462030
Оренбургская область,
Октябрьский район,
поселок Междугорный,
улица Школьная, дом 1.
Директор школы:
Игнатова Лариса Бориславовна
Междугорная основная общеобразовательная школа
(35330) 34-4-48 Фотоальбом О школе Учителя школы Информация для учащихся
Главная -> Разговоры о важном -> Разговоры о важном 06.02.День науки

Разговоры о важном 06.02.День науки



6 февраля Разговоры о важном  были посвящены празднику «День российской науки», важности изобретений и открытий в жизни каждого человека. Школьникам  рассказали об открытии в Санкт-Петербурге первой в России Академии наук, об изобретениях И. П. Кулибина, открытиях российских ученых в современном мире. Ребята выполнили интерактивные задания. Важным моментом стало обсуждение личного опыта учеников, связанного с их интересами и предпочтениями в области различных наук.Без науки не может развиваться общество. Ученые создают проекты зданий, конструируют разнообразные машины, разрабатывают различные материалы, изобретают новые лекарства от болезней, пишут учебники. И 8 февраля в нашей стране отмечают праздник – День российской науки. Это праздник людей разных профессий, которые связали свою жизнь с исследованиями и наукой. Они узнают новое и изучают неизвестное. Эти знания они используют на благо людей. Например, изучая строение кожи акулы, ученые создали костюмы для пловцов, чтобы увеличить их скорость. Благодаря химикам изобретены новые материалы, различного рода пластик. В конце XX века российские ученые в Антарктиде обнаружили большое озеро подо льдом, его назвали «Восток» – по названию полярной станции, которая находится над ним. Озеро находится под слоем льда толщиной около 4 километров, оно было изолировано от внешнего мира более миллиона лет назад. Пробы, собранные нашими учеными, помогут определить, какие живые организмы приспособились к жизни в таких суровых условиях.
 
День российской науки отмечают 8 февраля – эта дата связана с решением Петра I. Именно 8 февраля 1724 года Петр I подписал Указ об основании Академии наук. Академия отличалась тем, что в ней могли учиться все желающие, независимо от их финансового положения. Главное, чтобы они стремились к знаниям. Одним из членов Академии наук был Иван Петрович Кулибин.
 
Родился он в 1735 году в Нижегородской области в семье купца. Воспитывали его строго, и к труду мальчик приучился с раннего детства. Ему нравилось читать, конструировать механические игрушки. В 23 года Кулибин стал владельцем собственной часовой мастерской. Он придумал и изготовил часы-яйцо, чтобы подарить их российской императрице Екатерине II. Часы имеют форму гусиного яйца, сделаны из металла, позолочены. Они могут отбивать время: час, полчаса и четверть часа, а в полдень часы играют гимн, который Иван Кулибин сочинил в честь императрицы. Подарок так понравился императрице, что она предложила талантливому мастеру переехать в Петербург и возглавить механические мастерские Академии наук. Кулибин был знаменитым мастером технических устройств, прекрасно владел слесарным и токарным делом. Работая в мастерских, изобрел фонарь-прожектор, создал модель моста через Неву, конструировал речные суда.
Занятие призвано содействовать воспитанию у школьников интереса к науке, уважения к представителям науки и их достижениям, формированию понимания значимости труда людей разных профессий для развития российской науки и улучшения качества жизни.
 
Учителя обратили внимание ребят на то, что современное общество активно использует научные достижения. Работы Циолковского стали основой ракетостроения, а появление Интернета стало возможным благодаря открытиям и исследованиям российского ученого Жореса Ивановича Алферова. В пандемию коронавируса в кратчайшие сроки наши ученые разработали вакцину.
Школьникам показали видео о М.В. Ломоносове. Они узнали, что Ломоносов разработал летательный аппарат, который взлетал вертикально и мог поднять один или несколько приборов для изучения погоды, природных явлений. Ученый внес огромный вклад в развитие русской словесности. Написал «Российскую грамматику», в которой выделил 8 частей речи и 6 падежей. В честь него названы университеты, города, многие природные объекты.
 
Благодаря интерактивным заданиям в форме филворда ребята узнали о научных приборах и инструментах, о научных открытиях.
 
5–7 классы
 
Разговор на занятии  в 5-7 классах начался с микроскопа. Он может увеличить мир в миллион раз и дает понять, как могут выглядеть обычные предметы. В интерактивном задании ребятам предстоило понять, что именно изображено на картинке при увеличении электронным микроскопом. Дети увидели, как выглядят глаз жука, семя одуванчика, кожа акулы.
Учителя рассказали о Дне науки, празднике, который отмечается в нашей стране 8 февраля, начиная с 1999 года. Десятилетие 2022–2031 гг. в России объявлено Десятилетием науки и технологий. Благодаря интерактивному заданию школьники узнали, как появилась идея создания вертолета, застежки-липучки, что послужило прообразом Останкинской телебашни. Им рассказали о спиральной башне «Эволюция» в Москве. Это закрученный вокруг собственной оси 246-метровый небоскреб. Фасады и геометрия башни «Эволюция» спроектированы по образу молекулы ДНК.
Из видеоролика ребята узнали о значимости деятельности ученых и развития науки. С ними также побеседуют о ежедневном труде любого ученого. Так, Юрий Оганесян, доктор физико-математических наук, профессор, академик Российской академии наук (РАН), всю жизнь посвятил изучению ядерной физики. В 1999-2010 гг. сотрудники его лаборатории, которой он руководит с 2003 года, обогнали западных коллег, первыми получив 6 сверхтяжелых химических элементов. Один из этих элементов получил имя оганесон – в честь Юрия Оганесяна. Изучение таких элементов дает человечеству шанс разгадать устройство мира.
 
Кроме того, ребята выполнили  интерактивное задание «Настоящее или будущее?», где они  определяли, существуют ли уже приводимые в пример технологические возможности.

8–9 классы

Целью занятия было развитие ценностного отношения обучающихся к достижениям человечества, воспитание гордости за свою страну через осознание вклада российских ученых в развитие мировой науки.
Занятие начиналось со вступительного слова учителя и краткой беседы с обучающимися для определения уровня их осведомлённости в этой теме, связанной с историей и развитием отечественной науки, со школьниками обсудили открытия наших ученых, которые потрясли мир. Детям напомнили, что благодаря русским ученым появилось радио, телевидение, искусственный спутник, цветная фотография, электродвигатель, телеграф, лампа накаливания, парашют, вертолет, лазер, искусственное сердце, наркоз и т. д. Современная российская наука не стоит на месте – за последние десятилетия российские ученые сделали целый ряд открытий мирового уровня.

Продолжилось занятие просмотром видеороликов и последующим обсуждением открытий в различных областях науки, которые продолжили вводить обучающихся в тематику современных отечественных научных открытий и изобретений.Затем ребята  выполнили интерактивное задание «Научные открытия современных российских ученых», которое состоит из 5 видеосюжетов. Каждый поделен на две части, между ними учитель организовал обсуждение с обучающимися. Например, видеосюжет «Графен» рассказал детям, что Нобелевскую премию по физике за изобретение графена получили два наших соотечественника. Пожалуй, никогда до этого лауреатов Нобеля не называли в шутку «мусорными учеными». Их копание в мусорной корзине, куда выбросили липкую ленту, принесло миру удивительный материал, который тоньше стенок мыльного пузыря в 10 тысяч раз. Грифели обычных школьных карандашей делают из графита. Рисуют карандаши лишь потому, что тонкие слои графита остаются на бумаге. Слой графита толщиной в один атом и есть графен. Получается, что этот материал был у всех на глазах. Правда, никто не верил, что можно сделать его таким тонким. Россияне Андрей Гейм и Константин Новоселов получили этот самый материал – толщиной в один атом – и исследовали его свойства. Например, он пропускает примерно 97% видимого света; после растяжения принимает исходное состояние; пленка из этого материала не пропускает ни один газ, кроме атомарного водорода; в качестве электрического проводника он действует ничуть не хуже меди; как проводник тепла он превосходит все известные до сих пор материалы; добавка в цемент менее 0,1% материала делает бетон на 30% прочнее; имея толщину всего в один атом, он не может расколоться, что придает ему максимально возможную прочность на изгиб; гамак из этого материала площадью 1 кв. м будет весить меньше миллиграмма и способен выдержать взрослого кота массой 4 кг.
      
Дети также узнали о важности исследования Марса, о работе атомных станций, о том, как возникали науки и как они связаны между собой.

Далее занятие продолжилось решением интерактивных заданий «На стыке наук». На карточках были показаны названия современных быстро развивающихся наук. Ребята догадывались, из каких других уже известных наук они «состоят».
Завершилось занятие обобщающей беседой и просмотром финального видеоролика, который послужил напутствием, обучающимся в изучении науки. Учителя предложили ребятам список проектов, в которых могут они поучаствовать. Это проекты, посвященные Десятилетию науки в нашей стране.