Быстрые ссылки

Помощь     Обычная версия
Главная -> Программы лагеря дневного пребывания -> Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театр и дети»

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театр и дети»

 
Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Октябрьская средняя  общеобразовательная школа" в п. Междугорный
 
 
 
 

Утверждаю:
Начальник летнего оздоровительного
лагеря «Солнышко»
с дневным пребыванием детей
_____________Ермакова Л.В.

 
 
 
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Театр и дети»
 
 
 

 Срок реализации: июнь 2021 г.
              Адресат: дети 7-16 лет
Разработчик:
Севостьянова Наталья Алексеевна,
Учитель начальных
классов
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
пос. Междугорный, 2021 г.

 
 
 
 




















Содержание программы
 
1.    Комплекс основных характеристик краткосрочной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы…………………...…….    3
1.1.Пояснительная записка………………………………………………………...3
1.2.Цель и задачи программы…………………………………….………..……   7
1.3.Содержание программы………………………………………..…….….… . . 8
1.4.Планируемые результаты……………………………………………….…    10
2.    Комплекс организационно-педагогических условий……………………….   12
3. Список литературы……………………………………………….……………..15
4. Приложение………………………………………………………………..…… 17
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК КРАТКОСРОЧНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ.
 
  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театр и дети» (далее – Программа) рассчитана на 8 часов, уровень освоения - стартовый. Программа разработана в соответствии с нормативными документами:
- Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);
- Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. От 1.03.2020) «Об образовании в Российской Федерации»;
- Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
- приказа Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (в действующей редакции);
- Письма Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы»);
- Устав МБУДО «Центр дополнительного образования Октябрьского района» от 23.12.2015 г.).
Направленность Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театр и дети» имеет художественную направленность. Она направлена на развитие художественно - эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.
 Программа предполагает освоение материала на стартовом уровне. Стартовый уровень предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы, проведение занятий в групповой форме с ярко выраженным индивидуальным подходом, формирование у обучающихся мотивации к познанию. Наиболее эффективные методы обучения: игровые, личностно- ориентированные, метод диалогового обучения.
Актуальность и необходимость разработки данной программы.
 Актуальность предлагаемой дополнительной общеобразовательной программы определяется запросом на программы художественного развития младших школьников, так как учебный материал мотивирует детей к изучению истории театра и овладению мастерством актёра. Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность имеет для школьников большое значение, так как это помогает повышению самооценки, позитивного отношения к жизни, приобретению коммуникативных навыков. Кроме того, актуальность данной программы опирается на необходимость подготовки детских праздников, которые получают сценические навыки в театральном объединении «Театр и дети».
В человеке всегда заложено творческое начало, и театр, как вид искусства, наиболее полно способствует творческому развитию личности дошкольников, проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления. Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой и т. д. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость, требует трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. 
Педагогическая целесообразность
В данной программе соблюдены принципы постепенности, последовательности, доступности, целостности, деятельного подхода, возрастного и индивидуального подхода. Она предназначена для детей дошкольного возраста и младшего школьника.
 Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного); становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). 
Эти навыки будут служить основой  для развития способностей в начальной и основной школе. Овладев перечисленными качествами, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко.Исходя из вышеизложенного следует развивать творчески-активную личность. Творческая активность – это свойство личности, проявляющееся в деятельности и общении как оригинальность, созидательность, новизна,  способность личности инициативно и самостоятельно находить «зоны поиска», ставить задачи, выделять принципы, лежащие в основе тех или иных конструкций, явлений, действий, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую.
Новизна. Новизной данной дополнительной общеобразовательной программы является интеграция педагогических, психологических, социальных и культурных аспекты, а содержание направленно на личностное развитие и социокультурную адаптацию детей. Кроме знаний по предмету она направлена на социализацию личности средствами современных знаний и технологий (проектная и исследовательская деятельность, ведение электронного портфолио обучающихся).
 В жизни ребенку нужны не только базовые навыки, такие как, умение читать, писать, решать, слушать и говорить, но и умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение дать адекватную самооценку, уметь сотрудничать и т. д. Оптимально сформированные внимание, память - важнейшее условие дальнейшего успешного школьного обучения.
Отличительные особенности данной дополнительной общеразвивающей программы от уже существующих образовательных программ. 
Отличительные особенности данной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что учебный материал предусматривает системно - деятельностный подход. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умению создавать собственные проект, авторские театральные этюды. Развитие творческих, коммуникативных способностей обучающихся на основе их собственной творческой деятельности является отличительной чертой данной программы. Такой подход, направленный на социализацию и активизацию собственных знаний, актуален в условиях необходимости осознания себя в качестве личности, способной к самореализации, что повышает и самооценку обучающегося, и его оценку в глазах окружающих.
Кроме того содержание программы «Театр и дети» даёт возможность каждому ребёнку не только освоить навыки актёра, но и попробовать себя в роли гримёра, декоратора, костюмера, звукооператора и даже режиссера.
Реализация программы предусматривает прохождение развивающих и обучающих занятий для детей 6-11 лет, которые позволяют:
-расширить и систематизировать знания о театральном искусстве;
-способствовать овладению обучающимися актерским мастерством;
-обучить приёмам гримирования;
-познакомить с этапами работы над спектаклем;
-формировать навыки работы с голосом;
-научить правильному дыханию;
-формировать навыки самостоятельной творческой деятельности.
Весь процесс обучения строится на использовании методов театральной педагогики – технологии актерского мастерства, сочетающей комплекс специальных упражнений, театральных игр, адаптированных  для занятий с детьми, сочетающий игровые и диалоговые формы, учитывая психолого-возрастные особенности детей. Каждый ребенок проходит путь от упражнения, этюда к спектаклю. Дети и педагог – участники совместного творческого процесса.
 В основу данной программы положены следующие педагогические принципы:
- принцип гуманизации; принцип самоценности личности; принцип увлекательности.
Личностно-ориентированная,  социально-игровая технологии позволяют реализовать концепцию настоящей программы в полном объеме и добиться стабильных позитивных результатов. 
Адресат программы.
Программа адресована детям от 6 до 11 лет. В группе первого потока занимается 20 человек, с разной степенью подготовленности. В детское объединение принимаются дети на добровольной основе, все желающие.
Данный возраст характеризуется как  время  овладения самостоятельными формами работы,  время развития  интеллектуальной, познавательной активности. Дети седьмого - двенадцатого года жизни уже могут конструировать из бумаги, из природного материала,  сопровождать речью игровое взаимодействие. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, но только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины строения предметов; систематизируются представления детей об окружающем мире, развивается устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона, развиваются фонематический слух, связная речь, совершенствуется грамматический строй речи.  
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на один месяц обучения - 8 учебных часов.
По 1 разу в неделю, продолжительность занятия 2 академических часа, 1 академический час равен 30 минут.
Группа обучающихся разновозрастная. Состав группы постоянный – 20 человек
Форма обучения
Программа реализуется в очной форме.
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической части. Большее количество времени занимает практическая часть.
Очная форма предполагает проведение занятий в учебном кабинете на базе Междугорного филиала МБОУ «Октябрьская СОШ».
Режим занятий
• продолжительность занятий - 30 минут;
• начало занятий – с 07.06 2021;
• окончание занятий – 30.06.2021;
 •  режим занятий: 1 раз в неделю по 2  занятия по 30 минут с перерывами на отдых 15 минут.  Общий объем нагрузки составляет 8 часов. Занятия организуются во вторник с 10.00 до 11.15.
 
 
 
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
Цель программы:
Развитие личности ребёнка, способного к творческому самовыражению через театральную деятельность, развитие основных психических процессов ребенка и коррекция его эмоциональной сферы средствами театрального искусства.
Обучающие задачи:
-расширить и систематизировать знания о театральном искусстве;
-способствовать овладению обучающимися актерским мастерством;
-обучить приёмам гримирования;
-познакомить с этапами работы над спектаклем;
-формировать навыки работы с голосом;
-научить правильному дыханию;
-формировать навыки самостоятельной творческой деятельности.
Воспитательные:
- воспитать и развить художественный вкус;
- формировать общественную активность личности;
- формировать навыки здорового образа жизни;
- обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка;
- приобщать  обучающихся детей  к общечеловеческим ценностям, формирование привычки нравственного поведения (доброжелательность, чувство товарищества, сопереживания).
Развивающие:
-развить мотивацию личности ребёнка к познанию и творчеству а также к самовыражению через театральную деятельность;
-развить творческое воображение и фантазию через упражнения и этюды;
-развить творческие и организаторские способности;
-развить коммуникативные способности;
-активизировать самостоятельность мышления.
  Теоретической основой материала служит учение К.С.Станиславского. Весь процесс обучения строится на использовании методов театральной педагогики – технологии актерского мастерства, сочетающей комплекс специальных упражнений, театральных игр, адаптированных  для занятий с детьми, сочетающий игровые и диалоговые формы, учитывая психолого-возрастные особенности детей. Каждый ребенок проходит путь от упражнения, этюда к спектаклю. Дети и педагог – участники совместного творческого процесса.
 В основу данной программы положены следующие педагогические принципы:
- принцип гуманизации; принцип самоценности личности; принцип увлекательности.
Личностно-ориентированная,  социально-игровая технологии позволяют реализовать концепцию настоящей программы в полном объеме и добиться стабильных позитивных результатов. 
 
 
  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Учебный план.
№ п/п Название раздела Название темы Количество часов Формы контроля
всего теория практика
1
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Теория Введение 1 0,5 0,5 Игры-занятия (Что такое театр? Рисунки на тему «Мы идем в театр».
 
Просмотр спектакля в видеозаписи. Обсуждение. Создание афиши спектакля, эскизов декораций и костюмов.
 
 
 
 
 
 
 
Сочинение сказок по заданному началу; необычное продолжение знакомой сказки; «Покажи предмет»,  «В зоопарке».
 
 
 
 
Игры и упражнения, развивающие воображение и фантазию.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Поиск интересной словесной характеристики персонажа.
 
 
 
 
Премьера – показ спектакля.
Театр – искусство коллективное. Знакомство с театральными профессиями 1 0,5 0,5
Первоначальные представления о театре как виде искусства. 1 1  
Основные составляющие мастерства актера: пластика, речь, мимика. 1   1
2
 
 
 
Практика Актерское мастерство (овладение простейшими элементами сценической грамоты) 1   1
Разбор пьесы по основным событиям, разбор характеров действующих лиц. 1 1  
Работа над словесной характеристикой персонажа, прогонные репетиции. 1   1
Проигрывание пьесы целиком. 1   1
  Итого   8 3 5  
 
Содержание программы.
Раздел 1. Теория.
Введение. Театр как вид искусства.
Виды и жанры театрального искусства: драматический, музыкальный театр, театр кукол; радио- и телетеатр. Игры-занятия  (Что такое театр? Школьный театр. Профессиональный театр для детей). Рисунки на тему «Мы идем в театр»
Театр – искусство коллективное. Знакомство с театральными профессиями.Театральные профессии. Спектакль – результат коллективного творчества. «Путешествие» по театральной программке (драматург, режиссер, художник, композитор). Актер – «главное чудо театра». Просмотр спектакля в видеозаписи. Обсуждение. Создание афиши спектакля, эскизов декораций и костюмов.
Первоначальные представления о театре как виде искусства.
Развитие слуховых восприятий и других сенсорных умений. Развитие навыков фонационного дыхания.  Развитие тактильных восприятий (узнать предмет на ощупь). Упражнения «Узнай голос», «Угадай, чей голосок».
Основные составляющие мастерства актера: пластика, речь, мимика.
Игры и упражнения, развивающие воображение и фантазию. Сочинение сказок по заданному началу; необычное продолжение знакомой сказки; «Покажи предмет», «В зоопарке» и т.д.
Актерское мастерство.
Этюды на действия с реальными предметами в условиях вымысла:
  1. Условия вымысла. «Если бы…» - волшебство превращения.
  2. Этюды. Знакомство с понятием.
  3. Упражнения «Дракон», «Волшебный кубик» и пр.
Развитие артистической смелости. 
Упражнения «Игрушки», «Птичий двор» и т.д.
Разбор пьесы по основным событиям, разбор характеров действующих лиц.
1.Выделение основных событий, пересказ.
2.Оценивание поступков действующих лиц. Разбор характеров.  «Примеривание» характеров на себя.
Работа над словесной характеристикой персонажа, прогонные репетиции.
1.Логический анализ текста.
2.Поиск интересной словесной характеристики персонажа.
3.Прогонные репетиции с участием всех актеров. Овладение сценическим пространством.
4.Репетиции без остановки с декорациями и музыкальным оформлением.
5.Обсуждение. Замечания.
Проигрывание пьесы целиком.
Сдача спектакля. Последующее обсуждение.
1.Разминка перед спектаклем.
2.Премьера –показ спектакля.
3.Обсуждение показа ребятами. Замечания.
 
1.4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Итоговым результатом освоения дополнительной общеобразовательной, общеразвивающей программы является развитие личности ребёнка, способного к творческому самовыражению через театральное искусство.
Ожидаемые результаты
В результате реализации программы каждый воспитанник должен:
Личностные результаты:
- уметь самоопределяться (делать выбор);
- проявлять инициативу в организации праздников, концертов, спектаклей и других форм театральной деятельности; 
- быть неравнодушным по отношению к людям, миру искусства и природе;
- активно участвовать в   социальной  деятельности;
- вести и пропагандировать здоровый образ жизни.
В результате реализации программы обучающиеся становятся любителями театра – активными участниками  школьной самодеятельности, осознают ценность своей творческой деятельности для окружающих.
Образовательные (предметные) результаты
Знать:
- правила поведения на занятиях ;
- театральные термины;
- историю театра и театрального искусства;
- теоретические основы актёрского мастерства;
- этапы работы над спектаклем (проектом);
- законы сценического действия;
- основные приёмы гримирования;
- принципы построения литературной композиции;
Владеть:
- элементами внутренней и внешней техники актёра;
- приёмами аутотренинга и релаксации;
- словесным действием в спектакле;
- сценической пластикой;
- речевым общением;
- приёмами гримирования.  
Уметь:
- работать с текстом;
- составлять этюды;
- наносить грим;
- создавать образы.
Метапредметные результаты:
Метапредметными результатами обучения является формирование и развитие следующих универсальных учебных действий (УУД)
Уметь:
Познавательные УУД:
- использовать различные способы поиска источников информации, ее обработки и применения;
-планировать учебную деятельность и искать средства ее применения.
- воспроизводить свои действия в заданной ситуации;
- самостоятельно анализировать, синтезировать и обобщать;
- создавать точные и убедительные образы;
Регулятивные УУД:
-анализировать причины успеха/неуспеха;
-осваивать позитивные установки : « У меня все получится», « Я все смогу».
Личностные УУД:
-осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах;
-вырабатывать уважительное отношение к не похожим на себя;
-уметь оценивать свои и чужие поступки, опираясь на нравственные -ценности-осознавать свои черты характера, интересы, позиции.
КоммуникативныеУУД:
- работать в команде;
-включаться в диалог, в коллективное обсуждение;
-излагать личное мнение и отстаивать его;
-способность самопрезентации
-уважительно относиться к мнению партнёров;
-предлагать помощь сотрудничества;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль.
 
Педагогический мониторинг позволяет в системе отслеживать результативность образовательного процесса.
Основными формами подведения итогов по программе  является участие воспитанников театрального кружка в театральных конкурсах, смотрах, различного уровня.
 
  1. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ.
Календарный учебный график краткосрочной дополнительной  общеобразовательной (общеразвивающей).
Кол-во учебных недель:4.
Кол-во учебных дней:4.
Месяц Число Время проведения занятия Форма занятия Кол-во часов Тема занятия Место проведения Форма контроля
I Раздел: Теория (4 ч.)
Введение (1ч.)
1 июнь 8 10.00-10.30
 
Театр как вид искусства.
 
1  Игры-занятия  (Что такое театр? Школьный театр. Профессиональный театр для детей). уч.класс Рисунки на тему «Мы идем в театр»
 
Театр – искусство коллективное.  (1ч.)
2 июнь 8 10.45-11.15 Знакомство с театральными профессиями. 1 Театральные профессии.
Просмотр спектакля в видеозаписи. Обсуждение.
 
уч.класс Создание афиши спектакля, эскизов декораций и костюмов.
Представления о театре. (1ч.)
3 июнь 15 10.00-10.30
 
Развитие тактильных восприятий. 1 Анализ и синтез предметов сложной формы Уч.класс Упражнения «Узнай голос», «Угадай, чей голосок».
Пластика, речь, мимика.(1ч.)
 
4 июнь 15 10.45-11.15
 
беседа 1 Игры и упражнения, развивающие воображение и фантазию. уч.класс Сочинение сказок.
IIРаздел: Практика. (4ч.)
Актерское мастерство (1 ч.)
5 июнь 22 10.00-10.30 беседа 1 Актерское мастерство. уч.класс Упражнения «Игрушки», «Птичий двор».
6 июнь 22 10.45-11.15 Практич. занятие 1 Разбор пьесы. уч.класс «Примеривание» характеров на себя.
 
Прогонные репетиции (1 ч.)
7 июнь 29 10.00-10.30 Практич. занятие 1 Работа над словесной характеристикой персонажа. уч.класс Репетиции без остановки с декорациями и музыкальным оформлением.
8 июнь 29 10.45-11.15 Сдача спектакля. 1 Сдача спектакля. уч.класс Премьера – показ спектакля.
                     
 
 Условия реализации программы.
Материально – техническое обеспечение программы: занятие с детьми проводятся в учебном классе с использованием демонстрационного материала, адаптированного к возрастной категории, наличие компьютера с выходом в интернет.
Кадровое обеспечение программы:качество реализации программы зависит от степени интеграции с другими дисциплинами данного курса, а также от кадрового обеспечения и уровня подготовки кадров.  За реализацию программы отвечает воспитатель Н.А.Севостьянова, учитель начальных классов, руководитель объединения «Театр и дети».
Формы подведения итогов реализации программы.
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы ;
итоговый – открытые занятия, спектакли.
В качестве промежуточных и итоговых результатов работы могут рассматриваться:
-сольные исполнительские номера (чтецкие или вокальные),
-участие в групповых композициях (этюдах, сценках, импровизациях, в драматических, кукольных, мини-спектаклях)
-самостоятельная организация и проведение игр и театральных упражнений.     
Дополнительно проводимая диагностика познавательного развития позволяет определить:
  1. Уровень сформированности познавательной активности детей.
  2. Определить состояние «зоны актуального развития» воспитанников.
  3. Наметить план работы по формированию «зоны ближайшего развития» детей.
Методическое обеспечение программы.
В целях изучения результатов освоения программы используется  личностно-ориентированный подход к образованию с использованием здоровьесберегающих технологий, что способствует сохранению и укреплению физического и социального здоровья воспитанников.
      Реализация программы в режиме сотрудничества и демократического стиля общения позволяет создать личностно-значимый для каждого воспитанника  индивидуальный или коллективный духовный продукт (в виде спектакля).
     Программа «Театр и дети» построена на использовании законов театральной педагогики в лучших традициях русского театра и является одной из составляющих общей системы эстетического воспитания детей.
Методы и формы реализации программы:
просмотр спектаклей; беседы;
 использование игр и упражнений из театральной педагогики,
 тренингов и импровизаций, сюжетно-ролевых игр, этюдов; игр драматизаций;
 репетиции; выступления; работа с подручным материалом и изготовление макетов декораций, и др.;
Для совершенствования театральных навыков используются такие формы организации детской деятельности, как:
-работа по подгруппам (количество детей варьируется от 5-и до 10-ти человек) в сочетании с индивидуальной формой работы.
Основная форма организации образовательного процесса: групповая. Программа реализуется для детей младшего школьника с целью развития творческой деятельности.
Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания  условий для самореализации детей используется:
- включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
- создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;
- моральное поощрение инициативы и творчества;
- продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
- регулирование активности и отдыха (расслабления).
На занятиях широко применяются:
словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);
метод наблюдений над «языком» театра, секретами создания образа, сценической речи и пр.;
наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами, просмотр пьесы, показ образца движения куклы и пр.);
работа с книгой (чтение литературного произведения, получение нужной информации на определённую тему).
Ребята с удовольствием участвуют в проведении конкурсов на лучшее сочинение, загадку, сказку, рисунок, пантомиму, мини-пьесу и пр. Здесь активен каждый, он не слушатель, не сторонний наблюдатель, а непосредственный участник, вникающий во все детали работы. Соревнования обычно проводятся в занимательной форме, что гораздо более эффективно в данном возрасте, чем просто указание условий конкурса.
Значительное место при проведении занятий занимают  театральные игры, способствующие развитию фантазии, воображения, мышления, внимания  детей, помогающие устранить телесные и  психологические зажимы, которые могут возникнуть во время выступления перед зрителями.
Большинство игровых упражнений выполняется коллективно, часто в кругу. Все они строятся согласно нескольким принципам:
игрового самочувствия;
от простого к сложному;
от элементарного фантазирования к созданию образа.
Существует большое разнообразие театральных игровых упражнений, благодаря чему педагог может подбирать и варьировать их по своему усмотрению. (Приложение 1).
 
  1. Список литературы для педагога
  2. Андрачников С.Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2006.
    2.  Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
    3.  Бондарева В. Записки помрежа. - М.: Искусство, 1985.
    4.  Брянцев А.А. Воспоминания/ Статьи. - М., 1979.
    5.  Гиппнус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. - Л.-М.: Искусство, 2002.
    6.  Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. - М., 2001.
    7. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. -  М.: Просвещение, 1978.
    8. Когтев Г. В. Грим и сценический образ. - М.: Советская Россия, 2006.
    9.  Корогодский З.Я. Начало, СПб, 2005.
    10. Косарецкий С. Г. П.П.М.С. – центры России: современное положения и тенденции. // Школа здоровья. – 2007.- № 3.- с. 52-57.
    11.Крамаренко О.К.  Методические рекомендации учителям – руководителям театральных кружков.- М.: 2003.
  3. Курбатов М. Несколько слов о психотехнике актера. М., 2004. 
    13.  Логинова В. Заметки художника-гримера. - М.: Искусство, 1994.
    14.  Новицкая Л.П. Тренинг и муштра. - М., 2002.
    15. Поламишев А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. -
    М.: Просвещение, 2006.
    16. Смирнов Н. В. Философия и образование. Проблемы философской культуры педагога.- М.: Социум, 2000.
17. Станиславский К.С. Работа актера над собой. М., 1989, с. 151.
18.Станиславский К. С. Собрание сочинений (I – II том). - М.: Искусство, 1988.
                19. Чурилова Э.Т. Методика организации театральной деятельности
                  дошкольников и младших школьников. – М.: 2001.

Список литературы для учащихся
1.  Вархолов Ф. М. Грим. - М.: 2005.
2. Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки). Учебное пособие по курсу «Сценическая речь». -  М.: ГИТИС, 2004.
3.  Генералова И.А. Мастерская чувств. – М., 2006.
4. Козлянинова И. П. Орфоэпия в театральной школе. Учебное пособие для театральных и культурно-просветительных училищ. - М.: Просвещение, 2003.
5.  Невский Л. А. Ступени мастерства. - М.: Искусство, 2005.
6.  Петрова А. Н. Сценическая речь. - М.: 2002.
7.  Рубина Ю. Театральная самодеятельность школьников.- М.: Просвещение, 1994.
8.  ШильгавиВ.П. Начнем с игры. - М.: Просвещение, 1994.
9. Школьников С. Основы сценического грима. - Минск: Высшая школа, 2004
Список литературы для родителей
1. Суркова М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. Методическая разработка.- С.: СГАКИ, 2009.
2.  Товстоногов Т.А. Зеркало сцены. - Т.1-2.-Л., 1980.
3. Щуркова Н. Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. - М.: Педагогический поиск, 2005.
4.  Чистякова М.И. Психогимнастика.-М: Просвещение, 2004.
5.  Эфрос А.В. Профессия: режиссер. - М., 2000.
Интернет ресурсы
1.Сайт учителей «» https://.ru/files/pourochnyie-razrabotki-zaniatii-v-tieatral-noi-studii.html
2. Inter-Kultur Haus-Интернациональный Дом Творчества
3. Сайт Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования». ФГБНУ «ИХОиК РАО». http://www.art-education.ru/
4. Единая информационная система музыка и культура. Джанни Родари "Грамматика фантазии" http://dshi-voskresenie.muzkult.ru/img/upload/3834/documents/Rodari_D._Grammatika_fantazii._Vvedenie_v_iskusstvo_pridumyvaniya_istorij_1.pdf
5.Социальная сеть работников образования «Наша сеть» https://nsportal.ru/
6. Видео уроки по аквагриму  https://www.youtube.com/playlist?list=PLaSOyTDcxt5dfxuk5v5kkx44N2hjAUbD6
7. «Актёрский тренинг – теория и практика». Л. Грачёва / Энциклопедия «Кругосвет». Режим доступа: http://biblioteka.teatrobraz.ru/page/akterskii-trening-teoriya-i-praktika-l-gracheva
8. А.П. Ершова и В.М. Букатов. «Программа четырёхлетнего курса обучения в театральных школах, студиях, училищах» /Энциклопедия «Кругосвет». Режим доступа: http://biblioteka.teatrobraz.ru/node/7051
9. «Работа актёра над собой». К.С. Станиславский / Энциклопедия «Кругосвет». Режим доступа: http://biblioteka.teatrobraz.ru/node/7380
 
 
4.ПРИЛОЖЕНИЕ. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
 
Беседа «Удивительный мир театра»
Работа в микрогруппах
Цель:Выявить сформированность мотивации ребёнка к театральной деятельности. Определить, какой именно раздел театральной деятельности интересует ребёнка
Педагог начинает беседу, предлагает детям вспомнить виды театральной деятельности, рассказать об этих видах.
В ходе беседы дети рассказывают, какие виды театральной деятельности их наиболее интересуют.
После беседы педагог предлагает детям сыграть этюд на тему театр изнутри, где каждый ребёнок выбирает сам, кем бы он хотел быть в театре(актёром, режиссёром, гримёром, костюмером, кассиром, билетёром или зрителем) На основе выбранных ролей можно судить о том, насколько ребёнок замотивирован к театральной деятельности
Актёр и режиссёр– мотивация устойчивая, сформированная
Гримёр, костюмер– специальности хоть и приближенные к сценическому действию, но могут рассматриваться и как отдельные от театра специальности – мотивация не вполне сформированная
Кассир, билетёр, уборщица и др. – специальности, которые встречаются в различных сферах. Мотивация к театральной деятельности не сформирована.
Методика «Закончи фразу»
Индивидуальная работа
Цель:выявить, насколько ребёнок готов осознано выстраивать речевое высказывание в устной форме
Педагог предлагает детям закончить начатое предложение. Предложение должно быть развёрнутым, со множеством второстепенных членов и логичным.
По тому, как дети заканчивают предложение, делается вывод об их способности осознано выстраивать речевое высказывание в устной форме.
Пример :
Педагог: На лужайке расцвели одуванчики…..
Девочка, …..я собрала их и сплела венок (средний уровень)
Мальчик:….мы идём играть в футбол (низкий уровень)
Девочка…..Очень интересно наблюдать, как они поворачивают свои головки вслед за солнцем (высокий уровень)
Методика «Логическая цепочка»
Цель:выявить, насколько ребенок умеет анализировать объекты.
Работа в группе
Педагог предлагает детям дать характеристики предметам и действиям. Начиная, произвольно, с того ребенка, который отвечает первым, после чего его ответ и ответы последующих собеседников становятся основой для очередного вопроса, логическим продолжением предыдущего.
Пример:
Вопрос: Какая сегодня погода?
Ответ: Холодно и дует ветер (высокий уровень, ответ точный и адекватный)
Вопрос: Почему дует ветер?
Ответ: Даже не знаю. Я не вижу, как он выглядит (средний уровень. Ответ неточный, но нацелен на активизацию познания)
Вопрос: Почему ты его не видишь?
Ответ: Ветер из воздуха. Воздух я не вижу (низкий уровень, ответ неточный, ребенок отвечает уклончиво или сбивчиво)
Методика «Что будет если…»
Индивидуальная работа
Цель:проверить, насколько ребенок может выстраивать логические цепи поведения.
Педагог предлагает пофантазировать. Задача ребёнка продумать различные варианты развития событий исходя из заданной темы:
Что будет, если люди будут уметь летать?
Что будет, если не выучить уроки?
Что будет, если Серый волк не съест Бабушку?
Оцениваются развёрнутые ответы.
Высокий уровень -ребёнок составит небольшой связный, логичный рассказ.
Средний уровень -характеризуется неточностями и отдельными нелогичностями.
Рассказ низкого уровняхарактеризуется разрывами логики развития сюжета.
Игра «Космическое путешествие» 
Работа в микрогруппах
Цель:оценить умение детей придумывать и объяснять правила игры, а также их способность находить адекватные способы решения конфликтных ситуаций.
Работа в микрогруппах. Детям дается вводная: они космонавты, исследователи незнакомой планеты. Дети сами определяют, будет ли среди них командир, и кто исполнит эту роль. Разыгрывается этюд, во время исполнения, в сюжет этюда кто-то из детей вносит изменения, остальные их отыгрывают.
Педагог оценивает работу.
Высокий уровень:конфликт разрешен, либо изменения внесены настолько корректно, что существенного конфликта не возникло.
Средний уровень:для разрешения конфликта потребовалось эпизодическое вмешательство педагога-координатора.
Низкий уровень:связный сюжет не получился, или конфликт от вмешательства со стороны оказался трудноразрешимым. 
Игра «Роботы и манипуляторы»
Работа в парах.
Цель: проверить способность ребенка управлять действиями партнера (оценка, коррекция);
Один ребёнок исполняет роль робота. Другой словесно управляет им. Педагог оценивает их совместную работу.
Высокий уровень:команды подаются четко и выполнять их не составляет труда. Средний уровень: команды нечеткие, исполнять их сложно.
Низкий уровень:взаимодействие участников не сложилось.
 
 
 
 
Диагностика
Диагностика развития творческих способностей осуществляется с отслеживанием динамики по ключевым параметрам, с отражением результатов в сводной таблице и выборочных диаграммах.
Цель диагностики:Выявление роста творческих способностей
Параметры диагностики:
Эмоциональная выразительность:
Эмоции и чувства – это отношение человека не только к окружающей действительности, но и к самому себе, поэтому очень важно умение правильно выражать и верно реагировать на проявление эмоции окружающих.
Параметры эмоциональных проявлений: выраженность эмоций, эмоциональная подвижность.
Волевой посыл голоса:
Умение управлять силой и направлением голоса один из самых важных навыков сценической речи. Поэтому очень важно процесс его формирования и развития держать под контролем.
Интонационная окраска речи:
Владение навыком интонационной окраски речи важно не только для сценического выступления, но и в повседневной жизни.
Пластика:
Пластические навыки представляют собой умение при помощи движения выражать определенное эмоциональное состояние человека.
Действие в предлагаемых обстоятельствах:
Действие в предлагаемых обстоятельствах предполагает наличие элементарных знаний, умений и навыков актерского мастерства. Именно поэтому данный параметр диагностики включается отдельным пунктом лишь на второй год обучения.
Мышечная память
Диагностика проводится в форме индивидуального тренинга, который включает в себя упражнения на эмоциональную выразительность и подвижность; «Снежок», «Мед тягучий»; на интонационную окраску речи; упражнение «Зоопарк» и «Птичий двор».
Для отслеживания результатов и дальнейшего планирования индивидуальной работы рекомендуется проводить диагностику два раза в год, в начале и в конце учебного года. 
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ развития практических навыков обучающихся
7-10 баллов ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬОбучающийся выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога. Вносит в выполнение задания элемент творчества.
3-6 баллов СРЕДНИЙ УРОВЕНЬДля выполнения задания обучающемуся необходима более подробная вводная. Требует небольшой помощи.
0-2 НИЗКИЙ УРОВЕНЬОбучающийся выполняет задание только при постоянном контроле педагога и коррекции его действий.
 
Сводная таблица фиксации результативности обучения по программе
Параметр
 
Фамилия,
Имя
Эмоц. выразит. Дикция Волевой посыл голоса Интонац. выразит. пластика Действие
в предлаг.
обстоят.
Рост
н.г   к.г н.г к.г н.г к.г н.г к.г н.г н.г. к.г н.г. к.г
                             
                             
                               
                           
 
 Проверка специальных физических возможностей. 
Индивидуальная работа
Цель: проверка обладания волевой саморегуляцией и владения приемами освобождения дыхательных мышц, владения приемами улучшения осанки и звучания голоса, приемами улучшения произношения, выполнение дыхательных и речевые упражнений, усложненных незначительной физической нагрузкой;
В ходе контрольных занятий дети выполняют тренинги на голосовые и дыхательные упражнения.
Они отрабатывают аспекты волевой саморегуляции на предмет освобождения дыхательных мышц. Учащиеся показывают уровень владения приемами улучшения осанки и звучания голоса, приемами улучшения произношения, выполняют  дыхательные  и речевые упражнения, усложненные незначительной физической нагрузкой на предмет владения артикуляционным аппаратом.
Высокий уровень: обучающийся выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога. Вносит в выполнение задания элемент творчества.
Средний уровень: для выполнения задания обучающемуся необходима более подробная вводная. Требует небольшой помощи.
Низкий уровень: обучающийся выполняет задание только при постоянном контроле педагога и коррекции его действий.
Практическое задание
Цель:проверка знаний обучаемых о разных уровнях сценического внимания и уметь разграничивать их в сценическом действии, о культуре сцены, костюма, азбуке театра (театральные термины).
Проверка умения выразительно декламировать текст, владения средствами пластической выразительности;
Комплексный показ умений детей, необходимых для сценической работы, в том числе владения артикуляционным аппаратом для показа индивидуального этюда на заданную тему и участия в итоговом спектакле.
В ходе контрольного занятия дети показывают свои знания о разных уровнях сценического внимания и умение разграничивать их в сценическом действии, свое знание культуры сцены, костюма, азбуки театра (театральные термины), выразительно декламируют текст. Кроме того, дети показывают индивидуальный этюд на заданную тему с применением средств пластической выразительности.
В конце периода обучения дети участвуют в итоговом спектакле.
Работа каждого ребенка оценивается по обычным критериям.
Высокий уровень:обучающийся выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога. Вносит в выполнение задания элемент творчества.
Средний уровень:для выполнения задания обучающемуся необходима более подробная вводная. Требует небольшой помощи.
Низкий уровень:обучающийся выполняет задание только при постоянном контроле педагога и коррекции его действий.
 
 
 
© 2011-2015
meshdugorna@mail.ru
462030
Оренбургская область,
Октябрьский район,
поселок Междугорный,
улица Школьная, дом 1.
+7 (35330)34-4-48
Директор школы:
Игнатова Лариса Бориславовна
Перейти на полную версию
Настройки шрифта
A A A
Настройки цвета
C C
Вкл.Выкл.
Настройки