462030
Оренбургская область,
Октябрьский район,
поселок Междугорный,
улица Школьная, дом 1.
Директор школы:
Игнатова Лариса Бориславовна
Междугорная основная общеобразовательная школа
(35330) 34-4-48 Фотоальбом О школе Учителя школы Информация для учащихся
Главная -> Рабочие программы по предметам -> рабочая программа русский язык 5-9 класс

рабочая программа русский язык 5-9 класс

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Октябрьская средняя общеобразовательная школа»
в посёлке Междугорный  Октябрьского района  Оренбургской области

Надпись: РАССМОТРЕНО	          СОГЛАСОВАНО	        УТВЕРЖДЕНО
на заседании ШМО	Заместитель директора по УВР	Директор МБОУ «ОСОШ»  
Протокол №1 от 28.08.2019г	___________ Игнатова Л.Б.	___________ Попова И.В.
Руководитель ШМО
_________Абрашикова Н.Н.	« 28 августа 2019 г.	Приказ № __ от  _______2019 г.


 
 

 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
 
     Наименование предмета:   РУССКИЙ ЯЗЫК 
     Классы: 5-9       
     Срок  реализации программы:  5 лет
     Год составления программы:  2019г.
     Количество часов по учебному плану всего:
    5 класс: 175 часов  в год;   5 часов в неделю
     6 класс: 210 часов  в год;   6 часов в неделю
     7 класс: 140часов  в год;   4 часа в неделю
     8 класс: 105 часов  в год;   3 часа в неделю
     9 класс: 102 часа  в год;   3 часа в неделю
Рабочая программа составлена на основании Примерной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением ФУМО по ОО, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
Рабочая программа составлена ШМО учителей русского языка и литературы

 
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
 
Личностные результаты освоения выпускниками ос­новной школы программы по русскому:
1) понимание русского языка как одной из основных на­ционально-культурных ценностей русского народа, определя­ющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; ува­жительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовер­шенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к само­оценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по русскому:
I) владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • владение разными видами чтения;
  • способность извлекать информацию из различных источни­ков, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный по­иск информации, её анализ и отбор; способность к преоб­разованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятель­ности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно фор­мулировать их в устной и письменной форме;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предме­там, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках ино­странного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окру­жающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсужде­ниях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформаль­ного межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
В  результате изучения курса  «Русский язык» 5 класса
Обучающийся  научится:

  • осознавать роль русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире;
  • соблюдать  основные нормы  русского речевого этикета:этикетные формы и формулы обращения;
  • соотносить части прочитанного и прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения;  определять начало и конец темы; выявлять логический план текста; анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли;
  • создавать устные и письменные тексты описательного типа;
  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
  •  владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки  прочитанного материала;
  • соблюдать основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка;
  • осознавать национальное  своеобразие, богатство, выразительность русского родного языка;
  • соблюдать основные лексические  нормы современного русского литературного языка: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности; нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов;
  • употреблять  синонимы, антонимы‚ омонимы с учётом стилистических вариантов лексической нормы;
  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
  •  использовать знание алфавита при поиске информации;
  • проводить фонетический анализ слова;
  •  классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
  • членить слова на слоги и правильно их переносить;
  • опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
  • проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
  • опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
  •  опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
  • проводить морфологический анализ слова;
  •  опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
  • анализировать различные виды словосочетаний и предложений;
  • находить грамматическую основу предложения;
  •  распознавать главные и второстепенные члены предложения;
  • опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
  • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;
  •  использовать орфографические словари.

Обучающийся получит возможность научиться:
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• опознавать различные выразительные средства языка;
• осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
• участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
 • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
 
В  результате изучения курса  «Русский язык» 6 класса
Обучающийся  научится:
• владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки  прочитанного материала;
• владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
• анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли;
• использовать знание алфавита при поиске информации;
• проводить фонетический анализ слова;
• классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
• членить слова на слоги и правильно их переносить;
• опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
• проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
• опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
• характеризовать лексику с точки зрения происхождения: лексика исконно русская и заимствованная; понимать процессы заимствования лексики как результата взаимодействия национальных культур; характеризовать заимствованные слова по языку-источнику, времени вхождени;
•распознавать старославянизмы, понимать роль старославянского языка в развитии русского литературного языка; проводить стилистическую характеристику старославянизмов (стилистически нейтральные, книжные, устаревшие);
• понимать роль заимствованной лексики в современном русском языке; распознавать слова, заимствованные русским языком из языков народов России и мира;
• понимать причины изменений в словарном составе языка; определять значения устаревших слов с национально-культурным компонентом; определять значения современных неологизмов,характеризовать неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске;
• понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; комментировать истории происхождения таких фразеологических оборотов, уместно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
• опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
употреблять заимствованные несклоняемые имена существительные; сложные существительные; имёна собственные (географические названия); аббревиатуры‚ обусловленные категорией рода;
• употреблять заимствованные несклоняемые имёна существительные; склонять русские и иностранные имена и фамилий; названия географических объектов‚ употреблятьотдельные грамматические формы имен существительных, прилагательных; склонять местоимения‚ порядковых и количественных числительных;
• употреблять отдельные формы имен существительных в соответствии с типом склонения, родом;
• проводить морфологический анализ слова;
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений;
• находить грамматическую основу предложения;
• распознавать главные и второстепенные члены предложения;
• опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
• соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
• опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковых словарей, словарей устаревших слов, словарей иностранных слов, фразеологических словарей, этимологических фразеологических словарей, словарей пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебных этимологических словарей; словарей синонимов, антонимов; словарей эпитетов, метафор и сравнений;
• использовать орфографические словари.
Обучающийся  получит возможность научиться:
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• строить устные учебно-научные сообщения различных видов; принимать участие в учебно-научной дискуссии;
• создавать устные и письменные тексты описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение;
• создавать  устные и письменные тексты аргументативного типа (рассуждение, доказательство, объяснение) с использованием различных способов аргументации;
• опознавать различные выразительные средства языка;
• осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
• употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;
• различать стилистические варианты лексической нормы;
•употреблять имёна существительные, прилагательные, глаголы с учётом стилистических вариантов лексической нормы;
• участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
 • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
В  результате изучения курса  «Русский язык» 7 класса
Обучающийся  научится:
• владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки  прочитанного материала;
• владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
 • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
 • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
 • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
• анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально- смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
• использовать знание алфавита при поиске информации;
• различать значимые и незначимые единицы языка;
• проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
• классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
• членить слова на слоги и правильно их переносить;
 • определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;  
•употреблять слова с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;  понимать активные процессы   в области произношения и ударения;
• опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
• проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
• проводить лексический анализ слова;
• опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
•различатьстилистические варианты лексической нормы;
•употреблять имёна существительные, прилагательные, глаголы с учётом стилистических вариантов лексической нормы;
•употреблять синонимы, антонимы‚ омонимы с учётом стилистических вариантов лексической нормы;
• опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
• проводить морфологический анализ слова;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
• находить грамматическую основу предложения;
• распознавать главные и второстепенные члены предложения;
• опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
 • проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
• соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
• опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;
 • опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
 • использовать орфографические словари.
Обучающийся  получит возможность научиться:
• осознавать роль русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире;
• анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
• владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; приёмами работы с заголовком текста, оглавлением, списком литературы, примечаниями и т.д.; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использовать графики, диаграммы, схемы для представления информации;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• опознавать различные выразительные средства языка;
• писать конспект, рефераты, статьи, доклады, интервью, очерки и другие жанры;
• осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
• участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
• характеризовать словообразовательные цепочки;
• использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
 • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
 
В  результате изучения курса  «Русский язык» 8 класса
Обучающийся  научится:
• осознавать роль русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире;
• осознавать роль русского родного языка в жизни человека;
• осознавать язык как развивающееся явление, взаимосвязь исторического развития языка с историей общества;
• осознавать национальное своеобразие, богатство, выразительность русского родного языка;
• владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки  прочитанного материала;
• владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
 • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
 • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
•соблюдать этикетные формы и формулы обращения; этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; современные формулы обращения к незнакомому человеку; употребление формы «он»;
• соблюдать этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного  общения, лежащие в основе национального речевого этикета;
• соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;
•использовать в общении этикетную речевую  тактику и приёмы‚ помогающие противостоять речевой агрессии;
• использовать при общении в электронной среде этику и русский речевой этикет;
• соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;
• понимать активные процессы в русском речевом этикете;
• соблюдать нормы  русского речевого этикета; понимать национальную специфику русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов;
 • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
• анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально- смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
•анализировать и интерпретировать тексты фольклора и художественные тексты или их фрагменты (народные и литературные сказки, рассказы, загадки, пословицы, притчи и т.п.); определять фактуальную и подтекстовую информацию текста, его сильных позиций;
• использовать знание алфавита при поиске информации;
 • различать значимые и незначимые единицы языка;
• проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
• классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
• членить слова на слоги и правильно их переносить;
 • определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
• опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
 • проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
• проводить лексический анализ слова;
• опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
• опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
• проводить морфологический анализ слова;
 • применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
• находить грамматическую основу предложения;
 • распознавать главные и второстепенные члены предложения;
• опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
 • проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
• соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
 • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;
 • опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
 • использовать орфографические словари.
• использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари устаревших слов, этимологические фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари;
Обучающийся  получит возможность научиться:
• анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• опознавать различные выразительные средства языка;
• писать конспект,  рефераты, статьи,  доклады, интервью, очерки и другие жанры;
• осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
• участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
• характеризовать словообразовательные цепочки;
• использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
•характеризовать лексику с точки зрения происхождения: лексика исконно русская и заимствованная; понимать процессы заимствования лексики как результата взаимодействия национальных культур; характеризовать заимствованные слова по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние); распознавать старославянизмы, понимать роль старославянского языка в развитии русского литературного языка; стилистическая характеристика старославянизмов (стилистически нейтральные, книжные, устаревшие);
 • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
 
В  результате изучения курса  «Русский язык» 9 класса
Выпускник  научится:
• владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки  прочитанного материала;
• владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
•осознавать язык как развивающееся явление, связывать историческое развитие языка с историей общества;
•осознавать изменения в языке как объективном процессе; понимать внешние и внутренние факторы языковых изменений; иметь представление об активных процессах в современном русском языке;
 • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
 • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
 • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
• анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально- смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
•дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; классифицировать фактический материал по определённому признаку; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между выявленными фактами;
• соотносить части прочитанного и прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения;  определять начало и конец темы; выявлять логический план текста;
•проводить анализ прослушанного или прочитанного текста с точки зрения его композиционных особенностей, количества микротем; основных типов текстовых структур (индуктивные, дедуктивные, рамочные / дедуктивно-индуктивные, стержневые/индуктивно-дедуктивные);
•владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; приёмами работы с заголовком текста, оглавлением, списком литературы, примечаниями и т.д.; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использование графиков, диаграмм, схем для представления информации;
•создавать текста как результата проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;
•читать, комплексно анализировать и создавать тексты публицистических жанров (девиз, слоган, путевые записки, проблемный очерк; тексты рекламных объявлений);
•редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставлять черновой и отредактированный тексты;
• использовать знание алфавита при поиске информации;
 • различать значимые и незначимые единицы языка;
• проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
• классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
• членить слова на слоги и правильно их переносить;
 • определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
• опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
 • проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
• проводить лексический анализ слова;
• опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
• опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
• проводить морфологический анализ слова;
 • применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
• находить грамматическую основу предложения;
 • распознавать главные и второстепенные члены предложения;
• опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
 • проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
• соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
 • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;
 • опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении; • использовать орфографические словари.
 Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• опознавать различные выразительные средства языка;
• писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
• осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
• участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
• использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
 • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
 
 
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
5 КЛАСС

Речь. Речевая деятельность
Русский язык – национальный язык русского народа[1]
Речь. Речевое общение
Язык и речь. Речь и речевое общение
Речь устная и письменная. Речь книжная и разговорная. Речь диалогическая и монологическая
Речевой этикет
Речевая деятельность
 Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо
Текст
Текст как речевое произведение. Основные признаки текста. Тема,  структура, основная мысль текста. Микротема текста.Простой и сложный план текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Их  строение, смысловые и языковые особенности.Сочетание разных типов речи в тексте
Способы развития темы в тексте. Последовательная  и параллельная связь предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте.
Абзац – структурно-смысловая часть текста.
Изобразительно-выразительные средства языка в тексте. Эпитет, метафора, олицетворение
Система языка
Синтаксис и пунктуация
Синтаксис – раздел грамматики. Пунктуация – раздел правописания
Словосочетание, его признаки. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова
Предложение, его признаки. Средства оформления предложения: интонация, ее функции, логическое ударение. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения. Распространенное и нераспространенное предложение. Второстепенные члены  предложения: определение, дополнение, обстоятельство, способы их выражения
Предложения с однородными членами предложения. Смысловые, интонационные и пунктуационные особенности. Обобщающее слово при однородных членах предложения. Интонация, пунктуация предложений с однородными членами предложения
Предложения с обращением. Интонация, пунктуация предложений с обращением
Предложения с вводными конструкциями. Функции, интонация, пунктуация предложений с вводными конструкциями
Предложения с прямой речью. Интонация, пунктуация предложений с прямой речью
Простое и сложное предложение
Фонетика. Орфоэпия
Фонетика – раздел лингвистики
Звук – единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Выразительные средства фонетики
Слог.Слог – единица слова. Ударение. Разноместность и подвижность русского ударения
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения гласных и согласных звуков
Графика. Орфография
Графика – раздел науки о языке. Состав русского алфавита. Название букв. Соотношение звука и буквы
Орфография – раздел правописания. Правописание гласных в корне слова. Правописание согласных в корне слова
Лексика
 Лексикология – раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова
Толковые словари, их назначение, структура, словарная статья. Способы толкования. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов.
Омонимы. *Омонимы – омографы, омофоны, омоформы. Синонимы. Лексическая сочетаемость слова. Антонимы. Словари синонимов, антонимов. Переносное значение слова в основе художественных тропов
Морфемика. Словообразование. Орфография
Морфемика – раздел лингвистики. Морфема – минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Основа слова. Окончание – формообразующая морфема. Корень. Однокоренные слова. Правописание корней. Приставка, суффикс – словообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слов
Словообразование – раздел языкознания. Производящая основа. Словообразующие морфемы. Основные способы образования слов. Словообразовательный анализ слов. Основные выразительные словообразовательные средства языка
Морфология
Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное как часть речи. Общее грамматическое значение. Постоянные и непостоянные морфологические признаки. Синтаксическая роль  в предложении. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.Имена существительные нарицательные и собственные.
Род имён существительных. Имена существительные общего рода. Род несклоняемых существительных. Число имён существительных. Имена существительные, имеющие форму только единственного числа или только множественного числа.Склонение имён существительных. Три основных типа склонения. Падежные окончания 1, 2 и 3-го склонения, их правописание.
*Правописание о, е в окончаниях существительных после шипящих и ц. Разносклоняемые имена существительные. Правописание суффиксов существительных:-чик-, -щик-, (-чиц(а), -щиц(а); -ек-, -ик- (-чик-). *Правописание не с именем существительным.
Имя прилагательное как часть речи. Общее грамматическое значение. Постоянные и непостоянные морфологические признаки. Синтаксическая роль в предложении. Прилагательные качественные, относительные, притяжательные, их смысловые и грамматические различия. Правописание окончаний имён прилагательных. Степени сравнения качественных имён прилагательных. Имена прилагательные полные и краткие. Особенности значения, изменения. Правописание кратких прилагательных.
 Словообразование и правописание имён прилагательных. Правописание н и нн в прилагательных. Правописание о и е в суффиксах и окончаниях прилагательных после шипящих и ц. Правописание не с прилагательными.
Образование имен прилагательных путем сложения
Глагол как часть речи. Общее грамматическое значение действия предмета. Постоянные и непостоянные морфологические признаки. Синтаксическая роль в предложении.
Правописание не с глаголами.
Инфинитив (неопределённая форма глагола). Правописание тся и ться в глаголах.
 
Виды глагола. Значение и признаки глаголов совершенного и несовершенного вида. Образование видовых пар.
Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы. Наклонения глагола: изъявительное, условное (сослагательное), повелительное. Изменение глаголов изъявительного наклонения по временам. Времена глагола: настоящее, будущее, прошедшее. Значение и употребление в речи.
Спряжение глагола.

Безличные глаголы, их значение, употребление в предложениях с одним главным членом (односоставных).
Морфемный разбор глаголов
 
6 КЛАСС
 
Русский язык в жизни России[2]
Речь
Текст и его основные признаки. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста. Структура текста. План текста. Абзац. Средства связи предложений и частей текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Их особенности.
Функциональные разновидности языка; разговорный язык; функциональные стили; научный, официально-деловой. Научный стиль, его особенности. Основные жанры официально-делового стиля; заявление, объяснительная записка, объявление, письмо.Их особенности.
Лексика
Слово и его значения.Паронимы.
Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов.
 Словари иностранных слов. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка.
Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления: общеупотребительные слова и диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы; особенности их употребления.
Стилистическая окраска слова. Стилистически нейтральная, высокая и сниженная лексика.
Фразеология
Фразеологизмы, их признаки и значение. Различия между свободными сочетаниями слов и фразеологическими оборотами. Стилистические свойства фразеологизмов. Нейтральные и стилистически окрашены фразеологизмы, сферы их употребления в речи.
Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова.Отражение во фразеологии материальной и духовной культуры русского народа.
Фразеологические словари. Основные выразительные средства лексики и фразеологии
Морфемика. Словообразование. Орфография.
Морфема как минимальная значимая единица языка. Правописание корней слов.
Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема. Словообразовательная пара.
Словообразовательная цепочка.
Основные способы образования слов. Образование слов с помощью морфем (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный способы).
Сложные слова. Сложение как способ словообразования. Переход слова из одной части речи в другую как один из способов образования слов. Сращение сочетания слов в слово.
Словообразовательные и морфемные словари русского языка.
Основные выразительные средства морфемики и словообразования.
Этимология как раздел языкознания.
Морфология
Морфология как раздел грамматики 
Система частей речи в русском языке
Имя существительное
Имя существительное как часть речи, общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксические функции.
Род, число, падеж имени существительного. Имена существительные общего рода. Имена существительные, имеющие форму только единственного  или только множественного числа.
Типы склонений имен существительных.Склоняемые, несклоняемые и разносклоняемые имена существительные.
 Употребление существительных в речи.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи, общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Разряды прилагательных по значению.
Степени сравнения качественных, их образование и грамматические признаки. Полные и краткие качественные прилагательные, их грамматические признаки. Употребление прилагательных в речи.
Глагол
Глагол как часть речи. Морфологические свойства, синтаксические функции.
Инфинитив. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Переходные и непереходные глаголы. Безличные глаголы. Изъявительное, повелительное и условное (сослагательное) наклонения. Настоящее, будущее и прошедшее время глагола в изъявительном наклонении.
Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы.
Употребление глаголов в речи.
Местоимение
Местоимение как часть речи, его общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Разряды местоимений по значению и грамматическим признакам. Склонение местоимений.
Употребление местоимений в речи.
Имя числительное
Имя числительное как часть речи, его общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Разряды числительных по значению и строению. Грамматические признаки количественных и порядковых числительных.
Склонение числительных разных разрядов. Употребление числительных в речи.
Наречие
Наречие как часть речи, его общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая функция. Разряды наречий.
Степени сравнения наречий, их образование. Правописание наречий.
Употребление наречий в речи.
Слова категории состояния.
Вопрос о словах категории состояния в системе частей речи. Слова категории состояния; их знание, морфологические особенности и синтаксическая роль в предложении.
 
 
 
7 КЛАСС

 
Русский язык в современном мире
Речь
Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста.
Микротема текста. Структура текста. Простой и сложный план текста. Абзац. Средства связи предложений и частей текста.
Чтение как вид деятельности.
Функциональные стили: научный, публицистический. Их особенности.
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 – 6 КЛАССАХ
Фонетика. Орфоэпия. Морфемика. Словообразование.Лексика и фразеология.
Морфология. Части речи:  имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное, наречие.
Синтаксис и пунктуация.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ
ПРИЧАСТИЕ.
Место причастия в системе частей речи. Причастие, его грамматические признаки. Действительные и страдательные причастия. Причастия настоящего и прошедшего времени. Образование причастий. Полные и краткие формы страдательных причастий. Синтаксическая функция причастия. Причастный оборот.
Правописание н, нн в причастиях и отглагольных прилагательных. Слитное и раздельное написание не с причастиями.
Употребление причастий в речи.
ДЕЕПРИЧАСТИЕ.
Место деепричастия в системе частей речи. Деепричастие, его грамматические признаки. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Образование деепричастий. Синтаксическая функция деепричастия. Деепричастный оборот. Употребление деепричастий в речи.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. МЕЖДОМЕТИЯ.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. Общая характеристика служебных частей речи; их отличия от самостоятельных частей речи.
ПРЕДЛОГ.
Предлог как часть речи. Разряды предлогов. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Правописание предлогов. Употребление предлогов в речи.
СОЮЗ.
Союз как часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные, их разряды. Союзы простые и составные. Правописание союзов. Употребление союзов в речи.
ЧАСТИЦА.
Частица как часть речи. Разряды частиц по значению и употреблению. Правописание частиц. Употребление частиц в речи.
МЕЖДОМЕТИЯ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА.
Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий. Семантические разряды междометий.
Звукоподражательные слова.
 

 
8 КЛАСС

Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского языка.

РЕЧЬ

Углубление знаний: текст, типы речи. Способы и средства связи предложений. Стили  речи.  Разговорный язык,  его  жанры.  Научный стиль, его жанры: аннотация, рецензия, отзыв. Основные  жанры  официально­делового  стиля:  расписка, доверенность,  заявление,  резюме. Их особенности. Публицистический стиль, его жанры:  заметка,  репортаж, очерк
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.  ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Синтаксис  как  раздел  грамматики
Словосочетание  и  предложение как единицы синтаксиса. Виды  и  средства  синтаксической связи.
Словосочетание
Основные  признаки  словосочетания. Основные  виды словосочетаний  по  морфологическим  свойствам  главного слова:  именные,  глагольные, наречные.  Виды  связи  слов  в словосочетании:  согласование,  управление,  примыкание.
Предложение
Предложение  как  минимальное  речевое  высказывание. Основные  признаки  предложения и его отличия от других языковых единиц.
Интонация,  ее  функции.  Основные элементы интонации. Логическое ударение
Виды  предложений  по  цели высказывания:  невопросительные  (повествовательные, побудительные)  и  вопросительные.  Их  интонационные и  смысловые  особенности. Виды  предложений  по  эмоциональной  окраске:  невосклицательные  и  восклицательные.  Их  интонационные и  смысловые  особенности. Предложения утвердительные и отрицательные, их смысловые и структурные различия.
ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Главные члены предложения
Предложения  простые  и сложные,  их  структурные и смысловые  различия. 
Простое  двусоставное  предложение.  Синтаксическая  структура  простого  предложения. Главные  члены  двусоставного предложения.  Морфологические способы выражения подлежащего. Виды  сказуемого: простое глагольное, составное глагольное,  составное  именное  сказуемое,  способы  их выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого
Второстепенные члены предложения, их виды и способы выражения
Второстепенные  члены  предложения: определение (согласованное,  несогласованное; приложение  как  разновидность определения), дополнение (прямое и косвенное), обстоятельство (времени, места, образа действия, цели, причины, меры, условия). Способы выражения  второстепенных членов предложения.
Прямой  и  обратный  порядок слов  в  простом  предложении,  его  коммуникативная  и экспрессивно­стилистическая роль
Предложения  распространенные  и  нераспространенные, полные и неполные
ОДНОСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Односоставные  предложения, их  виды,  структурные  и  смысловые особенности
Главный член односоставного предложения. Основные группы  односоставных  предложений:  определенно­личные, неопределенно­личные,  безличные,  обобщенно­личные, назывные.  Их  структурные  и смысловые особенности
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОСЛОЖНЕННОЙ СТРУКТУРЫ
Предложения  с  однородными членами,  их  интонационные  и пунктуационные  особенности
Средства  связи  однородных членов  предложения.  Интонационные  и  пунктуационные  особенности  предложений с однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Стилистические возможности  предложений  с однородными членами. Обобщающие  слова  при  однородных членах предложения
Предложения с обособленными членами,  их  смысловые,  интонационные  и  пунктуационные особенности
Обособленное  определение и  приложение. Причастный  оборот  как  разновидность  распространенного  согласованного определения.
Обособленные  обстоятельства. Деепричастие  и  деепричастный  оборот  как  разновидность  обособленных обстоятельств,  особенности их употребления.
Обособленные  дополнения. Уточняющие,  поясняющие, присоединительные  обособленные члены.
Предложения  с  обращениями, вводными  словами  и  вставными конструкциями
Вводные конструкции.
 Вводные конструкции (слова, словосочетания,  предложения) как средство выражения оценки  высказывания,  воздействия на собеседника.
Группы вводных конструкций по  значению.  Использование  вводных  слов  как  средства связи  предложений  и  смысловых частей текста
Обращение
Обращение  (однословное  и неоднословное), его функции и  способы  выражения.  Интонация предложений с обращением

 
 
9 КЛАСС

Русский язык как развивающееся явление
Формы функционирования современного русского языка.
Речь
Углубление знаний: текст, типы речи.Способы и средства связи предложений в тексте.
План и тезисы как виды информационной переработки текста.
Конспект, реферат.
Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой, язык художественной литературы.
Сообщение, доклад как жанры научного стиля. Их особенности.
Основные жанры публицистического стиля: выступление, статья, эссе, интервью. Их особенности .
Синтаксис и пунктуация
Сложное предложение
Сложное предложение и его виды.Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения.Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения: интонация,союзы, самостоятельные части речи (союзные слова).
Бессоюзные и союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) предложения.
Знаки препинания в сложном предложении.Правила пунктуации, связанные с постановкой знаков препинания в сложном предложении.
Сложносочиненное предложение
Средства связи частей сложносочиненного предложения.Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Виды сложносочиненных предложений.Интонационные особенности сложносочиненных предложений с разными типами смысловых отношений между частями.
Сложноподчиненное предложение
Сложноподчиненное предложение, его строение. Главная и придаточная части предложения.Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова.Различия подчинительных союзов и союзных слов.
Виды сложноподчиненных предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений.
Сложноподчиненные предложения с придаточной частью определительной, изъяснительнойи обстоятельственной (времени, места, образа действия, меры и степени, сравнения, условия, уступки, причины, следствия, цели). Различные формы выражения значения сравнения в русском языке.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.Однородное и последовательное подчинение придаточных частей.
Бессоюзное сложное предложение
Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационноеи пунктуационное выражение этих отношений.
Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи
Типы сложных предложений с разными видами связи: сочинением и подчинением; сочинением и бессоюзием; сочинением, подчинением и бессоюзием; подчинением и бессоюзием.
Синтаксические конструкции с чужой речью
Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь.Синонимия предложений с прямой и косвенной речью.
Цитирование. Способы включения цитат в высказывание.
 
 
 
ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
 

Наименование разделов и тем Количество часов всего В том числе на:
Рабочих
уроков
Контрольных уроков Уроков развития речи
1. Основные сведения о языке и речи 1 1    
2 Речь. 17 12 2 3
3 Синтаксис и пунктуация 27 22 1 4
4. Фонетика. Орфоэпия 15 12 1 2
5. Графика. Орфография 9 6 1 2
6. Лексика 11 8 1 2
7. Морфемика. Словообразование.
Орфография.
21 18 2 1
8. Морфология 1 1    
9. Имя существительное 23 17 1 5
10. Имя прилагательное 19 15 1 3
11. Глагол 28 22 1 4
12. Итоговое повторение 3 1 1 (ВПР) 2
  Итого: 175 135 12 (9+3 диагн.) 28

 
6 КЛАСС
 

Наименование разделов и тем Количество часов всего В том числе на:
      Рабочих
уроков
Контрольных уроков Уроков развития речи
1. Русский язык в жизни России 1 1    
2. Речь. Текст 22 15 2 5
3. Лексика 13 11   2
4. Фразеология 10 8 1 1
5. Морфемика, словообразование, орфография 30 25 1 4
6. Морфология: 127 107  из них:
                 
7 13
Части речи   1    
Имя существительное   12
 
1 1
Имя прилагательное
 
  12 2 2
Глагол
 
  15 1 2
Местоимение
 
  22 1 2
Имя числительное
 
  13 1 1
Наречие   32 1 5
 
7.
Повторение изученного в 6 классе 7 5
                 
2 (ВПР)
 
 
 
  Итого:            210 172   13 (10+3 диагн.) 25

 
 
 
7 КЛАСС
 

Наименование разделов и тем Количество часов всего В том числе на:
Рабочих
уроков
Контрольных уроков Уроков развития речи
1. Русский язык в современном мире 1 1    
2. Речь 20 16 2 2
3. Повторение изученного  в 5 – 6 классах 13 11 1 1
4. Причастие 30 24 3 3
5. Деепричастие 16 11 1 4
6. Служебные части речи. Междометия. 1 1    
7. Предлог 12 8 1 3
8. Союз 15 13 1 1
9. Частица 20 15 1 4
10. Междометия. Звукоподражательные слова 6 3   3
11. Повторение  изученного в 7 классе 6 3 1(ВПР) 2
  ИТОГО 140 106 11 (8+3 диагн.) 23

 
8 КЛАСС
 

Наименование разделов и тем Количество часов всего В том числе на:
Рабочих
уроков
Контрольных уроков Уроков развития речи
1 . Русский язык в кругу славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка 1 1    
2 Речь 13 8 2 3
3 Повторение изученного в   5-7 классах 5 5    
4 Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение. 8      
Синтаксис как раздел грамматики 1 1    
Словосочетание 3 2   1
Предложение 4 2 1 1
5 Двусоставное предложение 17      
Главные члены предложения 8 7   1
Второстепенные члены предложения 7 7    
Предложения распространенные и нераспространенные, полные и неполные 2 1 1  
6 Односоставные  предложения, их виды 12 7 2 3
7 Предложения осложненной структуры 46      
Предложения с однородными членами, их интонационные и пунктуационные особенности 15 13 1 1
Предложения с обособленными членами, их смысловые, интонационные и пунктуационные особенности 20 18 1 1
Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями 11 8 1 1
8 Повторение изученного 3 2 1 (ВПР) 1
  ИТОГО 105 82 10 (7+3диагн) 13

 
9 КЛАСС

Содержание Общее количество  часов В том числе  уроков развития речи В том числе  контрольных работ
Русский как развивающееся явление 2 - -
Речь, Текст. 20 3 1
Повторение 6 - -
Сложное предложение. 2 - -
Сложносочиненное предложение 8 1 1
Сложноподчиненное предложение 29 3 2
Бессоюзное сложное предложение 8 1 1
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи 10 1 1
Чужая речь способы её передачи 14 2 1
Повторение изученного за курс 9 класса 3 - -
Итого 102 11 7

 
                                       

 


[1]Темы, выделенные курсивом, интегрируются с учебным курсом «Русский родной язык"
[2]Темы, выделенные жирным курсивом, интегрируются с учебным курсом ОДНКНР