Пояснительная записка
Данная программа разработана коллективом педагогов, родителей, рассмотрена и утверждена педагогическим советом школы (протокол № 10 от 31.05.2011).
Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Междугорная основная общеобразовательная школа» Октябрьского района определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Данная программа является программой действий всех субъектов образовательного процесса первой ступени школьного образования по достижению качественных результатов современного образования.
Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации младший школьный возраст охватывает период с 6,5 до 11 лет, но при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья и наличии заявления родителей (законных представителей ребенка – с более раннего возраста).
Особенными характеристиками личности, достигаемыми на протяжении младшего школьного возраста являются:
- смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному обучению (игровая деятельность во всех ее разновидностях психического развития детей, на ее базе развиваются важные учебные навыки и компетентности);
- формирование системы учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовывать учебные цели (в процессе их реализации младший школьник учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат);
- выносливость и упорство, позволяющие осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения и длительной сосредоточенности;
- эмоциональность, впечатлительность, отзывчивость, уравновешенность (младший школьник в достаточной степени управляет проявлениями своих чувств, различает ситуации, в которых необходимо их сдерживать, сочувствовать товарищу, адекватно реагировать на эмоции учителя);
- приобретение опыта в коллективе, когда существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений;
- усиление роли самооценки младшего школьника: формирование на ее основе того, как оценивают его «значимые другие», которыми являются, прежде всего, взрослые (особенно учитель).
Назначение образовательной программы начального общего образования в том, чтобы создать условия для раскрытия возможностей каждого ребенка, учитывая его склонности, чтобы он мог адаптироваться в условиях сегодняшней реальности. Программа отражает потребности личности в получении бесплатного образования. Она разработана с целью создания модели такой школы, которая:
- обеспечивает формирование оптимального образовательного пространства, через развитие инновационной и проектной деятельности с позиции доступности, качества и эффективности;
- воспитывает детей с высокими моральными, эстетическими и духовными качествами;
- решает проблемы здорового образа жизни учащихся и их здоровья;
- создает психологически комфортную образовательную среду для раскрытия личности, способствующую раскрытию учебных ресурсов учащихся и их реализации независимо от стартовых возможностей.
Задачи, стоящие перед педагогами:
- оптимизация нагрузки учащихся, сохранение физического и психического здоровья школьников;
- компенсация существенных «входных» различий первоклассников;
- повышение детской активности в начальной школе;
- повышение учебной мотивации;
- становление коммуникативной компетентности;
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;
- формирование готовности к переходу.
В основе реализации данной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
- ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
- признание решающей роди содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значение видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей).
Начальная школа работает в режиме 4-летнего обучения по программе «Гармония». На первой ступени педагоги работают по следующим учебно-методическим комплектам: «Гармония» - научный руководитель – Н.Б. Истомина.
Образовательная программа (ОП) разработана с учетом требований следующих нормативных документов:
Ø Закон РФ «Об Образовании» от 10 июля 1992 г. №3266-I.
Ø Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» от 19 марта 2001 г. № 196.
Ø Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. №44 О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02»;
Ø Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
Ø Устав МОУ «Междугорная основная общеобразовательная школа» Октябрьского района.
Целями ОП являются:
1. Создание условий для реализации личностного ориентированного учебного процесса, обеспечивающего овладение учащимися базовым уровнем образованности – элементарной грамотностью, формирование у обучающихся устойчивой мотивации к разнообразной интеллектуальной деятельности.
2. Формирование у обучающихся опыта самореализации, индивидуального и коллективного действия, на основе которых осуществляется личностное и социальное самоопределение и развитие младших школьников.
3.Создание ситуации успеха для каждого ребенка.
4.Организация индивидуальной работы с детьми, проявившими способности, мотивированный интерес к изучению предметов, с детьми с опережающим развитием способностей, одаренными детьми.
5. Сохранение и укрепление здоровья младших школьников.
Адресность ОП:
Условия комплектования классов |
Требования
к состоянию здоровья |
Процедура комплектования первых классов |
I–IV группа здоровья |
Все дети, достигшие школьного возраста зачисляются в 1 класс. |
ОП реализуется в режиме 5-дневной учебной недели. Занятия проводятся в 1 смену. Учебный год начинается 1 сентября. Его продолжительность в 1 классе составляет не менее 33 недель, в 2-4 классах - не менее 34 недель. Продолжительность каникул: в течение учебного года не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 календарных недель.
Режим уроков и перемен:
|
1 класс |
2-4 класс |
1 урок |
9.00 - 9.35 |
9.00 - 9.45 |
Перемена |
10 мин |
10 мин |
2 урок |
9.45 - 10.20 |
9.55 – 10.40 |
Перемена |
10 мин |
10 мин |
Динамическая пауза |
10.30 – 11.05 |
11.50 – 11.35 |
Перемена |
10 мин |
30 мин |
4 урок |
11.15 – 12.50 |
12.05 – 12.50 |
Перемена |
|
10 мин |
5 урок |
13.00 – 13.45 |
Перемена |
- |
10 мин |
6 урок |
- |
13.55 – 14.40 |
В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к условиям школы обучение первоклассников организовано с соблюдением ряда особенностей.
Домашние задания в 1 классе не задаются.
Обобщенным результатом общего образования 1 ступени является портрет выпускника, обладающего следующими основными чертами:
- желанием и умением учиться, потребностью самостоятельного познания окружающего мира;
- элементарной грамотностью в рамках содержания отдельных учебных предметов, функциональной грамотностью в области чтения и математики;
- инициативностью, навыками сотрудничества в разных видах деятельности;
- ответственностью, готовностью отвечать за свои поступки;
- осознанным принятием правил здорового и безопасного образа жизни и регуляцией своего поведения в соответствии с ними.
Материально-техническое оснащение школы: учебные классы начальной школы, спортивный зал; компьютерный класс с возможностью бесплатного доступа в Интернет.