462030
Оренбургская область,
Октябрьский район,
поселок Междугорный,
улица Школьная, дом 1.
Директор школы:
Игнатова Лариса Бориславовна
Междугорная основная общеобразовательная школа
(35330) 34-4-48 Фотоальбом О школе Учителя школы Информация для учащихся
Главная -> УЧЕБНЫЙ ПЛАН -> Учебный план 2019-2020

Учебный план 2019-2020

Утверждаю
Директор МБОУ
«Октябрьская СОШ»
_____И.В. Попова
от «_30_» __08_ 2019 г.

 

Учебный  план
начального общего образования
Филиала МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа»
п.Междугорный на 2019-2020 учебный год   с обучением на русском языке
(5-дневная неделя)

Предметные области Учебные предметы
классы
Количество часов в неделю Всего
I II III IV
  Обязательная часть  
Русский язык и литературное чтение Русский язык 4 4 4 4 16
Литературное чтение 4 4 4 3 15
Родной язык и литературное чтение на родном языке Родной язык * * * * *
Литературное  чтение на родном языке * * * * *
Иностранный язык Иностранный язык 2 2 2 6
Математика и информатика Математика 4 4 4 4 16
Обществознание и естествознание Окружающий мир 2 2 2 2 8
Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики 1 1
Искусство Музыка 1 1 1 1 4
Изобразительное искусство 1 1 1 1 4
Технология Технология 1 1 1 1 4
Физическая культура Физическая культура 3 3 3 3 12
Итого 20 22 22 22 86
Часть, формируемая участниками образовательных отношений 1 1 1 1 4
Русский язык 1 1 1 1 4
Максимально допустимая недельная нагрузка 21 23 23 23 90
 
*  Учебные предметы «Родной язык»  и «Литературное  чтение на родном языке» предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» изучаются интегрировано  на уроках русского языка и литературного чтения.

Пояснительная записка
 к учебному плану 1-4 классов

филиала МБОУ " Октябрьская средняя общеобразовательная школа"
в посёлке Междугорный на 2019-2020 учебный год

 
Учебный план 1-4 классовФилиала МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа»составлен на основе Рекомендаций по формированию учебных планов начального общего и основного общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, утвержденных приказом министерства образования Оренбургской области от 18.07.2019  №  01-21/1463 «О формировании учебных планов начального общего, основного общего образования в образовательных организациях  Оренбургской области в 2019-2020 учебном году».
Учебный план формируется в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС НОО);
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 (далее – ФГОС с ОВЗ);
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 (далее – ФГОС с ИН);
Примерной основной образовательной программой начального общего образования (далее ПОООП НОО) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15).
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189;
Приказом Минпросвещения России от 28.12.2018 №345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Рекомендациями по изучению предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 № 08-761).
 
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться».
Начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Учебный план школы является обязательной частью основной образовательной программы и является важнейшим нормативным документом по введению и реализации федерального государственного образовательного стандарта в 1-4 классах, определяет максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам (годам обучения) и учебным предметам. Для организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, интеллектуальными нарушениями инклюзивно формируются адаптированные образовательные программы (далее АООП) на основании примерных.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного планаопределяет состав обязательных учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам обучения, допускаются интегрированные учебные предметы (курсы), как в рамках одной предметной области в целом, так и на определённом этапе обучения.
Содержание образования обязательной части учебного плана призвано обеспечивать приобщение обучающихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формировать систему предметных навыков и личностных качеств, обеспечить готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся и может быть использовано на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих на основе диагностики интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные, с учётом региональных особенностей и специфики образовательного учреждения. 
Основная образовательная программа предусматривает включение индивидуальных учебных планов для отдельных обучающихся.
Учебный план обеспечивают преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации, возможность преподавания и изучения родного языка из числа языков народов Российской Федерации, а также устанавливает количество занятий, отводимых на их изучение по классам (годам обучения).
В учебном плане отражены различные формы организации учебных занятий, формы промежуточной аттестации в соответствии с методическими системами и образовательными технологиями, используемыми образовательной организацией.
Учебный план 1-4 классов на 2019-2020 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10), и предусматривает:
4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования для I-IVклассов.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 2.4.2.2821-10. 
Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:
для обучающихся 1-х классов – 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;
для обучающихся 2-4 классов – 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры.
Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 – 3 классах–1,5 ч., в 4 классе – 2 ч.
Обучение в первом классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
учебные занятия проводятся по пятидневной учебной неделе и только в первую смену;
используется «ступенчатый» режим обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май – по 4 урока по 40 минут каждый);
организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
предусмотрены дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
 При использовании «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии часть уроков (в соответствии с рабочими программами учителей) проводится в нетрадиционной форме: целевые прогулки, экскурсии, уроки-театрализации, уроки-игры. Содержание нетрадиционных уроков направлено на развитие и совершенствование двигательной активности первоклассников, уроки в нетрадиционной форме распределяются в соответствии с рабочими программами учителей следующим образом: 24 урока физической культуры и 24 урока по другим учебным предметам, в том числе: 4-5 экскурсий по окружающему миру, 3-4 экскурсии по изобразительному искусству, 4-6 нетрадиционных занятий по технологии; 4-5 уроков-театрализаций по музыке, 6-7 уроков-игр и экскурсий по математике (кроме уроков русского языка и литературного чтения).
Устанавливаются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти;
При организации инклюзивного образования  в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с постановлением Главного санитарного врача РФ от 10.06.2015 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее – СанПиН 2.4.3286-15)  учебные занятия организуются в первую смену по пятидневной учебной неделе. Реабилитационно-коррекционные мероприятия могут реализовываться как во время внеурочной деятельности, так и в урочной. Для обучающихся с незначительными ограничениями возможностей здоровья учебный план по предметным областям и учебным предметам обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО. Коррекционная не менее 5 часов осуществляется во внеурочное время, объём и содержание определяются в зависимости от образовательных потребностей обучающихся.
В 2019-2020 учебном году Учебный план для реализации ФГОС с ОВЗ разрабатывается для 1-4 классов.
При составлении учебного плана индивидуальные, групповые и факультативные занятия учитываются при определении максимально допустимой аудиторной нагрузки обучающихся согласно СанПиН 2.4.2.2821-10.
Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся учебный план содержит 3 учебных занятия физической культурой в неделю, предусмотренных в объёме общей недельной нагрузки.
При реализации образовательных программ используются:
 учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 №345);
учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 09.06.2016 №699).
В 1-4 классах организуется обучение по пятидневной учебной неделе согласно запросам родителей.
В учебный план входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы: русский язык и литературное чтение (русский язык, литературное чтение); родной язык и родная литература (родной язык, литературное чтение на родном языке); иностранный язык; математика и информатика (математика); обществознание и естествознание (окружающий мир);
основы религиозных культур и светской этики; искусство (изобразительное искусство, музыка); технология; физическая культура.
Предметная область «Русский язык и литературное чтение»представлена учебными предметами: «Русский язык», «Литературное чтение». По заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (проведенному мониторингу) учебные предметы «Родной язык» и «Литературное чтение на родном языке» интегрируются в учебные предметы «Русский язык» и «Литературное чтение» предметной области «Русский язык и литературное чтение».
На изучение учебного предмета «Русский язык» в 1 – 4 классах отводится 4 часа в неделю.  Предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык» ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и формирование языковой компетенции.
На учебный предмет «Литературное чтение» в 1– 3 классах отводится по 4 часа в неделю, в 4 классе- 3 часа. Программа по литературному чтению для младших школьников ориентирована на формирование и развитие у детей речевых навыков, главным из которых является навык чтения.
Предметные результаты освоения предмета «Литературное чтение» на уровне начального общего образования ориентированы на понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, отражать сформированность на необходимом для продолжения обучения уровне читательской компетентности и общего речевого развития.
На уровне начального общего образования для реализации предметной области «Родной язык» и «Литературное чтение на родном языке» объём часов по классам (годам обучения) устанавливается интегрировано с учебными предметами «Русский язык» и «Литературное чтение» предметной области «Русский язык и литературное чтение».
Предметная область «Иностранный язык» представлена учебным предметом «Иностранный язык». На изучение учебного предмета «Иностранный язык» со 2-го по 4-й классы отводится 2 часа в неделю. Предметные результаты освоения учебного предмета «Иностранный язык» на уровне начального общего образования   ориентированы на применение знаний, умений и навыков в элементарных учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать формирование иноязычной коммуникативной компетенции на элементарном уровне владения (А1) в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной. Предложенный объем учебного времени достаточен для освоения иностранного языка на функциональном уровне, в качестве иностранного языка вводится немецкий язык.
Предметная область «Математика и информатика» представлена учебным предметом «Математика».  Предметные результаты освоения учебного предмета «Математика» ориентированы на осознание обучающимися математических способов познания мира, усвоение математических знаний, связей математики с окружающей действительностью.Основными задачами реализации содержания являются: развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения. Математика изучается в 1-4 классах по 4 часа в неделю.
Предметная область «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» в 1-4 классах представлена учебным предметом «Окружающий мир» с учебной нагрузкой 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности. Предметные результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир» ориентированы на последовательную социализацию младших школьников, формирование у обучающихся целостной картины природного и социокультурного мира, осознание обучающимися своего места в обществе, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством.
Предметная область «Искусство» представлена учебными предметами: «Изобразительное искусство» и «Музыка» по 1 часу в неделю в 1-4 классах. Основные задачи предметов – развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Предметная область «Физическая культура» представленаучебным предметом «Физическая культура» с учебной нагрузкой 3 часа в неделю в 1-4 классах. Предмет «Физическая культура» направлен на укрепление здоровья, содействует гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры, формированию установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. Для укрепления физического здоровья детей в 2019-2020 учебном году будет продолжено проведение ежедневной утренней зарядки, динамических пауз (в 1 классе), Дней здоровья, классных часов по ранней профилактике вредных привычек, ведущих к ухудшению здоровья, реализация здоровьесберегающих технологий.
Предметная область «Технология» представлена учебным предметом «Технология» в 1-4 классах с 1-часовой недельной нагрузкой.
Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе представлена учебным предметом "Основы религиозных культур и светской этики" (далее - ОРКСЭ). Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним. Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Согласно заявлениям родителей, обучающихся 3 класса (протокол родительского собрания 3 класса №5 от 29 марта 2019 г.), из 6 модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), для изучения выбран учебный модуль: «Основы светской этики», изучаемый по 1 часу в неделю.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, в 2019 - 2020 учебном году использовано следующим образом: добавлено по 1 часу в 1-4 классах по запросу родителей обучающихся для повышения грамотности устной и письменной речи на изучение учебного предмета «Русский язык», а также сделанного согласно заявлениям родителей выбора русского языка как родного на  изучение в рамках предметной области «Русский язык и литературное чтение» родного языка и родной литературы, что позволяет расширить учебный материал вопросами региональной и краеведческой направленностей, создавать условия для формирования знаний обучающихся по родному русскому языку и родной русской литературе.
Реализация учебного плана позволит сформировать у обучающихся базовые основы и фундамент всего последующего обучения, в том числе:
• заложить основу формирования учебной деятельности ребёнка — систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
• формировать универсальные учебные действия;
• развивать познавательную мотивацию и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Помимо учебного плана составлен план внеурочной деятельности, определяющий состав и структуру направлений,формы организации, формы промежуточной аттестации, объём внеурочной деятельности на уровне начального общего образования с учётом интересов обучающихся и возможностей организации. Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС организуется по основным направлениям развития личности(духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное).
Организация занятий внеурочной деятельностиявляется неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательном учреждении, которое предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьников.
Содержание данных занятий формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляется посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения. Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирования в течение учебного года. При формировании плана внеурочной деятельности были учтены рекомендации по разработке и введению для обучающихся 1-4 классов курса «Моё Оренбуржье».
Духовно - нравственное направлениепредставлено в 1,2,3,4-м классах часамиобщения по 1 часу в неделю в каждом классе «Этикет: азбука добра», ведут данный курс классные руководители. Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития и предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных воспитателей. Цель данного курса – научить ребенка строить отношения с людьми, основанные на вежливости и взаимопонимании. Программа предполагает следующие формы работы: беседы, беседы-диспуты, игровые программы, ролевые игры.
Общеинтеллектуальное направлениепредставлено курсом внеурочной деятельности «Информатика и ИКТ» клуба юных любителей информатики «Информашка» для 1,2,3,4 класса с общей нагрузкой 1 час в неделю, программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, учитывает отсутствие у первоклассников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы. Раннее приобщение ребенка к применению компьютерных технологий имеет ряд положительных сторон, как в плане развития его личности, так и для последующего изучения школьных предметов и в дальней­шей профессиональной подготовке, облегчая дальнейшую социали­зацию ребенка, вхождение его в информационное общество. Компьютерные технологии в учебном процессе способствуют формированию познавательных и творческих способ­ностей ребенка. Развивающая сторона занятий по приобщению к информационным технологиям направлена на формирование приемов учебной деятельности в условиях инфор­матизации. 
  В целях формирования гармоничной личности, развития математических способностей, пространственного мышления, навыков стратегического планирования реализуетсяшахматное образование через работушахматного клуба «Ладья» по программе «Шахматы -школе»общеинтеллектуального направления в 1-4 классах с общей нагрузкой 1 час в неделю.  Процесс обучения детей шахматным азам позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, дает возможность учить детей без принуждения, поддерживать устойчивый интерес к знаниям, использовать многообразие форм обучения. Стержневым моментом обучения становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций. Шахматы в школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Общекультурное направлениепредставлено курсом «Моё Оренбуржье» для 1-2 и 3-4 класса с нагрузкой 1 час в неделю в каждом классе. Это интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, культуры и истории, литературы родного края, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников. Предлагаемая программа выполняет познавательную, развивающую, практико-ориентирующую и развлекательную функции, отвечая особенностям того возраста, для которого она предназначена (младшим школьникам), призвана помочь увязать краеведческие знания, полученные учащимися на уроках, с умением использовать их в реальной ситуации. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Курс позволяет сохранить сложившуюся практику реализации региональной краеведческой составляющей образования в Оренбургской области. Реализуемая модель регионального компонента содержания образования в Оренбургской области основана на принципах деятельностного подхода в обучении, даёт возможности для активизации познавательной деятельности обучающихся, для формирования у них универсальных учебных действий, исследовательских и проектных умений, навыков гражданской активности. В общеобразовательной организации разработана программа проектной деятельности обучающихся по региональной тематике, включающий экскурсии к памятникам истории, культуры, природы муниципального регионального значения с учётом возрастных особенностей школьников и транспортных возможностей образовательной организации.
Художественно-эстетическое направление представлено в 1, 2,3,4-м классах творческим объединением «Тридевятое царство», программа «Театр и дети» (2 часа в неделю в каждом классе). Одна из главных целей и задач театрального кружка – формирование любви к искусству, эстетическое воспитание. Театральные постановки объединяют в себе разнообразные виды искусства. Так, ребенок, играя, перевоплощаясь, активно познает мир. Благодаря репетициям, общению в коллективе у ребенка развиваются психологические процессы – это речь, общение, воображение, память, внимание, а также умение работать в команде. Будущий актер учится преодолевать страх выступления перед аудиторией, управлять своими эмоциями и чувствами, он становится более уверенным в своих силах и возможностях.
Приобретенные   качества обязательно   помогут   им   в будущем   найти   свое место в обществе, чувствовать себя   уверенно   и комфортно   в любой   ситуации.
Спортивно-оздоровительное направление представлено программой курса «Спортивные игры» школьного спортивного клуба «Надежда» для 1,2,3,4 класса с общей нагрузкой 1 часа в неделю в каждом классе. Внеучебная     деятельность    по   спортивно-оздоровительному        направлению увеличивает    пространство, в котором   школьники     могут   развивать   свою творческую     и познавательную     активность, реализовывать     свои лучшие личностные качества. Реализация    внеурочной    деятельности    по спортивно-оздоровительному направлению –  это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная     с раннего детства, приобщение к здоровому образу жизни, активным занятиям физической культурой и спортом.  Наиболее интересными для детей являются подвижные игры, на основе которых развиваются все необходимые для здорового образа жизни качества (выносливость, быстрота, сила, координация движений, ловкость, точность, прыгучесть и др.), а также формируются личные качества ребенка (общительность, воля, целеустремленность, умение работать в команде).
Курс «Ритмика» (2 часа в неделю) в 1-4-х классахвведен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках спортивно-оздоровительного    направления.   Ритмика - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Овладение детьми движениями под музыку помогает развитию музыкального восприятия, умению передавать различные средства музыкальной выразительности, в свободных движениях отображать жанры музыки (марш, танец, вальс, народный танец, напевную песню), переда­вать их «языком движений», мимикой и пантомимикой, в танце и игре музыкальный образ, способствует проявлению творческих способностей детей в движениях под музыку в музыкально-двигательной импровизации. В сюжетно-ролевой игре, танцах, происходит развитие психологических функций (внима­ния, восприятия, памяти, воображения, мышления) и эмоционально-волевой сферы.
Систематические занятия детей школьного возраста в кружке ритмики очень полезны для физического разви­тия, улучшается осанка, координация движений, укрепляются мышцы и связки, совершенствуются дви­жения, вырабатывается навык ориентации в пространстве.
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Новое поколение» (1 час в неделю в 1-4-х классах) выстраивается в соответствии с Программой деятельности первичной организации РДШ (Российского движения школьников) детской общественной организации «Республика Школьная» и школьной программой социализации и воспитания учащихся и поэтому и ставит своей целью, прежде всего, личностный рост ученика. Социальная деятельность школьников - это добровольное и посильное участие детей в улучшении отношений и ситуаций, складывающихся в окружающем их мире,  развитие у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умений самостоятельно организовать своё свободное время. В программе внеурочной деятельности по социальному направлению предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ, участие в коллективных творческих делах. Данная программа помогает включению обучающихся в дела класса, школы, поселка, ближайшего социума. 
Занятия внеурочной деятельности проводятся на добровольной основе, по выбору обучающихся и их родителей (законных представителей) в объеме не более 10 часов в неделю. Занятия внеурочной деятельности не учитываются при расчете максимально допустимой нагрузки обучающихся.
Учебные программы по всем предметам обеспечены необходимым УМК. Все используемые в образовательном процессе учебники соответствуют Федеральному перечню.
Реализация данного учебного плана предоставит возможность получения стандарта образования всеми обучающимися, позволит достигнуть целей образовательной программы школы, заложить основу формирования учебной деятельности ребёнка — систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;удовлетворит социальный заказ родителей.
 
Промежуточная аттестация обучающихся
Годовая промежуточная аттестация обучающихся проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю с целью определения качества освоения обучающимися содержания учебных программ (полнота, прочность, осознанность, системность) по завершении определенного временного промежутка (год).
 
Формы проведения промежуточной аттестации
 
Название предмета Классы Форма проведения промежуточной аттестации Периодичность промежуточной аттестации
Литературное чтение 1-4 Техника чтения,
контрольная работа
1 раз
в конце учебного года
Русский язык 1-3 Диктант
4 ВПР
Немецкий язык 2-4 Контрольная работа
Математика 1-3 Контрольная работа
4 ВПР
Окружающий мир 1-3 Тест
4 ВПР
Технология 1-4 Защита проекта
Изобразительное искусство 1-4 Творческая
работа
Музыка 1-4 Тест
Физическая культура 1-4 Показатели физической подготовленности обучающихся
4 Региональный зачет
ОРКСЭ 4 Зачет  
 
 
 По курсу ОРКСЭ вводится безотметочное обучение. Применяется зачётная система («зачёт», «незачёт»). Объектом оценивания по данному курсу становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию, которая проводится в виде проведения систематизированных упражнений и тестовых заданий разных типов.
 
 

Утверждаю
Директор МБОУ
«Октябрьская СОШ»
____________И.В. Попова
от «_30» __08_ 2019 г.
Учебный  план
основного общего образования
Филиала МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа»
в посёлке Междугорный на 2019-2020 учебный год (5-дневная неделя)
 
Предметные области Учебные
предметы
Классы
Количество часов в неделю  
V VI VII VIII IX Всего
  Обязательная часть      
Русский язык и
литература
Русский язык 5 6 4 3 3 21
Литература 3 3 2 2 3 13
Родной язык и родная литература Родной язык * * * * * *
Родная литература * * * * * *
Иностранные языки Иностранный язык
(немецкий)
3 3 3 3 3 15
Второй иностранный язык ** ** ** ** ** **
Математика и
информатика
Математика 5 5       10
Алгебра     3 3 3 9
Геометрия     2 2 2 6
Информатика     1 1 1 3
Общественно-научные предметы История 2 2 2 2 2 10
Обществознание   1 1 1 1 4
География 1 1 2 2 2 8
Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы духовно-нравственной культуры народов России *** ***   ***    
Естественно-научные предметы Физика     2 2 3 7
Химия       2 2 4
Биология 1 1 1 2 2 7
Искусство Музыка 1 1 1 1   4
Изобразительное искусство 1 1 1     3
Технология Технология 2 2 2 1   7
Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности ОБЖ       1 1  2
Физическая
культура
3 3 3 3 3 15
Итого 27 29 30  31 31  148
Часть, формируемая участниками образовательных отношений 2 1 2 2 2  9
Родной русский язык 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 2,5
 Родная русская литература 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 2,5
Основы духовно-нравственной культуры народов России 1         1
Биология     1     1
История  Оренбуржья (включая ОДНКНР)       1   1
Предпрофильная подготовка         1 1
Максимально допустимая недельная нагрузка 29 30 32 33 33 157
 
* На изучение учебных предметов «Родной язык» и «Родная литература» предметной области «Родной язык и родная литература» выделено по 0,5 часа в каждом классе из части, формируемой участниками образовательных отношений. Также эти предметы изучаются интегрировано на уроках русского языка и литературы.
 
** Второй иностранный язык в 5-9 классах не вводится в связи с отсутствием специалистов, осуществляющих преподавание данного предмета.
 

*** Учебный предмет     «Основы духовно-нравственной культуры народов России» реализуется в качестве отдельного предмета в 5 классе, в рамках факультатива «История Оренбуржья»   (включая ОДНКНР) в 8 классе, в рамках курса по выбору предпрофильной подготовки   « Мир, в котором я живу: экология среды обитания человека» в 9 классе, а также интегрировано на уроках истории, обществознания, русского языка, литературы, географии, изобразительного искусства.


Пояснительная записка

 к учебному плану ООО для 5-9 классов
Филиала МБОУ " Октябрьская средняя общеобразовательная школа"
в посёлке Междугорный на 2019-2020 учебный год

 
Учебный план 5-9 классовФилиала МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа»составлен на основе Рекомендаций по формированию учебных планов начального общего и основного общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, утвержденных приказом министерства образования Оренбургской области от 18.07.2019  №  01-21/1463 «О формировании учебных планов начального общего, основного общего образования в образовательных организациях  Оренбургской области в 2019-2020 учебном году».
Учебный план формируется в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС НОО);
Примерной основной образовательной программой основного общего образования (далее ПОООП ООО) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15).
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189;
Приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Рекомендациями по изучению предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 № 08-761).
Основное общее образование – третья ступень обязательного образования в Российской Федерации. Поэтому одним из базовых требований к содержанию образования на этой ступени является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и по социально-культурному направлениям.
Одной из важнейших задач основной школы является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Условием достижения этой задачи является последовательная индивидуализация обучения, реализация предпрофильной подготовки на завершающем этапе обучения в основной школе.
Учебный план образовательных организаций на 2019-2020 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10), и предусматривает:
5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования для V-IXклассов.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана образовательной организации, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 2.4.2.2821-10. 
Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:
для обучающихся 5-7классов – не более 7 уроков, 8 класса – не более 8 уроков.
Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): в 5классе– 2 ч., в 6 -8 классах – 2,5 ч.
Продолжительность учебного года в 5-8 классах - 35 учебных недель, в 9 классе -34 учебных недели без учёта периода итоговой аттестации.
В 5-9 классах организуется обучение по пятидневной учебной неделе.
Обязательная часть учебного планаопределяет состав обязательных учебных предметов и учебное время, отводимое на их изучение по классам обучения.
Содержание образования обязательной части учебного плана призвано обеспечивать приобщение обучающихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формировать систему предметных навыков и личностных качеств. Обеспечить готовность к продолжению образования на ступени основного общего образования.
Предметная область «Филология» представлена предметными областями: «Русский язык и литература», «Родной язык и родная литература», «Иностранные языки».
На изучение учебного предмета «Русский язык» в 5 классе отводится 5 часов в неделю, в 6 классе – 6 часов в неделю, в 7 классе – 4 часа в неделю, в 8 классе – 3 часа в неделю, в 9 классе- 3 часа в неделю.
На учебный предмет «Литература» в 5-6 классах и 9 классе отводится 3 часа в неделю, в 7-8 классах– 2 часа в неделю.
 Предметная область «Родной язык и родная литература» включает обязательные учебные предметы «Родной (русский) язык» и «Родная (русская) литература». Объем часов по классам (годам) обучения устанавливается самостоятельно общеобразовательной организацией из части, формируемой участниками образовательных отношений, но не менее 1 часа в неделю суммарно за 5 лет обучения по каждому учебному предмету предметной области «Родной язык и родная литература»; в 5 -9 классе – 0,5 часа в неделю по каждому учебному предмету предметной области «Родной язык и родная литература». На изучение учебных предметов «Родной язык» и «Родная литература» предметной области «Родной язык и родная литература» выделено по 0,5 часа в каждом классе из части, формируемой участниками образовательных отношений. Также эти предметы изучаются интегрировано на уроках русского языка и литературы.
На изучение учебного предмета «Иностранный язык» в 5-9 классах отводится 3 часа в неделю. Обучающиеся 5-9 классов изучают немецкий язык. Второй иностранный язык в 5-9 классах не вводится в связи с отсутствием специалистов, осуществляющих преподавание данного предмета.
Предметная область «Математика и информатика» представлена учебными предметами: «Математика» с недельной нагрузкой 5 часов в 5-6 классах, «Алгебра» - 3 часа в неделю в 7-9 классе и «Геометрия» 2 часа в неделю в 7-9 классе, и «Информатика» - 1 час в неделю в 7-9 классах.
Образовательная область «Общественно-научные предметы» представлена учебным предметом «История» с 2-х-часовой недельной нагрузкой в 5-9 классах, учебным предметом «География» с 1-часовой недельной нагрузкой в 5-6 классах, 2 часами в 7-9 классе, учебным предметом «Обществознание» с 1-часовой недельной нагрузкой в 6-9 классах.
Предметная область «Естественно-научные предметы» представлена учебным предметом«Биология» с 1-часовой недельной нагрузкой в 5-7 классах, 2 часа в 8 и 9 классах.
Предметная область «Искусство» представлена учебными предметами «Изобразительное искусство (ИЗО)», на который отводится 1 час в неделю в 5-7 классах; и «Музыка», на который отводится 1 час в неделю в 5-8 классах. 
Предметная область «Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности» представлена учебным предметом «Физическая культура» с учебной нагрузкой 3 часа в неделю в 5-9 классах.  Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в целом направлен на формирование культуры учащихся в области безопасности жизнедеятельности, воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью, чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; гражданско-патриотическое и военно-патриотическое воспитание. В целях преемственности и реализации программы курса по согласованию с родительской общественностью на основании заявлений родителей (законных представителей) предмет «ОБЖ» в 5-7 классах передан во внеурочную деятельность в объёме 1 час в неделю в каждом классе.  В 8 и 9 классах на изучение ОБЖ отводится 1 час в неделю.
Образовательная область «Технология» представлена учебным предметом «Технология» с учебной нагрузкой 2 часа в неделю в 5-7 классах, 1 час в неделю в 8 классе.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся и используется на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих на основе диагностики интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные, с учётом региональных особенностей и специфики образовательного учреждения. 
Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, в 2019 - 2020 учебном году использовано следующим образом:
Добавлено по 0,5 часа во всех классах на изучение родного русского языка и 0,5 часа на изучение родной русской литературыв рамках учебной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» согласно заявлениям родителей (проведенному мониторингу), что позволяет изучать учебный материал региональной и краеведческой направленностей, создаёт условия для формирования знаний обучающихся по родному русскому языку и родной русской литературе;
В 5 классе 1 час части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, отводится на изучение учебного предмета «Основы духовно – нравственной культуры народов России», который продолжает начатый в 4 классе курс «Основы религиозных культур и светской этики» и учитывает региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации. В ФГОС основного общего образования курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определён как курс, направленный на формирование представлений о морали и духовности традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность курса состоит в том, что расширение знаний школьников сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным правилам и нормам.   Основная миссия курса - обогатить процесс воспитания новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций, общечеловеческих ценностей и религиозных верований. Учебный предмет  «Основы духовно-нравственной культуры народов России» реализуется в качестве отдельного предмета в 5 классе, в рамках учебного курса «История Оренбуржья»   (включая ОДНКНР) в 8 классе, который направлен на изучение обучающимися содержания образования краеведческой направленности через урочные занятия,в рамках курса по выбору предпрофильной подготовки   «Мир, в котором я живу: экология среды обитания человека» в 9 классе, а также интегрировано на уроках истории, обществознания, русского языка, литературы, географии, музыки и изобразительного искусства.  В 6-7-8 классе реализация данного предмета происходит через модули и темы различных учебных предметов (русский язык, литература, обществознание, география, история, информатика, ИЗО, музыка).
Главным результатом изучения «Основ духовно-нравственной культуры народов России» должно стать развитие индивидуальной культуры как осознания собственной принадлежности к определенному этносу и конфессии, а также понимания значимости накопленного человеком культурного опыта, культурных традиций, чувства гордости за предшествующие поколения, сформировавшие на протяжении истории разных народов богатейшее культурное наследие.
В 7 классе из части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений, добавляется 1 час на учебный предмет «Биология».
В 8 классе из части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений, отдаётся 1 час на учебный предмет «История Оренбуржья» краеведческой направленности, который направлен на изучение «Основ духовно-нравственной культуры народов России». Программа данного курса призвана помочь учителю расширить знания школьников о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. В основе программы историко-краеведческого курса для 8 класса лежит история г. Оренбурга и Оренбургской области. В построении программы присутствует и тематический принцип, и хронологический, и историко-литературный, но связующим звеном является Оренбургский край, его история и культура на разных этапах развития. Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом.
Уроки краеведения развивают творческие способности учащихся, расширяют кругозор и обогащают знаниями, пробуждают интерес к изучению жизни и природы своего края, города, страны, воспитывают личность гражданина – патриота, способного встать на защиту своего Отечества. Курс не только расширяет знания учащихся о земляках, помогает ощущать свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий, формирует у учащихся умения и навыки ведения поисковой, исследовательской работы в экскурсиях, музеях, архивах, повышает культуру умственного труда, способствует решению задач социальной адаптации учащихся, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, участвовать в их развитии.  
Часы учебного предмета "Технология" в IX классе передаются в часть, формируемуюучастниками образовательных отношений, дляосуществления предпрофильной подготовки обучающихся.
В 9-ом классе в целях оказания помощи школьникам в самопознании и дальнейшей профессиональной ориентации на третьей ступени обучения организуется предпрофильная подготовка обучающихся, за счет введения, согласно выбору обучающихся, 17-часового ориентационного курса «Основы профессионального самоопределения» под редакцией Зуевой Ф.А.  Данный курс способствует повышению компетентности учащихся в вопросах профориентации и планирования карьеры столь необходимой мерой профилактики возникновения напряжённости молодёжного рынка труда.
Элективный курс «Мир, в котором я живу: экология среды обитания человека» рассчитан на 17 часов и направлен на изучение экологических особенностей среды обитания человека и выявление наиболее актуальных для среды обитания современного человека проблем, и интегрировано связан с изучением тем курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Современный выпускник школы должен хорошо разбираться и понимать важность и значимость экологической составляющей в едином комплексе всех условий его места работы, отдыха, проживания, проявлять заботу о создании эстетически привлекательной и гигиенически здоровой среды жизни. Изучение данного курса создаёт условия для формирования воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательной деятельности. Школа предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие в таких формах как экскурсии, кружки, секции, клубы, олимпиады, соревнования, общественно полезные практики.
Основной принцип внеурочной деятельности – добровольность выбора ребёнком сферы деятельности, удовлетворение его личных потребностей, интересов.
Внеурочная деятельность осуществляется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса.
Программа духовно-нравственного воспитания «Пять шагов в будущее»,1 час в неделю в каждом классе (5-9 классы), направлена на формирование у школьников духовно – нравственных ценностей, воспитание бережного отношения к традициям русского народа и историческому наследию Родины и реализуется классными руководителями через часы общения. В основе программы лежит личностный подход, который определяет процесс воспитания, как целенаправленную систему, в которой сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности классного коллектива с возможностями саморазвития и самоуправления учащихся. Создание «ситуации успеха» для ученика является фундаментом для формирования уверенности в себе, в свои силы и способствует воспитанию и формированию целенаправленной личности школьника. Программа предполагает различные формы работы: беседы, беседы-диспуты, игровые программы, ролевые игры и другие.
По общеинтеллектуальному направлению организованы внеурочные занятия кружка «Клуб информатики», 2 часа в 5,6,7 классах.Его главные цели – развитие у воспитанников интеллектуальных и творческих способностей в области информационных технологий, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления, навыков проектной деятельности.  Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. 
Шахматный клуб «Шахматы -школе» пообщеинтеллектуальному направлению рассчитан на 1 час в каждом классе.Система шахматных занятий в системе общеобразовательной школы, выявляя и развивая индивидуальные способности, формирует прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника. Процесс обучения детей шахматным азам позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, дает возможность учить детей без принуждения, поддерживать устойчивый интерес к знаниям, использовать многообразие форм обучения. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в обучение игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, рассказов и др. Шахматы в  школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
    Программа внеурочной деятельности “Патриот”, 4 часа в неделю, по общекультурному гражданско-патриотическому направлению, разработана для обучающихся 5-9 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО.  Актуальность программы заключается в усилении внимания на развитие и воспитание личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, экологической культуры, чувства любви к родному краю, заботливого отношения к окружающей природе. Патриотическое воспитание молодежи – это сложнейший комплекс интегрированных в повседневную жизнь мероприятий, конечная цель которого - формирование личности гражданина, защитника своего Отечества, любящего свою Родину, испытывающего чувство гордости за ее свершения и победы, стремящегося трудиться и служить на благо страны и нести ответственность за судьбу свой Родины. А потому главная задача кружка «Патриот» позаботиться о том, чтобы дети не утратили чувство любви к своему дому, близким людям. Патриотическое, духовное и нравственное воспитание молодежи возможно и через приобщение ее к познавательной и научной деятельности. 
Кружок «Патриот» помогает выявить талантливых, инициативных детей и дать им возможность самовыразиться, она ориентирована на активную жизненную позицию ребенка, приобщенного к общественной деятельности, самообразованию, развитию творческих способностей. Занятия проводятся в форме бесед, игр, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов, проведения бесед и лекций, встреч с интересными людьми, экскурсий, посещение музеев, познавательных мероприятий.
Комплекс мероприятий кружка предусматривает охват детей 5-9 классов и включает: изучение истории России, края, села в ходе работы с историческим материалом, ознакомление с историей и значением государственных символов Российской Федерации, формирование у детей гражданского и нравственного сознания, развитие таких качеств как гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, товарищество, доброта, коллективизм, уважение к людям, милосердие и т.д.
Программа внеурочной деятельности «География Оренбургской области» по общекультурному гражданско-патриотическому направлению рассчитана на1 час в неделю в 8 и 9 классе ипозволит учащимся: глубже понимать географические и исторические принципы и закономерности, помогая изучению географии, истории и других предметов; понимать диалектическую связь между природной средой и хозяйством; развивать навыки исследовательской и самостоятельной деятельности; познавать красоту родного края.
Изучение курса  направлено на достижение следующих целей: освоение знаний об основных географических особенностях природы, населения, экономики Оренбургской области; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования; овладение умениями ориентироваться на местности; использовать географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний; воспитание любви к своей области, своему району, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде; применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на территории своего края; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Кроме того, в курсе учитываются особенности региональной социально-экономической ситуации в области рынка труда и образовательных услуг, что способствует максимальной адаптации выпускников к актуальным рыночным условиям.
  Программа внеурочной жизнедеятельности деятельности по основам безопасности  жизнедеятельности (далее ОБЖ) общекультурного направления для 5-7 классов рассчитана на 35 учебных часов в год в каждом классе, в неделю – 1час;  создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, но реализуется в рамках внеурочной деятельности, и представляет собой «Школу безопасности». Поэтому в нее включены разделы и темы, требующие углубленного изучения по требованию современных условий: модуль «Дорожная безопасность», антитеррористическая и пожарная безопасность, информационная безопасность.
Рабочая программа по ОБЖ представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения; нормативно-правовые документы (методические письма, требования к оценке знаний и др.)
В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «О воинской обязанности и военной службе» и др.
Главнейшая цель школы– подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности, которая может быть плодотворной лишь тогда, когда ее реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире.
Цели изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении; развитие качеств личности, необходимых для ведения ЗОЖ, обеспечение безопасного поведения при ЧС; воспитание чувства ответственности за личную безопасность, свое здоровье и жизнь; овладение умениями оценивать потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; умение выделять характерные причинно-следственные связи и творчески использовать для решения учебных и практических задач; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных; участие в проектной деятельности в организации и проведении учебной исследовательской работы; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды.
Программаспортивно-оздоровительного направления «Спортивные игры», 1 час в неделю в 5-9  классах  направлена на приобщение к здоровому образу жизни, активным занятиям физической культурой и спортом.  С каждым годом учебные нагрузки в школах возрастают, а возможности активного отдыха ограничены, поэтому очень важно, чтобы после уроков ребенок имел возможность снять физическое утомление и эмоциональное напряжение посредством занятий в спортивном зале и на площадке веселыми и разнообразными подвижными спортивными играми и участием в спортивных соревнованиях, эстафетах.
Актуальность программы внеурочной деятельности «Спортивные игры» состоит в приобщении школьников к здоровому образу жизни, в создании условий для самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей. Наиболее интересной и физически разносторонней являются подвижные игры, на основе которых развиваются все необходимые для здорового образа жизни качества (выносливость, быстрота, сила, координация движений, ловкость, точность, прыгучесть и др.), а также формируются личные качества ребенка (общительность, воля, целеустремленность, умение работать в команде).
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Новое поколение» (1 час в неделю в 5-9-х классах) выстраивается в соответствии с Программой деятельности первичной организации РДШ (Российского движения школьников) детской общественной организации «Республика Школьная» и школьной программой социализации и воспитания учащихся и поэтому и ставит своей целью, прежде всего, личностный рост ученика. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Подготовить ребёнка к жизни – это конечная цель системы. Личностный рост ученика возможен при условии становления системы личностных образовательных смыслов каждым воспитанником, освоения основных социальных ролей, норм и правил, участие в общественном самоуправлении детской организацией. Это позволяет выйти на компетентностный подход в обучении и воспитании.  
С сентября 2018 года школьная детская организация «Республика Школьная» является частью Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»,  далее  по тексту РДШ.  В её состав входят все учащиеся с 2-9 классы. Миссия общественной детской организации – создание условий для становления нового поколения творческих людей, с активной гражданской позицией, социализированных в современном обществе. Деятельность детской организации «Российское движение школьников» помогает развивать творческие, интеллектуальные и организаторские способности детей, моделировать и реализовывать для них ситуации успеха, что позволяет приобрести ребенку чувство уверенности, собственной ценности, следовательно, внутренней и социальной защищенности по отношению к современному нестабильному миру, а значит, быть более  конкурентно-способным.    
В рамкахсоциального направления организованаШкола учебы ученического актива «Лидер».Цель школьного самоуправления– способствовать становлению личности, воспитывать у каждого члена ученического коллектива демократическую культуру, гражданственность, стимулировать его к социальному творчеству, действиям в интересах совершенствования своей личности, общества, Отечества.
В повседневной деятельности самоуправление учащихся проявляется в планировании деятельности их коллектива, организации этой деятельности, в анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии решений. Личностный рост ученика возможен при условии становления системы личностных образовательных смыслов каждым воспитанником, освоения основных социальных ролей, норм и правил, участие в общественном самоуправлении детской организацией. Это позволяет выйти на компетентностный подход в обучении и воспитании.
Итого программа внеурочной деятельности  рассчитана на 350 часов в каждом классе, 1750 часов внеурочной деятельности в 5-9-х классах.
Занятия внеурочной деятельности проводятся на добровольной основе, по выбору обучающихся и их родителей (законных представителей) в объеме не более 10 часов в неделю. Занятия внеурочной деятельности не учитываются при расчете максимально допустимой нагрузки обучающихся.
Контроль результативности и эффективности будет осуществляться путем проведения мониторинговых исследований, диагностики обучающихся, педагогов, родителей. 
 
Промежуточная аттестация обучающихся
Годовая промежуточная аттестация обучающихся проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю с целью определения качества освоения обучающимися содержания учебных программ (полнота, прочность, осознанность, системность) по завершении определенного временного промежутка (год).
 
Формы проведения промежуточной аттестации в 5-6 классах
Класс Название предмета Форма проведения промежуточной аттестации Периодичность промежуточной аттестации
5-6 Литература Тест  
5 Русский язык ВПР 1 раз
в конце учебного года
6 Диктант
5-6 Иностранный язык (немецкий) Контрольная работа
5-6 Математика ВПР
Контрольная работа
5 Биология ВПР
6 Тест
5 География Тест
6 География ВПР
5 История ВПР
6 Тест
6 Обществознание ВПР
Тест
5-6 Технология Защита проекта
5-6 Изобразительное искусство Творческая работа
5-6 Музыка Тест
5-6 Физическая культура Показатели физической подготовленности обучающихся
 
 
Формы проведения промежуточной аттестации  в 7-8 классе
Классы Предметы учебного плана Формы промежуточной аттестации Периодичность промежуточной аттестации
7-8 Алгебра ВПР 1 раз
в конце учебного года
контрольная работа
7-8 Геометрия Публичный зачёт
Контрольная работа
7-8 Русский  язык ВПР
7-8 контрольная работа
7-8 Иностранный язык (немецкий) ВПР
контрольная работа
7-8 Литература тест
7-8 История ВПР
тест
7-8 Биология ВПР
контрольная работа
7-8 География ВПР
тест
7-8 Обществознание ВПР
тест
7-8 Физика ВПР
контрольная работа
7-8 Физическая  культура показатели физической подготовленности обучающихся
7-8 Искусство  (музыка, ИЗО) защита проекта
7-8 Информатика и ИКТ тестирование
7-8 Технология защита проекта
8 Основы безопасности жизнедеятельности Тестирование
8 История Оренбуржья (включая ОДНКНР) защита проекта  
 
 
 
Промежуточная аттестация обучающихся
Годовая промежуточная аттестация обучающихся проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю с целью определения качества освоения обучающимися содержания учебных программ (полнота, прочность, осознанность, системность) по завершении определенного временного промежутка (год).
 
Формы проведения промежуточной аттестации
Классы Предметы учебного плана Формы промежуточной аттестации Периодичность промежуточной аттестации  
9 Алгебра контрольная работа 1 раз
в конце учебного года
 
9 Геометрия контрольная работа  
9 Русский  язык контрольная работа  
9 Литература Тестирование  
9 История Тестирование  
9 Биология контрольная работа  
9 География Тестирование  
9 Обществознание (включая экономику и право) Тестирование  
9 Физика контрольная работа  
9 Химия контрольная работа  
9 ОБЖ Тестирование  
9 Физическая  культура региональный зачет  
9 Искусство  (музыка,ИЗО) защита проекта  
9 Информатика и ИКТ Тестирование  
       
9 Основы безопасности жизнедеятельности Тестирование  
9 Иностранный язык (немецкий) контрольная работа  
   
9 История Оренбуржья защита проекта    
9 Элективные курсы Зачет В конце изучения  
 
 
     Освоение образовательных программ основного общего образования завершается государственной итоговой аттестацией выпускников 9 класса, которая  осуществляется в соответствии с Порядком проведения ГИА по образовательным программам основного общего образования, утверждённым Министерством образования и науки Российской Федерации.
При разработке содержания учебного плана на различных уровнях обучения важным является выбор приоритетов, основанных на следующих принципиальных установках:
- единая основа учебных планов всех уровней школы, т.е. осуществление принципа преемственности и непрерывности;
- возможность оказания образовательных услуг учащимся на основе учета их склонностей и обеспечивающих дальнейшее развитие и самоопределение личности;
-гуманизация образования: ориентация на общечеловеческие ценности, формирование у школьника установки на здоровый образ жизни, свободного развития личности.
Таким образом, учебный план   Филиала МБОУ «Октябрьская СОШ» в п.Междугорный на 2019-2020 учебный год обеспечивает изучение обязательного минимума содержания начального, основного общего образования, реализацию ФГОС НОО, ФГОС ООО, а также позволяет расширить круг преподаваемых дисциплин за счет использования регионального компонента учебного плана, части, формируемой участниками образовательных отношений.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение к курсу «ОДНКНР». Темы и модули курса  6-7-8 классе.
      Реализация данного предмета происходит через модули и темы различных учебных предметов (русский язык, литература, обществознание, география, история, ИЗО, музыка) через отдельные модули и темы; в 8 классе через краеведение «История Оренбуржья».
География – 6 класс: Определение по карте географических координат своей местности. Чтение условных знаков на плане местности Октябрьского района, план «Мой путь из дома в школу». Абсолютные и относительные высоты Оренбургской области, Октябрьского района. Определение минералов и горных пород Октябрьского р-на по их морфологическим признакам. «Что в имени тебе моем? Названия рек и озер Октябрьского района. Флора и фауна своей местности. Красная книга Октябрьского района. Описание природного комплекса своей местности. Экскурсия «Взаимосвязи компонентов природы». Описание природной зоны своей местности.
7 класс: Оренбургская область в контексте «Пояса планеты». Памятники природы Октябрьского района. Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения изучения горных пород своей местности и сбора образцов. Работать с текстами легенд и народных сказаний, посвящённым объектам гидросферы. Создавать топонимические страницы с гидронимами Оренбургской области. Определять по картам атласа состав населения области, своей местности. Выявлять особенности занятости населения. Природные зоны и ландшафты Оренбургской области, своей местности. Хозяйственная деятельность жителей нашего края.
История- 6 класс - Образование славянских государств. Возникновение ислама. Наша Родина Россия. Народы и государства на территории нашей страны в древности. Кочевые племена на территории Оренбургской области. Сарматы. Первые известия о Руси. Становление Древнерусского государства. История и культура родного края в древности. Русская православная церковь в XV — начале XVI в. Формирование культурного пространства единого Российского государства. Оренбургский край в тюркский период.
7 класс- Обновление христианства. Церковь и государство в России в  XVI в.  Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в. Освоение Южного Урала  казаками. Русская православная церковь в XVII в. Культура народов России в XVII в. Народы России в XVII в. Cословный быт и картина мира русского человека в XVII в.
Обществознание- 6класс Юные граждане России: какие права человек получает от рождения. Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции.
7 класс- Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика Октябрьского района. Государственная власть, её роль в управлении обществен­ной жизнью. Управление Октябрьским муниципальным районом. Из чего складывается духовная культура общества. Духов­ные богатства общества: создание, сохранение, распростране­ние, усвоение. Из чего складывается духовная культура общества. Духов­ные богатства общества: создание, сохранение, распростране­ние, усвоение.
Государственное устройство нашей страны, многонациональ­ный состав её населения. Что значит сегодня быть граждани­ном своего Отечества? Население Оренбургской области. Духовные ценности российского народа. Культурные до­стижения народов России: как их сохранить и приумножить.
Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность бережно отно­ситься к природным богатствам. Защита Отечества — долг и обязанность.