462030
Оренбургская область,
Октябрьский район,
поселок Междугорный,
улица Школьная, дом 1.
Директор школы:
Игнатова Лариса Бориславовна
Междугорная основная общеобразовательная школа
(35330) 34-4-48 Фотоальбом О школе Учителя школы Информация для учащихся
Главная -> Образовательная программа -> Рабочие программы внеурочной деятельности 1-4 класса "Моё Оренбуржье"

Рабочие программы внеурочной деятельности 1-4 класса "Моё Оренбуржье"

Программа краеведческого кружка
«Мой край: моё Оренбуржье»
Постановка проблемы
 
Школа – отражение жизни общества. В современных условиях развития нашего общества, когда глубокие перемены, происходившие в жизни России, повлияли на ослабление внимания к патриотическому воспитанию подрастающего поколения, в общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству. В результате понижается нравственно-культурный уровень, возникает социальная пассивность, безразличие.
Выход из этого положения возможен в формировании активной жизненной позиции молодого поколения, приобщении его к нравственным, духовным ценностям, возрождении традиций нашей страны. Нет универсального рецепта, как воспитать ребенка, чтобы он стал настоящим гражданином, любящим свою Родину, в которой он родился, где корни его народа, который будет ею гордиться. Таким образом, воспитание патриотизма является одной из основных задач воспитания.
 Осуществление патриотического воспитания предполагает использование различных методических средств. Одним из таких средств является деятельность краеведческого кружка «Мой край: моё Оренбуржье». Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо   осознать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является, интегрирующим звеном между учебной и  воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практи­ке краеведческого образования в начальной школе единой, рас­считанной на весь период обучения, программы дополнительно­го образования с краеведческой  направленностью для младших школьников.
Предлагаемая  программа кружка выполняет познавательную, развивающую, практико-ориентирующую и развлекательную функции, отвечая особенностям того возраста, для которого она предназначена (младшим школьникам), призвана помочь увязать краеведческие  знания, полученные учащимися на уроках, с умением использовать их в реальной ситуации.
Кружковая работа входит в систему дополнительного образования. Сюда входят занятия с кружковцами, интеллектуальным марафонам,  предметным турнирам, групповая работа,  подготовка к научным чтениям, исследовательская работа
Основные направления курса – краеведение, изучение родного края.
Пояснительная записка
Неоценимым источником развития и воспитания личности являются инновационные формы внеурочной деятельности, среди которых следует особо выделить краеведение. Российский академик Д. С. Лихачёв отметил, только «любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества». Воспитывать настоящих граждан – патриотов своей Родины невозможно без изучения истории. Поэтому в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края, его истории, культуры, традиций. В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе.
    Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологическом конкурентном мире. С возрастом у человека любовь к «малой родине» перерастает в любовь к «большой Родине». Таков многоуровневый характер патриотического чувства.
     Для формирования гражданственности и патриотизма необходимо выполнить два основных условия:
  1.Эмоциональное благополучие ребёнка в детстве. Оно возникает, если ребёнок ощущает сердечное тепло, внимание, заботу со стороны родных и близких в своей семье, детском саду, школе, в том, где он родился. Тогда и в его душе рождается ответное чувство любви и привязанности к матери, к отцу, к своей семье, к друзьям, к родному краю, которое становится в будущем основой преданности, любви и уважения к своей стране.
2. Целенаправленное патриотическое воспитание, в результате которого патриотизм из разряда общественно значимых ценностей переходят в структуру личностно значимых ценностей человека и становится его устойчивым нравственным чувством. При организации патриотического воспитания важно использовать мощнейший потенциал дошкольного возраста для дальнейшего познавательного, эмоционального, волевого, нравственного развития ребёнка.
    Главным чувством, которое должно сформировываться в процессе патриотического воспитания у младших школьников, является любовь и чувство сопричастности к малой родине, к месту, где он живёт, а затем уже и к Родине – России.
     Данная учебная программа ориентирована не на запоминание школьниками предоставленной информации, а на активное их участие в процессе её освоения и применения. Программа обеспечивает содержательную преемственность краеведческой деятельности обучающихся в начальной и основной школе.
     Нормативно-правовую основу программы внеурочной деятельности по курсу «Мое Оренбуржье» для начальной школы составляют:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;
- Государственная программа «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 (зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 года № 17785) «Об отверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г. №19707);
- СанПиН 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены Постановлением главного государственного врача РФ от 29.12.2010 года № 189; зарегистрированы в Минюсте РФ от 03.03.2011 № 1993);
- Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»;
- Письмо Управления образования.

Рабочая программа краеведческого кружка «Мой край: моё Оренбуржье» разработана на основе ФГОС НОО, «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.
     В программе реализуются следующие направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, военно-патриотическое
Цель реализации программы: формирование у младших школьников гражданско-патриотических ценностей, бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой родины.
  Содержание предлагает решение следующих задач:
  обучающие:
- формировать у младших школьников представление об историческом прошлом и настоящем нашего села, города, края; о личностях, оставивших заметный след в истории; 
о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны; о культуре, обычаях и традициях своего народа;
- прививать младшим школьникам умение и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его, осуществлять анализ и самоанализ;
- расширять и углублять знания учащихся по окружающему миру.
развивающие:
- развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи;
- расширять исторический и экологический кругозор учащихся;
- формировать учебную самостоятельность и деловые качества.
воспитательные:
- воспитывать уважение и любовь к родному краю;
- способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям села, города;
- воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками;
- содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.
Рабочая программа внеурочной деятельности школьников основа на следующих принципах:
принцип природосообразности – предполагает, что краеведческая деятельность школьников должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя;
принцип культуросообразности – предполагает, что деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры;
принцип коллективности – предполагает, что краеведческая деятельность детей, осуществляясь в детско-взрослых коллективах различного пита, даёт школьнику опыт 
жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных гражданского самосознания, самоопределения и самореализации;
принцип диалогичности – предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе тесного взаимодействия педагога и учащихся в социальном творчестве, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями (ценностями выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования), а также совместное продуцирование гражданских ценностей;
принцип патриотической направленности – предусматривает обеспечение в процессе социального творчества субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и историей. Реализация принципа патриотической направленности в программе внеурочной деятельности предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, этнокультурных, исторических, гражданско-политических явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству; стимулирование переживаний, которые выступают регуляторами конкретных действий, ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству;
принцип проектности – предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел – реализация – рефлексия.     В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе еще не существующее, но желаемое и в будущем осуществленное в результате его активности. Это может быть и событие, и предмет, - главное, что ученик должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него. В логике действий данного принципа в программе предусматриваются исследовательские и социальные проекты школьников;

принцип поддержки самоопределения воспитанника: самоопределение – процесс формирования личностью собственного осмысленного и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происходит в совместной с взрослыми и сверстниками социально значимой деятельности.
Программа рассчитана на работу с учащимися в возрасте от 7 до 11 лет в течение 1 года. Предусмотренные программой занятия проводятся в группах при участии социальных партнёров, родителей учащихся. На изучение курса выделено 72 часов на год обучения.. Программа рассчитана на проведение еженедельных занятий из расчета 2 часа неделю продолжительностью 40 минут. При проведении встреч с интересными людьми, экскурсий, слётов несколько занятий объединяются в одно с увеличением общего количества часов.
Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – партнёрами школы: районным краеведческим музеем, библиотеками школы и района.
Структура программы курса «Мое Оренбуржье» включает разделы с определённой направленностью:
1.      Моя семья
2.      Наша школа
3.      Мой край на карте Родины
4.      Природа нашего края
5.      Село, в котором я живу
6.      Мой край родной – моё Оренбуржье
7.      Культура и быт родного края
8.      Музей- хранилище истории.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
·         словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
·         наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
·         практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса краеведческого кружка «Мой край: моё Оренбуржье» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.
Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками – слёты, экскурсии, походы.
Место проведения занятий определяется спецификой тем: теоретические и практические занятия могут проходить как в школе, так и в музеях, библиотеках, учреждениях района, парках, скверах и т.д.
Программа реализуется с использованием следующих видов внеурочной деятельности: игровая, познавательная, спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая, досугово-развлекательная (досуговое общение); проблемно-ценностное общение, художественное творчество, социальное творчество (социально значимая волонтёрская деятельность).

Требования к результатам обучения
Программа предоставляет возможность достигать планируемых результатов внеурочной деятельности разного уровня.

Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) – 1 класс.
Программа 1 класса направлена на формирование обществоведческих (социальных) представлений младших школьников. Особое внимание уделяется миру семьи. Дети осознают ценности семьи, особенности взаимоотношений в семье между родственниками, учатся понимать важность семейных традиций и праздников. В лексикон учащихся вводятся слова поколение, потомки, предки. Особое внимание  уделяется составу семейного коллектива. Дети знакомятся с окружающим их социальным миром и жизнью людей, встречаются с очевидцами исторических событий, представителями музеев, библиотек и других предприятий. Также школьники приобретают знания о принятых в обществе нормах отношения к природе, о памятниках истории и культуры, о традициях памяти Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе.

Результаты второго уровня (получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества) – 2,3 классы.
Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг с другом. Они узнают о достопримечательностях родного края, постигают этику поведения в музее, архиве, читальном зале, расширяют представление о себе как о жителе города (села). В различных ситуациях у детей появляется возможность проявить себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и уважение к другим членам коллектива.
Результатом третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия) – 4 класс.
Школьники имеют реальную возможность выхода в пространство общественного действия. К этому времени у детей сформирована мотивация к изменению себя и приобретению необходимых внутренних качеств. Учащиеся получают опыт исследовательской и проектной деятельности, готовят публичные выступления по проблемным вопросам, участвуют в исследовательских конференциях, осуществляют благотворительную деятельность. Важным становится развитие ценностных отношений к малой родине, истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её прошлого.
Достижение результатов всех трех уровней увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:
- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности (приобретение опыта гражданских отношений и поведения в дружеской среде (в классе) и в открытой общественной среде);
- формирования у детей социокультурной, этнической, культурной, гендерной и др.) идентичности.
В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- основы гражданской идентичности личности в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
- эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности номам поведения в природе;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города (села) и края.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
1.      Регулятивные универсальные учебные действия:
обучающийся научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильной выполнения действий на уровне адекватной оценки соответствия результатов данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
- различать способ и результат действия;
обучающийся получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
- оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
2. Познавательные универсальные учебные действия:
обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями интернета;
- осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ
- выражать речь в устной и письменной форме;
- проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владей диалогической формой речи;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимопонимании с ними;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов- задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
обучающийся получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей; 
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
- точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Содержание:
Введение (2 часа)
Краеведение- наука о родном крае. Экскурсия «Природа – наш второй дом»
Моя семья (7 часов)
Я и моё имя. Корни моей семьи. Моя родословная. Наша дружная семья. Традиции моей семьи. Профессии в моей семье. Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…»
Наша школа (5 часов)
«Почему школа называется школой». Экскурсия по школе. Знакомство с историей возникновения школы. Школьный архив. Судьбы выпускников. Сбор интересного материала о выпускниках своей школы. Гордость школы. Традиции школы.
Мой край на карте Родины (3 часа)
Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Работа с географической картой России. Оренбуржье  – частица России. Флаг, герб, гимн Оренбургской области. Работа с географической картой Оренбургской области. Моя малая Родина – Октябрьский район. Октябрьск на карте России и Оренбуржья. Флаг, герб, гимн Октябрьского района.
Природа нашего края (17 часов)
Климат. Сезонные изменения погоды в Оренбуржье. Растительный мир Оренбургской области. Бузулукский бор. Лекарственные растения нашего края. Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего региона. Животный мир Оренбургской области. Птицы  родного  края. Охранять природу – значит охранять Родину. Заповедники и заказники Оренбургской области. Заповедник «Оренбургский» (виртуальная экскурсия). Редкие     и  исчезающие  виды  растений. Красная книга Республики Оренбуржья. Какие животные нашего края занесены в Красную книгу? Знакомство с понятиями «река», «озеро», «болото», «водохранилище». Изучение озер и рек Оренбургской области и Октябрьского района. Полезные ископаемые Оренбургской области. Что дает наш край стране? Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с экспозицией «Природа, растительный и животный мир Октябрьского района». Что изучает краеведение? Что узнали о родном крае? Итоговая конференция. Творческие работы учащихся на тему «Мой край родной – моё Оренбуржье». Экскурсия на тему «Формы земной поверхности родного края». Экскурсия на водоем родного посёлка.
Село, в котором я живу (9 часов)
Село, в котором я живу. Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство историей возникновения села Октябрьское. Работа с документами об истории родного села. Исторические места в селе. Экскурсия по селу на тему «История страны в названиях улиц». Беседа со старожилами об истории родного села. Октябрьцы в годы Великой Отечественной войны.  Люди, прославившие Октябрьский район. Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры родного села. Конференция «Достопримечательности родного города».
Мой край родной – моё Оренбуржье (10 часов)
Сквозь столетия. Знакомство с историей возникновения родного края. Исторические корни нашего края. Легенды и предания. Трижды рождённый. Оренбург– сокровищница культурно – исторических памятников. Гостиный двор. Караван-Сарай. Ансамбль «Хусаиния». Наш край в годы Великой Отечественной войны. Современное Оренбуржье. Географические названия населенных пунктов нашей местности.
Культура и быт родного края (8 часов)
Знакомство с понятиями «культура», «народный фольклор». Культура и быт родного края. Народы родного края. Изучение народных обрядов, обычаев, традиций, праздников Оренбуржья. Одежда народов родного края, народные костюмы, головные уборы и украшения. Устное народное творчество народов, проживающих в Оренбургской области (сказки, пословицы, поговорки). Народные промыслы Оренбуржья.
Музей- хранилище истории. (6 часов)
Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев. Музеи Оренбуржья. Краеведческий музей города Оренбурга. Музей изобразительных искусств. Экскурсия в краеведческий музей Оренбурга. Знакомство с разделами экспозиции городского краеведческого музея.
Итоговые занятия (2 часа)
Итоговая конференция. Что узнали о родном крае и Октябрьском районе? Проведение народного праздника «Сабантуй».
 
 
Тематическое планирование
№ п/п Раздел и тема Теория Практика Дата
Введение (2 часа)
1 Краеведение- наука о родном крае. 1    
2 Экскурсия «Природа – наш второй дом»   1  
Моя семья (7 часов)
 
3 Я и моё имя. 0,5 0,5  
4 Корни моей семьи. 1    
5 Моя родословная.   1  
6 Наша дружная семья. 0,5 0,5  
7 Традиции моей семьи. 1    
8 Профессии в моей семье. 0,5 0,5  
9 Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…»   1  
Наша школа (5 часов)
10 «Почему школа называется школой». Экскурсия по школе. 0,5 0,5  
11 Знакомство с историей возникновения школы. 1    
12 Школьный архив. Судьбы выпускников. 1    
13 Сбор интересного материала о выпускниках своей школы.   1  
14 Гордость школы. Традиции школы.
 
1    
Мой край на карте Родины (3 часа)
15 Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Работа с географической картой России. 0,5 0,5  
16 Оренбуржье – частица России. Флаг, герб, гимн Оренбургской области. Работа с географической картой Оренбургской области. 0,5 0,5  
17 Моя малая Родина – село Октябрьское. Октябрьский район на карте России и Оренбургской области. Флаг, герб, гимн села Октябрьское. 0,5 0,5  
Природа нашего края (18 часов)
18 Климат. Сезонные изменения погоды в Оренбургской области.. 1    
19 Растительный мир Оренбургской области. Бузулукский бор. 0,5 0,5  
20 Лекарственные растения нашего края. 0,5 0,5  
21 Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего региона.      
22 Животный мир Оренбургской области. 0,5 0,5  
23 Птицы  родного  края. 1    
24 Охранять природу – значит охранять Родину.
Заповедники и заказники Оренбуржья. Заповедник «Оренбургский» (виртуальная экскурсия)
1    
25 Редкие     и  исчезающие  виды  растений. Красная книга Оренбургской области. 1    
26 Какие животные нашего края занесены в Красную книгу? 1    
27 Знакомство с понятиями «река», «озеро», «болото», «водохранилище». Изучение озер и рек Оренбургской области и Октябрьского района. 1    
28 Полезные ископаемые Оренбургской области. 1    
29 Что дает наш край стране? 1    
30 Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с экспозицией «Природа, растительный и животный мир Оренбуржья»   1  
31 Что изучает краеведение? Что узнали о родном крае? 1    
32 Итоговая конференция. Творческие работы учащихся на тему «Мой край родной – моё Оренбуржье»   1  
33 Экскурсия на тему «Формы земной поверхности родного края»   1  
34 Экскурсия на водоем родного посёлка.   1  
35 Проведение народного праздника «Сабантуй».   1  
Село, в котором я живу (9 часов)
36 Село, в котором я живу. 1    
37 Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство историей возникновения родного села. Работа с документами об истории родного города.   1  
38 Исторические места в селе. 1    
39 Экскурсия по селу на тему «История страны в названиях улиц села».   1  
40 Беседа со старожилами об истории родного города   1  
41 Октябрьцы в годы Великой Отечественной войны.  0,5 0,5  
42 Люди, прославившие Октябрьский район. 0,5 0,5  
43 Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры родного села.   1    
44  Конференция «Достопримечательности родного села»  (выступления воспитанников)   1  
Мой край родной – моё Оренбуржье (10 часов)
45 Сквозь столетия. Знакомство с историей возникновения родного края. 1    
46 Исторические корни нашего края. Легенды и предания. 0,5 0,5  
47 Трижды рождённый. 1    
48 Оренбург – сокровищница культурно – исторических памятников.   1  
49 Караван-Сарай. 1    
50 Гостиный двор. 1    
51 Ансамбль «Хусаиния»   1  
52 Наш край в годы Великой Отечественной войны 0,5 0,5  
53 Современное Оренбуржье 0,5 0,5  
54 Географические названия населенных пунктов нашей местности. 0,5 0,5  
Культура и быт родного края (8 часов)
55 Знакомство с понятиями «культура», «народный фольклор». 1    
56 Культура и быт родного края 1    
57 Народы родного края 1    
58 Изучение народных обрядов, обычаев, традиций, праздников Оренбуржья.   1  
59 Одежда народов родного края, народные костюмы, головные уборы и украшения.   1  
60 Устное народное творчество народов, проживающих в Оренбургской области (сказки, пословицы, поговорки)   1  
61 Устное народное творчество народов, проживающих в Оренбургской области (сказки, пословицы, поговорки)   1  
62 Народные промыслы Оренбуржья. 0,5 0,5  
Музей- хранилище истории. (6 часов)
63 Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев. 1    
64 Музеи города Оренбурга. 1    
65 Краеведческий музей Оренбурга.   1  
66 Музей изобразительных искусств города Оренбурга (виртуальная экскурсия)   1  
67 Экскурсия в краеведческий музей Оренбурга   1  
68 Знакомство с разделами экспозиции городского краеведческого музея.   1  
Итоговые занятия (4 часа)
69  Итоговая конференция. Что узнали о родном крае и Октябрьском районе? 1    
70 Экскурсия в мастерские ЗАО «Нива»   1  
71 Экскурсия на комплекс по переработки зерна ЗАО «Нива».   1  
72 Проведение народного праздника «Сабантуй».   1  
 
 
Литература:
1.      Атлас Оренбургской области. /Под ред. А. А. Чибилева. – М.: Просвещение, «ДИ ЭМ БИ», 2003.
2.      Ахметов Р. Ш., Герасименко Т. И. и др. Оренбургская область//Путеводитель бизнесмена. М.: 1993.
3.      Альтов В. Г. Города Оренбургской области. Челябинск, Южно-Уральское кн. изд.,1974.
4.      География Оренбургской области: Учебник для 8-9 классов общеобразовательной школы. /А. А. Чибилев и др. – М.: МГУ, 2002.
5.      Колодина О. А. География Оренбургской области. Население и хозяйство: Учебное пособие. – Оренбург: изд. ОГПУ, 2002.
6.      Коростин Б. А. Туристские маршруты Оренбуржья. Челябинск, Южно-Уральское  кн. изд., 1971.
7.      Красная книга Оренбургской области. Животные и растения. – Оренбург, 1998.
8.      Оренбургская область. Атлас. – ГИК РФ. Омская картографическая фабрика, 2002.
9.      Русскин Г. А., Фокина Л.А., Пидорин А.В. География Оренбургской области/ Учебное пособие для учащихся 7-8 классов. Челябинск, 1982.
10.  Русскин Г. А. География Оренбургской области: Природные условия и природные ресурсы: Учебное пособие. Оренбург, изд. ООИПКРО, 2003.
11.  Чибилев А. А. Зеленая книга степного края. Челябинск, 1987.
12.  Чибилев А. А. Природа Оренбургской области. Ч 1. Физико-географический и историко-географический очерк. Оренбургский филиал РГО. Оренбург. 1995.
 
Сайты интернета.
1.http://maps.yandex.ru/
2.http://maps.google.ru/