Учебный план начального общего образования
Пояснительная записка
Учебный план начального общего образования школы разработан в соответствии с базисным учебным планом, Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, предложенной Минобрнауки РФ.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой школой, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.
Обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов для реализации.
Обязательные учебные предметы: русский язык, литературное чтение, математика, иностранный язык, окружающий мир, музыка, изобразительное искусство, технология, физическая культура.
В часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, входит и внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями Стандарта индивидуальный ученый план предлагает такие направления развития личности для внеурочной деятельности как общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, социальное, общекультурное, духовно-нравственное. Направления, содержание занятий, предусмотренных как внеурочная деятельность, формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей в таких формах как экскурсии, кружки, секции, соревнования, олимпиады, общественно-полезные практики.
Первые классы занимаются в режиме 5-дневной учебной недели, 2-4 классы – 6 дневной учебной недели.
Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет 34 недели, в 1 классе – 33 недели. Для учащихся первых классов устанавливаются дополнительные недельные каникулы в феврале.
Продолжительность урока составляет:
- в 1 классе – 35 минут;
- во 2-4 классах по решению общеобразовательного учреждения – 45 минут.
Сетка учебного (образовательного) плана МОУ «Междугорная основная общеобразовательная школа»
Учебные
предметы
Классы |
Количество часов в неделю |
Всего |
I |
II |
III |
IV |
Русский язык |
5 |
5 |
5 |
5 |
20 |
Литературное чтение |
4 |
4 |
4 |
4 |
16 |
Иностранный язык (немецкий) |
- |
2 |
2 |
2 |
6 |
Математика |
4 |
4 |
4 |
4 |
16 |
Окружающий мир |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Музыка |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Физическая культура |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Основы духовно-нравственной культуры народов России |
- |
- |
- |
0/1 |
0,5 |
Изобразительное искусство |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Технология |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Итого: |
20 |
22 |
22 |
22,5 |
86,5 |
Часть, формируемая участниками образовательного процесса |
- |
3 |
3 |
2,5 |
8,5 |
Максимально допустимая недельная нагрузка |
20 |
25 |
25 |
25 |
95 |
Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.) |
10 |
10 |
10 |
10 |
40 |
Всего к финансированию (1 класс - 5-дневная учебная неделя) |
30 |
35 |
35 |
35 |
135 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учебные программы по предметам
Основополагающие элементы научного знания, предназначенные для обязательного изучения: ведущие теории, научные идеи и категории, методы научного познания, события, явления, факты, а также виды деятельности регулятивного, познавательного, коммуникативного характера, формирование которых осуществляется в ходе образовательного процесса, зафиксированы в Фундаментальном ядре содержания образования ФГОС. Детально реализуемое содержание образования представлено в рабочих учебных программах (далее – УП) по предметам и программе формирования универсальных учебных действий (далее – УУД) школы.
Структура рабочей УП по каждому предмету учебного плана
Раздел УП |
Содержание раздела |
Пояснительная записка |
Уточнение общих целей образования с учетом его специфики учебного предмета |
Содержание образования |
Конкретизация содержания образования, обозначенного в Фундаментальном ядре содержания |
Тематическое планирование |
Образец планирования учебного материала, включающий определение основных видов учебной деятельности обучающихся. |
Требования к результатам освоения содержания УП |
Перечень предметных, метапредметных, личностных результатов. Способы учета их достижения. |
Оснащение учебного процесса |
Рекомендации по использованию средств обучения и воспитания |
В школе реализуется учебно-методический комплект «Гармония». Комплектсостоит из азбуки, прописей, учебников, рабочих и творческих тетрадей, пособий для учащихся по предметам русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология. В помощь педагогу разработаны методические пособия, дидактические материалы, технологические карты, проверочные работы, позволяющие учителю рационально организовывать работу. Учебники УМК «Гармония» учитывают современные требования к обеспечению психического и физического здоровья детей, дают инструмент для реализации дифференцированного подхода.
Основная образовательная программа начального общего образования (ОПП) для школ, работающих по учебникам системы «Гармония», разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373) Приказ зарегистрирован Минюстом РФ 22.12.2009г. рег. №17785.
ООП определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.
ООП соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации «Об образовании»:
1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
2) единство федерального, культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников
Руководствуясь тезисом о «самоценности ступени начального образования
как фундамента всего последующего образования» (ФГОС, с.4) ООП ставит своей целью создать (обеспечить) образовательное пространство,
в котором реализуются:
•
системно-деятельностная парадигма образования, которая предполагает наличие у учащихся учебно-познавательной мотивации, умение определять (ставить) цель предстоящей деятельности и планировать её, а также оперировать логическими приёмами мышления, владеть самоконтролем и самооценкой как важнейшими учебными действиями
•
концепция развития универсальных учебных действий младших школьников (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), разработанная на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой, С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова. В соответствии с этой концепцией универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной. УУД обеспечивают формирование психологических новообразований и способностей учащихся, которые в свою очередь определяют условия успешной учебной деятельности.
•
требования ФГОС к планируемым результатам ООП, в числе которых:
личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской и гражданской идентичности;
метапредметные результаты– освоенные имиуниверсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), составляющие основу умения учиться (функциональной грамотности);
предметные результаты– система основополагающих элементов научного знания по каждому предмету как основа современной научной картины мира и опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, специфический для каждой предметной области.
Программа ориентирована на достижение
главной цели общего образования на его начальном этапе: «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира» (ФГОС, с.6) и на комплексное решение следующих
задач:
– формирование у школьников базовых предметных знаний и представлений о мире, обеспечивающих выполнение требований ФГОС к результатам начального общего образования и адекватных возрастным возможностям учащихся; формирование на основе этих знаний предметных умений, нашедших отражение в требованиях ФГОС;
– развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и познавательных интересов;
– развитие мышления детей, готовности выполнять различные умственные действия (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение), устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, умозаключения и т.д.;
– формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, в том числе учебной;
– становление информационной грамотности, умения находить нужную информацию, работать с ней и использовать для решения различных задач;
– гражданское, духовно-нравственное, эстетическое развитие и воспитание учащихся, обеспечивающее принятие ими национальных, гуманистических и демократических ценностей, моральных норм, нравственных установок, формирование эстетического чувства, вкуса;
– воспитание коммуникативной культуры, умения взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе и в целом умения общаться в устной и письменной форме;
– укрепление физического и духовного здоровья учащихся.
Комплексное решение названных задач, предусмотренное данной программой начального общего образования, обеспечивается реализацией
системно-деятельностного, гуманно-личностного, культурологического и
здоровьесберегающего подходов.
Основу организации образовательного процесса составляют принципы:
–
развития учащихся,который в рамках каждого учебного предмета за счёт особой организации деятельности детей предполагает целенаправленное совершенствование различных сторон личности;
–
культуросообразности, согласно которому освоение предметного содержания осуществляется на более широком фоне знакомства учащихся (в определённых пределах) с миром культуры, с элементами социально-исторического опыта людей;
–
целостности содержания, в соответствии с которым обеспечивается органичное слияние изученного и вновь изучаемого материала, постепенное расширение уже имеющегося у учащихся личного опыта, установление в сознании детей связей между различными курсами;
–
спиралевидности, в соответствии с которым формирование у учащихся предметных и метапредметных умений происходит последовательно, постепенно, но при этом не строго линейно.
Образовательная программа начального общего образования МОУ «Междугорная основная общеобразовательная школа» ориентирована на использование в учебном процессе в качестве средства обучения
комплекта учебников УМК «Гармония», в которых указанные подходы к организации освоения содержания учебных предметов и принципы находят последовательное воплощение.
Учебные предметы |
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
Русский язык
|
М.С. Соловейчик |
М.С. Соловейчик |
М.С. Соловейчик |
М.С. Соловейчик |
Литературное чтение |
О.В. Кубасова
|
О.В. Кубасова |
О.В. Кубасова |
О.В. Кубасова |
Иностранный язык (немецкий) |
- |
И.Л. Бим
|
И.Л. Бим |
И.Л. Бим |
Математика
|
Н.Б. Истомина |
Н.Б. Истомина |
Н.Б. Истомина |
Н.Б. Истомина |
Окружающий мир
|
О.Т. Поглазова |
О.Т. Поглазова |
О.Т. Поглазова |
О.Т. Поглазова |
Технология
|
Н.М. Конышева |
Н.М. Конышева |
Н.М. Конышева |
Н.М. Конышева |
Музыка
|
Е.Д. Крицкая |
Е.Д. Крицкая |
Е.Д. Крицкая |
Е.Д. Крицкая |
ИЗО
|
В.С. Кузина, Э.И. Кубышкина |
В.С. Кузина, Э.И. Кубышкина |
В.С. Кузина, Э.И. Кубышкина |
В.С. Кузина, Э.И. Кубышкина |
Физическая культура |
В.И. Лях, А.А. Зданевич |
В.И. Лях, А.А. Зданевич |
В.И. Лях, А.А. Зданевич |
В.И. Лях, А.А. Зданевич |