Быстрые ссылки

Помощь     Обычная версия
Главная -> Программы лагеря дневного пребывания -> Программа воспитания ЛДП "Солнышко" 2023 г.

Программа воспитания ЛДП "Солнышко" 2023 г.

 Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного  учреждения
«Октябрьская средняя  общеобразовательная  школа» 
в посёлке Междугорный
 
 
 
Утверждаю:________Попова И.В.
Директор  «Октябрьская СОШ»
Приказ №_____дата ______
 
 
 
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
лагеря дневного пребывания  «Солнышко»
на базе филиала МБОУ «Октябрьская СОШ»
 
 
Составитель:  Бобринева Е.В.
учитель географии,
начальник ДОЛ  «Солнышко».
 
 
 
 
 
п. Междугорный 2023
 
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
3
 
Раздел I. ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ
8
 
1.1. Цель и задачи воспитания
8
 
1.2. Методологические основы и принципы воспитательной деятельности
9
 
1.3. Основные направления воспитания
9
 
1.4. Основные традиции и уникальность воспитательной деятельности
12
 

Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

14
 
2.1. Модуль «Будущее России.Ключевые мероприятия»
14
 
2.2. Модуль «Отрядная работа.Коллективно-творческое дело (КТД)»
16
 
2.3. Модуль «Самоуправление»
17
 
2.4. Модуль «Дополнительное образование»
18
 
2.5. Модуль «Здоровый образ жизни»
19
 
2.6. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
19
 
2.7. Модуль «Профилактика и безопасность»
20
 
2.8. Модуль «Работа с воспитателями»
20
 
2.9. Модуль «Работа с родителями»
21
 
2.10. Модуль «Экскурсии»
21
 
Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
23
 
3.1. Особенности организации воспитательной деятельности
23
 
3.2. Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания
23
 
Приложения
26
 

 
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа воспитания лагеря дневного пребывания «Солнышко» на базе филиала МБОУ «Октябрьская СОШ» в п. Междугорный(далее Программа воспитания, Программа) разработана на основе Примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций, подготовленной Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- КонституциейРоссийскойФедерации(принятавсенароднымголосованием12.12.1993,сизменениями,одобреннымивходеобщероссийского голосования 01.07.2020).
  • Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной АссамблеейООН20.11.1989,вступила всилудля СССР 15.09.1990).
  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании вРоссийскойФедерации».
  • Федеральнымзакономот31.07.2020№304-ФЗ«Овнесенииизменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»по вопросам воспитания обучающихся».
  • Федеральнымзакономот24.07.1998№124-ФЗ«ОбосновныхгарантияхправребенкавРоссийской Федерации».
  • Федеральнымзакономот30.12.2020№489-ФЗ«ОмолодежнойполитикевРоссийской Федерации».
  • Приказы№№286,287МинистерствапросвещенияРоссийскойФедерации об утверждении ФГОС начального общего образования и ФГОСосновногообщегообразования от31мая 2021 года.
  • Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на периоддо2025года(утвержденараспоряжениемПравительстваРоссийскойФедерацииот29.05.2015№996-р).
  • Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «ОнациональныхцеляхразвитияРоссийскойФедерациинапериоддо2030года».
  • Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Обутверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплениютрадиционныхроссийских духовно-нравственных ценностей».
  • Планом основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетиядетства, на период до 2027 года (утвержден распоряжением ПравительстваРоссийскойФедерации от23.01.2021№122-р).
  • ГосударственнойпрограммойРоссийскойФедерации«Развитиеобразования»(утвержденаПостановлениемПравительстваРоссийскойФедерацииот26.12.2017№ 1642).
  • Федеральнымпроектом«Успехкаждогоребенка»(утвержденпрезидиумомСоветаприПрезидентеРФпостратегическомуразвитиюинациональнымпроектам,протоколот24.12.2018№ 16.).
 - Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 “Об  утверждении Основ государственной политики по  сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей”.
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля  2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка  организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным  общеобразовательным программам”.
- Рабочая программа воспитания учреждения
- Положение о лагере дневного пребывания
Согласно Федеральному закону от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «ОбосновныхгарантияхправребенкавРоссийскойФедерации»(сизменениямии дополнениями) к организациям отдыха детей и их оздоровления (далее –детский лагерь) относятся организации (независимо от их организационно-правовых форм) сезонного или круглогодичного действия, стационарного и(или) нестационарного типа, с круглосуточным или дневным пребыванием,оказывающиеуслугипоорганизацииотдыхаиоздоровлениядетей:организации отдыха детей и их оздоровления сезонного или круглогодичногодействия,лагеря,организованныеобразовательнымиорганизациями,осуществляющимиорганизациюотдыхаиоздоровленияобучающихсявканикулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием), детскиелагерятрудаиотдыха,детскиелагеряпалаточноготипа,детскиеспециализированные(профильные)лагеря,детскиелагеряразличнойтематическойнаправленности.
Программа является методическим документом, определяющим комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в детском лагере, разрабатывается с учетом государственной политики в области образования и воспитания.
Программа создана с целью организации непрерывного воспитательного процесса, основывается на единстве и преемственности с общим и дополнительным образованием, соотносится с примерной рабочей программой воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего образования.
Программа предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.
Ценности человека, дружбы, семьи, сотрудничества лежат в основе духовно-нравственного и социального направлений воспитания.
Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.
Ценность здоровья лежит в основе направления физического воспитания.
Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культуры и красоты лежат в основе эстетического направления воспитания.
«Ключевыесмыслы»системывоспитания,сучетомкоторыхдолжнареализовыватьсяпрограмма:
«ЛюблюРодину».ФормированиеудетейчувствапатриотизмаиготовностикзащитеинтересовОтечества,осознаниеимисвоей гражданской идентичности через чувства гордости за свою Родину и ответственности забудущееРоссии,знаниеистории,недопустимостьфальсификацииисторическихсобытийиискаженияисторическойправды,наосноверазвития программ воспитания детей, в том числе военно-патриотическоговоспитания,развитиеуподрастающегопоколенияуваженияктакимсимволамгосударства,какгерб,флаг,гимнРоссийскойФедерации,кисторическимсимволам ипамятникамОтечества.
«Мы – одна команда». Особое внимание в формировании личностиребенка, основ его поведения и жизненных установок отводится социальномуокружению, важной частью которого является детский коллектив. Детскийколлективпредоставляетширокиевозможностидлясамовыраженияисамореализации,позволяет сформировать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие,чувство собственногодостоинства.
Детскийколлективобъединяетдетейсразнымиинтересами,потребностямиииндивидуальнымиособенностями.Важновыстраиватьработу и коллективные дела так, чтобы они были интересными и значимымидлякаждогоребенка.
«Россия – страна возможностей». Ребенка воспитывает все, что егоокружает. Окружающая среда формирует его взгляды, убеждения, привычки.Важносоздаватьвоспитательнуюсреду,доступную,интереснуюдляребенка.Созданиеблагоприятнойиразнообразнойвоспитательнойсредывозможночерезвовлечениедетейвконкурсы,мероприятияипроектыдетскихобщественныхобъединений,заинтересованныхорганизаций, АНО.
«Россия–странавозможностей»,АНО«БольшаяПеремена»,Общероссийскоеобщественно-государственноедвижениедетейимолодежи
«ДвижениеПервых»,Российскоеобщество«Знание»,Российскоеисторическое общество), где каждый ребенок может найти то, что ему подуше.Необходимопопуляризироватьвсевозможностиисоциальнозначимыепроектыорганизаций.
Принимаяучастиевмероприятияхдвиженийиорганизаций,школьникиполучаютвозможностьактивноучаствоватьвобщественнойжизни страны, формировать гражданскую позицию, основываясь на идеалахдобраисправедливости,втомчислечерезсистемуличностногоисоциального роста.
Программа включает три раздела: целевой; содержательный; организационный.
Приложение:календарныйпланвоспитательнойработы.

Раздел I. ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ
Нормативные ценностно-целевые основы воспитания детей в детском лагере определяются содержанием российских гражданских (базовых, общенациональных) норм и ценностей, основные из которых закреплены в Конституции Российской Федерации.
С учетом мировоззренческого, этнического, религиозного многообразия российского общества ценностно-целевые основы воспитания детей включают духовно-нравственные ценности культуры народов России, традиционных религий народов России в качестве вариативного компонента содержания воспитания, реализуемого на добровольной основе, в соответствии с мировоззренческими и культурными особенностями и потребностями родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей.
Воспитательная деятельность в детском лагере реализуется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, зафиксированными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
 
1.1. Цель и задачи воспитания
Современный российский общенациональный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования цель воспитания: создание условий для личностного развития, самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, ст. 2, п. 2).
Задачи воспитания определеныс учетом интеллектуально-когнитивной, эмоционально-оценочной, деятельностно-практической составляющих развития личности;
 - усвоение ими знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
- формирование и развитие позитивных личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
- приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний и сформированных отношений на практике (опыта нравственных поступков, социально значимых дел).
 
1.2. Методологические основы и принципы воспитательной деятельности
Методологической основой Программы воспитания являются антропологический, культурно-исторический и системно-деятельностный подходы.
Воспитательная деятельность в детском лагере основывается на следующих принципах:
- принцип гуманистической направленности. Каждый ребенок имеет право на признание его как человеческой личности, уважение его достоинства, защиту его человеческих прав, свободное развитие;
- принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
- принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона;
- принцип следования нравственному примеру. Пример, как метод воспитания, позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;
- принцип безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;
- принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;
Уклад– общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и детского лагеря, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-эстетическую среду, деятельности и социокультурный контекст.
Воспитывающая среда– это особая форма организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания. Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность.
Воспитывающие общности (сообщества) в детском лагере:
- детские (разновозрастные отряды). Ключевым механизмом воспитания в детском лагере является временный детский коллектив.Чтобы эффективно использовать воспитательный потенциал временного детского коллектива, необходимо учитывать особенности и закономерности развития временного детского коллектива.
- дети-воспитатели. Основная цель – содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, наличие общих ценностей и смыслов у всех участников «Дети – Воспитатель».
 

1.3. Основные направления воспитания

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы:
- гражданское воспитание, формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в российском государстве и субъекту тысячелетней Российской государственности, знание и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации;
- воспитание патриотизма, любви к своему народу и уважения к другим народам России, формирование общероссийской культурной идентичности;
- духовно-нравственное развитие и воспитаниеобучающихся на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей;
- эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
- экологическое воспитание: формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей;
- трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в труде, профессиональной деятельности;
- физическое воспитание и воспитание культуры здорового образа жизни и безопасности: развитие физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, формирование культуры здорового образа жизни, личной и общественной безопасности;
- познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и других людей, природы и общества, к знаниям, образованию.
 
1.4. Основные традиции и уникальность воспитательной деятельности
Основные традиции воспитания в детском лагереявляются:
-совместная деятельность детей и взрослых, как ведущий способ организации воспитательной деятельности;
- создание условий, при которых для каждого ребенка предполагается роль в совместных делах (от участника до организатора, лидера того или иного дела);
- создание условий для приобретения детьми нового социального опыта и освоения новых социальных ролей;
-проведение общих мероприятий детского лагеря с учетом конструктивного межличностного взаимодействия детей, их социальной активности;
- включение детей в процесс организации жизнедеятельности временного детского коллектива;
- формирование коллективов в рамках отрядов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- обмен опытом между детьми в формате «дети-детям»;
- ключевой фигурой воспитания является ребенок, главную роль в воспитательной деятельности играет педагог, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
Уникальность воспитательного процесса в детском лагере заключается в кратковременности, автономности, сборности.
Кратковременность – короткий период лагерной смены (21 день), характеризующийся динамикой общения, деятельности, в процессе которой ярче высвечиваются личностные качества.
Автономность – частичная изолированность ребенка (дети находятся в лагере не более 6 часов).
Сборность – предполагает объединение детей с разным социальным опытом и разным уровнем знаний, не скованных «оценками» прежнего окружения, каждый ребенок имеет возможность «начать все сначала».
 

 
Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Достижение цели и решение задач воспитания осуществляется в рамках всех направлений деятельности детского лагеря.Содержание, виды и формы воспитательной деятельности представлены в соответствующих модулях.
Реализация конкретных форм воспитательной работы воплощается в Календарном плане воспитательной работы (Приложение), утверждаемом ежегодно на предстоящий год (сезон) с учетом направлений воспитательной работы, установленных в настоящей Программе воспитания.
 
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ
2.1. Модуль «Будущее России. Ключевыемероприятия»
Деятельностьреализуетсяпонаправлениям:
  1. Церемонияподъема(спуска)ГосударственногофлагаРоссийскойФедерациииисполнениеГосударственногогимнаРоссийскойФедерации.
Торжественнаяцеремония подъема(спуска)ГосударственногофлагаРоссийской Федерации проводится в день проведения открытия (закрытия)сменыивднигосударственных праздниковРоссийскойФедерации.
  1. Дниединыхдействий:
1 июня - День защиты детей - игровая программа  «Здравствуй, лето красное,весёлое, прекрасное!»
 6 июня - день русского языка -Литературный праздник « Там, на неведомых дорожках», конкурс рисунков по сказкам Пушкина;
22 июня - День памяти и скорби- просмотр короткометражных документальных  фильмов о ВОВ, исполнение песен «Музыка военных лет».
23 июня- Международный олимпийский день-  соревнования«Пионербол», велоспринт, игровая программа “Хорошоспортсменом  быть”.
  1. «ДвижениеПервых».
- День РДДМ «Движение Первых»
- Форматы мероприятий, акций от РДДМ в рамках Дней единых действий (указанных в п.1 данного модуля).
4. «ЦивилизационноенаследиеРоссии»
- Изучение России, родного края, населенного пункта как культурногопространства. («Традиции нашего народа». Народные  игры  на  свежем  воздух; фото-коллаж «Достопримечательности посёлка»; экскурсия в лесополосу  “Изучение разнообразия растительного и животного мира»).Уроки
Реализация процесса воспитания в рамках ключевых дел детского лагеря предусматривает:
- торжественное открытие и закрытие смены  с торжественной церемонией подъема Государственного флага Российской Федерации;
-проведение тематических дней, посвящённых государственным праздникам:«Международный День детства» -«Здравствуй, лето красное,весёлое, прекрасное!»- игровая программа;«День русского языка» - Литературный праздник  «Там, на неведомых дорожках»; «День России» -познавательныйквест:«ЯживувРоссии!»;«День памяти и скорби» - «Музыка военных лет», исполнение песен, просмотр короткометражных документальных  фильмов о ВОВ; «Международный олимпийский день» - велоспринт, соревнования«Пионербол»;
- тематические и спортивные праздники: спортивное состязание «Малые олимпийские игры», «Музыкальный калейдоскоп», флэшмоб «Люблю тебя, Оренбургский  мой  край», “Хорошоспортсменом  быть” – игровая программа.
 
2.2. Модуль «Отрядная работа. КТД»
Для эффективного использования воспитательного потенциала отрядной работы используется следующая система:
     - Отряд формируется по возрасту, количество отрядов составляет два, первый отряд- начальные классы и второй отряд- учащиеся 5-9 классов.
- Коллектив функционирует в течение короткого промежутка времени; максимальный период не превышает 21 день.
- Автономность существования частичная, не более 6 часов.
- Коллективная деятельность. Участники коллектива вовлечены в совместную деятельность.
- Завершенность развития: полный цикл: от формирования до завершения функционирования.
Реализация воспитательного потенциала отрядной работы предусматривает:
- планирование и проведение отрядной деятельности;
-поддержку активной позиции каждого ребенка, предоставления им возможности обсуждения и принятия решений, создания благоприятной среды для общения; доверительное общение и поддержку детей в решении проблем, конфликтных ситуаций;
- организацию интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел, позволяющих вовлекать в них детей с разными потребностями, давать им возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения;
- вовлечение каждого ребенка в отрядные дела и общелагерные мероприятия в разных ролях: сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов и редакторов, ведущих, декораторов и т.д.;
- принятие совместно с детьми законов и правил отряда, которым они будут следовать в детском лагере, а также символов, названия, девиза, эмблемы, песни;
- диагностику интересов, склонностей, ценностных ориентаций, выявление лидеров, аутсайдеров через наблюдение, игры, анкеты;
-сбор отряда: организационный сбор, утренний информационный сбор отряда;
 
2.3. Модуль «Самоуправление»
Реализация воспитательного потенциала системы детского самоуправления направлена на формирование детско-взрослой общности, основанной на партнерстве детей и взрослых по организации совместной деятельности.
Так как отряды малочисленные вся работа строится на уровне лагеря.
Самоуправление формируется с первых дней смены, то есть в организационный период.
На уровне детского лагеря:самоуправление в детском лагере происходит в совокупности детско-взрослых отношений. Постоянно действующим органом самоуправления является совет отряда. Высшим органом самоуправления является сбор лагеря, в ходе которого решаются основные вопросы жизнедеятельности лагеря, планируется работа, проходят выборы в органы самоуправления, совет дела (группы), оценивается их работа.
На уровне отряда:происходит ежедневно чередование творческих поручений ЧТП). Поручения дает старший по самоуправлению. Поручения может давать и вожатый, согласовывая их с коллективом. Есть поручения длительные, постоянные, временные, разовые, обязательные и по желанию.Весь отряд делится на микрогруппы, по количеству поручений. Группа «Досуг»помогает вожатым организовывать различные отрядные мероприятия, готовится к общелагерным мероприятиям. Дежурная группавыполняет ежедневную уборку территории, закрепленной за отрядом (после зарядки), осуществляет проверку порядка в комнатах отряда.Группа «Оформитель» вносит свой вклад в оформление место проведения мероприятия, выпускает отрядные листки о жизни отряда и лагеря в целом.
Меняются поручения через 3-5 дней. Совет самоуправления собирается 1 раз в неделю.
2.4. Модуль «Дополнительное образование»
Важным направлением воспитательной работы лагеря является кружковая деятельность.Дополнительноеобразованиедетейвдетскомлагерепредставлено объединением художественной направленности «Ритмика». Программа кружкового объединения рассчитана на 6 часов. Режим занятий по 2 часа в неделю. Занятия проводит педагог дополнительного образования, воспитатель (по 30 минут).
Реализация воспитательного потенциала дополнительного образования предполагает:
- приобретение новых знаний, умений, навыков в привлекательной, отличной от учебной деятельности, форме;
- развитие и реализация познавательного интереса;
- вовлечение детей в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся.
 
2.5. Модуль «Здоровый образ жизни»
Система мероприятий в детском лагере, направленных на воспитание ответственного отношения у детей к своему здоровью и здоровью окружающих, включает:
-физкультурно-спортивных мероприятия: зарядка, спортивные соревнования, эстафеты, спортивные часы (Зарядка «Солнце, воздух и вода –нашилучшиедрузья», “Хорошоспортсменом  быть” – игровая программа, велоспринт, соревнования«Пионербол»).
- спортивно-оздоровительные события и мероприятия на свежем воздухе (Народные подвижные игры на воздухе).
- просветительские беседы, направленные на профилактику вредных привычек и привлечение интереса детей к занятиям физкультурой и спортом (Минутки здоровья «От чего зависит твое настроение», «Чистота-залог здоровья», викторина  «Твоя зеленая аптека», «Овощи, ягоды и фрукты – полезные продукты»).
2.6. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Реализация воспитательного потенциала предметно-эстетической среды лагеря предусматривает:
- тематическое оформление интерьера помещений детского лагеря и оформление отрядных уголков;
- озеленение территории детского лагеря, разбивка клумб, оборудование отрядных мест, спортивных и игровых площадок, позволяющих разделить территорию детского лагеря на зоны активного и тихого отдыха;
- оформление отрядных уголков, позволяющее детям проявить свои фантазию и творческие способности. В оформлении отрядного уголка принимает участие весь отряд, вожатый является организатором и идейным вдохновителем.
- событийный дизайн – оформление пространства проведения событий (праздников, выставок, КТД, отрядных дел);
- совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой лагерной и отрядной символики (флаг, гимн, эмблема, логотип);
- регулярная организация и проведение с детьми акций по благоустройству участков территории детского лагеря (уход за деревьями «Аллеи Славы», создание инсталляций из поделок сделанных из природных и бросовых материалов и декоративного оформления отведенных для тематических мероприятий помещений;
 
2.7. Модуль «Профилактика и безопасность»
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в детском лагере дневного пребывания предусматривает:
- физическую и психологическую безопасность ребенка в новых условиях;
- целенаправленную работу всего педагогического коллектива по созданию в детском лагере эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;
- поддержку инициатив детей, педагогов в сфере укрепления безопасности жизнедеятельности в детском лагере, профилактики правонарушений.
Ключевые мероприятия: инструктажи с детьми и педагогами; организация профилактических мероприятий («Безопасный интернет», конкурс рисунков по безопасности, беседы); создание уголка безопасности.
 
2.8. Модуль «Работа с воспитателями»
Главными субъектами успешной и качественной работы с детьми в детском лагере являются воспитатели, а также они являются важным участником системы детско-взрослой воспитывающей общности.
В лагере дневного пребывания проводится следующая работа с воспитателями:
- подготовительный этап: подготовка воспитателей для работы ДОЛ;  обучение на курсах по повышению профессионального мастерства; проведение инструктажей по технике безопасности; составление методической копилки. Ежегодно проводится районный семинар по организации летней работы в лагере.
- основной этап: в течении смены проводятся планёрки, методическая и психолого- педагогическая поддержка воспитателей.
В качестве начальника лагеря, воспитателей работают учителя школы. Используется система подменного воспитателя.
 
ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ
2.9. Модуль «Работа с родителями»
Работасродителямиилизаконнымипредставителямипроводится с целью установления партнёрских отношений с семьёй каждого ребёнка.
Воспитательная работа организована во взаимодействии  с родителями наиндивидуальномуровне:
- консультирование;
-работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
- индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей;
Организованна группа в мессенжере.
Родители принимают участие в семейных конкурсах и акциях направленных на пропаганду семейных ценностей.
 
2.10. Модуль «Экскурсии»
Экскурсии в лагере помогают расширить кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных ситуациях. С этой целью для детей организуются тематические экскурсии: профориентационные экскурсии, экскурсии по памятным местам и местам боевой славы, в музей.
На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у детей самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества.
В ДОЛ организуются:
- тематические экскурсии (по улицам посёлка, благоустройство берега пруда).
- по памятным местам (посещение родника «Любимый»,  «Поляны игр»)
- познавательные экскурсии (в лесополосу, на прибрежную территорию реки М.Гумбет)
 

 
Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Особенности организации воспитательной деятельности
Воспитательный потенциал лагеря дневного пребывания обладает рядом отличительных особенностей по сравнению с другими образовательными организациями:
Пришкольный оздоровительный лагерь «Радуга» базируется в филиале муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Октябрьская средняя общеобразовательная школа в посёлке Междугорный.
   Филиал  МБОУ «Октябрьская СОШ» в  п. Междугорный (далее – школа) - это сельская школа, удаленная от культурных и научных центров, спортивных школ и школ искусств. В ней обучаются 26 обучающихся.
-в пользовании находятся  учебные кабинеты в здании школы;
- лагерь осуществляет деятельность только в летний период и не является юридическим лицом;
-в пешей доступности от лагеря находится школьная спортплощадка, беседка для отдыха, ФАП,  детская площадка;
- партнёрами лагеря являются образовательные организации района;
- основной контингент детей это обучающиеся школы.
Кадровое обеспечение
Кадровый потенциал ДОЛ составляет: начальник лагеря (1 чел.) воспитатели (4 чел.) вожатый (1 чел.) инструктор по физ. Воспитанию (1 чел.) повар (1 чел.) уборщик служебных помещений (1 чел.)
Требования к педагогическим кадрам: должны имеет средне-специальное или высшее педагогическое образование; иметь сертификаты обучения или удостоверение по курсовой подготовке.

3.2. Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания
Основным методом анализа воспитательного процесса в детском лагере является самоанализ воспитательной работы, который проводится каждую смену с целью выявления основных проблем и последующего их решения,совершенствования воспитательной работы в детском лагере.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в детском лагере, являются:
-принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
-принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между детьми и взрослыми; 
-принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности.
Основные направления анализа воспитательного процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития детей.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития детей в отряде за смену.
Главный инструмент – анкеты, тестирование, педагогическое наблюдение, опросы.
2. Состояние организуемой в детском лагере совместной деятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в детском лагере интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Главные инструменты- опрос участников образовательных отношений, собеседование, метод самооценки.
 
Все результаты данного направления фиксируются в виде аналитической справки по результатам исследования (анкет, опросов).
Итогом самоанализа организуемой в детском лагере воспитательной работы является перечень выявленных проблем: проблема уважительного уважения друг к другу, проблема с культурой речи у детей. Данные проблемы лягут в основу летней смены лагеря дневного пребывания
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ
на 2023 год
Календарный план воспитательной работы детского лагеря составлен с целью конкретизации форм, видов воспитательной деятельности и организации единого пространства воспитательной работы детского лагеря.
План разделен на модули, которые отражают направления воспитательной работы детского лагеря в соответствии с Программой воспитания и определяет уровни проведения мероприятий.
Год педагога и наставника (Указ президента Российской Федерации от 27.06.2022 №401 «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника).
 
№ п/п
Наименование мероприятия
Срок проведения
Уровень проведения
 
Всероссийский/
региональный
Детский лагерь
Отряд
 
Модуль  «Будущее России»
  1. 1
День единых действий День Защиты детей.
Игровая программа  «Здравствуй, лето красное,весёлое, прекрасное!»
01.06.2023
 
+
 
 
  1.  
День единых действий День России- Познавательныйквест:«ЯживувРоссии!», конкурс листовок- пожеланий «Бойцу СВО».
13.06.2023
 
 
+
 
  1.  
День русского языка-Литературный праздник « Там, на неведомых дорожках», конкурс рисунков по сказкам Пушкина.
06.06.2023
 
 
+
 
  1.  
День памяти и скорби- просмотр короткометражных документальных  фильмов о ВОВ, исполнение песен «Музыка военных лет».
22.06.2023
 
+
 
 
  1.  
Конкурс листовок- пожеланий «Бойцу СВО»
13.06.2023
 
 
+
 
  1.  
День РДДМ «Движение первых»
16.06.2023
 
+
 
 
  1.  
Международный олимпийский день-  соревнования«Пионербол», велоспринт, игровая программа “Хорошоспортсменом  быть”.
23.06.2023
 
+
 
 
  1.  
Встреча с местными  почетными  жителями посёлка, ветеранами труда
20.06.2023
 
+
 
 
  1.  
Акция «Окна России».
13.06.2023
+
 
 
 
  1.  
Акция «Свеча Памяти».
22.06.2023
+
 
 
 
  1.  
КВН «С чего начинается Родина?»
21.06.2023
 
 
+
 
Модуль  «Ключевые мероприятия детского лагеря»
  1.  
Открытие лагеря, «Музыкальный калейдоскоп»
01.06.2023
 
+
 
 
  1.  
 
Флэшмоб «Люблю тебя, Оренбургский  мой  край».
19.06.2023
 
 
+
 
  1.  
«Традиции нашего народа». Народные  игры  на  свежем  воздухе
06.06.2023
 
 
+
 
  1.  
«День памяти и скорби», тематический час.
22.06.2023
 
+
 
 
  1.  
Литературный праздник « Там, на неведомых дорожках»
06.06.2023
 
 
+
 
  1.  
Акция «Живи, родник».
08.06.2023
 
+
 
 
  1.  
«Водная феерия»- игра соревнование.
08.06.2023
 
 
+
 
  1.  
Поискклада«Мы        охотникизаудачей».
 
26.06.2023
 
+
 
 
  1.  
Закрытиесмены. Акция «Нас здесь не было»
26.06.2023
 
+
 
 
Модуль  «Отрядная работа»
  1.  
Практикум:«Правила обязательны для всех» - Законы лагеря. Игры на выявление лидеров.
01.06.2023
 
 
 
+
 
  1.  
«Отрядный огонек» - подведение итогов дня.
Ежедневно
 
 
+  
  1.  
 «Здравствуй, лагерь!»
Подготовка к открытию лагеря (выбор названия команды, девиза, эмблемы, отрядной песни)
Оформление отрядного уголка
02.06.2023
 
 
+
 
  1.  
 «День отряда». Беседа о настроении. Игра «Кубик эмоций»
03.06.2023
 
 
+
 
  1.  
Разведка добрых дел. «Кому нужна моя помощь?»
16-20.07.06.2023
 
 
+
 
  1.  
Изготовление смайликов «Пусть всегда будет дружба». Игра «Скажи хорошее о друге»
09.06.2023
 
 
+
 
  1.  
Игровая программа «Сто затей для     стадрузей»
 
09.06.2023
 
 
+
 
  1.  
Экологический десант «Чистая природа»
15.06.2023
 
 
+
 
  1.  
Десант чистоты и порядка в лагере     «Зеленые ладошки земли».
19.06.2023
 
 
+
 
  1.  
Беседа. «Мои права и обязанности»
21.06.2023
 
 
+
 
  1.  
Формирование и сплочение через игры, тренинги на сплочение и командообразование
В течение смены
 
 
Воспитатели отряда
 
  1.  
Аналитическая работа с детьми: анализ дня, анализ ситуации, мероприятия, анализ смены, результатов
В течение смены
 
 
Воспитатели отряда
 
                           Модуль  «Коллективно-творческое дело (КТД)»
  1.  
Конкурс коллективного рисунка/ рисунка на асфальте «Зеленая планета».
02.06.2023
 
+
 
 
  1.  
Конкурс поделок «Очумелые ручки».
02.06.2023
 
 
+
 
  1.  
Театрализованное представление «Сказки Пушкина» (инсценировка)
06.06.2023
 
 
+
 
  1.  
Экологический десант «Чистая природа»
05.06.2023
 
+
 
 
  1.  
Танцевальный флешмоб «Россия»
11.06.2023
 
+
 
 
  1.  
Коллективно-творческое дело «Страна с огромным сердцем» 
16.06.2023
 
+
 
 
  1.  
Фото-коллаж «Достопримечательности посёлка»
17.06.2023
 
 
+
 
  1.  
Сказочный марафон «В гостях у предков».
20.06.2023
 
+
 
 
  1.  
Творческая деятельность «Пусть цветы радуют глаз».
21.06.2023
 
 
+
 
  1.   
 «Радугаталантов». (праздничное закрытие)
26.06.2023
 
+
 
 
                                           Модуль  «Самоуправление»
  1.  
Выборы органов самоуправления отрядов (командир, помощник командира, физорг, культорг, редколлегия, Чистомен)
01.06.2023
 
 
+
 
  1.  
Заседание совета лагеря: требования к оформлению отрядных уголков (название, девиз, законы отрядной жизни, органы самоуправления, «Жизнь отряда», экран настроения)
02.06.2023
 
+
 
 
  1.  
Совет командиров
По необходимости
 
+
 
 
  1.  
Организация деятельности дежурного отряда
В течение смены
 
+
 
 
  1.  
«Отрядный огонек» – подведение итогов дня
ежедневно
 
 
+
 
Модуль  «Дополнительное образование»
 
Реализация краткосрочной ДООП «Ритмика»
В течение смены
 
+
 
 
                                              Модуль  «Здоровый образ жизни»
  1.  
Первичный осмотр детей, термометрия
ежедневно
 
+
 
 
  1.  
Пятиминутка здоровья «Безопасное лето!»
01.06.2023
 
+
 
 
  1.  
Пятиминутка здоровья «От чего зависит твое настроение»
 
03.06.2023
 
 
+
 
  1.  
Пятиминутка здоровья  «Чистота-залог здоровья»
 
06.06.2023
 
 
+
 
  1.  
Пятиминутка здоровья «Первая помощь при укусах насекомых».
13.06.2023
 
 
+
 
  1.  
Пятиминутка здоровья «Витамины-наши друзья»
 
14.06.2023
 
 
+
 
  1.  
Пятиминутка здоровья «Овощи, ягоды и фрукты – полезные продукты».
23.06.2023
 
 
+
 
  1.  
Зарядка «Солнце, воздух и вода –нашилучшиедрузья».
 
09.06.2023
 
 
+
 
              Модуль  «Организация предметно-эстетической среды»
 
Оформление пришкольного лагеря перед началом смены
31.05.2023
 
+
 
 
 
Оформление интерьера отрядных комнат
По необходимости
 
 
+
 
 
Музыкальное оформление для исполнения гимна
По необходимости
 
+
 
 
 
Музыкальное оформление для проведения зарядки
ежедневно
 
+
 
 
 
Оформление отрядных уголков
01.- 06. 06.2023
 
 
+
 
 
Оборудование отрядных мест на территории лагеря
В течение смены лагеря
 
 
+
 
 
Озеленение территории лагеря (полив клумб, аллей)
В течение смены лагеря
 
 
+
 
 
Размещение на стенде творческих работ детей
Регулярно в течение смены
 
+
 
 
       Модуль  «Профилактика и безопасность»
  1.  
Минутка безопасности «Знакомство с планом работы, законами и правилами поведения в лагере, инструктаж по ТБ»
01.06.2023
 
+
 
 
  1.  
Минутка безопасности «Правила поведения детей на прогулках и в походах. Осторожно клещи!»
02.06.2023
 
 
+
 
  1.  
Минутка безопасности «Правила пожарной безопасности»
03.06.2023
 
 
+
 
  1.  
Минутка безопасности «Правила поведения при проведении спортивных мероприятий»
05.06.2023
 
 
+
 
  1.  
Минутка безопасности «Внимание! Подозрительный предмет»
06.06.2023
 
 
+
 
  1.  
Минутка безопасности «Тепловой удар. Первая помощь при тепловом ударе»
07.06.2023
 
 
+
 
  1.  
Правила безопасного поведения на водных объектах и оказание помощи пострадавшим на воде»
08.06.2023
 
 
+
 
  1.  
Просмотр обучающих видеороликов о дорожной безопасности
Минутка безопасности «Как перейти дорогу. Светофор»
09.06.2023
 
Лагерь
 
 
 
+
 
  1.  
Беседа. «Мои права и обязанности»
11.06.2023
 
 
+
 
  1.  
Беседа «Правила поведения в общественном месте»
14.06.2023
 
 
+
 
  1.  
Беседа «Правила пользования электроприборами»
16.06.2023
 
 
+
 
  1.  
Беседа о запрете управления транспортными средствами несовершеннолетними
19.06.2023
 
 
+
 
  1.  
Беседа «Помощь при ожогах»
20.06.2023
 
 
+
 
  1.  
Беседа «Правила поведения с незнакомыми людьми»
21.06.2023
 
 
+
 
         Модуль  «Работа с вожатыми/воспитателями»
 
«Нормативно – правовая база по организации отдыха и оздоровления детей» (знакомство педагогов с основными документами, регламентирующими отдых и оздоровление детей, с должностными обязанностями, нормами охраны труда в лагере дневного пребывания)
Май
 
+
 
 
 
 «Планирование и организация смены» (организация отдыха в лагере дневного пребывания, логика развития лагерной смены, знакомство с программой лагеря и планированием)
Май
 
+
 
 
  1.  
Прохождение курсов повышения квалификации воспитателями
До 01.06.2022
 
 
 
 
  1.  
Инструктивные совещания
В течение смены
 
+
 
 
 
«Методика организации дела» (вооружение педагогов набором форм, методов деятельности для организации детского коллектива, проведения разнообразных мероприятий в течение лагерной смены.
Июнь
 
+
 
 
     Модуль  «Работа с родителями»
  1.  
Прием заявлений родителей на отдых и оздоровление детей в пришкольном лагере «Радуга»
Май
 
+
 
 
  1.  

Заключение договора с родителями об организации отдыха и оздоровления ребёнка

Май
 
+
 
 
  1.  
Индивидуальные консультации по необходимости
В течение смены
 
 
+
 
  1.  
Творческий отчетный концерт для родителей на закрытии лагеря
22.06.2022
 
+
 
 
   Модуль  «Экскурсии и походы»
  1.  
Тематическая прогулка в лес «Подготовка к конкурсу поделок из природных и бросовых материалов «Очумелые ручки».
01.06.2023
 
+
 
 
  1.  
Экскурсия в лес “Изучение разнообразия растительного и животного мира смешанного леса”.
15.06.2023
 
 
+
 
  1.  
Экскурсия на луг “Изучение разнообразия растительного и животного мира  луга”.
07.06.2023
 
+
 
 
  1.  
Знакомство с картой – схемой «Наша – деревня» «История деревни в названиях улиц» (экскурсия  по  деревни  и составление схемы  улиц    деревни).          
06.06.2023
 
 
+
 
  1.  
Экскурсия «Мои любимые места».
16.06.2023
 
+
 
 
  1.  
Экскурсия на «Заповедную опушку» пришкольной территории
19.06.2023
 
 
+
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
© 2011-2015
meshdugorna@mail.ru
462030
Оренбургская область,
Октябрьский район,
поселок Междугорный,
улица Школьная, дом 1.
+7 (35330)34-4-48
Директор школы:
Игнатова Лариса Бориславовна
Перейти на полную версию
Настройки шрифта
A A A
Настройки цвета
C C
Вкл.Выкл.
Настройки