлетворённости детей (У) является частное от деления общей суммы баллов на общее количество ответов. У = общая сумма баллов / общее количество ответов. Если У больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворённости, если же У больше 2, но меньше 3, то это - средняя и низкая степени удовлетворённости детей жизнью в лагере.
 
 
 
 
Итоговая анкета«Мои достижения».
- подготовил и провел концертную программу,
-подготовил и провёл игру,
- подготовил репортаж для газеты,
- выступил с презентацией перед сверстниками, перед ребятами детского сада,
- подготовил викторину по сказкам и про лес,
- был участником выступлений,
- ухаживал за растениями на пришкольном участке,
-  дежурил в столовой и в отряде.
 
© 2011-2015
meshdugorna@mail.ru
462030
Оренбургская область,
Октябрьский район,
поселок Междугорный,
улица Школьная, дом 1.
+7 (35330)34-4-48
Директор школы:
Игнатова Лариса Бориславовна
Перейти на полную версию
Настройки шрифта
A A A
Настройки цвета
C C
Вкл.Выкл.
Настройки