462030
Оренбургская область,
Октябрьский район,
поселок Междугорный,
улица Школьная, дом 1.
Директор школы:
Игнатова Лариса Бориславовна
Междугорная основная общеобразовательная школа
(35330) 34-4-48 Фотоальбом О школе Учителя школы Информация для учащихся
Главная -> Рабочие программы по предметам -> рабочая программа Родная русская литература 5-9 класс

рабочая программа Родная русская литература 5-9 класс

 
 
Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение
«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО           СОГЛАСОВАНО         УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «ОСОШ» 
Протокол № 1от 27.08.2019 г. ___________ Голинская Т.Г. ___________ Попова И.В.
Руководитель ШМО
________ Абрашикова Н.Н. .
     « 28» августа 2019 г. Приказ № 45 от 02.09.2019 г.
 
 
 
лджээлээээ
село Октябрьское  Оренбургской области
 
 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
 
     Наименование предмета:   РОДНАЯ  (РУССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА
     Классы: 5-9       
     Срок  реализации программы:  5 лет
     Год составления программы:  2019 г.
     Количество часов по учебному плану всего:
    5  класс: 17 часов  в год;  0,5  часа в неделю
    6  класс: 17 часов  в год;  0,5  часа в неделю
    7  класс: 17 часов  в год;  0,5  часа в неделю
    8 класс: 17 часов  в год;  0,5  часа в неделю
    9  класс: 17 часов  в год;  0,5  часа в неделю
     
    Рабочая  программа составлена ШМО учителей русского языка и литературы
 
 
 
 
 
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
 ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ  (РУССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА»
 
Личностные результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература»:
 
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям,языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;  сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
 
Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература»:                            
 
В ходе изучения «Родной (русской) литературы» обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений.   
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
-анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
-идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
-выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
-ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
-формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
-обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
-определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
-обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
-определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
-выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
-выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
-составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
-определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
-описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
-планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
-определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
-систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
-отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
-оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
-находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
-работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
-устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
-сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
-определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
-анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
-свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
-оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
-обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
-фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
 5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
-наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
-соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
-принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
-самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
-ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
-демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; -излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
  • Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; -устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • резюмировать главную идею текста;
  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный);
  • критически оценивать содержание и форму текста.
  • Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его  в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Обучающийся сможет:
  • определять свое отношение к природной среде;
  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
  • Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Выпускник научится:
  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;
  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Выпускник научится:
  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;  
  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
  • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Выпускник научится:
  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
 
 
Предметные результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература»:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
 
Предметные результаты обучения  освоения учебного предмета «Родная (русская) литература»:                            

5 класс 

Обучающийся  научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения. 
Обучающийся получит возможность научиться:
 - сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
 - вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
6 класс 
Обучающийся научится:
 - осознанно воспринимать художественное произведение русской литературы в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
 - анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
 - создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
 - оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
 - вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
7 класс 
Обучающийся научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение русской литературы в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
 - воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
 - определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
 - выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями. 
Обучающийся  получит возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
 - сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
 - вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). 

8 класс 

Обучающийся  научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение  русской литературы в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
 - интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
 - выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
 - анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному произведению;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
 - сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
 - работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации. 
Обучающийся  получит возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
 - дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
 - сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
 - оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
 - создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). 
9 класс 
Выпускник  научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение  русской литературы в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
 - определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
 - выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
 - определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
 - создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
- работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации. 
Выпускник получит возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
 - дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
 - сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
 - сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
 
 
 
 
 
 
 
                                        
СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ   УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА « «РОДНАЯ  (РУССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА»
 
5 КЛАСС
 
Введение. Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека.
 Из устного народного творчества.  «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Славянская мифология. Боги, герои, ритуальные персонажи и злые духи в славянской мифологии.«Легенда о происхождении древлян, кривичей, полян, северян и русов»
Из литературы XIX века   
Л.Н. Толстой.Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Сведения о писателе. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность. Основные темы басен. Приёмы создания характеров и ситуаций. Мораль. 
В.И. Даль. Сказка «Что значит досуг?» Сведения о писателе. Богатство и выразительность языка. Тема труда в сказке. Поручение Георгия Храброго – своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие. Идейно-художественный смысл сказки.
Н.Г. Гарин-Михайловский.Сказка «Книжка счастья». Сведения о писателе. Образы и сюжет сказки. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям и героям. Мир глазами ребёнка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); своеобразие языка.
Из литературы XX века
Е.А. Пермяк.Сказка «Березовая роща». Краткие сведения о писателе. Тема, особенности создания образов. Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки. Аллегорический язык сказки.
В.А. Сухомлинский."Легенда о материнской любви». Краткие сведения о писателе. Материнская любовь. Сыновняя благодарность. Особенности жанра. Значение финала.
Ю.Я. Яковлев.Рассказ «Цветок хлеба». Краткие сведения о писателе. Раннее взросление. Забота взрослых о ребенке. Чувство ответственности за родных. Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка.
 А.И. Приставкин.Рассказ «Золотая рыбка». Краткие сведения о писателе. Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжёлое детство; сострадание, чуткость, доброта). Нравственно-эмоциональное состояние персонажей. Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном. 
В.Я. Ерошенко.Сказка «Умирание ивы». Краткие сведения о писателе. Тема природы и приёмы её реализации; второй смысловой план в сказке. Цельность произведения, взаимосвязанность всех элементов повествования, глубина раскрытия образа. Особенности языка писателя.
В. Я. Брюсов. Стихотворение «Весенний дождь». Слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние лирического героя. Выразительные средства создания образов.  М. А. Волошин. Стихотворение «Как мне близок и понятен…»  Чудесное описание природы. Умение видеть природу, наблюдать и понимать её красоту. Единство человека и природы.
  Творчество писателей и поэтов Оренбургской области. С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». М. Джалиль. Стихи для детей («Песня о храбром джигите, «За строкой летит строка», «Красная ромашка»)
 
 
 
 
 
6  КЛАСС
Введение.  Книга как духовное завещание одного поколения другому.
Литературная сказка.
 Н.Д. Телешов.«Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим. Нравственные проблемы, поставленные в сказке.
Из литературы ХIХ века
А.С. Пушкин. «Выстрел». Мотивы поступков героев повести. Чувство мести, милосердие, благородство. 
Н. Г. Гарин-Михайловский.«Детство Тёмы» (главы  «Ябеда», «Экзамены»). Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести героя. Преодоление героем собственных слабостей в главе «Экзамены».
Н. Лесков «Человек на часах». Открытость и честность, требовательность к себе, деликатность по отношению к окружающим, уважение к личности и осознание факта неповторимости каждого человека.
И. С. Никитин. «Русь»  , М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»); А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край». Автор и его отношение к родине в строках лирических стихов.  Поэтический образ Родины.
Из литературы ХХ века
А.П. Гайдар.«Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношения взрослых и детей, тимуровское движение. 
Стихи о прекрасном и неведомом. А. Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной...», Д. Самойлов «Сказка», В. Берестов «Почему-то в детстве...». 
А.Г. Алексин. «Самый счастливый день». Смысл названия рассказа. Почему семья нужна человеку? Необходимость бережного отношения к близким. 
А.В. Масс.«Сказка о черноокой принцессе». Духовно-нравственная проблематика рассказов. Позиция автора.
Л.А. Чарская.  Рассказ «Тайна». Ранимость души подростка. Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе..
 Ю. Кузнецова.«Помощница ангела». Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и дружба. 
            Творчество писателей  Оренбургской  области.   В.И.Аринин«Оранжевая звезда»
 
 
7 КЛАСС
Введение Значение художественного произведения в культурном наследии России. Роль родного слова в формировании личности человека.
 Из литературы XVIII века
И. И.Дмитриев. Русская басня. Отражение пороков человека в баснях «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном». Аллегория как основное средство художественной выразительности в баснях.
И.А.Крылов. «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Историческая основа басен.
Из литературы XIX века
Ф.Н.Глинка.Краткие сведения о поэте-декабристе, патриоте, высоко оценённом А.С.Пушкиным. Основные темы, мотивы. Стихотворения «Москва», «К Пушкину»
К.М.Станюкович.Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя. 
В.М.Гаршин.Героизм и готовность любой ценой к подвигу в рассказе «Сигнал». Психологизм произведений писателя.
Из литературы XX – XXI века
Ю.М.Нагибин. Основные вехи биографии Ю.М.Нагибина. Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война» )
В.О.Богомолов. Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников.
Ю.Я.Яковлев.Тема памяти и связи поколений. Рассказ – притча «Семья Пешеходовых». Средства выразительности в произведении.
В.Н. Крупин.Краткие сведения о писателе. Тема детского сострадания на страницах произведения «Женя Касаткин». 
С.А. Баруздин. Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота. Мой ровесник на страницах произведения «Тринадцать лет».
А.В. Масс. Фантазийный мир моего сверстника на страницах рассказа «Расскажи про Иван Палыча». 
Е.В. Габова.Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Образ героини произведения: красота внутренняя и внешняя.
Е.А. Евтушенко. Краткая биография. Стихотворение «Картинка детства». Взгляд на вопросы нравственности.
Творчество писателей и поэтов Оренбургской  области Петр Краснов  «Сашкино поле»
 
8 КЛАСС
            Введение. Родная литература как способ познания жизни.
Из древнерусской литературы  А.Никитин. «Хождение за три моря» или «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» - памятник литературы в форме путевых записей, сделанных купцом из Твери Афанасием Никитиным во время его путешествия в индийское государство Бахмани в1468 гг.
Из литературы XVIII века
        Карамзин Н.М. Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского».
Из литературы XIX века Бестужев-Марлинский А.А. "Вечер на бивуаке". Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа.
Баратынский Е.А. Стихотворения. Отражение мира чувств человека в стихотворении «Водопад». Звукопись.
Гаршин В.М."То, чего не было". Аллегорический смысл лирико-философской новеллы. Мастерство иносказания.
Из литературы XX века                                                     
          Пантелеев Л.«Главный инженер». Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Жажда личного подвига во имя победы.            
Рождественский Р.И. Стихотворения. Величие духа «маленького человека» в стихотворении «На земле безжалостно маленькой…»
Пермяк Е.А.«Ужасный почерк». Жизненная позиция героя рассказа.
Яковлев Ю.Я.«Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним нравственным идеалам.
Козлов В.Ф.Рассказ «Сократ мой друг». Поступок героя как отражения характера.
Романова Л.Рассказ «Мы приговариваем тебя к смерти». Одиночество подростков в современном мире.
Творчество писателей и поэтов Оренбургской  области  И.Ф.Богряков«Хивинка»
 
 
9 КЛАСС
            Введение. Прогноз развития литературных традиций.
            Из древнерусской литературы  «Задонщина». Тема единения Русской земли..
Из литературы XIX века
Л.Н. Толстой.А.Толстой. «Русский характер» -своеобразный итог рассуждениям о русском человеке. 
А.П. Чехов.«В рождественскую ночь». Иронический парадокс в рождественском рассказе. Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы. Нравственное перерождение героини.
Из литературы XX века
А. М. Горький «Песня о Соколе». Герои неоромантизма.
А. Грин. «Зеленая лампа». Что нужно человеку для счастья.
К.Г.Паустовский.   Психологизм рассказа  «Телеграмма». Отношение Насти к матери. Смысл названия рассказа.
 Ю.П. Казаков.«Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев. Поэтика психологического параллелизма.
К.Д. Воробьёв.«Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказа.
Из современной русской литературы
В.Г . Распутин. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы.
Т.Н. Толстая «Соня» Мотив времени. Тема нравственного выбора. Символические образы.
Б.П. Екимов.«Ночь исцеления». Особенности прозы писателя. Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны. Внутренняя драма героини, связанная с пережитым во время давно закончившейся войны.
Захар Прилепин «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа.
Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя.
Рождественский Р.И. Величие духа «маленького человека» в стихотворении «На земле безжалостно маленькой…».
 
 
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
 
5 КЛАСС
 
№ п/п Разделы и темы Общее количество часов
1 Введение 1
2 Из устного народного творчества 1
3 Славянская мифология 1
 4 Из литературы XIX века. 4
5  Из литературы  XX века 7
6 Творчество писателей и поэтов Оренбургской области 2
7 Контрольная работа за курс 5 класса 1
  Итого 17
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
6  КЛАСС
 
№ п/п Разделы и темы Общее количество часов
1 Введение 1
2 Литературная сказка 1
3 Из литературы XIX века. 4
4  Из литературы  XX века 9
5 Творчество писателей Оренбургской области 1
6 Контрольная работа за курс 6  класса 1
  Итого 17
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
7  КЛАСС
 
№ п/п Разделы и темы Общее количество часов
1 Введение 1
2 Из литературы XVIII века. 2
3 Из литературы XIX века. 3
4  Из литературы  XX века 9
5 Творчество писателей Оренбургской области 1
6 Контрольная работа за курс 7  класса 1
  Итого 17
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
8  КЛАСС
 
№ п/п Разделы и темы Общее количество часов
1 Введение 1
2 Из древнерусской литературы 1
3 Из литературы XVIII века. 1
4 Из литературы XIX века. 4
5  Из литературы  XX века 8
6 Творчество писателей Оренбургской области 1
7 Контрольная работа за курс 8  класса 1
  Итого 17
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
9 КЛАСС
 
№ п/п Разделы и темы Общее количество часов
1. Введение 1
2 Из древнерусской литературы 1
3 Из литературы XIX века. 2
4  Из литературы  XX века 6
5 Из современной русской литературы 6
6 Контрольная работа за курс 9  класса 1
  Итого 17
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                           
 
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
                           
5 КЛАСС
                           
Тема урока Базовые понятия Используемые
информационные
ресурсы
Даты проведения
  План Факт
1. Введение. Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека.
 
Процесс чтения
Труд писателя
http://lib.pushkinskijdom.ru /  Библиотека Института русской литературы (Пушкинского дома) РАН.
Словарь русских писателей XVIII века, XVIII век.;
   http://philologos.narod.ru /  –  Материалы по теории  литературы.
  http://www.ruscorpora.ru / –  Национальный корпус русского языка. Информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме
1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов  http://school-collection.edu.ru
2.Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
2. Газета «1 сентября»  www.1september.ru
3. Фестиваль педагогических  идей «Открытый урок»  http://festival.1september.ru  
4.ФИПИ http://www.fipi.ru
5. Учебный портал по использованию ЭОР в образовательной деятельности
Педсовет http://pedsovet.org.
Электронная библиотека специальной филологической литературы http://philology.ruslibrary.ru/
 http://philologos.narod.ru /  –  Материалы по теории  литературы.
  http://www.ruscorpora.ru / –  Национальный корпус русского языка.
http://school-collection.edu.ru
http://lib.pushkinskijdom.ru /  Библиотека Института русской литературы (Пушкинского дома) РАН.
Словарь русских писателей XVIII века, XVIII век.;
   http://philologos.narod.ru /  –  Материалы по теории  литературы.
  http://www.ruscorpora.ru / –  Национальный корпус русского языка. Информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме
1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов  http://school-collection.edu.ru
2.Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
2. Газета «1 сентября»  www.1september.ru
3. Фестиваль педагогических  идей «Открытый урок»  http://festival.1september.ru  
4.ФИПИ http://www.fipi.ru
5. Учебный портал по использованию ЭОР в образовательной деятельности
Педсовет http://pedsovet.org.
Электронная библиотека специальной филологической литературы http://philology.ruslibrary.ru/
 http://philologos.narod.ru /  –  Материалы по теории  литературы.
  http://www.ruscorpora.ru / –  Национальный корпус русского языка.
http://school-collection.edu.ru
   
2. Волшебная богатырская сказка  героического содержания «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо».. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.    
3. Боги, герои, ритуальные персонажи и злые духи в славянской мифологии.«Легенда о происхождении древлян, кривичей, полян, северян и русов»  Славянская мифология.
мифы
   
4 Л.Н. Толстой. Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Нравственная проблематика басен, злободневность. Сведения о писателе.
Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность
Основные темы басен. Приёмы создания характеров и ситуаций. Мораль. 
   
5 В.И. Даль. Сказка «Что значит досуг?» Идейно-художественный смысл сказки. Сведения о писателе
Богатство и выразительность языка. Тема труда в сказке. Поручение Георгия Храброго – своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие
   
6 Н.Г. Гарин-Михайловский Сказка «Книжка счастья». Образы и сюжет сказки.. Сведения о писателе. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу.    
7 «Книжка счастья». Отношение писателя к событиям и героям. Мир глазами ребёнка . своеобразие языка
Мир глазами ребёнка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире)
   
8 Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща». Аллегорический язык сказки. Краткие сведения о писателе. Тема, особенности создания образов. Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки.    
9 В.А. Сухомлинский. "Легенда о материнской любви». Материнская любовь. Сыновняя благодарность. Краткие сведения о писателе. Особенности жанра.
 Значение финала
   
10 Ю.Я. Яковлев. Рассказ  «Цветок хлеба». Краткие сведения о писателе. Раннее взросление. Забота взрослых о ребенке. Чувство ответственности за родных. Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка.    
11 А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа Краткие сведения о писателе. Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжёлое детство; сострадание, чуткость, доброта). Нравственно-эмоциональное состояние персонажей. Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.     
12 В.Я. Ерошенко. Сказка «Умирание ивы». Краткие сведения о писателе. Тема природы и приёмы её реализации; второй смысловой план в сказке. Цельность произведения, взаимосвязанность всех элементов повествования, глубина раскрытия образа. Особенности языка писателя.    
13 Р.Р.Защита проектов  по теме «Мои ровесники в литературных произведениях»  Структура проекта    
14 Р.Р. Практикум выразительного чтения. В. Я. Брюсов. Стихотворение «Весенний дождь». М. А. Волошин. Стихотворение «Как мне близок и понятен…»  Слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние лирического героя. Выразительные средства создания образов.   Умение видеть природу, наблюдать и понимать её красоту. Единство человека и природы.  Чудесное описание природы..    
15 С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Истоки рождения сказки.
Проблематика и нравственная проблематика
   
16
 
 
М. Джалиль. Стихи для детей («Песня о храбром джигите, «За строкой летит строка», «Красная ромашка») Выразительные средства создания образов
Стихотворный размер
Рифма
   
17 Итоговая контрольная работа  за курс 5 класса      
 
 
 
 
 

 
 
 
 
6  КЛАСС
                           
 
Тема урока Базовые понятия Используемые
информационные
ресурсы
Даты проведения
  План Факт
1. Введение.  Книга как духовное завещание одного поколения другому. Книга  и ее роль в жизни человека http://lib.pushkinskijdom.ru /  Библиотека Института русской литературы (Пушкинского дома) РАН.
Словарь русских писателей XVIII века, XVIII век.;
   http://philologos.narod.ru /  –  Материалы по теории  литературы.
  http://www.ruscorpora.ru / –  Национальный корпус русского языка. Информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме
1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов  http://school-collection.edu.ru
2.Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
2. Газета «1 сентября»  www.1september.ru
3. Фестиваль педагогических  идей «Открытый урок»  http://festival.1september.ru  
4.ФИПИ http://www.fipi.ru
5. Учебный портал по использованию ЭОР в образовательной деятельности
Педсовет http://pedsovet.org.
Электронная библиотека специальной филологической литературы http://philology.ruslibrary.ru/
 http://philologos.narod.ru /  –  Материалы по теории  литературы.
  http://www.ruscorpora.ru / –  Национальный корпус русского языка.
http://school-collection.edu.ru
   
2. Н.Д. Телешов. «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим. Литературная сказка.
Нравственные проблемы, поставленные в сказке.
   
3 А.С. Пушкин. «Выстрел». Мотивы поступков героев повести.
 
Чувство мести, милосердие, благородство.     
4. Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Ябеда», «Экзамены»). Отрочество героя.
 
Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Предательство и муки совести героя в главе «Ябеда». Преодоление героем собственных слабостей в главе «Экзамены».    
5 Н. Лесков «Человек на часах». Открытость и честность, требовательность к себе, деликатность по отношению к окружающим, уважение к личности и осознание факта неповторимости каждого человека    
6 И. С. Никитин. «Русь»; М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»); А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край». Поэтический образ Родины.
Автор и его отношение к родине в строках лирических стихов. 
   
7 -8 А.П. Гайдар. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношения взрослых и детей, тимуровское движение.     
9 А. Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной...», Д. Самойлов «Сказка», В. Берестов «Почему-то в детстве...». 
 
Стихи о прекрасном и неведомом.
Выразительные средства создания образов
Стихотворный размер  Рифма
   
10 А.Г. Алексин. «Самый счастливый день». Почему семья нужна человеку?
 
Смысл названия рассказа. Необходимость бережного отношения к близким.     
11 А.В. Масс. «Сказка о черноокой принцессе» Духовно-нравственная проблематика рассказов. Позиция автора.    
12-13 Л.А. Чарская. Рассказ «Тайна». Ранимость души подростка.
 
Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе..    
14 Ю. Кузнецова. «Помощница ангела».
 
Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и дружба.     
15 Р.Р.Защита проектов  по теме «Памятники литературным героям»      
16 В.И.Аринин «Оранжевая звезда» Нравственные проблемы, поставленные в рассказе    
17 Итоговая контрольная работа  за курс 6 класса      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
7  КЛАСС
 
Тема урока Базовые понятия Используемые
информационные
ресурсы
Даты проведения
  План Факт
1. Введение.  Значение художественного произведения в культурном наследии России. Роль родного слова в формировании личности человека. http://lib.pushkinskijdom.ru /  Библиотека Института русской литературы (Пушкинского дома) РАН.
Словарь русских писателей XVIII века, XVIII век.;
   http://philologos.narod.ru /  –  Материалы по теории  литературы.
  http://www.ruscorpora.ru / –  Национальный корпус русского языка. Информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме
1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов  http://school-collection.edu.ru
2.Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
2. Газета «1 сентября»  www.1september.ru
3. Фестиваль педагогических  идей «Открытый урок»  http://festival.1september.ru  
4.ФИПИ http://www.fipi.ru
5. Учебный портал по использованию ЭОР в образовательной деятельности
Педсовет http://pedsovet.org.
Электронная библиотека специальной филологической литературы http://philology.ruslibrary.ru/
 http://philologos.narod.ru /  –  Материалы по теории  литературы.
  http://www.ruscorpora.ru / –  Национальный корпус русского языка.
http://school-collection.edu.ru
   
2. И. И. Дмитриев  Отражение пороков человека в баснях «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном».
 
Русская басня
Аллегория как основное средство художественной выразительности в баснях. Мораль.
   
3 И.А.Крылов  «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Историческая основа басен.    
4 Ф.Н. Глинка Стихотворения «Москва», «К Пушкину»
 
Краткие сведения о поэте-декабристе, патриоте, высоко оценённом А.С.Пушкиным. Основные темы, мотивы    
5 К.М. Станюкович  Рассказ «Рождественская ночь».  проблематика рассказа
Милосердие и вера в произведении писателя. 
   
6 В.М. Гаршин «Сигнал » . Героизм и готовность любой ценой к подвигу
 
Психологизм произведений писателя.    
7 Ю.М. Нагибин  «Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии космонавта Ю.А. Гагарина
 
Основные вехи биографии Ю.М.Нагибина. Произведение писателя о великих людях России. (глава «Юрина война» )    
8 В.О.Богомолов. Рассказ «Рейс «Ласточки». Подвиг речников.
 
Краткие сведения о писателе-фронтовике. Будни войны на страницах произведения.    
9 Ю.Я. Яковлев. Тема памяти и связи поколении в рассказе – притче «Семья Пешеходовых». Средства выразительности в произведении    
10 В.Н. Крупин. Тема детского сострадания на страницах произведения «Женя Касаткин».  Краткие сведения о писателе.    
11 С.А. Баруздин. Мой ровесник на страницах произведения «Тринадцать лет».
 
Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота.    
12 А.В. Масс. Фантазийный мир моего сверстника на страницах рассказа «Расскажи про Иван Палыча». 
 
   
13 Е.В. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Образ героини произведения: красота внутренняя и внешняя    
14 Е.А. Евтушенко. Стихотворение «Картинка детства». Взгляд на вопросы нравственности. Краткая биография.    
15 Р.Р.Защита проектов  по теме «Герои современности Кто они?»      
16 Петр Краснов  «Сашкино поле» Нравственность и чувство долга,  патриотизма    
17 Итоговая контрольная работа  за курс 7 класса      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
8  КЛАСС
 
 
Тема урока Базовые понятия Используемые
информационные
ресурсы
Даты проведения
  План Факт
1. Введение. Родная литература как способ познания жизни. Родная литература
Классика
Течения и направления
 http://lib.pushkinskijdom.ru /  Библиотека Института русской литературы (Пушкинского дома) РАН.
Словарь русских писателей XVIII века, XVIII век.;
   http://philologos.narod.ru /  –  Материалы по теории  литературы.
  http://www.ruscorpora.ru / –  Национальный корпус русского языка. Информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме
1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов  http://school-collection.edu.ru
2.Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
2. Газета «1 сентября»  www.1september.ru
3. Фестиваль педагогических  идей «Открытый урок»  http://festival.1september.ru  
4.ФИПИ http://www.fipi.ru
5. Учебный портал по использованию ЭОР в образовательной деятельности
Педсовет http://pedsovet.org.
Электронная библиотека специальной филологической литературы http://philology.ruslibrary.ru/
 http://philologos.narod.ru /  –  Материалы по теории  литературы.
  http://www.ruscorpora.ru / –  Национальный корпус русского языка.
http://school-collection.edu.ru
 
   
2 А.Никитин. «Хождение за три моря» или «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» памятник литературы в форме путевых записей, сделанных купцом из Твери Афанасием Никитиным во время его путешествия в индийское государство Бахмани в1468 гг.    
3 Н,М. Карамзин. Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского». Историзм
Легенда
сказания
   
4 Бестужев-Марлинский А.А. "Вечер на бивуаке"
 
Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа    
5  Баратынский Е.А. Стихотворения. Отражение мира чувств человека в стихотворении «Водопад». Звукопись
Стихотворный размер
   
6-7 Гаршин В.М. "То, чего не было".
 
Аллегорический смысл лирико-философской новеллы. Мастерство иносказания.    
8 Пантелеев Л. «Главный инженер». Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Жажда личного подвига во имя победы.        
9 Рождественский Р.И. Стихотворения. Величие духа «маленького человека» в стихотворении «На земле безжалостно маленькой…» Выразительные средства создания образов
Стихотворный размер
 Рифма
   
10 Пермяк Е.А. «Ужасный почерк». Жизненная позиция героя рассказа. Нравственная проблематика рассказа    
11 Яковлев Ю.Я. «Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним нравственным идеалам.    
12   Козлов В.Ф. Рассказ «Сократ мой друг». Поступок героя как отражения характера.    
13-14 Романова Л. Рассказ «Мы приговариваем тебя к смерти». Одиночество подростков в современном мире.    
15 Р.Р.Защита проектов  по теме «Литературное Оренбуржье в лицах »      
16 И.Ф. Богряков «Хивинка» Новелла
Нравственная проблематика новеллы
   
17 Итоговая контрольная работа  за курс 8  класса      
 
 
.
                                                                                                            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
9  КЛАСС
 
 
Тема урока Базовые понятия Используемые
информационные
ресурсы
Даты проведения
  План Факт
1. Введение. Прогноз развития литературных традиций. Литературные традиции  http://lib.pushkinskijdom.ru /  Библиотека Института русской литературы (Пушкинского дома) РАН.
Словарь русских писателей XVIII века, XVIII век.;
   http://philologos.narod.ru /  –  Материалы по теории  литературы.
  http://www.ruscorpora.ru / –  Национальный корпус русского языка. Информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме
1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов  http://school-collection.edu.ru
2.Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
2. Газета «1 сентября»  www.1september.ru
3. Фестиваль педагогических  идей «Открытый урок»  http://festival.1september.ru  
4.ФИПИ http://www.fipi.ru
5. Учебный портал по использованию ЭОР в образовательной деятельности
Учебный портал по использованию ЭОР в образовательной деятельности http://eor.it.ru/eor/Завуч. инфо www.zavuch.info
Педсовет http://pedsovet.org.
Электронная библиотека специальной филологической литературы http://philology.ruslibrary.ru/
 http://lib.pushkinskijdom.ru /  Библиотека Института русской литературы (Пушкинского дома) РАН.
Словарь русских писателей XVIII века, XVIII век.;
   
2  Развитие древнерусской литературы «Задонщина». Тема единения Русской земли..    
3 Л..Н. Толстой. А.Толстой. «Русский характер» -своеобразный итог рассуждениям о русском человеке.  Психологизм прозы
Философские рассуждения
   
4 А.П. Чехов. «В рождественскую ночь». Иронический парадокс в рождественском рассказе.
 
Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы. Нравственное перерождение героини.    
5  М. Горький «Песня о Соколе».
 
Герои неоромантизма.    
6-7 А. Грин. «Зеленая лампа». Что нужно человеку для счастья Нравственная проблематика рассказа    
8 К.Г.Паустовский.   Психологизм рассказа  «Телеграмма».
 
Отношение Насти к матери. Смысл названия рассказа.    
9 Ю.П. Казаков. «Двое в декабре». Душевная жизнь героев. Смысл названия рассказа.
 Поэтика психологического параллелизма.
   
10 Д. Воробьёв. «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в человеке.
названия рассказа
   
11 В.Г . Распутин. «Женский разговор».
 
Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы.    
12 Т.Н. Толстая «Соня»  Тема нравственного выбора. Символические образы
Мотив времени.
   
13 Б.П. Екимов. «Ночь исцеления». Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны. Особенности прозы писателя.
Внутренняя драма героини, связанная с пережитым во время давно закончившейся войны.
   
14 Захар Прилепин «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа.
 
Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя.    
15 Р.Р.Защита проектов  по теме «Буктреллер по современной книге »      
16 Р.Р. Практикум выразительного чтения Рождественский Р.И. Величие духа «маленького человека» в стихотворении «На земле безжалостно маленькой…». Выразительные средства создания образов
Стихотворный размер  Рифма
   
17 Итоговая контрольная работа  за курс 9  класса      
 
 
.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПРОГРАММНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
 
Словари
1. Зуева Т.В. Русский фольклор: Словарь-справочник. – М.: Просвещение, 2011.
2. Литература Древней Руси: Библиографический словарь / Под ред. О.В. Творогова. – М.: Просвещение, 2013
3. Русские писатели XIX – начала XX века: Библиографический словарь / Под ред. Н.Н. Скатова. – М.: Просвещение, 2012
4. Русские писатели XIX века. Библиографический словарь. В 2 ч. / Под ред. П.А. Николаева. - М.: Просвещение, 2011.
5. Русские писатели XVIII века: Библиографический словарь / Под ред. С.А. Джанумова. – М.: Просвещение, 2013.
6. Русские писатели. XX век. Библиографический словарь. В. 2 ч. / Под ред.Н.Н. Скатова. – М.: Просвещение,2010.
7. Чернец Л.В. и др. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2012.
 
Хрестоматии
1. Древнерусская литература: Хрестоматия для 5-9 кл. / Сост. О.В. Творогов. – М.: Просвещение, 2013.
2. Наш XIX век / Сост. В.Я. Коровина, В.И. Коровин. – М.,2011.
 3. Русская литература XIX века: Первая половина: Хрестоматия историко-литературных материалов / Сост. И.Е. Каплан, П.Г. Пустовойт. – М.: Просвещение, 2012.
 4. Русская литература XIX века: Вторая половина: Хрестоматия историко-литературных материалов / Сост. И.Е. Каплан, М.Т. Пинаев. – М.: Просвещение, 2011.
 
Интернет-ресурсы
1.http://www.rusfolk.chat.ru–Русский фольклор
2.http://www.pogovorka.com. –Пословицы и поговорки
3.http://old-russian.chat.ru–Древнерусская литература
4.http://www.klassika.ru–Библиотека классической русской литературы
5.http://www.ruthenia.ru–Русская поэзия 60-х годов.
6 .http://www.rol.ru–Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
7..http://www.1september.ru–Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)
8..http://center.fio.ru–Мастерская «В помощь учителю. Литература»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО  РОДНОЙ  (РУССКОЙ) ЛИТЕРАТУРЕ
 
Общие требования к устному ответу
1. Соответствие ответа формулировке темы. 
2. Содержательность, глубина и полнота ответа. Достоверность излагаемого материала. Хорошее знание текста художественного произведения. 
3. Аргументированность, логичность и композиционная стройность ответа. 
4. Достаточный интеллектуально-культурный и научно-теоретический уровень ответа. 
5. Умение воспринимать художественное произведение как факт искусства слова. Знание и понимание основных закономерностей и проблем развития литературы, умение анализировать содержание и форму художественных произведений. 
6. Грамотная, богатая, точная и выразительная речь. 
Критерии оценки устного ответа
"OТЛИЧНО": ставится за исчерпывающий, точный ответ, отличное знание текста и др. литературных материалов, умение пользоваться ими для аргументации и самостоятельных выводов, свободное владение литературоведческой терминологией, навыки анализа литературного произведения в единстве формы и содержания, умение излагать свои мысли последовательно с необходимыми обобщениями и выводами, выразительно читать наизусть программные произведения, говорить правильным литературным языком. 
 "ХОРОШО": ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание литературного материала, умение анализировать текст произведения, приводя необходимые иллюстрации, умение излагать свои мысли последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные затруднения в формулировке выводов, иллюстративный материал может быть представлен недостаточно, отдельные погрешности в чтении наизусть и отдельные ошибки в речевом оформлении высказываний 
"УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО": ставится за ответ, в котором в основном правильно, но схематично или с отклонениями от последовательности изложения раскрыт материал. Анализ текста частично подменяется пересказом, нет обобщений и выводов в полном объеме, имеются существенные ошибки в речевом оформлении высказываний, есть затруднения в чтении наизусть. 
"НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО": ставится, если показано незнание текста или неумение его анализировать, если анализ подменяется пересказом; в ответе отсутствуют необходимые иллюстрации, отсутствует логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и самостоятельной оценки фактов; недостаточно сформированы навыки устной речи, имеются отступления от литературной нормы.   
 
 
Критерии оценки сочинения
 
Сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм
    В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
 
Отметка Основные критерии отметки
Содержание и речь Грамотность
«5» 1.       Содержание работы полностью соответствует теме.
2.       Фактические ошибки отсутствуют.
3.        Содержание излагается последовательно.
4.       Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.       Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
   В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.
Допускается:
1 орфографическая,
или
1 пунктуационная,
или
1 грамматическая ошибка.
«4» 1.       Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2.       Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.       Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4.       Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.       Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.
   В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
Допускаются:
2 орфографические и
2 пунктуационные ошибки,
или
1 орфографическая и
3 пунктуационные ошибки,
или
 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок,
а также 2 грамматические ошибки.
«3» 1.       В работе допущены существенные отклонения от темы.
2.       Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4.       Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5.       Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
   В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Допускаются:
4 орфографические и
4 пунктуационные ошибки,
или
3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок,
или
7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок,
а также 4 грамматические ошибки.
«2»
  1. Работа не соответствует теме.
  2. Допущено много фактических неточностей.
  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Допускаются:
7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок,
или
6 орфографических и
8 пунктуационных ошибок,
5 орфографических и
9 пунктуационных ошибок,
8 орфографических и
6 пунктуационных ошибок,
а также 7 грамматических ошибок.
«1» ставится за сочинение:
- совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста  произведения  и  неумении  излагать свои  мысли;
- содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2»
 

При оценке учитывается следующий примерный объем  классных сочинений:
в 5-м классе - 0,5-1 страница
в 6-м классе -1-1,5 страницы
в 7-м классе -1,5 - 2,0 страницы
в 8-м классе - 2,0-3,0 страницы
в 9-м классе - 3,0-4,0 страницы
 

Критерии оценки чтения наизусть
При чтении поэтического или прозаического текста наизусть ученик обязан
- указать автора и название произведения;
- безошибочно воспроизвести текст;
- понимать смысл и значение текста;
- во время чтения грамотно расставлять логические ударения; выдерживать паузы там, где это необходимо; соблюдать соответствующий смыслу текста темп чтения и интонацию; использовать при необходимости мимику и жесты. 
Отметка "5" ставится при соблюдении всех перечисленных условий.
Отметка "4" ставится при несоблюдении одного из перечисленных условий.
Отметка "3" ставится при несоблюдении двух-трёх из перечисленных условий (уверенное знание текста при невыразительном чтении; выразительное, но неуверенное чтение текста; немотивированные паузы; неумение расставлять логические ударения и/или соблюдать соответствующий смыслу темп чтения).  
Отметка "2" ставится при слабом знании текста (три и более немотивированных пауз, фактические ошибки при воспроизведении текста, неполное воспроизведение текста). 
Отметка "1" ставится при неготовности ученика к чтению наизусть, при полном незнании текста. 
 
 
Критерии  оценки  проекта
 
Критерии Максимальный  уровень  достижений  учащихся
1 Планирование  и  раскрытие  плана,  развитие  темы 4
2 Сбор  информации 4
3 Выбор  и  использование  методов  и  приемов 4
4 Анализ  информации 4
5 Организация  письменной  работы 4
6 Анализ  процесса  и  результата 4
7 Личное  участие 4
ИТОГО 28
 
 
Общий  уровень  достижений  учащихся  переводится  в  отметку  по  следующей  шкале
28-21  баллов:  «5»;  20-16  баллов:  «4»;  15-8  баллов:  «3»;  7-0  баллов:  «2».
1.  Планирование  и  раскрытие  плана,  развитие  темы.  Высший  балл  ставится,  если  ученик  определяет  и  четко  описывает  цели  своего  проекта,  дает  последовательное  и  полное  описание  того,  как  он  собирается  достичь  этих  целей,  причем  реализация  проекта  полностью  соответствует  предложенному  им  плану.
2.  Сбор  информации.  Высший  балл  ставится,  если  персональный  проект  содержит  достаточное  количество  относящейся  к  делу  информации  и  ссылок  на  различные  источники.
3.  Выбор  и  использование  методов  и  приемов.  Высший  балл  ставится,  если  проект  полностью  соответствует  целям  и  задачам,  определенным  автором,  причем  выбранные  и  эффективно  использованные  средства  приводят  к  созданию  итогового  продукта  высокого  качества.
4.  Анализ  информации.  Высший  балл  по  этому  критерию  ставится,  если  проект  четко  отражает  глубину  анализа  и  актуальность  собственного  видения  идей  учащимся,  при  этом  содержит 
по-настоящему  личностный  подход  к  теме.
5.  Организация  письменной  работы.  Высший  балл  ставится,  если  структура  проекта  и  письменной  работы  (отчета)  отражает  логику  и  последовательность  работы,  если  использованы  адекватные  способы  представления 
 материала  (диаграммы,  графики,  сноски,  макеты,  модели  и  т.  д.).
6.  Анализ  процесса  и  результата.  Высший  балл  ставится,  если  учащийся  последовательно  и  полно  анализирует  проект  с  точки  зрения  поставленных  целей,  демонстрирует  понимание  общих  перспектив,  относящихся  к 
выбранному  пути.
7.  Личное  участие.  Считается  в  большей  степени  успешной  такая  работа,  в  которой  наличествует  собственный 
интерес  автора,  энтузиазм,  активное  взаимодействие  с  участниками  и  потенциальными  потребителями  конечного  продукта  и,  наконец,  если  ребенок  обнаружил  собственное  мнение  в  ходе  выполнения  проекта