Учебный план 2019-2020
Утверждаю
Директор МБОУ
«Октябрьская СОШ»
_____И.В. Попова
от «31_» __08_ 2020 г.
Учебный план
начального общего образования
Филиала МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа»
в посёлке Междугорный на 2020-2021 учебный год с обучением на русском языке
(5-дневная учебная неделя)
Предметные области |
Учебные предметы
классы |
Количество часов в неделю |
Всего |
I |
II |
III |
IV |
|
Обязательная часть |
|
Русский язык и литературное чтение |
Русский язык |
4 |
4 |
4 |
4 |
16 |
Литературное чтение |
4 |
4 |
4 |
3 |
15 |
Родной язык и литературное чтение на родном языке |
Родной язык |
* |
* |
* |
* |
* |
Литературное чтение на родном языке |
* |
* |
* |
* |
* |
Иностранный язык |
Иностранный язык |
– |
2 |
2 |
2 |
6 |
Математика и информатика |
Математика |
4 |
4 |
4 |
4 |
16 |
Обществознание и естествознание |
Окружающий мир |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Основы религиозных культур и светской этики |
Основы религиозных культур и светской этики |
– |
– |
– |
1 |
1 |
Искусство |
Музыка |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Изобразительное искусство |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Технология |
Технология |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Физическая культура |
Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
Итого |
20 |
22 |
22 |
22 |
86 |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Русский родной язык |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
2 |
Литературное чтение на русском родном языке |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
2 |
Максимально допустимая недельная нагрузка |
21 |
23 |
23 |
23 |
90 |
* Учебные предметы «Родной язык» и «Литературное чтение на родном языке» предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» изучаются за счёт части, формируемой участниками образовательных отношений.
Пояснительная записка
к учебному плану 1-4 классов
филиала МБОУ " Октябрьская средняя общеобразовательная школа"
в посёлке Междугорный на 2020-2021 учебный год
Учебный план 1-4 классовФилиала МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа»составлен на основе Рекомендаций по формированию учебных планов начального общего и основного общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, утвержденных приказом министерства образования Оренбургской области от 23.07.2020 № 01-21/978 «О формировании учебных планов начального общего, основного общего образования в образовательных организациях Оренбургской области в 2020-2021 учебном году»,
Учебный план формируется в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС НОО);
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 (далее – ФГОС с ОВЗ);
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 (далее – ФГОС с ИН);
Примерной основной образовательной программой начального общего образования (далее ПОООП НОО) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15).
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 №345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2020 № 249 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345»
Рекомендациями по изучению предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 № 08-761).
Методические рекомендации по организации работы образовательных организаций в условиях сохранения рисков распространения COVID-19 (МР 3.1/2.4. 0178/1-20 от 08.05.2020 г., разработанные Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации «О направлении методических рекомендаций» от 19.03.2020 г. №ГД-39/04: Методические рекомендации по рациональной организации занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, разработанные Федеральным бюджетным научным учреждением «Институт возрастной физиологии Российской академии образования».
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться».
Начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Учебный план школы является обязательной частью основной образовательной программы и является важнейшим нормативным документом по введению и реализации федерального государственного образовательного стандарта в 1-4 классах, определяет максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам (годам обучения) и учебным предметам. Для организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, интеллектуальными нарушениями инклюзивно формируются адаптированные образовательные программы (далее АООП) на основании примерных.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного планаопределяет состав обязательных учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам обучения, допускаются интегрированные учебные предметы (курсы), как в рамках одной предметной области в целом, так и на определённом этапе обучения.
Содержание образования обязательной части учебного плана призвано обеспечивать приобщение обучающихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формировать систему предметных навыков и личностных качеств, обеспечить готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся и может быть использовано на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих на основе диагностики интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные, с учётом региональных особенностей и специфики образовательного учреждения.
Основная образовательная программа предусматривает включение индивидуальных учебных планов для отдельных обучающихся.
Учебный план обеспечивают преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации, возможность преподавания и изучения родного языка из числа языков народов Российской Федерации, а также устанавливает количество занятий, отводимых на их изучение по классам (годам обучения).
В учебном плане отражены различные формы организации учебных занятий, формы промежуточной аттестации в соответствии с методическими системами и образовательными технологиями, используемыми образовательной организацией.
Учебный план 1-4 классов на 2020-2021 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10), и предусматривает:
4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования для I-IVклассов.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 2.4.2.2821-10.
Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:
для обучающихся 1-х классов – 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;
для обучающихся 2-4 классов – 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры.
Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 – 3 классах–1,5 ч., в 4 классе – 2 ч.
Обучение в первом классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
учебные занятия проводятся по пятидневной учебной неделе и только в первую смену;
используется «ступенчатый» режим обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май – по 4 урока по 40 минут каждый);
организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
предусмотрены дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
При использовании «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии часть уроков (в соответствии с рабочими программами учителей) проводится в нетрадиционной форме: целевые прогулки, экскурсии, уроки-театрализации, уроки-игры. Содержание нетрадиционных уроков направлено на развитие и совершенствование двигательной активности первоклассников, уроки в нетрадиционной форме распределяются в соответствии с рабочими программами учителей следующим образом: 24 урока физической культуры и 24 урока по другим учебным предметам, в том числе: 4-5 экскурсий по окружающему миру, 3-4 экскурсии по изобразительному искусству, 4-6 нетрадиционных занятий по технологии; 4-5 уроков-театрализаций по музыке, 6-7 уроков-игр и экскурсий по математике (кроме уроков русского языка и литературного чтения).
Устанавливаются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти;
При организации инклюзивного образования в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с постановлением Главного санитарного врача РФ от 10.06.2015 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее – СанПиН 2.4.3286-15) учебные занятия организуются в первую смену по пятидневной учебной неделе. Реабилитационно-коррекционные мероприятия могут реализовываться как во время внеурочной деятельности, так и в урочной. Для обучающихся с незначительными ограничениями возможностей здоровья учебный план по предметным областям и учебным предметам обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО. Коррекционная не менее 5 часов осуществляется во внеурочное время, объём и содержание определяются в зависимости от образовательных потребностей обучающихся.
В 2020-2021 учебном году Учебный план для реализации ФГОС с ОВЗ разрабатывается для 1-4 классов (с интеллектуальными нарушениями вариант 8.1.).
При составлении учебного плана индивидуальные, групповые и факультативные занятия учитываются при определении максимально допустимой аудиторной нагрузки обучающихся согласно СанПиН 2.4.2.2821-10.
Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся учебный план содержит 3 учебных занятия физической культурой в неделю, предусмотренных в объёме общей недельной нагрузки.
При реализации образовательных программ используются:
учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 №345);
учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 09.06.2016 №699).
В 1-4 классах организуется обучение по пятидневной учебной неделе.
В учебный план входят следующие
обязательные предметные области и учебные предметы: русский язык и литературное чтение (русский язык, литературное чтение); родной язык и родная литература (родной язык, литературное чтение на родном языке); иностранный язык; математика и информатика (математика); обществознание и естествознание (окружающий мир);
основы религиозных культур и светской этики; искусство (изобразительное искусство, музыка); технология; физическая культура.
Предметная область
«Русский язык и литературное чтение»представлена учебными предметами: «Русский язык», «Литературное чтение».
На изучение учебного предмета «Русский язык» в 1 – 4 классах отводится 4 часа в неделю. Предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык» ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и формирование языковой компетенции.
На учебный предмет «Литературное чтение» в 1– 3 классах отводится по 4 часа в неделю, в 4 классе- 3 часа. Программа по литературному чтению для младших школьников ориентирована на формирование и развитие у детей речевых навыков, главным из которых является навык чтения.
Предметные результаты освоения предмета «Литературное чтение» на уровне начального общего образования ориентированы на понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, отражать сформированность на необходимом для продолжения обучения уровне читательской компетентности и общего речевого развития.
Предметная область
«Родной язык и литературное чтение на родном языке» включает обязательные учебные предметы «Русский родной язык» и «Литературное чтение на русском родном языке». По заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (проведенному мониторингу) в качестве родного языка выбран родной русский язык. На изучение учебного предмета «Русский родной язык» в 1-4 классах отводится по 0,5 часа в неделю и на изучение учебного предмета «Литературное чтение на русском родном языке» в 1-4 классах отводится по 0,5 часа в неделю в каждом классе из части, формируемой участниками образовательных отношений. Также эти предметы изучаются интегрировано на уроках русского языка и литературы.
Предметная область
«Иностранный язык» представлена учебным предметом «Иностранный язык». На изучение учебного предмета «Иностранный язык» со 2-го по 4-й классы отводится 2 часа в неделю. Предметные результаты освоения учебного предмета «Иностранный язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в элементарных учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать формирование иноязычной коммуникативной компетенции на элементарном уровне владения (А1) в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной. Предложенный объем учебного времени достаточен для освоения иностранного языка на функциональном уровне, в качестве иностранного языка вводится немецкий язык.
Предметная область
«Математика и информатика»представлена учебным предметом «Математика». Предметные результаты освоения учебного предмета «Математика» ориентированы на осознание обучающимися математических способов познания мира, усвоение математических знаний, связей математики с окружающей действительностью.Основными задачами реализации содержания являются: развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения. Математика изучается в 1-4 классах по 4 часа в неделю.
Предметная область
«Обществознание и естествознание» в 1-4 классах представлена учебным предметом «Окружающий мир» с учебной нагрузкой 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности. Предметные результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир» ориентированы на последовательную социализацию младших школьников, формирование у обучающихся целостной картины природного и социокультурного мира, осознание обучающимися своего места в обществе, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством.
Предметная область
«Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе представлена учебным предметом "Основы религиозных культур и светской этики" (далее - ОРКСЭ). Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним. Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Согласно заявлениям родителей, обучающихся 3 класса (протокол родительского собрания 3 класса №5 от 29 марта 2019 г.), из 6 модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), для изучения выбран учебный модуль: «Основы светской этики», изучаемый по 1 часу в неделю.
Предметная область
«Искусство» представлена учебными предметами: «Изобразительное искусство» и «Музыка» по 1 часу в неделю в 1-4 классах. Основные задачи предметов – развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Предметная область
«Физическая культура» представленаучебным предметом «Физическая культура» с учебной нагрузкой 3 часа в неделю в 1-4 классах. Предмет «Физическая культура» направлен на укрепление здоровья, содействует гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры, формированию установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. Для укрепления физического здоровья детей в 2020-2021 учебном году будет продолжено проведение ежедневной утренней зарядки, динамических пауз (в 1 классе), Дней здоровья, классных часов по ранней профилактике вредных привычек, ведущих к ухудшению здоровья, реализация здоровьесберегающих технологий.
Предметная область
«Технология» представлена учебным предметом «Технология» в 1-4 классах с 1-часовой недельной нагрузкой.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, в 2019 - 2020 учебном году использовано следующим образом: добавлено по 1 часу в 1-4 классах по запросу родителей обучающихся для повышения грамотности устной и письменной речи на изучение учебного предмета «Русский язык», а также сделанного согласно заявлениям родителей выбора русского языка как родного на изучение в рамках предметной области «Русский язык и литературное чтение» родного языка и родной литературы, что позволяет расширить учебный материал вопросами региональной и краеведческой направленностей, создавать условия для формирования знаний обучающихся по родному русскому языку и родной русской литературе.
Реализация учебного плана позволит сформировать у обучающихся базовые основы и фундамент всего последующего обучения, в том числе:
• заложить основу формирования учебной деятельности ребёнка — систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
• формировать универсальные учебные действия;
• развивать познавательную мотивацию и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Помимо учебного плана составлен план внеурочной деятельности, определяющий состав и структуру направлений,формы организации, формы промежуточной аттестации, объём внеурочной деятельности на уровне начального общего образования с учётом интересов обучающихся и возможностей организации. Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС организуется по основным направлениям развития личности(духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное).
Организация занятий внеурочной деятельностиявляется неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательном учреждении, которое предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьников.
Содержание данных занятий формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляется посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения. Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирования в течение учебного года. При формировании плана внеурочной деятельности были учтены рекомендации по разработке и введению для обучающихся 1-4 классов курса «Моё Оренбуржье».
Духовно - нравственное направлениепредставлено в 1,2,3,4-м классах часами
общения по 1 часу в неделю в каждом классе «Этикет: азбука добра», ведут данный курс классные руководители. Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития и предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных воспитателей. Цель данного курса – научить ребенка строить отношения с людьми, основанные на вежливости и взаимопонимании. Программа предполагает следующие формы работы: беседы, беседы-диспуты, игровые программы, ролевые игры.
Общеинтеллектуальное направлениепредставлено курсом
«Информатика и ИКТ» клуба юных любителей информатики
«Информашка» для 1,2,3,4 класса с общей нагрузкой 1 час в неделю, программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, учитывает отсутствие у первоклассников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы. Раннее приобщение ребенка к применению компьютерных технологий имеет ряд положительных сторон, как в плане развития его личности, так и для последующего изучения школьных предметов и в дальнейшей профессиональной подготовке, облегчая дальнейшую социализацию ребенка, вхождение его в информационное общество. Компьютерные технологии в учебном процессе способствуют формированию познавательных и творческих способностей ребенка. Развивающая сторона занятий по приобщению к информационным технологиям направлена на формирование приемов учебной деятельности в условиях информатизации.
В целях формирования гармоничной личности, развития математических способностей, пространственного мышления, навыков стратегического планирования реализуется
шахматное образование через работу
шахматного клуба «Ладья» по программе «Шахматы -школе»общеинтеллектуального направления в 1-4 классах с общей нагрузкой 1 час в неделю. Процесс обучения детей шахматным азам позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, дает возможность учить детей без принуждения, поддерживать устойчивый интерес к знаниям, использовать многообразие форм обучения. Стержневым моментом обучения становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций. Шахматы в школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Общекультурное направлениепредставлено курсом «Моё Оренбуржье» для 1-2 и 3-4 класса с нагрузкой 1 час внеурочной деятельности в неделю в каждом классе. Это интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, культуры и истории, литературы родного края, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников. Предлагаемая программа выполняет познавательную, развивающую, практико-ориентирующую и развлекательную функции, отвечая особенностям того возраста, для которого она предназначена (младшим школьникам), призвана помочь увязать краеведческие знания, полученные учащимися на уроках, с умением использовать их в реальной ситуации. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Курс позволяет сохранить сложившуюся практику реализации региональной краеведческой составляющей образования в Оренбургской области. Реализуемая модель регионального компонента содержания образования в Оренбургской области основана на принципах деятельностного подхода в обучении, даёт возможности для активизации познавательной деятельности обучающихся, для формирования у них универсальных учебных действий, исследовательских и проектных умений, навыков гражданской активности. В общеобразовательной организации разработана программа проектной деятельности обучающихся по региональной тематике, включающий экскурсии к памятникам истории, культуры, природы муниципального регионального значения с учётом возрастных особенностей школьников и транспортных возможностей образовательной организации.
Спортивно-оздоровительное направление представлено программой курса
«Спортивные игры» школьного спортивного клуба «Надежда» для 1,2,3,4 класса с общей нагрузкой 1 часа в неделю в каждом классе. Внеучебная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества. Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, приобщение к здоровому образу жизни, активным занятиям физической культурой и спортом. Наиболее интересными для детей являются подвижные игры, на основе которых развиваются все необходимые для здорового образа жизни качества (выносливость, быстрота, сила, координация движений, ловкость, точность, прыгучесть и др.), а также формируются личные качества ребенка (общительность, воля, целеустремленность, умение работать в команде).
Курс «Ритмика» (2 часа в неделю) в 1-4-х классахвведен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением
в рамках спортивно-оздоровительного направления. Ритмика - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Овладение детьми движениями под музыку помогает развитию музыкального восприятия, умению передавать различные средства музыкальной выразительности, в свободных движениях отображать жанры музыки (марш, танец, вальс, народный танец, напевную песню), передавать их «языком движений», мимикой и пантомимикой, в танце и игре музыкальный образ, способствует проявлению творческих способностей детей в движениях под музыку в музыкально-двигательной импровизации. В сюжетно-ролевой игре, танцах, происходит развитие психологических функций (внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления) и эмоционально-волевой сферы.
Систематические занятия детей школьного возраста в кружке ритмики очень полезны для физического развития, улучшается осанка, координация движений, укрепляются мышцы и связки, совершенствуются движения, вырабатывается навык ориентации в пространстве.
Программа внеурочной деятельности
по социальному направлению «Новое поколение» (1 час в неделю в 1-4-х классах) выстраивается в соответствии с Программой деятельности первичной организации РДШ (Российского движения школьников) детской общественной организации «Республика Школьная» и школьной программой социализации и воспитания учащихся и поэтому и ставит своей целью, прежде всего, личностный рост ученика. Социальная деятельность школьников - это добровольное и посильное участие детей в улучшении отношений и ситуаций, складывающихся в окружающем их мире, развитие у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умений самостоятельно организовать своё свободное время. В программе внеурочной деятельности по социальному направлению предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ, участие в коллективных творческих делах. Данная программа помогает включению обучающихся в дела класса, школы, поселка, ближайшего социума.
Занятия внеурочной деятельности проводятся на добровольной основе, по выбору обучающихся и их родителей (законных представителей) в объеме не более 10 часов в неделю. Занятия внеурочной деятельности не учитываются при расчете максимально допустимой нагрузки обучающихся.
Учебные программы по всем предметам обеспечены необходимым УМК. Все используемые в образовательном процессе учебники соответствуют Федеральному перечню.
Реализация данного учебного плана предоставит возможность получения стандарта образования всеми обучающимися, позволит достигнуть целей образовательной программы школы, заложить основу формирования учебной деятельности ребёнка — систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;удовлетворит социальный заказ родителей.
Промежуточная аттестация обучающихся
Годовая промежуточная аттестация обучающихся проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю с целью определения качества освоения обучающимися содержания учебных программ (полнота, прочность, осознанность, системность) по завершении определенного временного промежутка (год).
Формы проведения промежуточной аттестации
Название предмета |
Классы |
Форма проведения промежуточной аттестации |
Периодичность промежуточной аттестации |
Литературное чтение |
1-4 |
Техника чтения,
контрольная работа |
1 раз
в конце
учебного года |
Русский язык |
1-3 |
Диктант |
4 |
ВПР |
Русский родной язык |
1-4 |
Диктант |
Литературное чтение на русском родном языке |
1-4 |
Техника чтения,
контрольная работа |
Немецкий язык |
2-4 |
Контрольная работа |
Математика |
1-3 |
Контрольная работа |
Окружающий мир |
4 |
ВПР |
1-3 |
Тестирование |
Технология |
4 |
ВПР |
1-4 |
Защита проекта |
Изобразительное искусство |
1-4 |
Творческая
Работа |
Музыка |
1-4 |
Тестирование |
Физическая культура |
1-4 |
Показатели физической подготовленности обучающихся |
|
4 |
Региональный зачет |
ОРКСЭ |
4 |
Зачет |
|
По курсу ОРКСЭ вводится безотметочное обучение. Применяется зачётная система («зачёт», «незачёт»). Объектом оценивания по данному курсу становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию, которая проводится в виде проведения систематизированных упражнений и тестовых заданий разных типов.
Утверждаю
Директор МБОУ
«Октябрьская СОШ»
_____
_______И.В. Попова
от «_
31» __
08_ 2020 г.
Учебный план
основного общего образования
Филиала МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа»
в посёлке Междугорный на 2020-2021 учебный год (5-дневная неделя)
Предметные области |
Учебные
предметы
Классы |
Количество часов в неделю |
|
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
Всего |
|
Обязательная часть |
|
|
|
Русский язык и
литература |
Русский язык |
5 |
6 |
4 |
3 |
3 |
21 |
Литература |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
13 |
Родной язык и родная литература |
Родной язык |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
Родная литература |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
Иностранные языки |
Иностранный язык
(немецкий) |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
Второй иностранный язык |
** |
** |
** |
** |
** |
** |
Математика и
информатика |
Математика |
5 |
5 |
|
|
|
10 |
Алгебра |
|
|
3 |
3 |
3 |
9 |
Геометрия |
|
|
2 |
2 |
2 |
6 |
Информатика |
|
|
1 |
1 |
1 |
3 |
Общественно-научные предметы |
История |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
Обществознание |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
География |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Основы духовно-нравственной культуры народов России |
Основы духовно-нравственной культуры народов России |
*** |
*** |
|
*** |
|
|
Естественно-научные предметы |
Физика |
|
|
2 |
2 |
3 |
7 |
Химия |
|
|
|
2 |
2 |
4 |
Биология |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
7 |
Искусство |
Музыка |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
4 |
Изобразительное искусство |
1 |
1 |
1 |
|
|
3 |
Технология |
Технология |
2 |
2 |
2 |
1 |
|
7 |
Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности |
ОБЖ |
|
|
|
1 |
1 |
2 |
Физическая
культура |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
Итого |
27 |
29 |
30 |
31 |
31 |
148 |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
9 |
Русский родной язык |
|
|
|
|
0,5 |
0,5 |
Русская родная литература |
|
|
|
|
0,5 |
0,5 |
Основы духовно-нравственной культуры народов России |
1 |
|
|
|
|
1 |
Биология |
|
|
1 |
|
|
1 |
Историческое краеведение (включая ОДНКНР) |
|
|
|
1 |
|
1 |
Второй иностранный язык (английский) |
|
|
|
1 |
1 |
2 |
Информатика |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
1 |
ОБЖ |
0,5 |
0,5 |
1 |
|
|
1 |
Максимально допустимая недельная нагрузка |
29 |
30 |
32 |
33 |
33 |
157 |
* На изучение учебных предметов «Родной язык» и «Родная литература» предметной области «Родной язык и родная литература» выделено по 0,5 часа в 9 классе из части, формируемой участниками образовательных отношений. Также эти предметы изучаются интегрировано (модулями) на уроках русского языка и литературы.
** Второй иностранный язык (английский) в 8-9 классах вводится в объёме 1 час в неделю из части, формируемой участниками образовательных отношений.
*** Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» реализуется в качестве отдельного предмета в 5 классе, в рамках курса «Историческое краеведение» (включая ОДНКНР) в 8 классе, в рамках курса по выбору предпрофильной подготовки «Мир, в котором я живу: экология среды обитания человека» в 9 классе, а также интегрировано на уроках истории, обществознания, русского языка, литературы, географии, изобразительного искусства
Пояснительная записка
к учебному плану ООО для 5-9 классов
Филиала МБОУ " Октябрьская средняя общеобразовательная школа"
в посёлке Междугорный на 2020-2021 учебный год
Учебный план 5-9 классовФилиала МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа»составлен на основе Рекомендаций по формированию учебных планов начального общего и основного общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, утвержденных приказом министерства образования Оренбургской области от 23.07.2020 № 01-21/978 «О формировании учебных планов начального общего, основного общего образования в образовательных организациях Оренбургской области в 2020-2021 учебном году».
Учебный план формируется в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС НОО);
Примерной основной образовательной программой основного общего образования (далее ПОООП ООО) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15).
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 №345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2020 № 249 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345»
Письмом министерства образования и наука Российской Федерации от 17 мая 2018 года № 08-1214 «О втором иностранном языке»;
Рекомендациями по изучению предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 № 08-761).
Основное общее образование – третья ступень обязательного образования в Российской Федерации. Поэтому одним из базовых требований к содержанию образования на этой ступени является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и по социально-культурному направлениям.
Одной из важнейших задач основной школы является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Условием достижения этой задачи является последовательная индивидуализация обучения, реализация предпрофильной подготовки на завершающем этапе обучения в основной школе.
Учебный план образовательных организаций на 2020-2021 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10), и предусматривает:
5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования для V-IXклассов.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана образовательной организации, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 2.4.2.2821-10.
Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:
для обучающихся 5-7классов – не более 7 уроков, 8 класса – не более 8 уроков.
Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): в 5классе– 2 ч., в 6 -8 классах – 2,5 ч.
Продолжительность учебного года в 5-8 классах - 35 учебных недель, в 9 классе -34 учебных недели без учёта периода итоговой аттестации.
В 5-9 классах организуется обучение по пятидневной учебной неделе.
Обязательная часть учебного планаопределяет состав обязательных учебных предметов и учебное время, отводимое на их изучение по классам обучения.
Содержание образования обязательной части учебного плана призвано обеспечивать приобщение обучающихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формировать систему предметных навыков и личностных качеств. Обеспечить готовность к продолжению образования на ступени основного общего образования.
Предметная область «Филология» представлена предметными областями: «Русский язык и литература», «Родной язык и родная литература», «Иностранные языки».
На изучение учебного предмета «Русский язык» в 5 классе отводится 5 часов в неделю, в 6 классе – 6 часов в неделю, в 7 классе – 4 часа в неделю, в 8 классе – 3 часа в неделю, в 9 классе- 3 часа в неделю.
На учебный предмет «Литература» в 5-6 классах и 9 классе отводится 3 часа в неделю, в 7-8 классах– 2 часа в неделю.
Предметная область «Родной язык и родная литература» включает обязательные учебные предметы «Русский родной язык» и «Русская родная литература». Объем часов по классам (годам) обучения устанавливается самостоятельно общеобразовательной организацией из части, формируемой участниками образовательных отношений. На изучение учебных предметов «Родной язык» и «Родная литература» предметной области «Родной язык и родная литература» выделено по 0,5 часа в 9 классе из части, формируемой участниками образовательных отношений. Также эти предметы изучаются интегрировано на уроках русского языка и литературы.
На изучение учебного предмета «Иностранный язык» в 5-9 классах отводится 3 часа в неделю. Обучающиеся 5-9-х классов изучают немецкий язык. Второй иностранный язык (английский) вводится в 7-8 классах по 1 часу из части, формируемой участниками образовательных отношений. Учебный предмет «Иностранный язык» обеспечивает формирование и развитие иноязычных коммуникативных умений и языковых навыков, которые необходимы обучающимся для продолжения образования в школе и в системе профессионального образования.
Предметная область «Математика и информатика» представлена учебными предметами: «Математика» с недельной нагрузкой 5 часов в 5-6 классах, «Алгебра» - 3 часа в неделю в 7-9 классе и «Геометрия» 2 часа в неделю в 7-9 классе, и «Информатика» - 0, 5 часа в неделю в 5-6 классах и 1 час в неделю в 7-9 классах.
Образовательная область «Общественно-научные предметы»представлена учебным предметом «История» с 2-х-часовой недельной нагрузкой в 5-9 классах, учебным предметом «География» с 1-часовой недельной нагрузкой в 5-6 классах, 2 часами в 7-9 классе, учебным предметом «Обществознание» с 1-часовой недельной нагрузкой в 6-9 классах. Для выполнения части учебной прго
Предметная область «Естественно-научные предметы»представлена учебным предметом«Биология» с 1-часовой недельной нагрузкой в 5-7 классах, 2 часа в 8 и 9 классах.
Предметная область «Искусство» представлена учебными предметами «Изобразительное искусство (ИЗО)», на который отводится 1 час в неделю в 5-7 классах; и «Музыка», на который отводится 1 час в неделю в 5-8 классах.
Предметная область «Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности» представлена учебным предметом «Физическая культура» с учебной нагрузкой 3 часа в неделю в 5-9 классах.
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в целом направлен на формирование культуры учащихся в области безопасности жизнедеятельности, воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью, чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; гражданско-патриотическое и военно-патриотическое воспитание.. В 8 и 9 классах на изучение ОБЖ отводится 1 час в неделю. На изучение предмета «ОБЖ» в 5-6 классах отводится по 0,5 часа и в 7 классе 1 час из части, формируемой участниками образовательных отношений.
Цели изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении; развитие качеств личности, необходимых для ведения ЗОЖ, обеспечение безопасного поведения при ЧС; воспитание чувства ответственности за личную безопасность, свое здоровье и жизнь; овладение умениями оценивать потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
Образовательная область «Технология»представлена учебным предметом «Технология» с учебной нагрузкой 2 часа в неделю в 5-7 классах, 1 час в неделю в 8 классе.Часы учебного предмета "Технология" в IX классе передаются в часть, формируемуюучастниками образовательных отношений.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся и используется на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих на основе диагностики интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные, с учётом региональных особенностей и специфики образовательного учреждения.
Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, в 2020 – 2021 учебном году использовано следующим образом:
В 5 классе 1 час части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, отводится на изучение учебного предмета «Основы духовно – нравственной культуры народов России», который продолжает начатый в 4 классе курс «Основы религиозных культур и светской этики» и учитывает региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации. В ФГОС основного общего образования курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определён как курс, направленный на формирование представлений о морали и духовности традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность курса состоит в том, что расширение знаний школьников сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным правилам и нормам. Основная миссия курса - обогатить процесс воспитания новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций, общечеловеческих ценностей и религиозных верований. Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» реализуется в качестве отдельного предмета в 5 классе, в рамках учебного курса «Историческое краеведение» (включая ОДНКНР) в 8 классе, который направлен на изучение обучающимися содержания образования краеведческой направленности через урочные занятия,в рамках курса по выбору предпрофильной подготовки «Мир, в котором я живу: экология среды обитания человека» в 9 классе, а также интегрировано на уроках истории, обществознания, русского языка, литературы, географии, музыки и изобразительного искусства. В 6-7-8 классе реализация данного предмета происходит через модули и темы различных учебных предметов (русский язык, литература, обществознание, география, история, информатика, ИЗО, музыка).
Главным результатом изучения «Основ духовно-нравственной культуры народов России» должно стать развитие индивидуальной культуры как осознания собственной принадлежности к определенному этносу и конфессии, а также понимания значимости накопленного человеком культурного опыта, культурных традиций, чувства гордости за предшествующие поколения, сформировавшие на протяжении истории разных народов богатейшее культурное наследие.
В 7 классе из части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений, добавляется 1 час на учебный предмет «Биология».
В 8 классе из части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений, отдаётся 1 час на учебный предмет «Историческое краеведение» (включая ОДНКНР) краеведческой направленности, который направлен на изучение «Основ духовно-нравственной культуры народов России». Программа данного курса призвана помочь учителю расширить знания школьников о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. В основе программы историко-краеведческого курса для 8 класса лежит история г. Оренбурга и Оренбургской области. В построении программы присутствует и тематический принцип, и хронологический, и историко-литературный, но связующим звеном является Оренбургский край, его история и культура на разных этапах развития. Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом.
Уроки краеведения развивают творческие способности учащихся, расширяют кругозор и обогащают знаниями, пробуждают интерес к изучению жизни и природы своего края, города, страны, воспитывают личность гражданина – патриота, способного встать на защиту своего Отечества. Курс не только расширяет знания учащихся о земляках, помогает ощущать свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий, формирует у учащихся умения и навыки ведения поисковой, исследовательской работы в экскурсиях, музеях, архивах, повышает культуру умственного труда, способствует решению задач социальной адаптации учащихся, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, участвовать в их развитии.
В 8-9 классах вводится второй иностранный язык (английский) вводится по 1 часу из части, формируемой участниками образовательных отношений. Освоение учебного предмета «Второй иностранный язык» направлено на достижение обучающимися допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции, позволяющем общаться на иностранном языке в устной и письменной формах в пределах тематики и языкового материала основной школы как с носителями иностранного языка, так и с представителями других стран, которые используют иностранный язык как средство межличностного и межкультурного общения.
В 9 классе добавлено по 0,5 часа на изучение русского родного языка и 0,5 часа на изучение родной русской литературыв рамках учебной области «Родной язык и родная литература» согласно заявлениям родителей (проведенному мониторингу), что позволяет изучать учебный материал региональной и краеведческой направленностей, создаёт условия для формирования знаний обучающихся по родному русскому языку и родной русской литературе.
Внеурочная деятельностьявляется неотъемлемой частью образовательной деятельности. Школа предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие в таких формах как экскурсии, кружки, секции, клубы, олимпиады, соревнования, общественно полезные практики.
Основной принцип внеурочной деятельности – добровольность выбора ребёнком сферы деятельности, удовлетворение его личных потребностей, интересов.
Внеурочная деятельность осуществляется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса.
В 9-ом классе в целях оказания помощи школьникам в самопознании и дальнейшей профессиональной ориентации на третьей ступени обучения организуется предпрофильная подготовка обучающихся, за счет введения, согласно выбору обучающихся, 17-часового ориентационного курса «Основы профессионального самоопределения» под редакцией Зуевой Ф.А. Данный курс способствует повышению компетентности учащихся в вопросах профориентации и планирования карьеры столь необходимой мерой профилактики возникновения напряжённости молодёжного рынка труда.
Элективный курс «Мир, в котором я живу: экология среды обитания человека» рассчитан на 17 часов и направлен на изучение экологических особенностей среды обитания человека и выявление наиболее актуальных для среды обитания современного человека проблем, и интегрировано связан с изучением тем курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Современный выпускник школы должен хорошо разбираться и понимать важность и значимость экологической составляющей в едином комплексе всех условий его места работы, отдыха, проживания, проявлять заботу о создании эстетически привлекательной и гигиенически здоровой среды жизни. Изучение данного курса создаёт условия для формирования воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Программа духовно-нравственного воспитания «Пять шагов в будущее»,1 час в неделю в каждом классе (5-9 классы), направлена на формирование у школьников духовно – нравственных ценностей, воспитание бережного отношения к традициям русского народа и историческому наследию Родины и реализуется классными руководителями через часы общения. В основе программы лежит личностный подход, который определяет процесс воспитания, как целенаправленную систему, в которой сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности классного коллектива с возможностями саморазвития и самоуправления учащихся. Создание «ситуации успеха» для ученика является фундаментом для формирования уверенности в себе, в свои силы и способствует воспитанию и формированию целенаправленной личности школьника. Программа предполагает различные формы работы: беседы, беседы-диспуты, игровые программы, ролевые игры и другие.
Шахматный клуб «Шахматы-школе» пообщеинтеллектуальному направлению рассчитан на 1 час в каждом классе.Система шахматных занятий в системе общеобразовательной школы, выявляя и развивая индивидуальные способности, формирует прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника. Процесс обучения детей шахматным азам позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, дает возможность учить детей без принуждения, поддерживать устойчивый интерес к знаниям, использовать многообразие форм обучения. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в обучение игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, рассказов и др. Шахматы в школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Программа внеурочной деятельности “Патриот”, 4 часа в неделю, по общекультурному гражданско-патриотическому направлению, разработана для обучающихся 5-9 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Актуальность программы заключается в усилении внимания на развитие и воспитание личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, экологической культуры, чувства любви к родному краю, заботливого отношения к окружающей природе. Патриотическое воспитание молодежи – это сложнейший комплекс интегрированных в повседневную жизнь мероприятий, конечная цель которого - формирование личности гражданина, защитника своего Отечества, любящего свою Родину, испытывающего чувство гордости за ее свершения и победы, стремящегося трудиться и служить на благо страны и нести ответственность за судьбу свой Родины. А потому главная задача кружка «Патриот» позаботиться о том, чтобы дети не утратили чувство любви к своему дому, близким людям. Патриотическое, духовное и нравственное воспитание молодежи возможно и через приобщение ее к познавательной и научной деятельности.
Кружок «Патриот» помогает выявить талантливых, инициативных детей и дать им возможность самовыразиться, она ориентирована на активную жизненную позицию ребенка, приобщенного к общественной деятельности, самообразованию, развитию творческих способностей. Занятия проводятся в форме бесед, игр, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов, проведения бесед и лекций, встреч с интересными людьми, экскурсий, посещение музеев, познавательных мероприятий.
Комплекс мероприятий кружка предусматривает охват детей 5-9 классов и включает: изучение истории России, края, села в ходе работы с историческим материалом, ознакомление с историей и значением государственных символов Российской Федерации, формирование у детей гражданского и нравственного сознания, развитие таких качеств как гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, товарищество, доброта, коллективизм, уважение к людям, милосердие и т.д.
Программа внеурочной деятельности «География Оренбургской области» по общекультурному гражданско-патриотическому направлению рассчитана на1 час в неделю в 8 и 9 классе ипозволит учащимся: глубже понимать географические и исторические принципы и закономерности, помогая изучению географии, истории и других предметов; понимать диалектическую связь между природной средой и хозяйством; развивать навыки исследовательской и самостоятельной деятельности; познавать красоту родного края.
Изучение курса направлено на достижение следующих целей: освоение знаний об основных географических особенностях природы, населения, экономики Оренбургской области; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования; овладение умениями ориентироваться на местности; использовать географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний; воспитание любви к своей области, своему району, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде; применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на территории своего края; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Кроме того, в курсе учитываются особенности региональной социально-экономической ситуации в области рынка труда и образовательных услуг, что способствует максимальной адаптации выпускников к актуальным рыночным условиям.
Программаспортивно-оздоровительного направления «Спортивные игры», 1 час в неделю в 5-9 классах направлена на приобщение к здоровому образу жизни, активным занятиям физической культурой и спортом. С каждым годом учебные нагрузки в школах возрастают, а возможности активного отдыха ограничены, поэтому очень важно, чтобы после уроков ребенок имел возможность снять физическое утомление и эмоциональное напряжение посредством занятий в спортивном зале и на площадке веселыми и разнообразными подвижными спортивными играми и участием в спортивных соревнованиях, эстафетах.
Актуальность программы внеурочной деятельности «Спортивные игры» состоит в приобщении школьников к здоровому образу жизни, в создании условий для самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей. Наиболее интересной и физически разносторонней являются подвижные игры, на основе которых развиваются все необходимые для здорового образа жизни качества (выносливость, быстрота, сила, координация движений, ловкость, точность, прыгучесть и др.), а также формируются личные качества ребенка (общительность, воля, целеустремленность, умение работать в команде).
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Новое поколение» (1 час в неделю в 5-9-х классах) выстраивается в соответствии с Программой деятельности первичной организации РДШ (Российского движения школьников) детской общественной организации «Республика Школьная» и школьной программой социализации и воспитания учащихся и поэтому и ставит своей целью, прежде всего, личностный рост ученика. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Подготовить ребёнка к жизни – это конечная цель системы. Личностный рост ученика возможен при условии становления системы личностных образовательных смыслов каждым воспитанником, освоения основных социальных ролей, норм и правил, участие в общественном самоуправлении детской организацией. Это позволяет выйти на компетентностный подход в обучении и воспитании.
С сентября 2018 года школьная детская организация «Республика Школьная» является частью Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников», далее по тексту РДШ. В её состав входят все учащиеся с 2-9 классы. Миссия общественной детской организации – создание условий для становления нового поколения творческих людей, с активной гражданской позицией, социализированных в современном обществе. Деятельность детской организации «Российское движение школьников» помогает развивать творческие, интеллектуальные и организаторские способности детей, моделировать и реализовывать для них ситуации успеха, что позволяет приобрести ребенку чувство уверенности, собственной ценности, следовательно, внутренней и социальной защищенности по отношению к современному нестабильному миру, а значит, быть более конкурентно-способным.
В рамкахсоциального направления организованаШкола учебы ученического актива «Лидер», 3 часа в неделюЦель школьного самоуправления– способствовать становлению личности, воспитывать у каждого члена ученического коллектива демократическую культуру, гражданственность, стимулировать его к социальному творчеству, действиям в интересах совершенствования своей личности, общества, Отечества.
В повседневной деятельности самоуправление учащихся проявляется в планировании деятельности их коллектива, организации этой деятельности, в анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии решений. Личностный рост ученика возможен при условии становления системы личностных образовательных смыслов каждым воспитанником, освоения основных социальных ролей, норм и правил, участие в общественном самоуправлении детской организацией. Это позволяет выйти на компетентностный подход в обучении и воспитании.
Итого программа внеурочной деятельности рассчитана на 350 часов в каждом классе, 1750 часов внеурочной деятельности в 5-9-х классах.
Занятия внеурочной деятельности проводятся на добровольной основе, по выбору обучающихся и их родителей (законных представителей) в объеме не более 10 часов в неделю. Занятия внеурочной деятельности не учитываются при расчете максимально допустимой нагрузки обучающихся.
Контроль результативности и эффективности будет осуществляться путем проведения мониторинговых исследований, диагностики обучающихся, педагогов, родителей.
Промежуточная аттестация обучающихся
Годовая промежуточная аттестация обучающихся проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю с целью определения качества освоения обучающимися содержания учебных программ (полнота, прочность, осознанность, системность) по завершении определенного временного промежутка (год).
Формы проведения промежуточной аттестации в 5-6 классах
Классы |
Название предмета |
Форма проведения промежуточной аттестации |
Периодичность промежуточной аттестации |
5-6 |
Литература |
Тестирование |
1 раз
в конце учебного года |
5 |
Русский язык |
ВПР |
6 |
Диктант |
5-6 |
Иностранный язык (немецкий) |
Контрольная работа |
5-6 |
Математика |
ВПР |
Контрольная работа |
5-6 |
Информатика |
Тестирование |
5 |
Биология |
ВПР |
6 |
Тестирование |
5 |
География |
Тестирование |
6 |
География |
ВПР |
5 |
История |
ВПР |
6 |
Тестирование |
6 |
Обществознание |
ВПР |
Тестирование |
5-6 |
Технология |
Защита проекта |
5-6 |
Изобразительное искусство |
Творческая работа |
5-6 |
Музыка |
Тестирование |
5-6 |
Физическая культура |
Тестирование
Показатели физической подготовленности обучающихся |
5-6 |
ОБЖ |
Тестирование |
|
Формы проведения промежуточной аттестации в 7-8 классе
Классы |
Предметы учебного плана |
Формы промежуточной аттестации |
Периодичность промежуточной аттестации |
7-8 |
Алгебра |
ВПР |
1 раз
в конце учебного года |
Контрольная работа |
7-8 |
Геометрия |
Публичный зачёт
Контрольная работа |
7-8 |
Русский язык |
ВПР |
7-8 |
Контрольная работа |
7-8 |
Литература |
Тестирование |
7 |
Иностранный язык (немецкий) |
ВПР
Контрольная работа |
8 |
Иностранный язык (немецкий) |
Контрольная работа |
8 |
Иностранный язык (английский) |
Контрольная работа |
7-8 |
История |
ВПР
Тестирование |
7-8 |
Биология |
ВПР
Контрольная работа |
7-8 |
География |
ВПР
Тестирование |
7-8 |
Обществознание |
ВПР
Тестирование |
7-8 |
Физика |
ВПР
Контрольная работа |
7-8 |
Физическая культура |
Тестирование
Показатели физической подготовленности обучающихся |
7-8 |
Искусство (музыка, ИЗО) |
Защита проекта |
7-8 |
Информатика и ИКТ |
Тестирование |
7-8 |
Технология |
Защита проекта |
7-8 |
Основы безопасности жизнедеятельности |
Тестирование |
8 |
Историческое краеведение (включая ОДНКНР) |
Защита проекта |
|
Промежуточная аттестация обучающихся
Годовая промежуточная аттестация обучающихся проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю с целью определения качества освоения обучающимися содержания учебных программ (полнота, прочность, осознанность, системность) по завершении определенного временного промежутка (год).
Формы проведения промежуточной аттестации
Классы |
Предметы учебного плана |
Формы промежуточной аттестации |
Периодичность промежуточной аттестации |
9 |
Русский язык |
Контрольная работа |
1 раз
в конце учебного года |
9 |
Литература |
Тестирование |
9 |
Русский родной язык |
Контрольная работа |
9 |
Русская родная литература |
Тестирование |
9 |
Иностранный язык (немецкий) |
Контрольная работа |
9 |
Иностранный язык (английский) |
Контрольная работа |
9 |
Алгебра |
Контрольная работа |
9 |
Геометрия |
Контрольная работа |
9 |
Информатика и ИКТ |
Тестирование |
9 |
История |
Тестирование |
9 |
Обществознание (включая экономику и право) |
Тестирование |
9 |
География |
Тестирование |
9 |
Физика |
Контрольная работа |
9 |
Биология |
Контрольная работа |
9 |
Химия |
Контрольная работа |
9 |
ОБЖ |
Тестирование |
9 |
Физическая культура |
Региональный зачет
Показатели физической подготовленности обучающихся |
9 |
Основы безопасности жизнедеятельности |
Тестирование |
Освоение образовательных программ основного общего образования завершается государственной итоговой аттестацией выпускников 9 класса, которая осуществляется в соответствии с Порядком проведения ГИА по образовательным программам основного общего образования, утверждённым Министерством образования и науки Российской Федерации.
При разработке содержания учебного плана на различных уровнях обучения важным является выбор приоритетов, основанных на следующих принципиальных установках:
- единая основа учебных планов всех уровней школы, т.е. осуществление принципа преемственности и непрерывности;
- возможность оказания образовательных услуг учащимся на основе учета их склонностей и обеспечивающих дальнейшее развитие и самоопределение личности;
-гуманизация образования: ориентация на общечеловеческие ценности, формирование у школьника установки на здоровый образ жизни, свободного развития личности.
Таким образом, учебный план Филиала МБОУ «Октябрьская СОШ» в п.Междугорный на 2020-2021 учебный год обеспечивает изучение обязательного минимума содержания начального, основного общего образования, реализацию ФГОС НОО, ФГОС ООО, а также позволяет расширить круг преподаваемых дисциплин за счет использования регионального компонента учебного плана, части, формируемой участниками образовательных отношений.
Приложение к курсу «ОДНКНР». Темы и модули курса 6-7-8 классе.
Реализация данного предмета происходит через модули и темы различных учебных предметов (русский язык, литература, обществознание, география, история, ИЗО, музыка) через отдельные модули и темы; в 8 классе через краеведение «Историческое краеведение».
География – 6 класс: Определение по карте географических координат своей местности. Чтение условных знаков на плане местности Октябрьского района, план «Мой путь из дома в школу». Абсолютные и относительные высоты Оренбургской области, Октябрьского района. Определение минералов и горных пород Октябрьского р-на по их морфологическим признакам. «Что в имени тебе моем? Названия рек и озер Октябрьского района. Флора и фауна своей местности. Красная книга Октябрьского района. Описание природного комплекса своей местности. Экскурсия «Взаимосвязи компонентов природы». Описание природной зоны своей местности.
7 класс: Оренбургская область в контексте «Пояса планеты». Памятники природы Октябрьского района. Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения изучения горных пород своей местности и сбора образцов. Работать с текстами легенд и народных сказаний, посвящённым объектам гидросферы. Создавать топонимические страницы с гидронимами Оренбургской области. Определять по картам атласа состав населения области, своей местности. Выявлять особенности занятости населения. Природные зоны и ландшафты Оренбургской области, своей местности. Хозяйственная деятельность жителей нашего края.
История- 6 класс - Образование славянских государств. Возникновение ислама. Наша Родина Россия. Народы и государства на территории нашей страны в древности. Кочевые племена на территории Оренбургской области. Сарматы. Первые известия о Руси. Становление Древнерусского государства. История и культура родного края в древности. Русская православная церковь в XV — начале XVI в. Формирование культурного пространства единого Российского государства. Оренбургский край в тюркский период.
7 класс- Обновление христианства. Церковь и государство в России в XVI в. Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в. Освоение Южного Урала казаками. Русская православная церковь в XVII в. Культура народов России в XVII в. Народы России в XVII в. Cословный быт и картина мира русского человека в XVII в.
Обществознание- 6класс Юные граждане России: какие права человек получает от рождения. Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции.
7 класс- Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика Октябрьского района. Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью. Управление Октябрьским муниципальным районом. Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение. Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение.
Государственное устройство нашей страны, многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества? Население Оренбургской области. Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить.
Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества — долг и обязанность.