Быстрые ссылки

Помощь     Обычная версия
Главная -> Отчёты по воспитательной работе -> Программа развития воспитательной компоненты на 2014-2019 уч.г.

Программа развития воспитательной компоненты на 2014-2019 уч.г.

МБОУ «Междугорная основная общеобразовательная школа»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Программа развития воспитательной компоненты
МБОУ«Междугорная основная общеобразовательная школа»
на 2014-2019 годы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2014г
 
 
Программа развития воспитательной компоненты
МБОУ «Междугорная основная общеобразовательная школа» на 2014-2019 годы
Содержание
 

  1. Актуальность
  2. Цели и задачи программы
  3. Основания для разработки Программы
  4. Основные принципы реализации Программы и подходы к воспитанию
  5. Сроки и этапы реализации Программы
  6. Основные направления реализации Программы
  7. Содержание Программы
  8. Основные направления в развитии воспитательной компоненты
  9. Контроль в процессе воспитания
  10. Ожидаемые результаты реализации Программы мероприятий по развитию воспитательной компоненты
  11. Показатели и индикаторы реализации Программы
  12. Управление реализацией Программы
  13. Ресурсное обеспечение Программы
  14. Система мероприятий Программы
  15. Эффективность реализации Программы

Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, ориентированный на ценности демократического общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармоничное развитие личности ребенка.
Актуальность
 
Сегодня обществом уже признается, что воспитательная компонента деятельности школы должна являться неотъемлемой составляющей общего социокультурного пространства Российской Федерации. Под воспитанием в общеобразовательной организации понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач.
В 2013 году  вступили в силу основные положения закона «Об образовании в Российской Федерации». Во исполнение этого закона Министерство образования и науки РФ разработало ряд нормативных документов, которые вступили в силу с 1 сентября 2013 г. Проекты их опубликованы на сайте Министерства образования. Одним из таких документов является «Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях».
Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в федеральных государственных образовательных стандартах, где воспитательная деятельность рассматривается уже как компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном учреждении, охватывает все составляющие образовательной системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях. Однако в  стандартах образования отсутствуют соответствующие четкие положения, определяющие качество образования через качество воспитания.
Современное воспитание школьников осложнено многими негативными процессами, которые происходят в нашем обществе: кризис социальной системы; обострение политической ситуации; социальная напряженность; межнациональные распри; экономическая нестабильность; криминализация жизни; ухудшение экологической обстановки; падение нравственности. Ситуация выживания, в которой оказалось наше общество, объективно порождает формы социального поведения, адекватные ей: агрессию, жестокость, борьбу, конкуренцию. Все это приводит к снижению ценности человеческой жизни. Перестала выполнять свои воспитательные функции семья – основной социальный институт. Некоторые семьи оказались за чертой бедности. Во многих – недостает элементарной духовной близости между родителями и детьми.
За последние годы снижена и воспитательная функция школы, образовался  некий разрыв между процессом обучения и воспитания, что не способствует  целостности педагогического процесса. Повышение роли школы в деле воспитания лишь декларируется в концептуальных и нормативных документах, не находя практической реализации в работе общеобразовательных учреждений. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему  живому, охрана культуры своего народа – вот ведущие ценности, которыми должен руководствоваться педагогический коллектив и которыми должна насыщаться воспитательная система школы.
Таким образом, школа испытывает потребность в преодолении разрыва между процессом обучения и воспитания, в обеспечении целостности педагогического процесса.
Нравственное воспитание является наиболее важной, сложной и трудно осуществляемой частью образования.
Принимая во внимание выше изложенное, педагогический коллектив школы считает, что решить сверхсложные задачи образования детей в современном обществе, подавляемом вспышками антикультуры, можно только в условиях приоритетной воспитательной деятельности школы, которая находит свое отражение в различных сферах жизнедеятельности ребенка: «здоровье», «общение», «труд», «познание», «игра». Для этого необходимо создание возможности для погружения учащихся в каждую из этих сфер.
 
Воспитательная система, представляя собой сложное социально-педагогическое явление, выступает как целостная упорядоченная совокупность взаимодействующих компонентов:

 
 
Цели и задачи программы
 
Воспитательная система школы строится на усилиях всех участников образовательного процесса: педагогами, учащимися, родителями. В процессе их взаимодействия сформированы цели и задачи, определены пути их реализации, организована деятельность.
Цель: создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях, укрепление и развитие воспитательного потенциала  школы на основе взаимодействия систем общего и дополнительного образования.
Задачи:
1. Содействие формированию сознательного отношения ребенка к своему здоровью, как
естественной основе умственного, физического, трудового и нравственного развития.
2. Формирование у учащихся гуманистических, социально-значимых ценностей и
ответственного гражданского поведения.
3. Организация воспитательного пространства через ученическое самоуправление, где
учащиеся развивают свои способности и склонности.
4. Создание условий для участия семей в воспитательном процессе.
5. Изучение различных моделей воспитательной системы и отработка новых форм и
методов воспитательной работы в школе.
 
Основания для разработки Программы
 

 
Приоритетными целевыми группами реализации Программы являются: обучающиеся МБОУ «Междугорная основная общеобразовательная  школа» их родители, педагогические работники школы.
 
Основные принципы реализации Программы и подходы к воспитанию
 
Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, объединяя обучение, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы. При этом целенаправленному развитию личности в воспитательной системе школы способствует соблюдение ряда общечеловеческих принципов и педагогических подходов воспитания, которые являются основанием образования и организации всей жизнедеятельности школьников:

Наше педагогическое кредоприродосообразная, эко логичная и разумно – инновационная школа, базирующаяся на приоритетах педагогики сотрудничества, сохраняющая свою высокую миссию как хранительницы духовности, культуры, патриотизма, нравственности, активной жизненной позиции, предоставляющая своим ученикам равные возможности в образовании, которые они могут реализовать на разных уровнях и разными путями, в соответствии со своим личным выбором.
 
Сроки и этапы реализации Программы
 
1 этап: 2014-2015 годы.
Подготовка проектов нормативно-правовых актов и разработка механизмов взаимодействия для реализации Программы. Теоретическая и практическая подготовка кадров через систему педагогических чтений, практических семинаров. Совершенствование целевых воспитательных программ. Установление связи между элементами педагогической системы: информационный обмен, организационно-деятельностные, коммуникативные, связи управления и самоуправления. Издательская деятельность, направленная на популяризацию Программы. Проведение форумов, конференций, семинаров, конкурсов, олимпиад и иных массовых мероприятий, организация работы летнего лагеря.
 
2 этап: 2016-2017 годы.
Создание учебно-воспитательного комплекса и воспитательной системы в школе. Разработка и проведение проектов по реализации Программы. Разработка методических рекомендаций, требований к повышению квалификаций педагогов системы общего и дополнительного образования. Предоставление широких возможностей и право выбора учащимися форм и направлений учебно-воспитательной деятельности. Нахождение оптимальных вариантов и моделей построения воспитательных систем классов на основе личностно-ориентированного подхода с учетом задач гражданского воспитания школьников. Превращение школы в социальную общность, реализующую природосообразно-гуманистические черты.

Информационно-аналитическая деятельность.  Мониторинг эффективности Программы.
 
 
Основные направления реализации Программы
 
Нормативно-правовое- разработка нормативной базы, определяющей механизмы реализации Программы с учетом  специфики школы и в соответствии с государственной политикой в области образования.
Организационно-управленческое - организация взаимодействия с общеобразовательными учреждениями и учреждениями дополнительного образования города, обеспечение занятости обучающихся через реализацию образовательных, физкультурно-спортивных, культурно - досуговых и других программ; проведение школьных мероприятий  и мониторинг воспитательной деятельности.
Кадровое - повышение квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников школы;обобщение педагогического опыта на школьном, муниципальном и региональном уровне;
Информационное- организация информационной поддержки мероприятий Программы через Сайт школы, СМИ, Интернет-сайты, Интернет - конференции, вебинары, форумы и иные).
Мониторинговое-  организация и проведение мониторинга и экспертизы эффективности реализации комплекса мер по реализации Программы.
Финансовое – организация финансовой поддержки реализации Программы.
Материально-техническое- обеспечение оснащения, необходимого для развития воспитательной деятельности в системе общего и дополнительного образования.
 
Содержание Программы
 
Программа мероприятий по развитию воспитательной компоненты в МБОУ « Междугорная основная общеобразовательная школа» содержит мероприятия, отражающие основные направления воспитательной деятельности, основывающейся на традиционных и инновационных подходах, педагогических системах и технологиях.
В Программу включены мероприятия по разработке механизма и принципов мониторинга эффективности реализации воспитательных программ (проектов) и проведения анализа воспитательной компоненты учебно-воспитательных комплексов и программ, изучения и обобщения передового опыта воспитательной деятельности.
Программой предусмотрены мероприятия по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров, владеющих современными технологиями воспитания, по обеспечению педагогов методическим сопровождением, набором средств для практической реализации воспитательных задач и углубленными знаниями психологии.
Программой предусмотрены мероприятия, направленные на повышение уровня компетентности родительской общественности в вопросах воспитания и взаимодействия со школой  в организации и проведении воспитательной деятельности (например, в рамках родительских комитетов и советов родительской общественности, управляющих советов).
Программой предусмотрены мероприятия информационно-просветительской направленности, нацеленные на привлечение внимания к вопросам воспитательной деятельности среди учащихся.
Программой определены деятельностные компоненты воспитательной системы школы, основные направления в развитии воспитательной компоненты, функция управления воспитательным процессом.
Деятельностными компонентами воспитательной системы школы являются сферы
деятельности, к ним относятся:

 

Воспитывающая
среда:
 
- оформление
интерьера учебных
кабинетов и
рекреаций школы;
- психологическая
атмосфера;
- социум;
- семья
 
Эстетическое состояние  окружающего пространства школы влияет на психическое состояние школьников, содействует психологическому комфорту.
Семья закладывает нравственные и духовные начала личности, первые понятия об отношениях в обществе.
Сотрудничество со всеми заинтересованными организациями и учреждениями, расширение функций Управляющего совета школы.
 
Учебная
деятельность:
 
-воспитание на уроке;
- организация
предметных недель
 
Учебный процесс несет большой воспитательный заряд.
Воспитание в процессе обучения включает в себя следующие компоненты:
- формирование у школьников основ мировоззрения и естественно-научной картины мира;
-использование воспитательных этических моментов, включенных в содержание учебных предметов;
- учитель, как пример и образец отношения к своим обязанностям, культуры внутренней и внешней, умеющий организовать свой труд и труд детей, как пример выдержки, такта и выполнения этических норм.
Внеклассная
работа:
 
- воспитательная
работа в школе;
- система работы
классного
руководителя;
- классные и
школьный
коллективы;
- деятельность
ученического
самоуправления;
- традиции школы
 
Исходя из цели и задач, воспитательная работа предоставляет учащимся возможность выбора различных видов деятельности, соответствующих личным потребностям: интеллектуальная, познавательная, трудовая, творческая, спортивно-оздоровительная, художественная.
В системе работы классного руководителя выделяют
следующие направления:
-непосредственное воздействие на ученика (изучение индивидуальных способностей, интересов, окружения, развития);
-создание воспитывающей среды (сплочение коллектива, развитие самоуправления, включение в разные виды деятельности, формирование благоприятной эмоциональной атмосферы);
- коррекция влияния различных субъектов социальных отношений ребенка (помощь семье, взаимодействие с педагогическим коллективом, коррекция воздействия СМИ, нейтрализация негативных воздействий социума, взаимодействие с др. образовательными учреждениями).
Ядром воспитательной системы и главным ее субъектом является общешкольный коллектив. Школьная среда рассматривается как совокупность межличностных отношений и норм поведения.
Развитие классного коллектива, прежде всего, предполагает включенность в систему каждого класса в качестве его компонента. Цели, реализуемые в классе, его деятельность, характер отношений, требования к классной среде гармонично сочетаются с педагогическими характеристиками всей школьной системы. Класс является первичным коллективом в структуре общешкольного коллектива и при этом сохраняет свою индивидуальность.
Общие цели школы конкретизируются в целях класса.
Система строится таким образом, чтобы каждый класс не мог не участвовать в жизни общешкольного коллектива. При этом классу предлагается определенный набор видов деятельности, но не диктуется их содержание и форма.
Школьное ученическое самоуправление позволяет успешно осуществлять участие в жизнедеятельности школы классные коллективы. Развитие самоуправления является одной из самых актуальных задач воспитательной системы.
Участие школьников в управлении делами школы рассматривается, как способ обучения детей демократии, подготовки их к жизни в современном обществе.
Большое значение имеет сохранение, поиск, создание и отработка традиций школы: спортивных, праздничных, связанных с началом и окончанием учебного года.
Немаловажное значение в организации проведения традиционных мероприятий в нашей школе имеет форма:
обязательное музыкальное сопровождение, шуточная и ироничная форма подачи содержания, предоставление возможности участия всех присутствующих, сочетание торжественности и простоты проведения.
Традиционные  мероприятия.
Дополнительное образование:
 
-Интеграция основного и дополнительного образования, организация
работы творческих центров по различным
направленностям
 
Сеть творческих объединений дополнительного образования – важная составная часть воспитательной системы. Дополнительное образование осуществляет целостное воздействие на детский коллектив и личность школьника, на его рациональную и эмоциональную сферы, оказывает воздействие на жизненные установки, изменяет поведение ребенка, дает уверенность в себе. В рамках данного направления установлены тесные контакты с Учреждениями дополнительного образования Октябрьского района.

 
Основные направления в развитии воспитательной компоненты
 
Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» от 4 февраля 2010 года, федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определена основная цель отечественного образования и приоритетная задача общества и государства - это воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Воспитательная компонента в деятельности МБОУ «Междугорная основная общеобразовательная школа» направлена на формирование «воспитательной системы», «воспитывающей среды», «воспитательного потенциала обучения», «воспитательной деятельности», и т.д. Программа содержит мероприятия, отражающие основные направления воспитательной деятельности школы, основывающейся как на традиционных, так  и на инновационных подходах, педагогических системах и технологиях.
Программой МБОУ «Междугорная основная общеобразовательная школа» определены следующие основные направления воспитательного процесса:

  1. развитие воспитательной компоненты через реализацию федеральных государственных стандартов;
  2. формирование гражданско-правового и патриотического сознания  обучающихся;
  3. формирование духовно-нравственных качеств, развитие  этнокультурного самосознания и межэтнической толерантности;
  4. воспитание экологической культуры;
  5. пропаганда семейных ценностей;
  6. здоровьесберегающее воспитание;
  7. профессионально-трудовое воспитание;
  8. активизация участия общественности в процессе воспитания подрастающего поколения;
  9. научное, методическое и информационное сопровождение воспитательной работы;
  10. интеллектуальное воспитание;
  11. социокультурное и медиакультурное воспитание;
  12. культуротворческое и эстетическое воспитание;
  13. правовое воспитание и культура безопасности;
  14. формирование коммуникативной культуры.

 
1. Развитие воспитательной компоненты через реализацию федеральных государственных стандартов
Включение воспитательного компонента в ФГОС второго поколения позволяет актуализировать задачи формирования у школьников гуманистических ценностей, гражданской позиции и почти полным отсутствием в предшествующих образовательных стандартах положений о содержании, организации и результативности воспитательного процесса в образовательном учреждении.
Этому процессу  способствует и введение в учебные планы школы часов внеурочной деятельности, цель которой  - создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.  Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях общеобразовательного учреждения ребёнок получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования – безоценочный, при этом  обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.
Внеурочная деятельность  опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики.  В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление  личности ребенка.
 
2. Формирование гражданско-правового и патриотического сознания  обучающихся
Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает:

С целью создания условий для формирования у подрастающего поколения чувства российского патриотизма и гражданственности, формирование правовых знаний, политической грамотности, законопослушания и ответственности за правонарушение осуществляется через:

 
 Мероприятия, проводимые в рамках этого направления, реализуются на практике и становятся традиционными.
Патриотическое воспитание и воспитание толерантности осуществляется через изучение культуры народов Оренбуржья, приобщения к опыту народного миропонимания, краеведение, знакомство с разнообразными культурами, расширение и углубление этих знаний.
Нравственное воспитание рассматривается как формирование моральных отношений: к политике нашего государства, к родине, другим странам и народам; к людям; к себе; к труду на общее и личное благо; заботы о сохранении и умножении общественного достояния.
Соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганда идей его оптимизации, активная деятельность по изучению и охране природы своей местности, расширение и углубление экологических знаний – основа экологического воспитания.
Все направления гражданского воспитания осуществляются через урочную деятельность и внеурочную деятельность, а также систему разнообразных форм организации внеклассной деятельности учащихся. Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности являются программы факультативных курсов «По малой родине моей», «Природа родного края», «Оренбургский край в русской литературе», «История Оренбуржья».
 
Формы деятельности: урок, общешкольные и классные мероприятия, военно-спортивные соревнования, смотры строя и песни, конкурсные программы, посещения музеев и библиотек, конкурсы чтецов, рисунков, сочинений, стенгазет, оформление стендов, митинги, классные часы, встречи с ветеранами ВОВ и участниками локальных войн, конкурс социальных проектов, организация праздников народного календаря; народные игры; изучение народных ремесел на уроках технологии и изобразительного искусства, и занятиях кружков, экскурсии в природу, конкурсы поделок; научно-практические конференции, экскурсии в сельскую и районную библиотеки, музеи, посещение выставок.
 
3. Формирование духовно-нравственных качеств, развитие  этнокультурного самосознания и межэтнической толерантности
Цель направления - обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности. В основу работы по данному направлению положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.
Основными задачами являются:

 
Решение этих задач достигается путем включения школьников в следующие виды деятельности общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по сбережению материальных ценностей и охране природы, общения с другими людьми, которые осуществляются через ряд мероприятий общешкольного и внутриклассового характера, а также через уроки и занятия дополнительного образования. Данное направление реализуются посредством программы внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России!» Воспитательная работа по формированию нравственности учащихся представляет формирование следующих моральных отношений:

 
Нравственное воспитание в процессе обучения включает в себя следующие компоненты:

 
Используемые формы деятельности: урок, внеклассные занятия, беседы, диспуты, круглый стол, посещение районных культурных учреждений,  библиотек, музеев.
 
4. Воспитание экологической культуры
 
Стратегические цели школьного экологического здоровье сберегающего образования определяются приоритетными общенациональными задачами обеспечения экологического качества окружающей среды; здоровья и экологической безопасности граждан страны; международными рекомендациями в области образования в интересах устойчивого развития как генеральной гуманитарной стратегии XXIв., направленной на выживание человечества и предотвращение глобальной экологической катастрофы.
Экологическая здоровье сберегающая деятельность школы должна способствовать формированию у обучающихся экологической культуры, ценностного отношения к жизни во всех её проявлениях, здоровью, качеству окружающей среды, умений вести здоровый и безопасный образ жизни.
Основными задачами являются:

 
Решение этих задач достигается путем включения школьников в локальные экологически целесообразные виды деятельности, направленных на формирование готовности занять активную экологически целесообраз­ную позицию в конкретной ситуации и посредством реализации программы внеурочной деятельности экологического клуба «Почемучки».
 Приятие обучающимися принципов ненасилия, на­правленных на установление гумани­стического типа отношений между людьми, идеи общности, гармонии индивида с Вселенной и человечест­вом, основанной на экологии природы и человека,  овладение ценностными ориентациями на уровне целостной экологической картины мира, формирование плане­тарного мышления способствуют формированию знаний основных стратегий поведения человека в природе.
 
Формируемые ценности: гражданское общество, этнокультурная и общероссийская идентичность, устойчивое развитие страны, экологическая этика, здоровье как личная и общественная категория, социальное партнёрство по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды и здоровья населения, экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни, экологическая культура, гражданская ответственность за настоящее и будущее своей страны, эколого-культурные традиции многонационального народа России. Основное педагогическое средство организации внеурочной деятельности: развивающие ситуации учебно-проектного типа.
Формы деятельности: урок, общешкольные и классные мероприятия, конкурсные программы, посещения музеев и библиотек, акции, оформление стендов, митинги, классные часы, экскурсии в природу, научно-практические конференции.
 
5. Пропаганда семейных ценностей
Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися, школой и семьей в целом. Первой социальной средой для ребенка является его семья. Она играет важнейшую и во многом решающую роль в воспитании детей. Семья обуславливает усвоение ребенком основных правил и норм поведения, вырабатывает стереотип отношения к окружающему миру.
Программа «Семья» нацелена на обеспечение взаимодействия школы и родительской общественности в воспитании учащихся.
Программа осуществляется в следующих направлениях работы:

В школе организован родительский комитет школы с целью содействия в работе педагогического коллектива школы по совершенствованию образовательно-воспитательного процесса; оказания помощи учреждению в проведении оздоровительных и развивающих мероприятий; содействию в укреплении материально-технической базы школы.
Наряду с родительским комитетом осуществляет свою деятельность Совет школы, в состав которого входят родители учащихся.
 
Используемые формы деятельности: беседы, встречи, родительские собрания, «День открытых дверей», «Веселые старты», программа «День матери», «День семьи», родительский патруль,  дежурство на мероприятиях в вечернее время, благоустройство классных кабинетов и территории школы.
 
6. Здоровьесберегающее воспитание
С целью формирования у школьников ценности здоровья и здорового образа жизни в школе реализуется Программа «Здоровья»», являющейся основой для дальнейшего совершенствования механизма педагогического сопровождения деятельности по формированию культуры здоровья у учащихся, профилактике негативных явлений среди детей и подростков, включает в себя важнейшие механизмы по реализации государственной политики в воспитании здорового поколения.
Основными задачами являются:

 
В качестве приоритетных в данной Программе выделяются следующие направления:

 
Программа призвана решать проблемы сохранения здоровья ученика, позволяет детям сделать правильный выбор и проанализировать влияние вредных привычек, происходит формирование у школьников социально ответственное отношение к своему здоровью как одной из самых значимых жизненных ценностей. Этому способствуют  программа внеурочной деятельности «Здоровый ребёнок - успешный ребёнок»,  и образовательная программа по дополнительному образованию детей «Спортивно- оздоровительная группа» по направлению - лёгкая атлетика.
 
Основные формы деятельности: урок, спортивные мероприятия, походы, прогулки на свежем воздухе, Дни Здоровья, динамические паузы, физминутки, классные часы, беседы, встречи с медицинскими  работниками, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, подвижные игры, посещения библиотек, тренинги, проводимые работниками учреждений здравоохранения, мероприятия спорткомитета района.
 
7. Профессионально-трудовое воспитание
Профориентационная работа в школе строится на:

 
Развитию трудовых навыков подчинена работа дополнительного образования, уроки трудового обучения, процесс дежурства по уборке территорий и помещений, работа в летнем трудовом лагере. Трудовая деятельность и трудовое воспитание сочетаются с профориентационной работой, главными направлениями которой является:

 
В школе реализуется программа предпрофильной подготовки « Основы профильного самоопределения».
 
Формы деятельности: урок, субботники, генеральные уборки в классе, выставки поделок, экскурсии на производство, встречи с людьми разных профессий, консультации, тестирование, тренинги, классные часы, озеленение кабинетов и школьной территории, ремонт учебников, трудовые десанты, экскурсии в Центр занятости, библиотечные часы.
 
8. Активизация участия общественности в процессе воспитания подрастающего поколения
Необходимость вовлечения общественности в процесс воспитания подрастающего поколения продиктован требованиями времени. Воспитание требует консолидации усилий современного общества. Взаимодействие с общественными организациями  в целях реализации Программы мероприятий по развитию воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях будет способствовать формированию позитивного отношения общества к процессу воспитания в целом, обновлению форм воспитательной деятельности, переходу к открытым демократическим моделям воспитания и гуманистическим воспитательным системам, повышению статуса педагогов, занимающихся воспитательной работой, а также образовательных организаций, успешно реализующих программы воспитательной работы.
9. Научное, методическое и информационное сопровождение воспитательной работы
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников определяет важнейшей целью отечественного образования и приоритетной задачей общества и государства воспитание, социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Для воспитания человека, обладающего такими качествами, в современных условиях необходима интеграция потенциальных возможностей всех субъектов воспитательного процесса.
Научное и методическое сопровождение воспитательной работы является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Мероприятия данного направления способствуют развитию и совершенствованию форм и методов воспитания; обобщению результатов учебно-методических разработок; должны включать издание методической литературы с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта; мониторинг эффективности реализации программ воспитания по всем уровням образования.
 
10. Интеллектуальное воспитание
Данное направление призвано обеспечить достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования. Особенно важным является формирование у школьников отношения к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе обучающихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни. Организуется проведение специальных занятий по информационной безопасности обучающихся, по развитию навыков работы с научной информацией, максимально используются возможности школьного научного общества и других сообществ, центров и кружков, специализирующихся в сфере интеллектуального развития детей и подростков.
Основными задачами являются:

 
В рамках этого направления разрабатываются и реализуются программа «Одарённые дети»  и проекты, направленные на повышение познавательной активности обучающихся, на формирование ценностных установок в отношении интеллектуального труда, формирование представлений об ответственности за результаты научных открытий (например, в рамках научно-исторических центров и клубов для детей и юношества, дискуссионных клубов и т.п.). Используются возможности интеллектуальной деятельности и интеллектуального развития личности в ходе проведения предметных олимпиад, интеллектуальных марафонов и игр, научных форумов и т.д.
Большие возможности интеллектуального воспитания заложены в содержании программы внеурочной деятельности «Учусь создавать проект» и программах  элективных курсов по предметам.
 
Формы деятельности: конкурсы, выставки, защита проектов и их демонстрация.
 
11. Социокультурное и медиакультурное воспитание
Цель направления - активизация внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на всех ступенях общего образования, в формировании социальных, коммуникативных компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.
В основу работы по данному направлению положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.
Основными задачами являются:

 
Разрабатываются и реализуются через программу кружковой деятельности «Компьютерный клуб» и проекты, направленные на организацию мероприятий (цикла мероприятий), посвященных теме межнационального согласия и гражданского мира.
У обучающихся формируются представления о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развитие опыта противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм» (например, на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной почве). 
Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть программы и проекты, направленные на обеспечение межпоколенческого диалога, на развитие социального партнерства, на предупреждение социальной агрессии и противоправной деятельности при использовании Интернета (например, при обучении работе с информацией в рамках деятельности кружков информатики, в рамках проведения тематических классных часов, деятельности школьных дискуссионных клубов, школы юного педагога, юного социолога, юного психолога).
 
Формы занятий: учебные занятия, конкурсы, ролевые игры, деловые игры, социальные проекты, круглые столы, дебаты.
 
12. Культуротворческое и эстетическое воспитание
Система художественно-эстетического воспитания школьников реализуется в учебно-воспитательном процессе, осуществляемом как на уроках, так и во вне учебное время. Все учебные предметы, наряду с передачей детям основ наук, своими специфическими средствами решают задачи эстетического воспитания. Они имеют своей главной целью всестороннее развитие и нравственно-эстетическое воспитание школьников.
Основными задачами данного направления являются:

 
Внеучебная деятельность – это не только внутришкольная жизнь, но и внутриклассная деятельность классных коллективов. Развитие творческих способностей, эстетических взглядов и потребности создавать прекрасное осуществляется классными руководителями через систему разнообразных мероприятий.
Учебный процесс закладывает основы понимания красоты действительности и искусства, формирования эстетического отношения к жизни. Творческая деятельность учащихся получает дальнейшее развитие в процессе внеклассной и внешкольной работы. Во внеурочное время, на основе добровольного выбора занятий по интересам, продолжается углубленное формирование у детей эстетического отношения к искусству и действительности; духовное обогащение их личности; организация свободного времени; регулирование восприятия влияние средств массовой информации.
Особую роль в воспитании личности и эстетическом развитии играет художественная самодеятельность. Она является для детей одним из деятельностных способов отражения и познания мира, предоставляет условия для самовыражения и самоутверждения личности.
Для более полного удовлетворения своих индивидуальных интересов и потребностей, расширения и углубления художественного образования в школе используются программы внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России».Успешно решают задачи этого направления программа по дополнительному образованию художественно-эстетической направленности театрального кружка «Театр и дети», реализуемая с целью создания условий для мотивации ребенка на достижения в различных сферах деятельности.
Используемые формы деятельности: урок, конкурсы рисунков, поделок, сочинений, выставки работ декоративно-прикладного искусства, конкурсные программы, КВН, экскурсии в районные культурные учреждения, библиотеки, музеи.
 
13. Правовое воспитание и культура безопасности
Одним из важных направлений воспитательной деятельности является формирование у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности; развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности, о девиантном и делинкветном поведении, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодёжных субкультур.
Основные задачи направления:

 
В школе реализуется план по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, работы с детьми групп «риска», которая направлена на создание в школе необходимых условий для успешного обучения и воспитания учащихся; охранно-защитную деятельность; предупреждение правонарушений и отклоняющегося поведения учащихся, негативного семейного воспитания; пропаганду здорового образа жизни, профилактику наркомании в различных ее проявлениях (курение, употребление алкоголя, токсикомания, употребление наркотических препаратов).
Деятельность по реализации программы предполагает:

 
Возможные формы деятельности: беседы с учащимися, классные часы, тренинги, лекции, Совет Профилактики, общешкольные и классные мероприятия, посещения на дому, беседы с родителями, наблюдение КДН, встречи с работниками инспекции по делам несовершеннолетних, ОВД.
 

  1. Формирование коммуникативной культуры

Включение в систему требований к результатам обучения знаний о средствах коммуникации и безопасности общения позволяет актуализировать задачи формирования у школьников коммуникативной культуры. Данное направление реализуется через программу внеурочной деятельности «Этикет. Азбука добра».
Основные задачи направления:

 
Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:

 
Формы деятельности: урок, общешкольные и классные мероприятия, конкурсные программы, митинги, классные часы, встречи с интересными людьми, научно-практические конференции, «круглые столы», «дебаты».
 
План мероприятий по направлениям организации воспитания и социализации обучающихся на 2014-2015 учебный год.
1 четверть

Направления Формы
1 Гражданско- патриотическое воспитание Тематические уроки и внеклассные  мероприятия, посвященные 70-летию ВОВ
и 100- летию Первой мировой войны.
2 Нравственное и духовное воспитание День памяти жертвам в Беслане.
Чествование пожилых жителей посёлка.
Акция «Поздравь своего учителя»
3 Воспитание положительного отношения к труду и творчеству  Работа на пришкольном участке, сбор урожая       
 Операции "Береги тепло", "Уют",        "Сохраним книгу".
 Операция «Чистый двор».
4 Интеллектуальное воспитание День Знаний.
Анкетирование учащихся на выявление интересов.
Формирование кружков и секций по интересам.
Школьный тур олимпиад по предметам.
5 Здоровьесберегающее воспитание  Кросс  наций                                                                 Организация  работы      спортсекций.Ознакомление   учащихсяс     правилами ТБ в школе, во дворе,   во время занятий.
6 Социокультурное и медиакультурное воспитание Международный день мира.
День народного единства.
Тематические уроки Интернетбезопасности.
7 Культуротворческое и эстетическое воспитание Выставка  "Природа       и фантазия".
 Осеннийбал.
 Праздник урожая (начальные классы)
Тематические уроки к году культуры
8 Правовое воспитание и культура безопасности  День  ЮИД.
День дорожной безопасности.
 Месячник комплексной  безопасности.
Инструктаж по ТБ на осенних каникулах.
9 Воспитание семейных ценностей «Здоровые дети в здоровой семье».
 Всеобуч.
10 Формирование коммуникативной культуры Организация самоуправления в школе. Выборы в Совет Правительства Республики «Школьная».
 Составление и утверждение плана работы детской организации по результатам анкетирования.
День самоуправления.
11 Экологическое воспитание  Акция «Чистота и порядок- дело наших рук». Операции "Зелёный щит", «Живи, Родник»
 Составление отчетов по экологической деятельности.
12 Организация ученического самоуправления Выборы органов ученического самоуправления. Формированиеплана работы на год.  Организация работы Совета Правительства.День самоуправления. Принятие пятиклассников в ДО.
 

 
2 четверть

Направления Формы
1 Гражданско- патриотическое воспитание   Конституция - основной закон страны.   
 Дни Воинской Славы (по плану к 70-летию победы)
 
2 Нравственное и духовное воспитание Вахта памяти к Дням воинской славы.
Организация Поста №1
 
3 Воспитание положительного отношения к труду и творчеству  Операция "Уют".
  Мастерская Деда Мороза.
Изготовление сувениров и поздравительных открыток к дню мамы.
4 Интеллектуальное воспитание  Проведение предметных  районных олимпиад.
Участие в районном конкурсе «Информашка»
Участие во Всероссийском конкурсе «Русский медвежонок- 2013» и «КИТ».
5 Здоровьесберегающее воспитание День Здоровья.
Открытие лыжного сезона.
Организация   спортивных игр во время каникул.
 
6 Социокультурное и медиакультурное воспитание Выставка народного творчества «Народные традиции моей семьи».
«Всемирный день спасибо».
 
7 Культуротворческое и эстетическое воспитание Поздравление мам с Днём  матери.
Новогодний         бал-маскарад.
  Подведение итогов года культуры.
 
8 Правовое воспитание и культура безопасности  Неделя правовых знаний.
Акция «Пост прав ребёнка».
 Беседа по ТБ во время каникул и при обращении с праздничными фейерверками.
 
9 Воспитание семейных ценностей   Неделя семьи.
 Конкурс родословных и  сочинений о семье.
Всеобуч.
 
10 Формирование коммуникативной культуры Деньборьбы со СПИДом.
Анкетирование по толерантности  и  экстремизму.
 
11 Экологическое воспитание Операция  "Птичьи столовые".    
     
12 Организация ученического самоуправления Посвящение в «Солнышко». Участие в акциях в рамках месячника правовых знаний. Детский Референдум. Отчет  Советов о работе за 1 полугодие.
 

 
3 четверть

Направления Формы
1 Гражданско- патриотическое воспитание Месячник оборонно-массовой и спортивной работы.
День Защитника Отечества.   
Урок Мужества.  
 
2 Нравственное и духовное воспитание Вахта памяти, посвящённая снятию блокады с Ленинграда.
День юного героя антифашиста.
 
3 Воспитание положительного отношения к труду и творчеству Трудовой десант по расчистке дорожек от снега.
Изготовление подарков к 23 февраля и 8 марта.
Анкетирование по профориентации.
 
4 Интеллектуальное воспитание Конкурс чтецов «О Родине»,  посвящённый Дню юного  героя-антифашиста.
Участие во Всероссийских конкурсах «Коала» и «Золотое руно»,  «Кенгуру».
 
5 Здоровьесберегающее воспитание  Месячник спортивной работы.
Спортивная игра       "А ну-ка, мальчишки".
 Лыжня России.
 
6 Социокультурное и медиакультурное воспитание  Международный день родного языка.
7 Культуротворческое и эстетическое воспитание Концерт к Дню родной школы.
Народный праздник  «Масленица».
КВН для девочек.
 
8 Правовое воспитание и культура безопасности Инструктаж по ТБ на дорогах, льду и во время весенних каникул.
 
9 Воспитание семейных ценностей Всеобуч.
Выставка фотоколлажей  «Моя мамочка».
 
10 Формирование коммуникативной культуры Итоги работы органов   самоуправления в 1 полугодии.
Неделя профориентации. (Тренинги.)
 
11 Экологическое воспитание Проекты по охране окружающей среды и обустройству пришкольной территории.
 
12 Организация ученического самоуправления Рейд «Наш внешний вид». Конкурс «Мозаика», «Лидер». Операция «Забота», акция «Птицеград».

 

Направления Формы
1 Гражданско- патриотическое воспитание 70-летие Победы (по плану).
День Победы, торжественная линейка.
 
2 Нравственное и духовное воспитание Неделя добра (по плану).
Чествование тружеников тылы.
 
3 Воспитание положительного отношения к труду и творчеству 1. Высадка рассады.    
2. Акция "Наш сад", «Посади дерево». 
3. Акция «Чистый двор».
 
4 Интеллектуальное воспитание Подготовка к выпускным и переводным экзаменам.
Участие во Всероссийском конкурсе «ЧиП».
 
5 Здоровьесберегающее воспитание Неделя здоровья.
Первенство школы по «Лапте».
Общешкольные    и классные походы.
 Сдача норм по физическому воспитанию.
 
6 Социокультурное и медиакультурное воспитание  День славянской письменности и культуры (тематические уроки).
7 Культуротворческое и эстетическое воспитание Праздник Последний звонок.
Литературно-музыкальная композиция, посвященная   Великой Победы (классные часы).
 
8 Правовое воспитание и культура безопасности Беседа  по предупреждению     правонарушений       среди учащихся  (7-9кл).
День защиты детей (игровая программа)
Беседа   о соблюдении правил на воде и ТБ во время летних каникул.
 
9 Воспитание семейных ценностей Международный день семьи(Классные часы).
Всеобуч.
 
10 Формирование коммуникативной культуры День Детства (командная игра).
Общешкольный поход.
 
11 Экологическое воспитание Экологический марафон «Наш дом – планета Земля».
День Земли. Выпуск газеты.
Операция «Чистый двор».
Акция «Живи, родник».
 
12 Организация ученического самоуправления Оказание шефской помощи в рамках акции «Милосердие». Конкурс «Команда актива». Подведение итогов  работы  органов самоуправления.
 

 
Контроль в процессе воспитания
 
Под педагогическим контролем понимается функция управления воспитательным
процессом, осуществляемая с целью получения достоверной информации о ходе и результатах проводимой воспитательной деятельностью, поддержки положительных и коррекции отрицательных явлений в практике воспитательной работы с учащимися. Контроль в воспитательном процессе диктуется необходимостью:

пропагандировать опыт их деятельности, инициативу и творческие устремления;

 
В школе необходимо ввести следующие виды контроля воспитательной деятельности:

руководителей, классными руководителями;

 
К числу основных видов контроля, позволяющих реализовать функции административной, педагогической проверки и самопроверки, относятся:

 
Применяются следующие формы контроля в воспитательном процессе:

 
К методам контроля, используемым в управлении воспитательным процессом школы, относятся:

 
Объектами контроляявляются процесс воспитания и полученные результаты в данном процессе. В течение учебного года контролируются следующие аспекты воспитательной деятельности:

 
Эти аспекты становятся предметом обсуждения на заседаниях педсовета, совещаниях при директоре, находят отражение в информационно-аналитических справках и приказах директора школы.
В качестве главных критериев и показателей результативности воспитательной
деятельности выступает воспитанность учащихся.
 
Технология контролирующей деятельности:
 

Этап Деятельность
 
I этап – подготовительный Принимается решение о проверке одного или нескольких аспектов воспитательной деятельности. Основанием служит годовой план организации контроля за воспитательным процессом. Уточняются целевые ориентиры контролирующей деятельности и готовится план-задание проверки. При составлении плана-задания определяются состав контролируемой и контролирующей групп, объекты, средства, ход и сроки проводимой проверки.
 
II этап –
организационно-
практический
 
Обследуется состояние воспитательного процесса, выявляются его результаты. С этой целью используется разработанный в подготовительный период диагностико-аналитический инструментарий.
 
III этап –
оценочно-
аналитический
 
Сопоставляются результаты, полученные в ходе обследования, с запланированными, определяются отклонения от ранее намеченных ориентиров и причины их возникновения, выявляются положительные и отрицательные тенденции развития воспитательной практики. Зафиксированные в ходе проверки результаты и оценочно-аналитические суждения обобщаются и систематизируются в составляемых по итогам проверки документах – справке, приказе, проекте решения педсовета или производственного совещания.
IV этап -
коррекционный
Необходим в том случае, если в процессе проверки зафиксированы значительные отклонения от целевых ориентиров и первоначального замысла. Могут корректироваться содержание и способы воспитательной работы, реже – ее цели.
 

 
Практически любая проверка складывается из пяти последовательно выполняемых
операций:

 
Главная методическая функция педагогического контроля – это совершенствование профессионального мастерства педагогов.
Диагностика.
При изучении эффективности воспитательного процесса педагогический коллектив школы опирается на следующие основные теоретические положения:

 
Для сбора и фиксации информации, характеризующей динамику воспитательной системы, каждый классный руководитель ведет социально-педагогический паспорт и дневник педагогических наблюдений, отражающий итоги анкетных опросов, тестирования, бесед и других методов исследования. Психологи школы фиксируют все изменения в познавательной и личностной сфере учащихся в течение всего периода их обучения:

 
Изучение развития физического здоровья ведется в течение всего периода обучения в школе и осуществляется медицинским работником школы и классными руководителями. Все данные физического здоровья учащихся фиксируются в медицинских картах.
Объектом изучения в школе являются: степень удовлетворенности учащихся, учителей и родителей жизнедеятельностью школы; уровень воспитанности учащихся; уровень сформированности классных коллективов, интересы и потребности учащихся в дополнительном образовании; рейтинг учащихся в классном коллективе (социометрия); результативность работы классных руководителей и др.
 
Изучение и анализ воспитанности школьников позволяет:

 
С целью выявления «западающих звеньев» в воспитательной работе и планирования оптимальных ее направлений используется прием интеграции показателей воспитанности в виде статистических показателей компонентов воспитанности и графической интерпретации.
При приеме на работу каждому педагогическому работнику предлагается анкета с целью определения его интересов, ценностей, эрудиции и профессиональной грамотности. В  первые дни знакомства с родителями классные руководители проводят анкетирование с целью выяснения состава семьи, материального благосостояния, построения внутрисемейных отношений, возможности участия родителей в работе классного и школьного коллективов, способности к творческой деятельности.
 
Оценка деятельности классного руководителя:
Эффективность осуществления функций классного руководителя оценивается на основании двух групп критериев: результативности и деятельности. Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся,  их гражданской зрелости).
Критерии деятельности позволяют оценивать реализацию управленческих функций
классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с учителями-предметниками и другими участниками образовательного процесса, родителями (иными законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся).
Оценку работы классного руководителя осуществляет заместитель директора школы по воспитательной работе. Оценка деятельности классного руководителя осуществляется на основе анализа следующих документов:

 
Для создания наилучших условий жизнедеятельности школьного коллектива, творческого развития каждой личности, достижения главной цели школы необходим анализ состояния отношений всех членов коллектива, степени комфортности каждого в нем, результативности тех или иных приемов, методов, экспериментов. Исследования в этом направлении ведутся под руководством школьных психологов.
 
Ожидаемые результаты реализации Программы мероприятий по развитию воспитательной компоненты
 
Обновление содержания воспитания и обеспечение достижения личностных образовательных результатов обучающихся МБОУ «Междугорная основная общеобразовательная школа» в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.
Совершенствование  нормативно-организационных, управленческих условий для реализации Программы мероприятий по развитию воспитательной компоненты.
Организация оптимального взаимодействия воспитательных сил образовательного учреждения и социума, использование принципа суверенизации личности в органической связи с нравственным воспитанием, принципа гуманизации, ориентированного на интенсификацию интеллектуального развития школьников.
Отсутствие правонарушений среди учащихся;
Минимизация учащихся с низким уровнем воспитанности;– достижение уровня участия родителей в организации досуговой деятельности детей составит не менее 50 %; – соответствие выпускника школы разработанной модели.
Внедрение в практику методических рекомендаций, информационно-методических сборников по направлениям воспитательной компоненты.
Повышение активности вовлечения родительского сообщества в воспитательный процесс школы, в работу Совета школы.
Повышение уровня духовно-нравственного, экологического воспитания, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.
Развитие условий для этнокультурного самосознания обучающихся.
Рост числа обучающихся, включенных в деятельность детских и молодежных общественных объединений.
Рост числа обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом, ведущих здоровый образ жизни.
Положительная динамика интеграции общего и дополнительного образования детей, сферы культуры и спорта для организации внеурочной деятельности в школе.
Создание портрета выпускника общеобразовательного учреждения  на каждой ступени обучения.
 
Показатели и индикаторы реализации Программы
 
Для оценки эффективности воспитательной системы необходимо учитывать качественные изменения, происходящие в школе в целом. Методика Рябченко А.М. и Добышева В.П. позволяет сопоставлять количественные показатели воспитательной системы:

В результате реализации программы предполагается:

 
В результате выполнения Программы будет обеспечено:

 
В ходе реализации Программыбудет сформирован дополнительный вектор на инновационное развитие образования с усиленной воспитательной компонентой.
Будут обеспечены:

 
Управление реализацией Программы
 
1. Формирование экспертного совета.
2. Мониторинг реализации Программы.
3. Корректировка при необходимости направлений и механизмов реализации Программы.
4. Создание временных творческих коллективов по разработке, апробации и внедрению программ воспитания в условиях модернизации системы образования.
Ресурсное обеспечение Программы
 
1.Разработка нормативно-правовой базы в сфере воспитания на институциональном  уровне.
2. Развитие действующей инфраструктуры воспитания (направления, формы, механизмы).
3.Развитие научного, информационного, программно-методического обеспечения воспитания.
4. Обоснование объемов и механизмов финансирования воспитания.
 
Система мероприятий Программы
 
Реализация Программы и ее эффективность обеспечивается реализацией следующих мероприятий:

 
Эффективность реализации Программы
 
Основными результатами развития Программы должны стать:

 
 
 

© 2011-2015
meshdugorna@mail.ru
462030
Оренбургская область,
Октябрьский район,
поселок Междугорный,
улица Школьная, дом 1.
+7 (35330)34-4-48
Директор школы:
Игнатова Лариса Бориславовна
Перейти на полную версию
Настройки шрифта
A A A
Настройки цвета
C C
Вкл.Выкл.
Настройки