462030
Оренбургская область,
Октябрьский район,
поселок Междугорный,
улица Школьная, дом 1.
Директор школы:
Игнатова Лариса Бориславовна
Междугорная основная общеобразовательная школа
(35330) 34-4-48 Фотоальбом О школе Учителя школы Информация для учащихся
Главная -> Программы лагеря дневного пребывания -> Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа здоровья»

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа здоровья»

Филиал МБОУ «Октябрьская средняяобщеобразовательная школа»
п. Междугорный
 
  Утверждаю:
Директор МБОУ «Октябрьская СОШ»
_________Игнатова Л.Б. «___»____________2021 г.
 
 
Программа дополнительного образования «Школа здоровья».
пришкольного оздоровительного лагеря«Солнышко»
 «Радужная страна»
Возраст детей: 11-15 лет
 
Автор:
Бобринева Елена Валентиновна,
 учитель географии
 
 
 
 
 
п. Междугорный 2021
Пояснительная записка
Направленность программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа здоровья» имеет естественнонаучную направленность. Организация деятельности по программе связана с укреплением психического и физического здоровья детей и формированием мотивационной сферы учащихся, т.е. поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление собственного здоровья.
Новизна программы
Новизна программы состоит в том, что организация образовательной деятельности строится на основе валеологически  структурированного занятия. Такой подход позволяет поддерживать умственную работоспособность учащихся на оптимальном уровне в течение всего занятия, не вызывая утомления, что дает положительный оздоровительный эффект. Содержание программы основывается на знаниях учащихся, полученных ими в общеобразовательной организации, развивает, углубляет их, придает им эколого – валеологическую окраску.Так же заключается в гармоничном сочетании физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся и психологизации процесса оздоровления посредством вовлечения детей в интеллектуальную, спортивно-игровую деятельность.
Актуальность программы.
Здоровье – одна из важных составляющих целостного развития человека, характеризующая его жизнеспособность в единстве телесных и психических характеристик. Жизнеспособность формируется в процессе воспитания, следовательно, охрана и укрепление здоровья учащихся, есть актуальная педагогическая задача.
Программа «Школа здоровья» направлена на повышение уровня валеологической грамотности обучающихся и построена на «целостном» подходе к здоровью в «единстве» его физической, психической, социальной и нравственной составляющей.
Обучающиеся приобретают знания: об экологических, социальных, психологических факторах, снижающих здоровье, и мерах, позволяющих сохранить и укрепить здоровье; о критериях здорового образа жизни; о взаимосвязи состояния окружающей среды и здоровья.
Педагогическая целесообразность
Ведущие идеи программы: идея о ценности здоровья для человека; идея об образе жизни человека как важнейшем факторе поддержания здоровья; идея о здоровом образе жизни как условии благополучия человека. Образ жизни рассматривается с позиции разных наук, в том числе и экологии человека.
Цель программы: формирование мотивации к здоровому образу жизни, сохранению и укреплению здоровья.
Задачи:
Образовательные:
раскрыть понятие «здоровье», «здоровый образ жизни», «безопасный образ жизни»;
приобретение конкретных знаний в области гигиены, здорового образа жизни;
закрепить знания учащихся о поведении в общественных местах;
формировать универсальные учебные действия;
самоопределение учащихся, в каком либо виде спорта;
научить использовать благоприятные природные факторы – свежий воздух, воду, солнце для закаливания организма;
научить адаптироваться в социоприродном окружении.
Воспитательные:
развивать ценностные ориентации учащихся по отношению к здоровью и здоровому образу жизни;
лидерских качеств, профилактика вредных привычек;
формирование мотивации к физкультурно-спортивной деятельности через историю развития спорта,
развитие психологической и коммуникативной культуры, создание благоприятного психологического климата в коллективе,
формирование навыков здорового образа жизни, воспитание культуры поведения.
Развивающие:
Развивать:
физические качества;
командное мышление;
рефлексивную культуру;
самоконтроль;
эмоционально-чувственную сферу личности в процессе взаимодействия с объектами природной и социальной среды;
познавательную активность и интереса к изучению родного края;
творческие способности;
коммуникативные навыки.
Отличительными особенностями данной программы является:
интеграция теории и практики и взаимосвязи таких наук, как биологии, экологии, валеологии и других наук эколого-биологического цикла;
профессиональная ориентация обучающихся за счёт знакомства с целым рядом профессий медицинской, естественнонаучной направленности;
активное сочетание познавательных заданий с практическими (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимых для развития гигиенических навыков учащихся.
Отличительной особенностью является то, что программа «Школа здоровья» направлена, прежде всего, на готовность и способность учащегося вести здоровый образ жизни, то есть осуществлять такой способ жизнедеятельности, который обеспечивает сохранение, укрепление и формирование физического, психического, духовно-нравственного здоровья и его социальное благополучие.
Так же нетрадиционные формы проведения занятий и массовых мероприятий: интеллектуальные игры, коллективно-творческие дела, конкурсы (лучший рассказ о гигиенических правилах сохранения здоровья, рисунки, наблюдения), практические занятия, экскурсии, посещение выставок, праздников.
Адресат программы
Общеобразовательная программа рассчитана на учащихся в возрасте 11-15 лет, проявляющим интерес к предметам естественнонаучной направленности, экология, физиология, гигиена.
Сроки реализации дополни тельной образовательной программы.
Общее количество часов, запланированных на весь период обучения – 8 часов.
Теория– 5 часа
Практика– 3 часа
Продолжительность реализации программы – 1 смена
Формы и режим занятий
Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие. Форма обучения – очная.
Образовательная деятельность по данной программе осуществляется на русском языке, в соответствии с частью 1 статьей 14 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Программа охватывает теоретические основы и практическую деятельность. В процессе реализации данной программы используются традиционные и не традиционные формы проведения занятий: занятие – беседа, игра, эксперимент, исследование, наблюдение, практикум, комбинированное занятие.
Причем, предполагается, что значительная часть практических занятий будет проводиться на улице или помещении, пригодном для активной физической деятельности.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1.5 часа. В группу принимаются все желающие учащиеся, но не более 15 человек
Ожидаемые результатыи способы определения их результативности
Планируемые результаты освоения образовательной программы «Школа здоровья».
Личностные результаты:
- сформированность мотивации к учению и познанию;
- ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
- осознание высокого места здоровья в иерархии человеческих ценностей и потребностей
- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- установление причинно – следственных связей;
- умение выбрать наиболее эффективные способы решения поставленных задач в зависимости от конкретных условий;
- умение строить логическую цепь рассуждений;
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
- основные понятия здорового образа жизни;
- пути и способы сохранения здоровья;
- значение двигательной активности для здоровья человека;
- правила безопасного поведения на улице;
- правильную организацию режима дня;
- гигиенические правила и способы предупреждения инфекционных заболеваний;
- причины и последствия вредных привычек;
- санитарные нормы при работе с ПК;
- лекарственные и ядовитые растения Оренбургской области.
Учащиеся должны уметь:
- вести активный образ жизни;
- выполнять правила личной гигиены;
- выполнять закаливающие процедуры;
- выполнять правила безопасного поведения на улице, в транспорте, общественных местах;
- применять правила рационального питания.
- соблюдать гигиену труда;
- соблюдать режим дня;
- применять для лечения лекарственные комнатные растения;
- грамотно употреблять витаминосодержащие препараты.
Формы проведения итоговой аттестации:
Практические работы, подготовка реферативных работ, игровые проекты, самопрезентации, игровые тестовые задания, кроссворды, ребусы, игры – викторины, опрос-анкетирование, проекты, участие учащихся в олимпиадах по предметам естественнонаучного цикла разных уровней, тестирование и анкетирование по материалам программы после прохождения каждого раздела, участие в конкурсах различного уровня.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: Способами определения результативности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы выступают диагностические методики, рассчитанные на оценку предметных знаний, качеств личности. Программа предполагает проведение различных форм контроля промежуточных и итоговых результатов: тестирование, анкетирование, решение творческих заданий, наблюдение педагога на занятиях.
Для выявления сформированности мотивации на здоровье и развитие поведенческих навыков здорового образа жизни у учащихся используются следующие диагностические процедуры:
наблюдение;
опросы учащихся;
метод рисунков;
блиц – опрос «Ваше здоровье»;
анкеты для учащихся;
комплекс мероприятий (практические упражнения, ситуативные вопросы, спортивно-оздоровительные праздники, экскурсии).
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план сквозного образовательного модуля «Школа здоровья»
Название разделов, тем Количество часов
Всего Теория Практика
1 Основы правильного питания 2 1 1
2 Идеальная фигура 2 1 1
3 Время быть здоровым 2 1 1
4 Умирающая нация 2 2 -
Итого: 8 5 3
 
Содержание учебно-тематического плана образовательного компонента
Содержание учебно-тематического плана сквозного образовательного модуля «Школа здоровья»:
Тема 1 «Основы правильного питания»
Теория: Изучение основ диетологии. Виды продуктов питания, их классификация. Воздействие продуктов питания на организм.
Практика: Форсайт-сессия «Бургер.net»
Тема 2 «Идеальная фигура»
Теория: Изучение анатомии и строения мышечной ткани человека. Основные виды развития мышечной массы.
Эффективные способы коррекции фигуры.
Практика: Кросс-фит «Если хилый, сразу в зал»
Тема 3 «Время быть здоровым»
Теория: Интерактивный музей «Современные тенденции физической культуры, спорта и туризма»
Тема 4 «Умирающая нация»
Теория: Лекция о ВИЧ и СПИД.
Практика: Форсайт-сессия «А кто после нас?».
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы
Приложение 1
Диагностический инструментарий
Личностный результат
Модифицированный вариант анкеты мотивации учащихся Н.Г. Лускановой
(Личностные УУД)
Цельизучение мотивационной сферы как одной из составляющих личностных УУД.
Регистрация данных: групповая форма проведения.
Необходимые материалы: регистрационный бланк, ручка.
1. Как ты чувствуешь себя на занятиях творческого объединения «Школа здоровья»? а) мне на занятиях нравится;
б) мне не очень нравится;
в) нравятся по настроению
2. С каким настроением ты приходишь на занятия творческого объединения? а) с хорошим настроением;
б) бывает по-разному;
в) чаще хочется пойти домой
3. Как ты относишься к тому, что у вас  в творческом объединении вы выполняете творческие задания? а) мне нравится проявлять творчество
б) бывает по-разному;
в) мне не нравятся такие задания
4. Как ты относишься к участию в праздниках, конкурсах, викторинах эколого-биологического центра? а) я хотел бы участвовать во всех мероприятиях
б) иногда бы я мог принимать участие в таких мероприятиях
в) не хотел бы участвовать
5. Хотел бы ты чаще приходить на мероприятия в ДОЛ? а) да, я хотел бы чаще ходить в ДОЛ
б) иногда бы приходил в ДОЛ
в) нет, я не могу ходить в ДОЛ
6. Рассказываешь ли ты об ДОЛ своим родителям или друзьям? а) рассказываю часто;
б) рассказываю редко;
в) вообще не рассказываю
7. Как ты относишься к преподавателю творческого объединения? а) мне нравится наш преподаватель
б) иногда нравится
в) часто не нравится
8. Есть ли у тебя друзья в группе творческого объединения? а) у меня много друзей;
б) у меня мало друзей;
в) у меня нет друзей в творческом объединении
9 Как ты относишься к другим учащимся в группе? а) мне нравятся все учащиеся в группе;
б) мне нравятся не все учащиеся;
в) мне не нравятся все учащиеся
Инструкция для учащегося: «Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к творческому объединению и ДЭБЦ. Послушайте их внимательно. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответа: а, б и в. Выберите тот вариант ответа, который вам подходит, и обведите в кружок одну букву рядом с номером соответствующего вопроса»
Бланк ответов анкеты мотивации
1.    а.  б.  в. 2.     а.  б.  в. 3.    а.  б.  в. 4.    а.  б.  в. 5.   а.  б.  в.
6.    а.  б.  в. 7.     а.  б.  в. 8.    а.  б.  в. 9.    а.  б.  в.  
Обработка результатов
I. Количественный анализ
Для дифференцирования детей по уровню мотивации учащихся была разработана система балльных оценок:
ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к творческому объединению, ДЭБЦ и предпочтении ими выполнения творческих заданий, оценивается в 3 балла;
нейтральный (средний) ответ оценивается в 1 балл;
ответ, свидетельствующий об отрицательном отношении ребенка оценивается в 0 баллов.
Максимально возможная оценка равна 30 баллам.
Установлено 5 основных уровней мотивации:
5-й уровень. 25-30 баллов (максимально высокий уровень мотивации, учебной активности). Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением успешно выполнять все предъявляемые ТО требования. Они очень четко следуют всем указаниям преподавателя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные замечания педагога.
4-й уровень. 20-24 балла (хорошая мотивация). Подобный показатель имеют учащиеся, успешно справляющиеся с творческой деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
3-й уровень (внешняя мотивация) – положительное отношение к ТО, ДОЛ. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в ТО, чтобы общаться с друзьями, с преподавателем. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и творческий процесс их мало привлекает.
2-й уровень (низкая мотивация). Эти дети посещают ТО неохотно, предпочитают пропускать занятия. На занятиях часто отвлекаются, не имеют инициативы.
1-й уровень (негативное отношение к ТО). Такие дети испытывают серьезные трудности в ТО: они не справляются с творческой деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с педагогом. Учащиеся могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных учащихся отмечаются нервно-психические нарушения. 
II. Качественный анализ
Анализируется выбор ребенка по каждому из 10 вопросов анкеты.
Первые четыре вопроса показывают эмоциональное отношение ребенка к ТО. Выбор третьего варианта ответа на них может свидетельствовать о высокой тревожности, выбор второго варианта – о психологической защите.
О перегрузке учащихся свидетельствует выбор третьего варианта ответа на вопрос 5.
Конфликтные отношения учащихся с классным руководителем выявляет вопрос 7. О возможных проблемах свидетельствует выбор второго и третьего вариантов ответа.
Для выделения детей группы риска по эмоциональному самоощущению в учебном коллективе анализируются ответы на вопрос 9.  Негативные ответы (третьи варианты) на вопросы 2 и 3 в совокупности с промежуточным или негативным ответом на вопрос 7 при прочих положительных ответах (первые варианты) и при достаточно высоком общем уровне развития ребенка могут свидетельствовать о скрытом неблагополучии в отношении к творческому объединению.
При изучении степени адаптации ребенка к творческому объединению особенно важно проанализировать ответы детей на 2, 8, 9 вопросы.
Контрольно - измерительные задания.
Диагностика метапредметных результатов.
Тест с одним правильным вариантом ответа.
1. Наука о создании условий для сохранения человеком здоровья:
А. Анатомия Б. Физиология
В. Гигиена Г. Иммунология
2.Знать особенности строения и жизнедеятельности организма человека нужно для:
А. Охраны окружающей среды. Б. Более крепкого сна
В. Охраны здоровья Г. Борьбы с паразитами
3.Взаимоотношения организма со средой обитания изучает
А. Морфология Б. Физиология
В. Гигиена Г. Экология
4.Утомление в мышцах развивается быстрее
А. При маленькой нагрузке Б. В состоянии покоя
В. При быстром ритме Г. При медленном ритме
5.Благодаря физическим упражнениям
А.Объем мышц не изменяется Б. Повышается физическая выносливость
В. Усиливается рост организма Г. Мышцы хуже снабжаются кровью
6.Помещения нужно регулярно проветривать, чтобы
А. Удалить избыток углекислого газа  Б. Удалить избыток пыли
В. Увеличить влажность воздуха Г. Уничтожить микробов
7.К вредным газообразным примесям в воздухе относятся
А. Азот Б. Водород
В. Угарный газ Г. Кислород
8.К инфекционным болезням, передающимся через воздух, относятся
А. Инфаркт миокарда Б. СПИД
В. Малокровие Г. Туберкулез
9.В качестве профилактики от заболевания гриппом нужно
А. Заниматься спортом Б. Делать зарядку
В. Не бывать на улице в холодную погоду
Г. Прикрывать рот и нос марлевой повязкой при общении с больными
10.К желудочно-кишечным болезням относятся
А. Сахарный диабет Б. Туберкулез
В. Дизентерия Г. Гемофилия
11.Чтобы избежать заражения дизентерией, нужно
А. Мыть руки, овощи, фрукты Б. Пить кипяченую воду
В. Регулярно употреблять витамины Г. Есть только вареную пищу
12.Раны на поверхности кожи обрабатывают йодом, чтобы избежать
А. Попадания в раны грязи Б. Попадания микроорганизмов
В. Кровопотери Г. Боли
13.Чистота кожи- важнейшее условие здоровья человека, т. К. грязь
А. Способствует усиленному потоотделению
Б. Разрушает кожу
В. Закупоривает протоки сальных и потовых желез
Г. Способствует проникновению в кожу ядовитых веществ
14.Люди, ведущие малоподвижный образ жизни, должны больше употреблять
А. Пищи, содержащей жиры Б. Пищи, содержащей белки
В. Мясной пищи Г. Продуктов, богатых клетчаткой
15.К наследственным болезням человека относят
А. Инфаркт Б. Холеру
В. Грипп Г. Болезнь Дауна
Список литературы
Список рекомендуемой литературы для педагога.
Абдрахманов Р.Р., Виценовская Т.В. Сказка о тебе и других. – М., Научно-методический центр, 2005.
Азарных Т.Д., Тыртышников И.М. Психическое здоровье (вопросы валеологии). Учебное пособие. – Воронеж: НПО «МОДЕК», 1999.
Банникова М.В. Твоё здоровье. Авторская программа внеурочной деятельности. – Оренбург: ООДЭБЦ, 2012.
Берлинг А.М. “Тесты для подростков”, М, Знание, 1990.
Берлянт А.М. “Занимательная психология”, М, Просвещение, 1985.
Берлянт А.М. “Рекорды человечества”, М, Мысль, 1986.
Боднарук   М.М., Ковылина Н.В. Занимательные материалы и факты по анатомии и физиологии человека в вопросах и ответах Волгоград Учитель, 2006,-238с.
Бромлей Ю.В. Земля и человечество. Глобальные проблемы М.: «Мысль», 1985г
Буянова Н.Я. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина. – М.: АСТ, 1998.
Введенская Л., Павлова Л. Культура и искусство речи: Современная риторика. – Ростов-на-Дону: Феникс,2000.
Воронина Г.А. 217 рецептов народной медицины. - Алма-Ата: Об-во «Знание» Каз ССР: «Центролюкс», 1989г.
Гепымин А.В, “Стресс в нашей жизни”, М, Просвещение, 1984.
Зайцев Г. Зайцева А. Твое здоровье. – С-Пб., 1997.
14.Зайцев Г.К. Школьная валеология. Санкт-Петербург, из-во "Акцидент", 1998.
15.Зюзько М. 5 шагов к себе. – М.: Просвещение, 1992.
16.Коростелев Н. От А до Я детям о здоровье. – М.: Медицина, 1997.
17.Косарецкий С.Г., Родионов В.А. Менеджмент в профилактике злоупотребления психоактивными веществами. – М., Научно-методический центр, 2005.
18.Куприн А.М. “Слово о диете”, М, Недра, 1987.
19.Кусов В.С. “Основы правильного питания”, М, Недра ,1989.
20.Макарова Н. Раздельное питание. – Минск: Харвест, 1997.
21.Макеева А.Г. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. 5-6 классы/ А.Г.Макеева. – М.: Просвещение, 2013. (работаем по новым стандартам).
22. Постликов А.В. “Наркотические вещества”, М, Наука, 1996.
23.Поддубная Л.Б. Элективный курс «Секретные материалы о твоем здоровье». – Волгоград, «Учитель - АСТ», 2005.
24.Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Программа формирования здорового жизненного стиля. – М., 2000.
25.Сетко Н.П., Мокеева М.М. Современные медико-педагогические технологии оздоровления учащихся учреждений дополнительного образования (пособие для педагогов). – Оренбург, ОГМА, 2006.
26. Справочные материалы: Книга для учащихся, М, Просвещение, 1989.
27.Татарникова Л.Г., Поздеева М.В. Валеология подростка, Санкт-Петербург, 1996.
28.Хижняк О.С., Феденева Р.М., Сократов Н.В. Методическое обеспечение программы деятельности школьной валеологической службы. – Оренбург, 1998.
29.Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье. - М.: Просвещение, 1984.
30.Эделыптейн Л.В. “Как себя вести”, М, Недра, 1978.
Литература для детей
Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья.- СПБ., 1995
Зайцев Г.К., Зайцев А.Г.Твое здоровье: укрепление организма. - СПб., 1998.
Татарникова Л.Т. и др. Я и мое здоровье. - Волгоград, 1995
Энциклопедия этикета. - СПб., 1996.