462030
Оренбургская область,
Октябрьский район,
поселок Междугорный,
улица Школьная, дом 1.
Директор школы:
Игнатова Лариса Бориславовна
Междугорная основная общеобразовательная школа
(35330) 34-4-48 Фотоальбом О школе Учителя школы Информация для учащихся
Главная -> УЧЕБНЫЙ ПЛАН -> учебный план 2017-2018 год

учебный план 2017-2018 год

 
 
Выписка из протокола заседания Педагогического совета.
29.08.2017 г.                                                                                                  № 1.
Председатель – Игнатова Л.Б.
Секретарь – Барышева Е.С.
Присутствовало  – 8 человек.
Повестка дня.
2. Об утверждении учебного плана на 2017 – 2018 учебный год.
Выступление директора школы Игнатовой Л.Б.
 
Слушали:
2. Игнатова Л.Б. – Обоснование базисного учебного плана и соответствие учебных программ плану.
 
Решение:
2. Учебный план МБОУ «Междугорная основная общеобразовательная школа» на 2014 – 2015 учебный год утвердить.
 
Секретарь Педагогического совета:____________ Барышева Е.С.
Директор школы:  ________________   Игнатова Л.Б.
29.08. 2017 г.
Верно:
Секретарь Педагогического совета:____________ Барышева Е.С.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
У Ч Е Б Н Ы Й    П Л А Н
муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Междугорная основная общеобразовательная школа»
на 2017-2018 учебный год
 
 
 
Содержание учебного плана
МБОУ «Междугорная основная общеобразовательная школа»
на 2017-2018 учебный год
 

1.                  Начальное общее образование.
1.1.            Недельный  учебный план для 1-4 классов.
1.2.            План внеурочной деятельности.
 
 
        2.      Основное общее образование.
2.1.            Недельный  учебный план для 5-7 классов, перешедших на ФГОС
2.2.            План внеурочной деятельности.
2.3. Недельный  учебный план для 8-9 классов, неперешедших на ФГОС

Приложение.

  

Учебный  план
начального общего образования
на 2017-2018 учебный год   
с обучением на русском языке
(5-дневная неделя)

Предметные области Учебные предметы
классы
Количество часов в неделю Всего
I II III IV
  Обязательная часть  
Филология Русский язык 4 4 4 4 16
Литературное чтение 4 4 4 3 15
Иностранный язык 2 2 2 6
Математика и информатика Математика 4 4 4 4 16
Обществознание и естествознание Окружающий мир 2 2 2 2 8
Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики 1 1
Искусство Музыка 1 1 1 1 4
Изобразительное искусство 1 1 1 1 4
Технология Технология 1 1 1 1 4
Физическая культура Физическая культура 3 3 3 3 12
Итого 20 22 22 22 86
Часть, формируемая участниками образовательных отношений 1 1 1 1 4
Русский язык 1 1 1 1 4
Максимально допустимая недельная нагрузка 21 23 23 23 90
 

 
 Пояснительная записка
 к учебному плану 1-4 классов
МБОУ "Междугорная основная общеобразовательная школа"
на 2017-2018 учебный год
Учебный план 1-4 классовМБОУ «Междугорная основная общеобразовательная школа»составлен на основе Рекомендаций по формированию учебных планов начального общего и основного общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, утвержденных приказом министерства образования Оренбургской области от 03.08.2017  №  01-21/1557 «О формировании учебных планов начального общего, основного общего образования в образовательных организациях  Оренбургской области в 2017-2018 учебном году».
Учебный план формируется в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС НОО);
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 (далее – ФГОС с ОВЗ);
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с умственным отсталостью(интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 (далее – ФГОС с ИН);
Примерной основной образовательной программой начального общего образования (далее ПОООП НОО) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15).
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189;
Приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
-                        Рекомендациями по изучению предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 № 08-761);
 
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться».
Начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Учебный план школы, реализующий основную образовательную программу начального общего образования, является важнейшим нормативным документом по введению и реализации федерального государственного образовательного стандарта в 1-4 классах, определяет максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам и учебным предметам.
Реализация учебного плана позволит сформировать у обучающихся базовые основы и фундамент всего последующего обучения, в том числе:
• заложить основу формирования учебной деятельности ребёнка — систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
• формировать универсальные учебные действия;
• развивать познавательную мотивацию и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Содержание образования на ступени начального общего образования реализуется преимущественно за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения по каждому учебному предмету.
Учебный план  1-4 классов на 2017-2018 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10), и предусматривает:
4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования для I-IVклассов.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 2.4.2.2821-10. 
Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:
для обучающихся 1-х классов – 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;
для обучающихся 2-4 классов – 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры.
Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 – 3 классах–1,5 ч., в 4  классе – 2 ч.
Обучение в первом классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
учебные занятия проводятся по пятидневной учебной неделе и только в первую смену;
используется «ступенчатый» режим обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май – по 4 урока по 40 минут каждый);
организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
предусмотрены дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
Использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии осуществляется следующим образом. В сентябре-октябре четвертый урок и один раз в неделю пятый урок (всего 48 уроков) следует проводить в нетрадиционной форме: целевые прогулки, экскурсии, уроки-театрализации, уроки-игры. Содержание нетрадиционных уроков должно быть направлено на развитие и совершенствование движения обучающихся.
Уроки в нетрадиционной форме распределяются в соответствии с рабочими программами учителей следующим образом: 24 урока физической культуры и 24 урока по другим учебным предметам, в том числе: 4-5 экскурсий по окружающему миру, 3-4экскурсии по изобразительному искусству, 4-6 нетрадиционных занятий по технологии; 4-5 уроков-театрализаций по музыке, 6-7 уроков-игр и экскурсий по математике (кроме уроков русского языка и литературного чтения).
В 1-4 классах организуется обучение по пятидневной учебной неделе согласно запросам родителей.
Обязательная часть учебного планаопределяет состав обязательных учебных предметов и учебное время, отводимое на их изучение по классам обучения.
Содержание образования обязательной части учебного плана призвано обеспечивать приобщение обучающихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формировать систему предметных навыков и личностных качеств. Обеспечить готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования.
Предметная область «Русский язык и литературное чтение» представлена учебными предметами: «Русский язык», «Литературное чтение». На изучение учебного предмета «Русский язык» в 1 – 4 классах отводится 4 часа в неделю. На учебный предмет «Литературное чтение» в 1– 3 классах отводится по 4 часа в неделю, в 4 классе- 3 часа. Программа по литературному чтению для младших школьников ориентирована на формирование и развитие у детей  речевых навыков, главным из которых является навык чтения.
Предметная область «Иностранный язык» представлена учебным предметом «Иностранный язык». На изучение учебного предмета «Иностранный язык» со 2-го по 4-й классы отводится 2 часа в неделю. Предложенный объем учебного времени достаточен для освоения иностранного языка на функциональном уровне,  в качестве иностранного языка вводится немецкий язык.
Предметная область «Математика и информатика» представлена учебным предметом «Математика».  Основными задачами реализации содержания являются: развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения. Математика  изучается в 1-4 классах по 4 часа в неделю.
Предметная область «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» в 1-4 классах представлена  учебным предметом  «Окружающий мир»  с учебной нагрузкой  2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности.
Предметная область «Искусство»  представлена учебными предметами: «Изобразительное искусство» и «Музыка»  по 1 часу в неделю  в 1-4 классах. Основные задачи предметов – развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Предметная область «Физическая культура» представлена учебным предметом «Физическая культура» с учебной нагрузкой 3 часа в неделю в 1-4 классах. Предмет «Физическая культура» направлен на укрепление здоровья, содействует гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры, формированию установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. Для укрепления физического здоровья детей  в 2016-2017 учебном году будет продолжено проведение ежедневной утренней зарядки, динамических пауз (в 1 классе), Дней здоровья, классных часов по ранней профилактике вредных привычек, ведущих к ухудшению здоровья, реализация здоровьесберегающих технологий.
Предметная область «Технология» представлена учебным предметом «Технология» в  1-4 классах с  1-часовой недельной нагрузкой.
Предметная область  «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе представлена учебным  предметом "Основы религиозных культур и светской этики" (далее - ОРКСЭ). Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним. Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Согласно заявлениям родителей обучающихся 3 класса (протокол родительского собрания  3 класса №5 от 31 марта 2016 г.), из 6 модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), для изучении выбран учебный модуль: «Основы светской этики», изучаемый по 1 часу в неделю.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки используется: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части,  на введение новых учебных предметов.
По запросу родителей обучающихся  1-4 классов для повышения грамотности устной и письменной речи добавляется по 1 часу на изучение учебного предмета «Русский язык».
Организация занятий внеурочной деятельностиявляется неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательном учреждении, которое предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьников.
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
     Духовно - нравственное  направлениепредставлено в 1,2,3,4-м  классах  часами общения по 1 часу в неделю в каждом классе  «Этикет: азбука добра», ведут данный курс классные руководители. Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития и  предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных воспитателей.
Цель данного курса – научить ребенка строить отношения с людьми, основанные на вежливости и взаимопонимании. Программа предполагает следующие формы работы: беседы, беседы-диспуты, игровые программы, ролевые игры.
Проектная деятельность и ИКТ.Данное направление представлено курсом кружка «Информашка» для 1,2,3,4 класса с нагрузкой 1 час в неделю в каждом классе, программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, учитывает отсутствие у первоклассников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы. Раннее приобщение ребенка к применению компьютерных технологий имеет ряд положительных сторон, как в плане развития его личности, так и для последующего изучения школьных предметов и в дальней­шей профессиональной подготовке, облегчая дальнейшую социали­зацию ребенка, вхождение его в информационное общество. Компьютерные технологии в учебном процессе способствуют формированию познавательных и творческих способ­ностей ребенка. Развивающая сторона занятий по приобщению к информационным технологиям направлена на формирование приемов учебной деятельности в условиях инфор­матизации. 
         Общекультурное направление  представлено  курсом «Моё Оренбуржье» для 1,2,3,4 класса с нагрузкой 1 час в неделю в каждом классе. Это интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, культуры и истории, литературы родного края, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников. Предлагаемая  программа кружка выполняет познавательную, развивающую, практико-ориентирующую и развлекательную функции, отвечая особенностям того возраста, для которого она предназначена (младшим школьникам), призвана помочь увязать краеведческие  знания, полученные учащимися на уроках, с умением использовать их в реальной ситуации. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Курс позволит сохранить сложившуюся практику региональной краеведческой составляющей образования в Оренбургской области. Реализуемая модель регионального компонента содержания образования в Оренбургской области  основана на принципах деятельностного подхода в обучении, даёт возможности для активизации познавательной деятельности обучающихся, для формирования у них универсальных учебных действий, исследовательских  и проектных умений, навыков гражданской активности.
    Художественно-эстетическое направлениепредставлено в 1, 2,3,4-м классах кружком «Театр и дети» (1 час в неделю в каждом классе). Одна из главных целей и задач театрального кружка – формирование любви к искусству, эстетическое воспитание. Театральные постановки объединяют в себе разнообразные виды искусства. Так, ребенок, играя, перевоплощаясь, активно познает мир.Благодаря репетициям, общению в коллективе у ребенка развиваются психологические процессы – это речь, общение, воображение, память, внимание, а также умение работать в команде. Будущий актер учится преодолевать страх выступления перед аудиторией, управлять своими эмоциями и чувствами, он становится более уверенным в своих силах и возможностях.
Происходит творческое развитие личности малыша за счет изучения управления мимикой, искусства имитации, ораторского мастерства. Детям, занимающимся в театральном кружке, приходится находиться в постоянном движении. Тренируется их координация, пластика. Так происходит их физическое развитие.
Приобретенные   качества обязательно   помогут   им   в будущем   найти   свое  место  в обществе,   чувствовать себя   уверенно   и  комфортно   в  любой   ситуации.
Спортивно-оздоровительное направлениепредставлено спортивно-оздоровительной группой  по направлению «лёгкая атлетика» для 1,2,3,4 класса с общей нагрузкой 4 часа в неделю. Внеучебная     деятельность    по   спортивно-оздоровительному        направлению увеличивает    пространство,    в  котором   школьники     могут   развивать   свою творческую     и  познавательную     активность,    реализовывать     свои  лучшие личностные качества. Реализация    внеурочной    деятельности    по  спортивно-оздоровительному направлению  –  это  обучение  школьников  бережному  отношению  к  своему здоровью,  начиная     с  раннего  детства, приобщение к здоровому образу жизни, активным занятиям физической культурой и спортом. 
Учебные программы по всем предметам обеспечены необходимым УМК. Все используемые в образовательном процессе учебники соответствуют Федеральному перечню.
Реализация данного учебного плана предоставит возможность получения стандарта образования всеми обучающимися, позволит достигнуть целей образовательной программы школы, заложить основу формирования учебной деятельности ребёнка — систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат; удовлетворит социальный заказ родителей.
Промежуточная аттестация обучающихся
Годовая промежуточная аттестация обучающихся проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю с целью определения качества освоения обучающимися содержания учебных программ (полнота, прочность, осознанность, системность) по завершении определенного временного промежутка (год).
Формы проведения промежуточной аттестации

Название предмета Классы Форма проведения промежуточной аттестации Периодичность промежуточной аттестации
Литературное чтение 1-4 Техника чтения,
контрольная работа
1 раз
в конце учебного года
Русский язык 1-3 Диктант
2,4 ВПР
Немецкий язык 2-4 Контрольная работа
Математика 1-3 Контрольная работа
4 ВПР
Окружающий мир 1-3 Тест
4 ВПР
Технология 1-4 Защита проекта
Изобразительное искусство 1-4 Творческая
работа
Музыка 1-4 Тест
Физическая культура 1-3 Показатели физической подготовленности обучающихся
4 Региональный зачет
ОРКСЭ 4 Зачет  
 

 По курсу ОРКСЭ вводится безотметочное обучение. Применяется зачётная система («зачёт», «незачёт»). Объектом оценивания по данному курсу становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию, которая проводится в виде проведения систематизированных упражнений и тестовых заданий разных типов.
 В 1- 4 классах оценивание метапредметных результатов проводится с помощью итоговых комплексных работ.
 
 

Учебный  план
основного общего образования
для 5-7 классов, перешедших на ФГОС
на 2017-2018 учебный год (5-дневная неделя)

Предметные области Учебные
предметы
Классы
Количество часов в неделю
V VI VII Всего
  Обязательная часть  
Русский язык и
литература
Русский язык 5 6 4 15
Литература 3 3 2 8
Иностранные языки Иностранный язык
(немецкий)
3 3 3 9
Математика и
информатика
Математика 5 5   10
Алгебра     3 3
Геометрия     2 2
Информатика     1 1
Общественно-научные предметы История 2 2 2 6
Обществознание   1 1 2
География 1 1 2 4
Естественно-научные предметы Физика     2 2
Биология 1 1 1 3
Искусство Музыка 1 1 1 3
Изобразительное искусство 1 1 1 3
Технология Технология 2 2 2 6
Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности Физическая
культура
2 2 2 6
Итого 26 28 29 83
Часть, формируемая участниками образовательных отношений 3 2 3 8
ОБЖ 1 1 1 3
Физическая культура 1 1 1 3
Основы духовно-нравственной культуры народов России 1     1
Биология     1 1
Максимально допустимая недельная нагрузка 29 30 32 91


 
 Пояснительная записка
 к учебному плану 5-7 классов
МБОУ "Междугорная основная  общеобразовательная школа"
на 2017-2018 учебный год
Учебный план МБОУ «Междугорная основная общеобразовательная школа»составлен на основе Рекомендаций по формированию учебных планов начального общего и основного общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, утвержденных приказом министерства образования Оренбургской области от 03.08.2017  №  01-21/1557 «О формировании учебных планов начального общего, основного общего образования в образовательных организациях  Оренбургской области в 2017-2018 учебном году».
Учебный план формируется в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее – ФБУП-2004);
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС ООО) (для 5 - 7 классов образовательных организаций);
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 №19993);
Приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);
Рекомендациями по изучению предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 № 08-761).
Основное общее образование – третья ступень обязательного образования в Российской Федерации. Поэтому одним из базовых требований к содержанию образования на этой ступени является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и по социально-культурному направлениям.
Одной из важнейших задач основной школы является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного  и профессионального пути. Условием достижения этой задачи является последовательная индивидуализация обучения, реализация предпрофильной подготовки на завершающем этапе обучения в основной школе.
Учебный план образовательных организаций на 2017-2018 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10), и предусматривает:
5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования для V-IXклассов.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана образовательной организации, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 2.4.2.2821-10. 
Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:
для обучающихся 5-7классов – не более 7 уроков.
Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): в 5классе– 2 ч., в 6 -7 классе – 2,5 ч.
Продолжительность учебного года в 5-7  классах - 35 учебных недель.
В 5-7 классах организуется обучение по пятидневной учебной неделе.
Обязательная часть учебного планаопределяет состав обязательных учебных предметов и учебное время, отводимое на их изучение по классам обучения.
Содержание образования обязательной части учебного плана призвано обеспечивать приобщение обучающихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формировать систему предметных навыков и личностных качеств. Обеспечить готовность к продолжению образования  на ступени основного общего образования.
Предметная область «Филология» представлена учебными предметами: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык».
На изучение учебного предмета «Русский язык» в 5 классе отводится 5 часов в неделю, в 6 классе – 6 часов в неделю, в 7 классе – 4 часа в неделю.
На изучение учебного предмета «Иностранный язык» в 5-7 классах отводится 3 часа в неделю. Обучающиеся 5-7 классов изучают немецкий язык.
На учебный предмет «Литература» в 5-7 классах отводится 3 часа в неделю.
Предметная область «Математика и информатика» представлена учебными предметами: «Математика» с недельной нагрузкой 5 часов в 5-6 классах, «Алгебра» - 3 часа в неделю в 7 классе и «Геометрия» 2 часа в неделю в 7 классе, и «Информатика» - 1 час  в неделю в 7 классе.
Образовательная область «Общественно-научные предметы» представлена учебным предметом «История» с 2 часовой недельной нагрузкой в 5-7 классах, учебным предметом «География» с 1 часовой недельной нагрузкой в 5-6 классах, 2 часами в 7 классе, учебным предметом «Обществознание» с 1 часовой недельной нагрузкой в 6-7 классе.
Предметная область «Естественно-научные предметы» представлена учебным предметом«Биология» с 1 часовой недельной нагрузкой в 5-7 классах.
Предметная область «Искусство»  представлена учебными предметами «Изобразительное искусство (ИЗО)», «Музыка», на которые отводится 1 час в неделю в 5-7 классах. 
Предметная область «Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности» представлена учебным предметом «Физическая культура» с учебной нагрузкой 2 часа в неделю в 5-7 классах.
Образовательная область «Технология» представлена учебным предметом «Технология» с учебной нагрузкой 2 часа в неделю в 5-7 классах.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки используется: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части,  на введение новых учебных предметов.
Из части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений  в 5- 7 классах отводится по  1 часу на изучение предмета «Физическая культура» для реализации нагрузки 3 часа в неделю программы,  по 1 часу в 5-7 классах в неделю на изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», в 7 классе добавляется 1 час на учебный предмет «Биология».
        В 5 классе отводится   1 час  на изучение учебного предмета «Основы  духовно – нравственной культуры народов России», который  продолжает начатый в 4 классе курс «Основы религиозных культур и светской этики» и направлен  на изучение обучающимися содержания образования краеведческой направленности через урочные занятия.   Основная миссия курса - обогатить процесс воспитания новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций, общечеловеческих ценностей и религиозных верований.
Внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательной деятельности. Школа предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие в таких формах как экскурсии, кружки, секции, клубы, олимпиады, соревнования, общественно полезные практики.
Основной принцип внеурочной деятельности – добровольность выбора ребёнком сферы деятельности, удовлетворение его личных потребностей, интересов.
Внеурочная деятельность осуществляется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса.
 

Направление внеурочной деятельности
Название программы
Форма
(указать форму проведения внеурочной деятельности: кружок, научный клуб, факультатив, предметно-практическая мастерская)
Объем недельной нагрузки
5 класс 6 класс 7 класс
Духовно-нравственное
Программа курса внеурочной деятельности «Огонёк души» 5-7 классы.
Игры, тренинги, практические занятия, час общения
Общеинтеллектуальное
Программа кружка
«Компьютерный клуб»
Кружок.
 Освоение ИКТ
Общекультурное
«Мир вокруг нас»
 
Агитационно-пропагандистская, проектно-творческая деятельность 1 ч
Социальное
«Новое поколение»
 
Социальное творчество, общественно-полезная деятельность
Спортивно-оздоровительное
 
Спортивно-оздоровительный час

Направления внеурочной деятельности 2017-2018 учебного года:
 
Программа духовно-нравственного развития под общим названием «Огонёк души», 1 час в неделю, направлена на формирование у  школьников духовно – нравственных ценностей, воспитание бережного отношения к традициям русского народа и историческому наследию Родины. Цель данного курса – научить ребенка строить отношения с людьми, основанные на уважении, вежливости и взаимопонимании. Программа предполагает следующие формы работы: беседы, беседы-диспуты, игровые программы, ролевые игры.
     По общеинтеллектуальному направлению организованы внеурочные занятия кружка   «Компьютерный клуб». Её  главные цели – развитие у воспитанников интеллектуальных и  творческих способностей в области информационных технологий,  развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления, навыков проектной деятельности.  Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. 
     Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Новое поколение» (1 час в неделю) выстраивается в соответствии со школьной программой развития и поэтому и ставит своей целью, прежде всего, личностный рост ученика. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Подготовить ребёнка к жизни – это конечная цель системы. Личностный рост ученика возможен при условии становления системы личностных образовательных смыслов каждым воспитанником, освоения основных социальных ролей, норм и правил. Это позволяет выйти на компетентностный подход в обучении и воспитании.     
        Программа  внеурочной деятельности  “Мир вокруг нас”, 1 час в неделю, по общекультурному направлению разработана для обучающихся 5-7 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО.  Актуальность программы заключается в усилении внимания на развитие и воспитание личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка,  экологической культуры, чувства любви к родному краю, заботливого отношения к окружающей природе.
       По спортивно-оздоровительному направлению организован спортивно-оздоровительный час, 1 час в неделю в каждом классе, занятия которого направлены на приобщение к здоровому образу жизни, активным занятиям физической культурой и спортом. 
 
Промежуточная аттестация обучающихся
Годовая промежуточная аттестация обучающихся проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю с целью определения качества освоения обучающимися содержания учебных программ (полнота, прочность, осознанность, системность) по завершении определенного временного промежутка (год).
Формы проведения промежуточной аттестации в 5-6 классах

Класс Название предмета Форма проведения промежуточной аттестации Периодичность промежуточной аттестации
5-6 Литература Тест  
5 Русский язык ВПР 1 раз
в конце учебного года
6 Диктант
5-6 Иностранный язык (немецкий) Контрольная работа
5 Математика ВПР
6 Контрольная работа
5-6 Информатика Тест
5 Биология ВПР
6 Тест
5-6 География Тест
5 История ВПР
6 Тест
5-6 Обществознание Тест
5-6 Технология Защита проекта
5-6 Изобразительное искусство Творческая работа
5-6 Музыка Тест
5-6 Физическая культура Показатели физической подготовленности обучающихся
5-6 Основы безопасности жизнедеятельности Тест
5-6 Литературное краеведение Защита проекта
 

 
Формы проведения промежуточной аттестации  в 7 классе

Классы Предметы учебного плана Формы промежуточной аттестации Периодичность промежуточной аттестации
7 Алгебра региональный экзамен 1 раз
в конце учебного года
7 контрольная работа
7 Геометрия контрольная работа
7 Русский  язык региональный экзамен
 7 контрольная работа
7 Иностранный язык (немецкий) контрольная работа
 
7 Литература тест
7 История тест
7 Биология контрольная работа
7 География тест
7 Обществознание тест
7 Физика контрольная работа
7 Физическая  культура показатели физической подготовленности обучающихся
7 Искусство  (музыка, ИЗО) защита проекта
7 Информатика и ИКТ тест
7 Технология защита проекта
7 Основы безопасности жизнедеятельности тест
7 История Оренбуржья защита проекта  
 

 
 

 Учебный  план

основного общего образования
на 2017-2018 учебный год (5-дневная неделя)
с русским языком обучения, не перешедших на ФГОС ООО

Учебные предметы Классы  
  VIII IX Итого
Федеральный компонент      
Русский язык 3 2 5
Литература 2 3 5
Иностранный язык 3 3 6
Алгебра 3 3 6
Геометрия 2 2 4
Информатика и ИКТ 1 2 3
История 2 2 4
Обществознание (включая экономику и право) 1 1 2
География 2 2 4
Физика 2 2 4
Химия 2 2 4
Биология 2 2 4
Искусство 1 1 2
Технология 1   1
Основы безопасности жизнедеятельности 1   1
Физическая культура 3 3 6
Итого 31 30 61
Региональный компонент 2 3 5
Краеведение, в т.ч. 2 1 3
История  Оренбуржья 1 1 2
География Оренбургской области 1   1
Основы безопасности жизнедеятельности   1 1
Предпрофильная подготовка   1 1
Итого 33 33 66

 
 Пояснительная записка
 к учебному плану 8-9 классов
МБОУ "Междугорная основная общеобразовательная школа"
на 2017-2018 учебный год
Учебный планМБОУ «Междугорная основная общеобразовательная школа»составлен на основе Рекомендаций по формированию учебных планов начального общего и основного общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, утвержденных приказом министерства образования Оренбургской области от 03.08.2017  №  01-21/1557 «О формировании учебных планов начального общего, основного общего образования в образовательных организациях  Оренбургской области в 2017-2018 учебном году» на основе регионального  базисного учебного  плана  для образовательных учреждений Оренбургской области с русским языком обучения, утвержденного приказом министерства образования Оренбургской области № 01-21/1063 от 13.08.2014 г. (в ред. приказа министерства образования Оренбургской области от 06.08.2015 № 01-21/1742). Учебный план разработан на основе следующих нормативных правовых документов:
-       приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008 № 241, от  30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);
-       приказ Минобразования России от 5 марта 2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
-       Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189;
-       приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
-       Письмо Министерства образования и науки от 04.03.2010 №03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов».
 
Основное общее образование – третья ступень обязательного образования в Российской Федерации. Поэтому одним из базовых требований к содержанию образования на этой ступени является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественно-научному, так и по социально-культурному направлениям.
Одной из важнейших задач основной школы является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного  и профессионального пути. Условием достижения этой задачи является последовательная индивидуализация обучения, реализация предпрофильной подготовки на завершающем этапе обучения в основной школе.
Учебный план для 8 - 9 классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения государственных образовательных программ основного общего образования. Продолжительность учебного года в 8 классе  35 учебных недель,  9 классе 34 учебные недели.
Федеральный компонентучебного плана состоит из учебных предметов государственного стандарта общего образования.
 Образовательная область «Филология» представлена учебными предметами: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык».
На изучение учебного предмета «Русский язык» в 8 классе – 3 часа, в 9 классе -2 часа.
На изучение учебного предмета «Иностранный язык» с 8-го по 9-й классы отводится 3 часа в неделю. Обучающиеся 8-9 классов изучают немецкий язык.
На  учебный предмет «Литература»  в 8-м классе отводится по 2 часа в неделю, в 9 классе по 3 часа в неделю.
Образовательная область «Математика» представлена учебными предметами: «Алгебра» в 8-9 классах с недельной нагрузкой 3 часа, «Геометрия» в 8-9 классах с недельной нагрузкой 2 часа.
Образовательная область «Обществознание» представлена учебными предметами «История», «Обществознание (включая экономику и право)».
На изучение «Истории»  в 8-9 классах отводится 2 часа в неделю; на «Обществознание (включая экономику и право)» в 8-9 классах отводится 1 час в неделю. Курс «Истории» в 8-9 классах  представлен двумя блоками: «Всеобщая история» и «История России». Учебный предмет «Обществознание (включая экономику и право)» является интегрированным, построен по модульному принципу и включает содержательные разделы «Общество», «Человек», «Социальная сфера», «Политика», «Экономика», «Право».
Образовательная область «Естествознание» представлена предметами: «География»,  «Биология», «Физика», «Химия».
На учебный предмет «География»  отводится по 2 часа в 8 - 9 классах. 
Учебный предмет «Биология» изучается в 8-9 классах  по 2 часа в неделю.
«Химия» в 8-9 классах изучается в объеме 2 часов в неделю.
«Физика» в 7-9 классах преподается 2 часа в неделю.
Образовательная область «Искусство»  представлена учебным предметом «Искусство». «Искусство» в 8-9 классах имеет 1 часовую недельную нагрузку.Таким образом, преподавание данного учебного предмета стало непрерывным.
Образовательная область «Физическая культура» представлена учебными предметами «Физическая культура» с учебной нагрузкой 3 часа в неделю в 8-9 классах и  «Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» с учебной нагрузкой 1 час в неделю в 8 классе.
Образовательная область «Технология» представлена учебным предметом «Технология»   1 час в неделю в 8 классе. Часы учебного предмета "Технология" в IX классе передаются в компонент образовательной организации для осуществления предпрофильной подготовки обучающихся.
Региональный компонентучебного плана сочетает в себе своеобразие региональных потребностей  и необходимость достижения нового качества образования в соответствии с концепцией модернизации российского образования.
С учетом потребности в выполнении социального заказа, специфики социально-экономического развития области и необходимости достижения нового качества образования в региональный компонент заложено изучение образовательной области «Краеведение». В 8 классе  и 9 классе  по 1 часу в неделю отводится  на учебный предмет «История Оренбуржья», 1 час в неделю в 8 классе на учебный предмет «Географию Оренбуржья». В рамках этих краеведческих предметов учащиеся знакомятся с  историей и природой Оренбуржья.
Из регионального компонента учебного плана выделено по  1 часу в неделю  в   9 классе на изучение учебного предмета «ОБЖ».
В 9-ом классе в рамках регионального компонента образовательного учреждения в целях оказания помощи школьникам в самопознании и дальнейшей профессиональной ориентации на третьей ступени обучения организуется предпрофильная подготовка обучающихся, за счет введения, согласно выбору  обучающихся, 10-часового ориентационного  курса «Основы профессионального самоопределения» под редакцией Зуевой Ф.А.  Данный курс способствует повышению компетентности учащихся в вопросах профориентации и планирования карьеры столь необходимой мерой профилактики возникновения напряжённости молодёжного рынка труда.
В 9 классе   вводится  элективныйкурс «Население и хозяйство Оренбургской области» (10часов), который составлен на основе рекомендаций  А.А.Чибилева и О.А. Колодиной и рассчитан на изучение экономических особенностей родного края, предусматривает работу с различными источниками, краеведческими материалами, носит преимущественно практический характер и даёт представление о научно-исследовательской деятельности. Кроме того в курсе учитываются особенности региональной социально-экономической ситуации в области рынка труда и образовательных услуг, что способствует максимальной адаптации выпускников к актуальным рыночным условиям.
   Элективный курс «Мир, в котором я живу: экология среды обитания человека» рассчитан на 10 часов и направлен на изучение экологических особенностей среды обитания человека. Изучение данного курса создаёт условия для формирования воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
 
Промежуточная аттестация обучающихся
Годовая промежуточная аттестация обучающихся проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю с целью определения качества освоения обучающимися содержания учебных программ (полнота, прочность, осознанность, системность) по завершении определенного временного промежутка (год).
Формы проведения промежуточной аттестации

Классы Предметы учебного плана Формы промежуточной аттестации Периодичность промежуточной аттестации
8-9 Алгебра региональный экзамен 1 раз
в конце учебного
года
9 контрольная работа
8-9 Геометрия контрольная работа
8-9 Русский  язык региональный экзамен
9 контрольная работа
8-9 Иностранный язык (немецкий) контрольная работа
8-9 Литература тест
8-9 История тест
8-9 Биология контрольная работа
8-9 География тест
8-9 Обществознание (включая экономику и право) тест
8-9 Физика контрольная работа
8-9 Химия контрольная работа
8 География Оренбуржья тест
8-9 История Оренбуржья тест
8-9 Физическая  культура показатели физической подготовленности обучающихся
9 региональный зачет
8-9 Искусство  защита проекта
8-9 Информатика и ИКТ тест
8 Технология защита проекта
8-9 Основы безопасности жизнедеятельности тест
9 Элективные курсы Защита  проекта В конце изучения