462030
Оренбургская область,
Октябрьский район,
поселок Междугорный,
улица Школьная, дом 1.
Директор школы:
Игнатова Лариса Бориславовна
Междугорная основная общеобразовательная школа
(35330) 34-4-48 Фотоальбом О школе Учителя школы Информация для учащихся
Главная -> Программы лагеря дневного пребывания -> Программа ДОЛДП "Солнышко" "Круиз в лето"

Программа ДОЛДП "Солнышко" "Круиз в лето"

 
   Филиал МБОУ «Октябрьская средняяобщеобразовательная школа» в п. Междугорный
 
  Утверждаю:
Директор МБУДО ЦДО
_________Ракова Л.С. «___»____________2021 г.
 
 
 
 
Программа детского пришкольного оздоровительного лагеряс дневным пребыванием«Солнышко»
 «Круиз в лето»
Возраст детей: 6-16 лет
Автор:
Севостьянова Наталья Алексеевна,
 учитель начальных классов
 
 
 
п. Междугорный 2021
 

 
1. Полное название программы Программа работы с детьми и подростками в летнем  лагере дневного пребывания художественной направленности.
2. Цель программы Развитие творческих способностей и склонностей к различным видам искусства через деятельность летней оздоровительной смены.
3. Адресат проектной деятельности (для кого, количество участников, география участников) - Дети от 6 до 11 лет, в том числе: из социально незащищённых категорий (малообеспеченные, многодетные, неполные семьи).
- Население поселка Междугорный.
- Несовершеннолетние дети «группы особого внимания».
- Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
- Педагогический коллектив учреждения отдыха и оздоровления.
4. Сроки реализации программы Реализация программы будет проведена в три этапа:
  1. Подготовка к смене: апрель – май 2021 г.
  2. Проведение смены: июнь 2021г
  3. Подведение итогов и отчёт о проделанной работе.
5. Направление деятельности Основное:
1. Художественно-эстетическое.
Сопутствующие:
1. Спортивно-оздоровительное
2. Игровое.
3. Трудовое.
6. Краткое содержание программы Программа предназначена для:
- формирование и развитие художественного эстетического вкуса, образного мышления, чувства цвета, выражение себя в творчестве;
- воспитания отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни;
- формирования спортивно-оздоровительных навыков.
7. Название организации. Авторы программы. Филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Октябрьская средняя общеобразовательная школа» в поселке Междугорный
Автор программы: Севостьянова Н.А.
8. Почтовый адрес организации. 462030 Оренбургская область Октябрьский район, поселок Междугорный улица Школьная, 1
9. Ф.И.О. руководителя организации Директор Попова Ирина Владимировна
10. Телефон, факс, электронный адрес. Тел.  (35330) 3-44-48
meshdugorna@mail.ru
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Пояснительная записка
 Программа составлена на основе нормативно-правовых документов:
 
  1. Конституция  РФ
  2. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29 декабря 2012 года;
  3.  «Конвенция ООН о правах ребенка». Принята резолюцией 45/25
Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г., ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г.
  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996 – р «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года».
  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р  «Концепция развития дополнительного образования детей»
  3. Приказ Минобразования РФ от 13 июля 2001г. № 22688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»
  4. Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ)
  5. Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Порядок организации и осуществления образовательной       деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
 
Летние каникулы - самая лучшая и незабыва­емая пора для развития творческих способ­ностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные свя­зи, удовлетворения индивидуальных интересов и по­требностей.
Летние каникулы - это период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, могут научиться петь, танцевать, играть, с пользой провести свободное время. Именно такие возможности для каждого ре­бенка открывают детские дворовые площадки.
Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом. Кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать.
Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года. На детской дворовой площадке главное – не система дел, не мероприятия, а ребенок в деле, его поступки, его отношение к делу, к друзьям по отряду, к взрослым людям.
 
Актуальность программы
Как свидетельствуют исследования занятости детей в летний период, не все дети имеют возможность отдохнуть. Большой процент детей остается не охваченным организованной деятельностью. Предоставленные сами себе дети подвержены влиянию улицы, дорожно-транспортным происшествиям, несчастным случаям, они невольно попадают в группы риска. Все это и натолкнуло на создание программы организации летнего отдыха «Круиз в лето». Использование программ и методик по развитию компонентов творческой индивидуальности дает возможность сохранить и развить богатые предпосылки детского возраста и в течение всей смены заниматься творческой деятельностью.
 
 
Отличительные особенности программы
Данная программа составлена на основе программы ДОЛ , реализованной в 2020 году на базе МБОУ «Октябрьская СОШ», которая была направлена на развитие творческого потенциала детей. Отличительной особенностью данной программы является развитие творческих способностей детей путем программы дополнительного образования театральной направленности.
 
 
Новизна программы
В программу «Круиз в лето» включены образовательные компоненты различной направленности: художественно – эстетическое и спортивно - оздоровительное.
 
 
Направленность программы
Данная программа по своей направленности является художественно - эстетическое,  включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
Программа ориентирована на младший и средний школьный возраст.
 
 
 
 
 
 
 
Основные направления и виды деятельности.
Направление Задачи Деятельность
Гражданско-патриотическое: - сформировать ценностные представления о любви к России, к своей малой Родине;
- усвоить ценности и содержание таких понятий как «служение Отечеству», о мировоззренческих понятиях «честь», «совесть», «долг», «справедливость» и др.;
- развить нравственные представления о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье.
- разговор о земляках – героях, сражавшихся во время Великой Отечественной войны,
- участие в митинге «День Памяти и скорби»;
 
Нравственное и духовное воспитание: - сформировать у обучающихся ценностные представления о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);
- сформировать у обучающихся уважительное отношение к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.
- экскурсия в библиотеку, где ребята прикоснутся к национальной культуре своей малой Родины;
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству: - сформировать у обучающихся представления об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;
- сформировать умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности.
-квест игра «По стопам сказочных героев»;
- знакомство с особенностями творческих  профессий;
- подготовка к спектаклям театра.
 
Здоровьесберегающее воспитание: - сформировать у обучающихся культуру здорового образа жизни, ценностные представления о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья;
- сформировать представления о ценности занятий физической культурой и спортом, понимание влияния этой деятельности на развитие личности человека.
- проведение подвижных игр на  свежем воздухе;
- спортивная работа по направлениям: шахматы, шашки, бадминтон, пионер-болл
Социокультурное и медиакультурное воспитание: - сформировать у обучающихся представления о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», развитие опыта противостояния такому явлению как «межнациональная рознь». - беседа о многонациональном колорите нашего края;
- показ мультфильма о дружбе народов «Шесть Иванов – шесть капитанов».
Культуротворческое и эстетическое воспитание: - повысить интерес воспитанников к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе и кинематографу, для воспитания культуры зрителя. - конкурс детского рисунка «Мой любимый мультипликационный герой»;
- беседа «Правила поведения в кинозале»;
- знакомство с творчеством известного советского кинорежиссёра Л.И. Гайдая
 
Правовое воспитание и культура безопасности: - развить навыки безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе. -конкурс «ЮИД» между детьми, отдыхающими в лагере;
- подготовлены брошюры о правилах поведения на воде и на улице, в быту, в лесу.
Конкурс плакатов на тему «Безопасность отдыха летом!»
Воспитание семейных ценностей. - сформировать у детей, отдыхающих в лагере дневного пребывания «Непоседы» ценностные представления об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни. Презентация «Знакомьтесь – мой домашний питомец!»;
- демонстрация фильма «Мамы», в котором тепло говорится о человеке, который близок каждому, и наталкивает на то, чтобы ребёнок в юном возрасте задумался о поведении, об отношении к маме.
Формирование коммуникативной культуры: - сформировать у обучающихся ценностные представления о родном языке, его особенностях и месте в мире. - конкурс чтецов «На разных языках о главном», где ребята смогут прочитать  стихи на своём родном языке: русском, татарском и казахском.
 
Адресат программы
Программа рассчитана для детей в возрасте от 6 до 11 лет.
В количестве 20 человек, среди которых дети из малоимущих и неблагополучных семей, опекаемые дети и дети-инвалиды.
 
Цель и задачи программы
 
Цель: Развитие творческих способностей и склонностей к различным видам искусства через деятельность летней оздоровительной смены.
Задачи программы:
Воспитательные:
- воспитывать ценностное отношение к искусству и творчеству;
-приобщение детей  к эстетической деятельности, воспитание в них привычки вносить элементы прекрасного творчества в быт, природу, отношения с людьми;
- формировать навыки общения друг с другом, умение организованно заниматься в коллективе;
- воспитывать волевые усилия, усидчивость, ответственность.
 
 
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству;
- развивать эмоциональную сферу (эстетические чувства и переживания);
- развивать творческие, познавательные и интеллектуальные способности детей, используя знания компьютерных технологий;
 
 
Образовательные:
- познакомить с историей и развитием декоративно-прикладного творчества;
-умение свободно экспериментировать с различнымматериалом;
- удовлетворение индивидуальных потребностей детей в интеллектуальном, художественно – эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом.
 
 
Ожидаемые результаты
1. Организованный отдых детей.
2.  Творческая деятельность ребят в области актерского мастерства.
3.  Сформированность культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
4.  Укрепление здоровья детей.
5.  Самореализация  детей  на индивидуальном личностном потенциале.
6.  Сформированность  у ребят навыков общения и толерантности.
 
Принципы реализации программы
 
Программа пришкольного летнего лагеря с дневным пребыванием детей и подростков «Круиз в лето» опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизации отношенийПостроение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям воспитанников и типу ведущей деятельности
Результатом деятельности воспитательного характера является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику почувствовать себя творческой личностью.
Принцип демократичности. Участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.
Принцип дифференциации воспитания.Дифференциация в рамках пришкольного летнего лагеря предполагает:
·  отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
·  создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой;
·  взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
·  активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип творческой индивидуальности
Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Принцип уважения и доверия.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
·  добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
·  доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
·  в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов
 
Принцип многообразия видов, форм и содержания деятельности, рассчитанных на доминирующие способности(интеллектуально – познавательные, художественно – творческие, организаторско – лидерские и др.)
Принцип свободы  и творчества предполагает право выбора:
- познавательной деятельности, клубного пространства, пути, темпа продвижения по маршруту освоения выбранной деятельности
- форм и способов организации жизни в коллективе, участие в досугово – развлекательных мероприятиях
- ролевой позиции при подготовке дел (организатор, участник, костюмер, оформитель…)
Принцип социальной активности через включение детей и подростков в социально – значимую деятельность при проведении разноплановых просветительских, оздоровительных, спортивных, досуговых мероприятий.
 
Методы реализации программы
-методы общения (викторины «Правильное питание», «Сказки А. С. Пушкина», КВН «Угадай мою загадку», Поле Чудес, спортивные игры «Хорошо спортсменом быть», «Color- шоу», «В мире профессий», «Съедобное – не съедобное», «Давайте береч природу» и др);
-методы организации деятельности (конкурсы: конкурс чтецов «Стихи А. С. Пушкина», конкурс рисунков на асфальте «Разноцветный мир» и «Пусть всегда будет мир», конкурс «Бумажная фонтазия», конкурс рисунков «В каждом рисунке сказка», конкурс рисунков «Символика России» и др );
-методы педагогического воздействия (беседа с сотрудниками библиотеки «Символы России»);
-представление («В гостях у сказки», «Мистер и миссис лагерь»);
-творчество (кружок «Театр и дети»)
-общение (коммуникативная деятельность),
-труд (трудовой десант),
-соревнование (стимулирующая деятельность).
 
Формы организации деятельности детей
- интерактивные, предполагающие вовлечение детей в активную деятельность, когда из пассивных дети превращаются в активных участников происходящих событий;
- индивидуальные, обеспечивающие выбор элементов педагогической системы, а также темпа воспитательной деятельности с учётом индивидуальных различий детей, уровня развития их способностей и потенциальных возможностей;
- групповые, благодаря которым ребёнок приобретает опыт группового взаимодействия и отрабатывает навыки сотрудничества, взаимной ответственности, конструирования межличностных отношений в совместной деятельности. Добавим, что сочетание индивидуальных и групповых форм деятельности отвечает естественным потребностям ребёнка принадлежать к какой-то группе и проявлять индивидуальность;
- коллективные формы, способствующие объединению усилий участников работы, в результате чего удаётся выполнить работу, превосходящую по объему и сложности труда детей, работающих поодиночке, хотя бы и той же численностью.
- акция,  ограниченное во времени воздействие на целевую группу населения с целью популяризации и пропаганды. Публичные общественно-политические действия, ставящие целью привлечь внимание.
- атака– акция, имеющая целью быстрое исправление недостатков, выполнение определенного задания силами всего отряда (трудовые атаки).
- аукцион игровой, игра, где копируются правила настоящих аукционов: выигрывает тот, чей правильный ответ на предложенный вопрос будет последним и самым полным. В «торги» вступают знатоки-игроки, которые при правильном ответе  получают возможность «купить» приз или балл. Для проведения игры необходимо заготовить призы или баллы (которые в конечном итоге можно обменять на главный приз) для «продажи», а также вопросы, на которые будет предложено ответить участникам аукциона. На аукцион могут быть выставлены и «вещи», предметы как вопрос.
- ассорти,  мероприятие с набором разнообразных тем и форм работы.
- бал, литературно-музыкальная композиция с повышенной торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором тем, следующих в заранее определённым порядке.
- батл, вид конкурса, поединок между группами или отдельными участниками с элементами экспромтной борьбы, демонстрации.
- блицтурнир, очень быстрый, проводимый за короткое время турнир  или содержащее список вопросов, ответ на которые дается за очень короткое время.
- брейн-ринг, игра между двумя (и более) командами в ответы на вопросы. Преимущества данного мероприятия в том, что оно предполагает элемент соревновательности, проходит в неформальной обстановке, дает возможность проявить себя и свои знания, способствует приобретению опыта коллективного мышления, развивает быстроту реакции, позволяет проверить познания и начитанность целого отряда.
- викторина, интеллектуальная игра, состоящая из вопросов и ответов на темы из различных областей знаний с целью расширения образовательного кругозора читателей. Разновидности тематические, литературные, музыкальные, тестовые, сюжетные.
- викторина-шанс, викторина, в которой участвующему даются варианты ответов.
- десант, трудовая акция, проводимая для помощи другим людям в важном деле. В десанте участвуют добровольцы (обычно часть отряда).
- диспут, форма работы с целью  публичного обсуждения актуальных вопросов или важной проблемы. Для него характерно: полемичность проблемы, демонстративное столкновение мнений.
- дискуссия, специально организованный обмен мнениями (спор единомышленников) по какому-либо вопросу (проблеме) для получения информационного продукта в виде решений.
- игра-путешествие, маршрутная игра, игра на преодоление этапов, игра по станциям, игра-эстафета. Тематика игр-путешествий может быть различной.
- игровая программа, мероприятие, состоящее из цикла игр, выстроенных в логике с элементами театрализации.
- калейдоскоп, мероприятие, построенное с быстрой сменой малых форм массовой работы (викторина, танец, песня миниатюра и т.д).
- карусель игровая, развлекательное мероприятие в игровой форме на различные темы, с быстрой и непрерывной сменой конкурсов, заданий.
- конкурс, личное или командное соревнование с целью выявления лучших участников, исполнителей, лучшей работы и т.д.
- линейка, организационная форма работы в лагере, предполагающая построение участников смены и сообщение им важной информации. Линейка – это ритуальное представление (торжественные, рабочие).
- развлекательная программа, мероприятие, состоящее из конкурсов и игр.
- эстафета, совместная деятельность группы участников, совершаемая в последовательности, определяемой сюжетом, сценарием, правилами.
 
Главным направлением в работе воспитателей детского оздоровительного лагеря является педагогическая поддержка и помощь в индивидуальном развитии ребёнка. В систему педагогической поддержки включается и психологическая, и социальная, и оздоровительная – поскольку все они интегрируются. Особенно необходима эта помощь детям из малообеспеченных семей, не имеющих возможности загородного оздоровительного отдыха.
 
Развитие детского самоуправления
 Для организации самоуправления  в начале смены проходит деловая игра, в результате которой избирается высший орган власти  смены «Круиз в лето» - Солнечное собрание – совет лагеря. Он координирует и контролирует работу всего отряда, решает текущие вопросы.
На заседании проводится подведение итогов за день, в случае необходимости заслушивается отчет о жизнедеятельности отрядов, проходит подсчет заработанных баллов по следующей схеме:
  Начисление баллов:
-трудовой десант – 10 баллов максимально;
-подготовка и участие в мероприятии - 10 баллов максимально;
-1 место в любом мероприятии – 15 баллов;
-2 место – 10 баллов;
-3 место – 5 баллов.
Снятие баллов:
-некорректное поведение – 3 балла;
-отступление от правил игры – 1 балл.
 
Система мотивации и стимулирования
1.Добровольность включения детей и подростков в разработку, подготовку общих дел, организацию жизни лагеря дневного пребывания.
2.Сочетание индивидуального и коллективного включения детей в творческие, развивающие, интеллектуальные виды деятельности
 3. Информирование о результатах конкурсов, об условиях участия в том или ином деле
4.Организация различных видов стимулирования детей, многообразие предлагаемых видов деятельности
5.Учет возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих обеспечению успешной самореализации ребенка
  6.Создание ситуации успеха в избранных ребенком видах деятельности, индивидуальное и публичное поощрение достигнутого в конце дня и награждение самых активных ребят в конце смены.
Образовательная деятельность
Важным направлением воспитательной работы детского лагеря  является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности  носит вариативный характер, то есть в период  смены работает постоянный кружок, для функционирования которого имеется обеспеченность педагогическими кадрами.
В образовательный модуль включено объединение «Театр и дети». Данное объединение направленно на укрепление физического здоровья детей путем привлечения их к спортивным танцам.
Цель данной программы: создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в актерской работе, своей индивидуальности.
Задачи:
  • продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью жестов, интонации;
  • формировать навыки учебно-исследовательской работы.
  • развивать творческую активность и самостоятельность в творчестве;
  • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес;
  • развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
  • развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.
  •  формирование знаний учащихся о театральных профессиях; 
  • овладение учащимися основами актерского мастерства; 
  • обогащение духовного мира ребёнка. 
 
Учебно-тематический план 
 
№п\п Название темы Количество часов
Всего Теория Практика
Создатели спектакля   
«Предлагаемые обстоятельства»   
Инсценировка басен И.А.Крылова.  1,5  2,5 
  Всего:  3,5  4,5 
Содержание 
  1. Создатели спектакля
Цель: Познакомить учащихся с этапами постановки спектакля. 
Задачи: 
обучающие: 
познакомить детей с театральными профессиями; развивающие:  
развивать навык продолжительного поведения в заданном образе;  воспитательные: 
воспитывать любовь к театральному искусству. 
Теория. Спектакль-результат коллективного творчества. «Путешествие по театральной программке» (режиссёр, художник, композитор, костюмер, гримёр, актёр). 
Практика. Беседыосоздателяхспектакля. Рассматривание иллюстраций. Упражнения и задания по теме: «Элементы костюма». 
Методы и формы подачи материала. Беседа, показ, объяснение. 
Учащиеся должны знать: 
  • Театральные профессии; 
  • Особенности постановки спектакля. 
Учащиеся должны уметь: 
  • Называть театральные профессии; 
 
  • Самостоятельно работать над постановкой спектакля. 
Методическое обеспечение. Иллюстрации разновидностей грима, пьесы, афиши. 
Оборудование. Программки к спектаклю, декорации, костюмы. 
  1. «Предлагаемые обстоятельства»
Цель: Познакомить учащихся с понятием «предлагаемые обстоятельства». 
Задачи:
обучающие:
  • Научить детей действовать в «предлагаемых обстоятельствах»; 
  •  развивающие:
  • развивать творческое  воображение, фантазию;  
  • воспитательные:
  • воспитывать культуру восприятия замечаний педагога и товарищей. 
Теория. «Предлагаемые обстоятельства» - основа сценического действия. Разные действия водних и тех же «предлагаемых обстоятельствах». Одни и те же действия в разных «предлагаемых обстоятельствах». «Если бы» - волшебное слово в «предлагаемых обстоятельствах»; с него начинается творчество, оно является могучим побудителем к действию. 
Практика. Обыгрывание различных ситуаций на тему: Я в «предлагаемых обстоятельствах» (холодно, жарко, устал, ит.д.). Упражнения на оправдание мизансцен. Упражнения на смену 
«предлагаемых обстоятельств» (жарко, вдруг налетел дождь, подул ветер, стало холодно, пошёлснег и т.д.). Упражнения типа: заблудился в лесу, хочу выбраться; попал в незнакомый город, дом, комнату, хочу понять, кто здесь живёт и т.д. Самостоятельное сочинение и обыгрывание «предлагаемых обстоятельств». 
Методы и формы подачи материала. Рассказ,беседа,игры,упражнения. 
Учащиеся должны знать: 
  • понятие «предлагаемые обстоятельства»; 
  • составные элементы «предлагаемых обстоятельств». 
Учащиеся должны уметь: 
  • придумывать «предлагаемые обстоятельства»; 
  • обыгрывать «предлагаемые обстоятельства»; 
  • составлять по сюжетным картинкам «предлагаемые обстоятельства»; 
  • анализировать выступления товарищей.  
Методическое обеспечение. Сюжетные картинки.  
Оборудование: кубики, реквизит, декорации. 
Виды оцениваемых работ. Устные ответы детей, практическая работа, выступления. 
  1. Инсценировка басен И.А.Крылова.
Цель: научить детей правильно понимать и рассказывать басни. 
Задачи: 
обучающие: 
  • Обучение учащихся рассказыванию басни от лица разных героев; 
  • обучение детей инсценированию басен .развивающие:
  • способствовать развитию нравственных качеств учащихся; 
  • способствовать развитию речи детей; 
  • способствовать формированию эстетического вкуса учащихся; 
воспитательные: 
  • воспитание трудолюбия, скромности, правдивости и благородства посредством театрализации басен. 
Теория. Басня–это короткое сюжетное произведение, чаще в стихотворной форме, обличающее       порокиобщественного строяилилюдейпосредствомаллегорических 
 (иносказательных)  образов  животных, птиц, рыб, реже – неодушевлённых предметов; зародилась в глубокой древности. В её основе лежит короткая сказка с поучительной тенденцией. Басня состоит из двух частей:  I–изображение событий или рассказа о них; II – нравоучения (морали).  Содержание басни излагается в форме повествования, рассказа, беседы. Большое место занимает в ней диалог– разговор между действующими лицами. 
Басни И.А. Крылова считаются вершиной мирового басенного творчества. В них он изобразил уродливые и смешные стороны современной ему действительности, отразил быт и нравы народа, его мудрость и житейский опыт. Написанные ярким, колоритным языком басни Крылова не утратили актуальности и в наши дни. Они помогают искоренять пережитки прошлого, обличают людские пороки (лень, лесть, зазнайство, хвастовство и другие). 
Содержанием и жанровым своеобразием басни определяются особенности её чтения. Поскольку басня–бытовой рассказ, её нельзя читать торжественно, размеренно, громко. В соответствии с содержанием, построением и языком басню читают простоестественно,с интонациями, близкими к разговорной речи. Хорошие исполнители басни не читают, а рассказывают их слушателям, выступая как бы в роли собеседника, сообщающего о тех или иных событиях. 
Практика. Подбор басен И.А. Крылова для инсценировок. Анализ басен. Распределение ролей. Чтение по ролям. Чтение басен от лица разных героев. Подбор мимики, жеста, движения. Внешняя характеристика, внутреннее содержание роли. Подбор грима, костюма. Работа над мизансценами. Премьера. 
Методы и формы подачи материала. Беседа. Рассказ. Упражнения. 
Учащиеся должны знать: 
  • специфику чтения басен; 
  • особенности басни как литературного произведения; 
Учащиеся должны уметь: 
  • инсценировать басню; 
  • обыгрывать басни на сцене; 
  • взаимодействовать с партнером на сцене; 
  • читать басню от лица разных героев. 
Методическое обеспечение. Басни И.А. Крылова. 
Оборудование. Сцена. Декорации. Костюмы. Реквизит. Бутафория. 
 
 
Механизм оценки результатов программы
 
Набольшой карте лагеря существует карта всех мероприятий. В конце каждого дня дети и педагоги отмечают на этой карте, как, по их мнению, прошёл день.
Качество дела (дня) определяется по двум критериям:
  1. Оценка качества дела педагогами.
  2. Оценка дела детьми.
Каждый критерий состоит из нескольких диагностических параметров, которые оцениваются индивидуально каждым взрослым и ребёнком по цветовой шкале. Получив  «картинку-смайлик» качества прошедшего дела (дня), можно при подготовке следующего уделить повышенное внимание качественному изменению уровня тех параметров, которые были недостаточно высоко оценены.
Параметры для оценки педагогов:
  1. Организация работы.
  2. Содержательная насыщенность.
  3. Эмоциональность.
  4. Включённость детей.
  5. Качество.
Параметры для оценки детей:
  1. Важно.
  2. Интересно.
  3. Дружно.
  4. Полезно.
  5. Впервые.
Если дело по всем параметрам прошло на «отлично» - веселый смайлик
Если один или два параметра требуют более тщательного подхода к делу –нейтральный смайлик
Если по большинству параметров требуется доработка или более тщательная подготовка – грустный смайлик
В конце смены наглядно видно насколько плодотворной была работа педагогического состава лагеря и над чем необходимо работать. Эти же смайлики укажут нам на состояние психологического климата в течение смены (как комфортно было детям), их настроение и впечатления будут зрительно представлены на карте путешествия.
В течение смены ведётся работа по выявлению различных способностей и интересов ребят, изучаются их личностные особенности. Когда отмечаются достижения отдельных детей, они получают «Капельки» – маленькие сверкающие.
 
 
 
Факторы  риска
 
В лагерь дневного пребывания включены дети из семей социального риска, что не даёт возможности данным детям на 100% получить все услуги нашего учреждения.
Фактор риска Меры профилактики
Неблагоприятные погодные условия
 
 
Изменение режима дня по отношению к запланированным видам деятельности. Запасные формы работы, адаптированные для работы в помещении
 
Пассивность детей Отбор эффективных методов и средств для повышения активности участников программы, стимулирование мотивации
 
Утомляемость детей Хорошая организация мероприятий, чередование игровой деятельности с творческой , интеллектуальной , спортивной и другой
 
Травматизм Инструктаж по ТБ. Исключение травмоопасных ситуаций, ответственность и бдительность за здоровье и жизнь детей
 
Возникновение чрезвычайных ситуаций Профилактические мероприятия по предупреждению ЧС и охране жизни детей в летний период: правила пожарной безопасности, правила поведения детей на прогулках, правила при проезде в автотранспорте, безопасность детей при проведении спортивных мероприятий, беседы по ПДД, тематические беседы о сохранении и укреплении здоровья
 
 
 
Содержание программы смены
 
Модель игрового взаимодействия
Учитывая возрастные особенности младшего и среднего школьного возраста, воспитание творчески активной личности будет проходить через сюжетно - игру, как ведущий тип деятельности.
   В начале смены вводится игра – « Помоги Радуге собрать капельки». Каждая капелька– символ качества: капелька знаний (красный), капелька юмора(оранжевый),  капелька дружбы (желтый), капелька смелости (зеленый), капелька здоровья (голубой), капелька спорта(синий) и т.д. Чтобы собрать капельки, надо проявить себя в деле и выиграть капельку по итогам дня.
   Задача смены: накопить как можно больше капелек. В конце смены, все собранные детьми капельки   образуют радугу.
Сюжетно-ролевая игра «Помоги радуге собрать капельки»- это реальная жизнь в предлагаемых обстоятельствах. В такой игре создается ситуация выбора, ведь ребенок выбирает не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели.
Игра предполагает:
- большую двигательную активность;
- разнообразие видов деятельности;
- признание и позитивную оценку в среде сверстников и взрослых;
- релаксационные занятия.
Ход реализации программы смены
Вся смена делится на три этапа:
 1 Организационный этапхарактеризуется запуском игрового момента, знакомство ребят друг с другом, с предполагаемой игровой деятельностью, знакомство с традициями, законами лагеря, педагогическим коллективом, проводятся огоньки знакомств. Так же проводится первичная диагностика. Происходит знакомство с идеей игры, основными этапами игры, проходит презентация команд.
2  Основной этап смены - это самый большой по времени период смены. Именно на этом этапе реализуются  все поставленные индивидуально-личностные и коллективные цели развития. Здесь развивается сюжет игры. Основным механизмом реализации общелагерной деятельности являются тематические дни. Каждый день проходит ряд мероприятий в рамках тематики смены и дня.
Главная задача:
создать условия для организации воспитывающей и развивающей деятельности и общения детей, стремиться к тому, чтобы дети могли реализовать себя по максимуму;
возможность каждому проявить себя в различных видах деятельности.
 На протяжении всей игры участники и организаторы программы действуют согласно своим ролям.
Для успешного решения задач этого оргпериода деятельность детей и вожатых должна иметь разносторонний творческий характер, быть насыщенной,      эмоциональной, а само настроение – романтическим,  приподнятым.
3  Заключительный(итоговый) этап – характеризуется  подведением итогов всей игры. Анализируется участие в игре каждого участника.  Подводится итог совместной деятельности, оценивается работа каждого жителя города.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
План работы
пришкольного лагеря «Солнышко»
на 1 смену 2021 года
Дата День Мероприятие
1. 07.06.2021 1 день  «Знакомств»
Международный день защиты детей
1. Праздник «Международный день защиты детей» (беседа). Беседа была организована в целях формирования и развития у учащихся бережного отношения к окружающей среде и своему здоровью, любви к своей Родине, готовности к ее защите.
Мероприятие сопровождалась мультимедийной  презентацией.
2. Минутка здоровья . Ознакомление с правилами поведения на природе ДП.
4.Изготовление газеты «Радуга»
2. 08.06.2021 2 день «День здоровья» 1.Викторина «Правильное питание»
2. Театр и дети (кружок)
3. Эстафета:
На болоте. Двум участникам дают по два листа бумаги. Они должны пройти через "болото" по "кочкам" - листам бумаги. Нужно положить лист на пол, стать на него двумя ногами, а другой лист положить впереди себя. Переступить на другой лист, обернуться, взять снова первый лист и положить впереди себя. И так, кто первый пройдет через комнату и вернется назад.
Не хуже, чем кенгуру. Нужно пробежать, а вернее - пропрыгать определенное расстояние, зажав между коленями теннисный мяч или спичечный коробок. Время засекают по часам. Если мяч или коробок падает на землю, бегун поднимает его, снова зажимает коленями и продолжает бег. Побеждает показавший лучшее время.
Быстрые водоносы. Участвуют два человека. На двух стульях стоит миска с водой и лежит по одной ложке. В нескольких шагах стоит еще два стула, а на них пустой стакан. Кто первый заполнит пустой стакан, тот - победил.
 
3. 09.06.2021 3 день - экологический
«Окно в природу»
1.Минутка здоровья «Как ухаживать за зубами»
2. Мероприятие «Экологическая тропа»(проводиться по станциям)
3.Конкурс экологического рисунка
Станция «Бабушка-загадушка».
Детям предлагаются загадки о лесе, цветах, животных, птицах, неживой природе.
 
- Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
-Кто поёт, надувая воздушные пузыри. (лягушка)
- Месяц видел, а солнце скрыло. (роса)
- В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле. (дождь)
- Кто без рук, без топора строит дом. (птица)
- Не зверь, а воет. (ветер)
- Много мастеров срубили избу без углов. (муравьи и муравейник).
- Очаг один, а всю землю греет. (солнце).
- Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая чернеет. (смородина)
  1. Станция «Пословица недаром молвится».
1) Детям дается начало послови­цы, они должны продолжить ее.
2) Вспомнить и назвать как можно больше пословиц (поговорок), связанных с природой.
– Апрель с водою, май с – с травою.
- В цвету трава – косить пора.
- Что летом родится, зимой пригодится.
- Не бывает хлеба без труда.
- Весна даёт цветы, а осень - плоды.
- При солнышке тепло, при матери добро.
3.Станция «Круиз в лето». На этом этапе отряд должен исполнить песню о природе.
4.Станция «Где, чей дом?».
На асфальте начерчены круги с надписями: небо, озеро, льды, болото.
Ответственный за этап называет животных и растения. Например: во­робей, белый медведь, кувшинка, цапля, бурый медведь, осока и т. д.
Дети должны встать в тот круг, который является домом названного обитателя. (Воробей - небо; цапля — болото.)
3. Просмотр мультфильмов
4. Подвижные игры на свежем воздухе.
4. 10.06.2021 4 день  «Пушкинский день» 1.Минутка здоровья «Книга о здоровье»
2.Конкурс чтецов (стихи А. С. Пушкина). Викторина «По следам сказок»
3. Видеосалон «Сказки А. С. Пушкина»
5. 11.06.2021 5 день «Радуга лета» 1. Минутка здоровья .
  Конкурс рисунков на асфальте «Разноцветный мир» (Театр и дети- кружок)
2. Игровая программа «Color – шоу»
3. Подвижные игры на свежем воздухе.
6. 12.06.2021 6 день – спортивный «Хорошо спортсменом быть!» 1. Минутки здоровья.
2. Путешествие в страну Витаминию».
 3.Соревнования «Быстрее, выше, сильнее
7. 14.06.2021 7 день – музыкальный
«Музыкальная шкатулка»
 
1. Музыкальная игра «Угадай мелодию»
2.Музыкальный день, который будет проходить по шести номинациям, с использованием музыки
- танцоры;
- писатели;
- художники;
- поэты;
- модельеры;
- актеры.
К пяти из них дети готовятся в течение 1 часа, а шестая будет проходить на сцене импровизированно. В номинациях участвуют все желающие по своему выбору.
Каждому звену выдаются листки-задания.
1) Номинация «Танцоры».
Придумайте танец, исполняемый со шваброй.
2) Номинация «Писатели».
Сочините рассказ о собаке, которая жила в холодильнике.
3) Номинация «Художники».
Нарисуйте необычное животное - кубохвостиуса.
4) Номинация «Поэты».
Напишите оду, посвященную вчерашнему пирожку с мясом.
5) Номинация «Модельеры».
Сделайте костюм из предложенных материалов (газеты, скотч) и придумайте ему название.
3.Акварелька (кружок)
8. 15.06.2021 8 день  - день фильма, театра и кино. 1. Беседа об истории кинематографии,  викторина « Кто в каком фильме?»
2. Выпуск стенгазеты «у нас свой фильм» КТД «Немое кино»
3.Просмотр фильма
4. Викторина – игра «Отгадай фильм»
9. 16.06.2021 9 день
«Дружба народов»
 
1. Минутка здоровья «Зеленая аптечка» первая помощь при укусах насекомых.
2.Игры по станциям «Устами младенца», «Шифровальная», «Колечко красоты»
 1 станция: “Устами младенца”.

  1. Она любит детей, добренькая. Покупает что-нибудь вкусненькое: что хочешь. Она заботливая, никогда не ругает. У нее есть любимый человек — дедушка. Кто она? (Бабушка)
 
  1.  Она бывает большая и маленькая. Когда фотографируются, она тоже нужна. Она появляется, когда рассказывают анекдоты или что-нибудь смешное, а потом исчезает. Что это? (Улыбка)
 
  1. Это очень хорошее и сладкое. Когда становится тепло, это превращается из большой в маленькую. Это бывает разной формы, но чаще похоже на морковку. Висит вниз головой. Когда весна наступает, это капает. Что это? (Сосулька)
 
  1. Это бывает и не бывает. Это бывает, когда не пускают гулять, когда уроки надо делать. Бывает веселое и грустное, хорошее и плохое. Что это? (Настроение)
 
  1. Это дядя. Он сильный, он умеет готовить, может водить машину, он никогда не боится, никогда не плачет. У него есть сын и дочь. Он хороший, добрый, заботливый. Обещал маму всю жизнь на руках носить. Кто это? (Папа)
 
За каждое отгаданное слово – 1 балл
(Отдать часть картинки, на обратной стороне указан отряд)
 
2 станция: «Шифровальная»

Расшифровать слово «дружба», подберите другие слова, которые будут характеризовать вас и ваших настоящих друзей .
 
ДРУЖБА

Д - дружные, добрые, доброжелательные 
Р - разумные, радостные 
У – умные, умелые 
Ж - жизнерадостные , живые
Б – бодрые, боевые 
А – активные, артистичные
 
За каждое слово - 1 балл
(Отдать часть картинки, на обратной стороне указан отряд)
 
3 станция: «Колечко красоты» 
Ведущий: Сейчас мы поиграем. У меня есть колечко красоты. Стоит только прикоснуться колечком до любого человека, как в нём сразу же становиться видно всё самое красивое. 
Ведущий просит детей встать в круг отвести сложенные ладошки назад. Ведущий незаметно вкладывает одному из учащихся колечко в руки. Затем дети говорят хором: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Получивший колечко встаёт по центру круга. И ребята должны назвать в нём те качества, которые им нравятся в нём. 
 
10. 17.06.2021 10 день ПДД.
 
1.Беседа про ПДД
2.проведение праздника « Наш разноцветный друг», стихи, загадки, частушки о ПДД.
3.Викторина «Правила дорожного движения».
 
11. 18.06.2021 11 день  «В мире профессий»
 
1. Минутка здоровья  «Мой рост и мой вес»
2. Игра «В мире профессий».
3. Подвижные игры с мячом.
12. 19.06.2021 12 день искусств
«Фестиваль искусств»
 
1.Беседа об искусстве, конкурс стихов, рисунков, песен, танцев, КТД « Театр начинается…», огонек «Машина времени»
2.Конкурс «Алло, мы ищем таланты», «Мир твоих увлечений» (рассказы детей о своих увлечениях).
3. Театр и дети кружок
 
13. 21.06.2021 13 день Нептуна 1.Подготовка к КТД (разучивание песен, стихов, создание костюмов)
2. КТД «День Нептуна», игры и конкурсы с водой, на песке. 
3.Конкурс пожарных.
4. Награждение победителей, игры на свежем воздухе.
14. 22.06.2021 14 день  «День Смеха»
 
1. Минутка здоровья . Беседа «Советы Пилюлькина»
2. Игровая программа «Юморина» состоит из конкурсов:
1) конкурс оживи картину
Командам в конвертах даются снимки картин, надо оживить немой пантомимой так, чтобы узнали зрители
«Бурлаки на волге»
«Опять двойка»
«Три богатыря»
2) конкурс «самый ловкий»
ведущий приглашает четырех участников и просит их одеть шарики. Игроки на скорость должны надеть косыночки на большие воздушные шарики
3)  конкурс «Сила носа».
Для конкурса берется крышка от спичечного коробка и надевается на нос. Задача участников - без  помощи рук, только с помощью движений лица снять крышку. Наилучший результат получается при плотно надетом коробке.
 
3. Конкурс поделок из природного материала
15. 23.06.2021 15 день   «День добрых дел»
 
1.Беседа « Спешите делать добро!»,
2. Подвижные игры, трудовой десант, час добрых дел,  Огонек « Письмо другу»
3.Театр и дети(кружок)
16. 24.06.2021 17 день «День Цветов»
 
1. Минутка здоровья «Гигиена в доме».
2. Детская развлекательная программа «Праздник цветов»
Игра проводится по следующим станциям:
  • «Цветочный этикет»
  • «Цветочный аукцион»
  • «Цветочный калейдоскоп»
  • «Цветочная поляна»
  • «Цветочные сказки»
3.Игры на свежем воздухе «Съедобное не съедобное»
4. Просмотр мультфильма «Аленький цветочек»
 
17. 25.06.2021 17день «Поле Чудес»
 
1. Минутка здоровья «Солнечный ожог. Первая помощь при ожоге»
2. Игра «Поле Чудес»
3. Театр и дети (кружок)
18. 26.06.2021 18 день «День загадок»
 
1.Минутка здоровья «Книги о здоровье». 2.Викторина загадок.
3. КВН «Угадай мою загадку!».
4. Подвижные игры на свежем воздухе.
19. 28.06.2021 19  день – станция «Мистер и Мисс Лагеря»
  1. Работа творческих мастерских
  2. Мисс и Мистер лагеря (конкурс домашние задание).
20. 29.06.2021 20 день  «Лето-это здорово»
  1. Минутка здоровья «Берегите глаза»
  2. Инсценировка басен И.А.Крылова.  (Театр и дети - кружок)
  3.Игры на свежем воздухе.
21. 30.06.2021  21 день «До свидания, лагерь»
 
1.Закрытие  смены «Круиз в лето»
2.Праздничное мероприятие, посвященное  закрытию смены: 1) конкурс "Меткий бросок"; 2) конкурс "Дальний полет"; 3)Хороводная музыкальная игра «Опаньки!»; 4)Музыкальная игра-танец «Буги-Вуги»;
 6)песня "Ничего на свете лучше нету"
3. Торжественная линейка «До свидания, лагерь!»
Условия реализации программы
 
Кадровое обеспечение программы
-начальник лагеря Ермакова Любовь Васильевна, учитель русского языка и литературы, стаж  39 лет, образование высшее, категория высшая, прошла курсы место учебы МБУДО « ЦДО» Октябрьского района,
-воспитатель Разгильдяева Наталья Михайловна, учитель начальных классов, стаж работы 10 лет, образование среднее специальное;
-воспитатель Севостьянова Наталья Алексеевна, учитель начальных классов, стаж работы 1год, образование среднее специальное.
 
 
Информационно-методическое обеспечение
 
Для эффективной работы в лагере активно используются: 
1.  Методика КТД.
В сфере воспитания коллективно - трудовая деятельность и коллективно-творческие дела уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта методика, технология, прекрасно учитывающая психологию подросткового и юношеского возраста, действительно, способна творить чудеса. У каждого, кто участвует в них, пробуждается творческий потенциал, возникают самые добрые чувства к своим товарищам, возникает потребность преобразить свою школу, сделать ее красивее.
Коллективное дело – событие (набор действий), осуществляемых посредством совместных усилий всех членов коллектива – воспитанников и воспитателей.
Коллективно-творческое дело (КТД) - событие, либо набор действий, предполагающий непрерывный поиск лучших решений, жизненно-важных задач и задумывается, планируется и реализуется и оценивается сообща.
Виды КТД:
1.  Организаторские дела (метод взаимодействия)
2.  Общественно-политические дела (беседы, лекции и др.)
3.  Познавательные дела (познавательные игры: ребёнок должен узнать как можно больше об окружающем мире)
4.  Трудовые дела (способствовать развитию трудовых навыков)
5.  Художественные дела (творчество: рисование, оформление, инсценирование)
6.  Спортивные дела (зарядки, веселые старты, комический футбол и др.)
 
Ресурсное обеспечение программы
 
Для успешной реализации программы существует необходимая материально-техническая база:
- Канцелярские товары (бумага для рисования, карандаши, краски, кисточки и др.)
- Спортивный инвентарь: мячи, скакалки, теннисные мячи, ракетки, шашки, шахматы и т.д.
- Методическая литература: игры, конкурсы, сценарии, викторины, праздники и т.д.
- Музыкальное оборудование;
- Фотоаппарат;
- Призовой фонд – сувенирная продукция, грамоты, дипломы;
- Настольные игры: пазлы, мозаика, раскраски и т.д.;
- Материал для декоративно-прикладного творчества: бисер, атласные ленты, пуговицы и др.;
- Компьютеры
-Актовый зал, 1 учебный класс, спортивный инвентарь, раздаточный материал, наглядные пособия, канцтовары.
 
 
 
 
Оценка эффективности программы
 
2. Анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов, мотивов пребывания в лагере. (1 день смены)
 3. Опрос с целью ежедневного отслеживания настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями. (В течение смены)
5. Мониторинг адаптации детей к условиям отдыха в лагере за смену. (В течение смены)
 
Система обратной связи
1. Опрос родителей на выявление пожеланий по организации деятельности детского лагеря.  (конец  июня)
4. Анкетирование детей в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий. (Последний день смены)
 
Список литературы 
  1. Букатов В.М.Яидуна урок: Хрестоматия игровых приемов обучения: книга для учителя 
/В.М.Букатов, А.П.Ершова. –М.,2002. 
  1. ЕршоваА.П.Актёрская грамота–подросткам.–М.:Просвещение,1994. 
  2. Игры,обучение,тренинг./Подред. Петрушинского.–М.:Новаяшкола,2003. 
  3. Колбасова Л.Б. Образовательная программа внеурочной деятельности «Театрвокругнас».-Ульяновск, 2013.
    1. Людвинский В. История русского театра. – М.:2011.–500с. 
    2. Программы общеобразовательных учреждений. Сборник образовательных программ 
«Театр»,I-XIкл.-М.:Просвещение,1995.-160 с. 
  1. Терешина М. Всеобщая история театра.-М.:2012.–576 с. 
 
Интернет источники
  1. http://www.centrsolo.ru/userfiles/editor/files/folder2/Gorodskoj_lager_Gimnazija_N_7_Sibirskaja.pdf
  2. http://www.openclass.ru/node/479502
  3. ls8HTAhWDDywKHaTcDNoQFghQMAc&url=http%3A%2F%2Fwww.sosh2baltach.narod.ru%2FLetnLager.doc&usg=AFQjCNEHOza3qKKsw7W09Roin
  4. https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0ahUKEwipvI-l