Рабочая программа Основы духовно-нравственной культуры народов России 5 класс
Рабочие программы Основы духовно-нравственной культуры народов России 5 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО |
СОГЛАСОВАНО |
УТВЕРЖДАЮ |
на заседании ШМО |
Заместитель директора по УВР |
Директор МБОУ ОСОШ |
Протокол №1 |
______________________Игнатова Л.Б. |
___________Попова И.В. |
от «28 » августа 2019 г. |
« 28» августа 2019 г. |
Приказ от 01 .09.2019 г. № 45 |
Рабочая программа
Наименование учебного предмета: Основы духовно-нравственной культуры народов России
Класс: 5
Срок реализации программы, учебный год: 2019-2020
Количество часов по учебному плану всего:35 часов в год, 1час в неделю.
Рабочая программа по ОДНКНР разработана на основе: Рекомендаций по изучению предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
(письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 № 08-761)
Рабочая программа составлена ШМО учителей истории и обществознания
|
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Личностные:
– осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
– понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
– проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
– стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
Метапредметные:
- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;
- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);
- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.
Предметные:
– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
– сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
– различать культовые сооружения разных религий;
– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов;
– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
– кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).
– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
– анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.
– анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).
В результате изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класса
Обучающийся научится:
·
Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
·
Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов.
Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
·
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
·
Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
·
Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.
·
Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
·
Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
·
Высказывать предположения о последствиях неправильного(безнравственного) поведения человека.
·
Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
СОДЕРЖАНИЕ.
РАЗДЕЛ 1. В МИРЕ КУЛЬТУРЫ
Тема 1-2. Величие многонациональной культуры России.
Понятие культуры. Неповторимость, уникальность культур народов. Культурные традиции разных народов России. Многонациональная культура народов России. Культура народа, рожденная религией.
Тема 3. Человек – творец и носитель культуры.
Народ – творец и носитель культуры. Детство, отрочество, юность как этапы освоения культуры. Поэтапное расширение мира культуры человека.
Тема 4. Законы нравственности – часть культуры общества.
Роль правил в жизни общества. Роль светской этики. Источники нравственности: традиции, обычаи, религии. Совесть как внутренний источник нравственного поведения человека.
РАЗДЕЛ 2. НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОГО НАРОДА
Тема 5. Береги землю родимую, как мать любимую.
Защита Отечества – долг каждого гражданина. Защита Родины в течение времен: священные книги, былинные богатыри, подвиги воинов. Подвиги героев Великой Отечественной войны – пример выполнения долга граждан России разных национальностей. Подвиги воинов – представителей разных народов.
Герои Оренбургской земли.
Тема 6-7. Жизнь ратными подвигами полна.
Подвиги во имя Родины в истории России. Сергий Радонежский и Дмитрий Донской. Надежда Дурова.
Оренбуржцы на войне 1812 года. Рабби Шнеур-Залман. А.И. Покрышкин. Вклад мусульманских народов в Великую победу.
Тема 8. В труде - красота человека.
Трудолюбие как важное нравственное качество человека. Уважение и признание заслуг честного труженика перед обществом. Благородство труда в легендах, былинах, произведениях литературы.
Тема 9. Плод добрых трудов славен.
Труд как ценность в истории религий. Буддизм, ислам, христианство о трудолюбии как нравственном состоянии человека.
Тема 10. Люди труда.
Примеры трудовых подвигов в истории.
Герои Социалистического труда Октябрьского района. Харитон Лаптев. Бурятский ученый-востоковед Г. Цыбиков. К.Э. Циолковский.
Тема 11. Бережное отношение к природе.
Отношение к природе у разных народов. Заповедники как форма охраны природы.
Заповедники Оренбургского края.
Тема 12-13. Семья- хранитель духовных ценностей.
Семья как первый источник знаний о мире и правилах поведения в нем. Роль семьи в воспитании человека. Семейные традиции воспитания и народные сказки.
Тема 14. Семья – первый трудовой коллектив.
Трудовое воспитание в семье. Семейные традиции трудового воспитания. Совместный труд как ценность. Распределение труда в семье.
Тема 15-16. Семейные ценности в разных религиях мира.
Любовь- главная духовная ценность в семье. Любовь как основа мира и взаимопонимания в семье. Жизнь семьи в разных религиях. Семейные ценности в исламе, иудаизме, буддизме, христианстве. Родители и дети.
Тема 17. Урок обобщения.
Общее и особенное в семейных отношениях в разных религиях.
РАЗДЕЛ 3. РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА
Тема 18-19. Роль религии в развитии культуры. Культурное развитие христианской Руси.
Понятие религии. Роль религии в развитии культуры. Культурное наследие христианской Руси. Христианская вера и образование в Древней Руси. Православные храмы как выдающиеся памятники культуры. Особенности православного календаря.
Тема 20. Духовная православная музыка.
Богослужебная и хоровая музыка. Творчество Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского. Колокольный звон, его виды: Благовест, Перебор, Перезвон, Трезвон.
Тема 21. Культурное наследие христианской Руси.
Принятие христианства на Руси. Древняя Русь после принятия христианства. Влияние церкви на образование, культуру народа. Исторические личности, оказавшие влияние на развитие культуры Руси
Тема 22-23. Культура ислама.
Зарождение ислама. Мухаммад. Золотой век исламской культуры (VII-XII вв.). Ислам и развитие науки. Мусульманская литература и искусство. Мечеть – часть исламской культуры.
Тема 24-25. Культура иудаизма.
Зарождение иудаизма. История Земли обетованной. Израильское и Иудейское царства. Ветхий Завет. Тора – Пятикнижье Моисея. Синагога.Иудейская история в произведениях живописи. Вавилонская башня. Иосиф и его братья. Иосиф в Египте. Самсон. Давид и Голиаф. Еврейский календарь.
Тема 26. Культурные традиции буддизма.
Буддизм в России. Буддийские священные сооружения. Ступа. Пещерный храм. Пагода. Буддийская скульптура. Буддийский монастырь. Искусство танка. Буддийский календарь.
РАЗДЕЛ 4. КАК СОХРАНИТЬ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ
Тема 27-28. Забота государства о сохранении духовных ценностей.
Конституция РФ о свободе вероисповедания. Восстановление памятников духовного наследия. Развитие движения паломничества. История Храма Христа Спасителя. Государственный музей-заповедник «Царское село».
Тема 29. Хранить память предков.
Хранение памяти предков – забота всех поколений. Благотворительность в истории России. Богадельни. Попечительства для бедных в России. Савва Мамонтов, братья Третьяковы.
РАЗДЕЛ 5. ЧТО СОСТАВЛЯЕТ ТВОЙ ДУХОВНЫЙ МИР
Тема 30. Твое образование и интересы.
Образование и его роль в жизни человека и общества. Чтение – важная часть культуры человека. Многообразные интересы человека.
Тема 31. Твоя культура поведения и нравственные качества.
Современный этикет. Внутренняя и внешняя культура поведения. Нравственные качества человека.
Тема 32-33. Диалог культур и поколений (уроки обобщения
).
Тема 34. Итоговое обобщение.
Тематическое планирование
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
|
Введение. |
1ч |
1 |
В мире культуры |
4ч |
1.1 |
Величие многонациональной российской культуры |
2 |
1.2 |
Человек – творец и носитель культуры |
2 |
2 |
Нравственные ценности |
14ч |
2.1 |
«Береги землю родимую, как мать любимую» |
2 |
2.2 |
Жизнь ратными подвигами полна |
2 |
2.3 |
В труде – красота человека |
2 |
2.4 |
«Плод добрых трудов славен» |
2 |
2.5 |
Люди труда |
2 |
2.6 |
Бережное отношение к природе |
2 |
2.7 |
Семья– хранитель духовных ценностей |
2 |
3 |
Религия и культура |
10ч |
3.1 |
Роль религии в развитии культуры |
2 |
3.2 |
Культурное наследие христианской Руси. |
2 |
3.3 |
Культура ислама |
2 |
3.4 |
Иудаизм и культура |
2 |
3.5 |
Культурные традиции буддизма |
2 |
4 |
Как сохранить духовные ценности |
4ч |
4.1 |
Забота государства о сохранении духовных ценностей |
2 |
4.2 |
Хранить память предков |
3 |
5 |
Твой духовный мир |
2ч |
5.1 |
Итоговая контрольная работа |
1 |
|
Всего |
35ч |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Октябрьская средняя общеобразовательная школа» филиал пос. Междугорный
Календарно-тематическое планирование
по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Наименование учебного предмета: ОДНКНР
Класс: 5
Срок реализации программы, учебный год: 1 год
Год составления программы: 2019
Количество часов по учебному плану всего:
5 класс - 35 ч. в год; 1 час в неделю
Учебник: Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2015. |
Календарно-тематическое планирование составлено ШМО учителей истории и обществознания.
Приложение №1.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№
п/п |
Тема урока |
кол-во часов |
Базовые понятия |
Планируемые результаты (УУД) |
Используемые информационные ресурсы,
дом. задание |
Дата
проведения |
по плану |
по факту |
Раздел 1 в мире культуры( 2 часа) |
1 |
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Введение. |
1 |
|
Предметные:Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий
Метапредметные:Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.
Личностные:Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения |
|
|
|
2-3 |
Величие многонациональной российской культуры. |
2 |
Ученые, деятели литературы и искусства России в разные исторические времена и эпохи внесли большой вклад в мировую культуру. В культуре России представлен труд и усилия разных народов.
Многонациональная культура укрепляла дружбу и добрососедство народов |
Предметные:Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий
Метапредметные:Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.
Личностные:Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения |
Задание с.17 - Подобрать пословицы и поговорки на темы: «Честность», «Доброта», «Справедливость» |
|
|
4-5 |
Человек – творец и носитель культуры. |
2 |
В процессе своей жизни человек усваивает культуру и сам вносит вклад в нее. Вклад человека в культуру зависит от его таланта, способностей, упорства.
Законы нравственности– часть культуры общества. |
Предметные:Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.
Метапредметные: Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину
Личностные:Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину |
Подготовить сообщение об одном из героев былин, сказаний, легенд, эпоса народов России.
|
|
|
Раздел 2 Нравственные ценности российского народа – 11 ч |
6-7 |
«Береги землю родимую, как мать любимую». |
2 |
Древние предания, священные книги,
пословицы и поговорки разных народов России о защите Родины.
Примеры героизма и патриотизма,
представленные в эпических образах. |
Предметные:Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.
Метапредметные: Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.
Личностные:Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. |
Ответить на вопросы. |
|
|
8-9 |
Жизнь ратными подвигами полна. |
2 |
Героические страницы истории нашей страны. Подъём патриотических чувств россиян в эпоху освободительных войн. Примеры героизма. Участие церкви и церковнослужителей в организации защиты Отечества. |
Предметные:Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.
Метапредметные: Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.
Личностные:Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. |
С.25-35
Ответить на вопросы с.35 |
|
|
10-11 |
В труде – красота человека |
2 |
Трудолюбие как нравственное качество человека, основа трудовой деятельности. Отражение отношения к труду в фольклоре. |
Предметные:Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.
Метапредметные: Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.
Личностные:Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. |
С.36-40
Задание с.40 - Объяснить значение пословиц |
|
|
12-13 |
«Плод добрых трудов славен». |
2 |
Буддизм, ислам, христианство о труде и
трудолюбии. |
Предметные:Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.
Метапредметные: Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.
Личностные:Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. |
Подобрать пословицы и поговорки народов России о труде.
|
|
|
14-15 |
Люди труда. |
2 |
В любую историческую эпоху, у любого народа есть люди, славные трудовые дела и подвиги которых внесли вклад в развитие культуры общества. |
Предметные:Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях.
Метапредметные: Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.
Личностные:Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. |
Готовить проекты.
|
|
|
16-17 |
Бережное отношение к природе. |
2 |
С давних времен люди с уважением относились к природе. Не зная ее законов, они одушевляли предметы и явления окружающего мира. Почему современный человек должен относиться к природе бережно и рационально. |
Предметные:Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.
Метапредметные: Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.
Личностные: Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. |
С.49-55
Ответить на вопрос с.51, сообщение о заповеднике с.55 |
|
|
18-19 |
Семья – хранитель духовных ценностей. |
2 |
Семья – первая «школа», где ребенок получает уроки нравственности. Знание истории своей семьи, ее обычаев и традиций – залог интереса к культурным традициям российского народа |
Предметные:Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.
Метапредметные: Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации
Личностные: Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. |
Подобрать примеры произведений народов России о нравственных качествах человека. |
|
|
Раздел 3 Религия и культура (14 часов) |
|
|
|
20-21 |
Роль религии в развитии культуры. |
2 |
Роль религии в развитии культуры человека и общества. Использование религиозных образов и сюжетов в искусстве, литературе. Религиозные праздники, культовые сооружения (оживление имеющихся представлений). |
Предметные:Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.
Метапредметные: Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках.
Личностные:Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях |
С.84
Задание с.73 - Вспомнить произведения о справедливости, милосердии, терпимости, зависти, честности |
|
|
22-23 |
Культурное наследие христианской Руси. |
2 |
Принятие христианства на Руси. Древняя Русь после принятия христианства. Влияние церкви на образование, культуру народа. Исторические личности, оказавшие влияние на развитие культуры Руси. |
Предметные:Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях.
Метапредметные: Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.
Личностные:Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы).
|
Ответить на вопросы. Сообщение-презентация о «Царь-колоколе». |
|
|
24-25 |
Культура ислама.
|
2 |
Возникновение ислама. Золотой век исламской культуры. Роль ислама в развитии мировой культуры. Искусство, литература, и архитектура ислама. |
Предметные:Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.
Метапредметные: Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей.
Личностные: Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях |
Сообщение-презентация об исламе. |
|
|
26-27 |
Иудаизм и культура |
2 |
Возникновение иудаизма. Тора и Ветхий Завет христианской Библии (оживление имеющихся представлений). Синагога. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. |
Предметные:Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.
Метапредметные: Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках.
Личностные: Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами. |
Сообщение-презентация об иудаизме. |
|
|
28-29 |
Культурные традиции буддизма. |
2 |
Возникновение буддизма. Буддизм в России. Народы Р.Ф., исповедующие буддизм. Первый буддийский храм в российской столице. Культовые сооружения буддистов: ступа, пагода. Архитектура буддийских храмов. Влияние буддийских монастырей и монахов на развитие культуры. Искусство танка. |
Предметные:Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях.
Метапредметные: Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.
Личностные: Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, таблицы, графики, схемы). |
Сообщение-презентация о буддизме. |
|
|
Раздел 4 Как сохранить духовные ценности ( 5 часов) |
30-31 |
Забота государства о сохранении духовных ценностей. |
2 |
Государство заботится о сохранении духовной культуры и ее развитии. Взаимная помощь и поддержка государства, общественных и религиозных организаций. Восстановление на территории России памятников религиозной культуры |
Предметные:Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях. Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики
Метапредметные: Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы.
Личностные: Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. |
Ответить на вопросы |
|
|
32-33 |
Хранить память предков. |
2 |
Без памяти нет нравственности, совести. Беспамятный человек – неблагодарный, безответственный. Уважение к труду, обычаям, вере предков.
Благотворительность как духовно-нравственная ценность. |
Предметные:Осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами
Метапредметные: Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека. Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
Личностные:Осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности. Понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения.
|
Подготовить ответы на вопросы. |
|
|
Раздел 5. Твой духовный мир (2 часа) |
34
35 |
Что составляет твой духовный мир. |
2 |
Что составляет твой духовный мир. Культура поведения современного человека. Правила хорошего тона –этикет. Твоя культура поведения.
Итоговая контрольная работа |
Предметные:Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование
умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Метапредметные: Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя. Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.
Личностные:Проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности; стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
|
Подготовить ответы на вопросы с.141 |
|
|
Приложение 2.
Система оценки достижения обучающихся
Основным объектом оценки предметных результатов является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале. Система оценки предметных результатов освоения рабочей программы по истории предполагает оценивание письменных работ (контрольных, самостоятельных), устных ответов, а также проверку тестовых заданий в соответствии со следующим инструментарием для оценивания результатов:
Инструментарий для оценивания устного ответа
Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным языком.
Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя.
Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный.
Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Инструментарий для оценивания письменного ответа.При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:
1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.
2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.
3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.
Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.
Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.
Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.
Использование и оценивание тестов на уроках в 5 классе.
На уроках истории в 5 классе предполагается использовать тестовые материалы для проверки домашнего задания и как инструмент формирования навыка самостоятельной работы с учебником.
Вариант первый. Использование теста с целью проверки домашнего задания. С самого начала необходимо приучить пятиклассников систематически самостоятельно работать с учебником истории, совершенствовать навык чтения, выполнять домашнее задание. О проведении тестирования учащиеся предупреждаются заранее. Учитель сообщает, что проверка домашнего задания будет проведена в форме теста. Учитель знакомит обучающихся с технологией проведения теста: даёт необходимые инструкции к выполнению задания. Тестирование проводится в начале урока и занимает не более ¼ части урока.
Вариант второй. В данном случае тест используется не как инструмент оценивания, а как инструмент формирования навыка самостоятельной работы с информацией (различными источниками).
Тесты даются каждому ученику в письменном виде. Задача учащихся – найти правильный ответ и подтвердить его материалом из источника.
Тесты оцениваются в школьных отметках («5», «4», «3», «2»).С 5 класса обучающиеся должны усвоить, что задание должно быть выполненным не менее чем на 50 %.
Отметка «5» выставляется за 100% – 85% выполнения работы,
Отметка «4» выставляется за 84% – 68% выполнения работы,
Отметка «3» выставляется за 67% – 51% выполнения работы,
Отметка «2» выставляется за 50% и менее.
Критерии оценивания проектных работ обучающихся:
Критерий 1. Постановка цели, планирование путей ее достижения (максимум 3 балла)
Цель не сформулирована 0
Цель определена, но план ее достижения отсутствует 1
Цель определена, дан краткий план ее достижения 2
Цель определена, ясно описана, дан подробный план ее достижения 3
Критерий 2. Глубина раскрытия темы проекта (максимум 3 балла)
Тема проекта не раскрыта 0
Тема проекта раскрыта фрагментарно 1
Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы 2
Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы 3
Критерий 3. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования (максимум 3 балла)
Использована неподходящая информация 0
Большая часть представленной информации не относится к теме работы 1
Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников 2
Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников 3
Критерий 4. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе (максимум 3 балла)
Работа шаблонная, показывающая формальное отношение к ней автора 0
Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельность в работе, не использовал возможности творческого подхода 1
Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автор; предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества 2
Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта 3
Критерий 5. Соответствие требованиям оформления письменной части (максимум 3 балла)
Письменная часть проекта отсутствует 0
В письменной части отсутствуют установленные правилами порядок и четкая структура, допущены серьезные ошибки в оформлении 1
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру 2
Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами 3
Критерий 6. Качество проведения презентации (максимум 3 балла)
Презентация не проведена 0
Материал изложен с учетом регламента, однако автору не удалось заинтересовать аудиторию 1
Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента 2
Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент 3
Критерий 7. Качество проектного продукта (максимум 3 балла)
Проектный продукт отсутствует 0
Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) 1
Продукт не полностью соответствует требованиям качества 2
Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) 3
18- 21 балл – ставится оценка «5»
15-17 баллов – ставится оценка «4»
11-14 баллов – ставится оценка «3»
10 баллов и ниже – ставится оценка «2»
Система оценки мультимедийной презентации:
СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ |
Максимальное количество баллов |
Оценка группы |
Оценка учителя |
Титульный слайд с заголовком |
5 |
|
|
Минимальное количество – 10 слайдов |
10 |
|
|
Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики) |
5 |
|
|
СОДЕРЖАНИЕ |
Использование эффектов анимации |
15 |
|
|
Вставка графиков и таблиц |
10 |
|
|
Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных |
10 |
|
|
Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов |
5 |
|
|
ОРГАНИЗАЦИЯ |
Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы |
10 |
|
|
Слайды представлены в логической последовательности |
5 |
|
|
Красивое оформление презентации |
10 |
|
|
Слайды распечатаны в формате заметок. |
5 |
|
|
ОБЩИЕ БАЛЛЫ
Окончательная оценка: |
90 |
|
|
Приложение №3.
Итоговая контрольная работа по модулю:
«Основы мировых религиозных культур»
-
Религия существовала с глубокой древности. Верования самых первых людей называют ….
-
Постепенно в мире возникло много разных религий. Свои религии исповедовали жители Египта, Индии, Греции, Рима. Эти верования называют …..
-
Это материальные и духовные ценности, которые создает человек на протяжении своей истории.
-
Первым народом, который поверил в Единого Бога, был народ …..
-
Во время странствий на горе Синай Моисей получил каменные таблички - ….
-
Иудеи ждали пророка, который избавит их от всех бед (они называли его ….)
-
…. – так в Аравии называют людей, которые верили в Единого Бога, жили благочестивой жизнью
-
Третья мировая религия - …. – возникла раньше остальных в далекой Индии.
-
Ученики кремировали тело своего учителя, а прах его развезен ими по разным сторонам света и заключен в специальные сооружения - ….
-
Буддийское писание получило название …., что означает «Три корзины мудрости»
-
Свое священное писание иудеи стали называть ….
-
Иудеи, которые в древности расселились в разных странах и говорили на греческом языке, стали называть книгу …, что по-гречески означает «Книги»
-
Коран создан из 114 частей, которые называются ….
-
В исламе нет церковной организации. Все мусульмане – это большая единая община - ….
-
Мусульмане доверяют возглавлять молитвы наиболее грамотным своим представителям - ….
-
В буддизме важную роль играет буддийская община - ….
-
Непослушание человека Богу стали называть - …., а первое нарушение заповеди - …..
-
Не менее важная часть жизни христиан – это … Библии и Евангелия.
-
В Коране прямо предписаны формы служения Богу, поэтому мусульманин каждый день старается их исполнять. Пять молитв(….) в день.
-
В буддизме молитва или … (в переводе – изречение), не обращена к Богу, которого не знает буддизм.
-
… - это самое священное место в христианском храме.
-
На иконостасе ставят …. – изображения Христа и святых.
-
….- это поведение человека, различные действия, которые связывают его с потусторонним миром.
-
…. – одно из важнейших таинств, это таинство вхождения в христианскую общину.
-
…. – это таинство благословения супружеской жизни.
-
Для взрослого человека, чтобы стать мусульманином, необходимо произнести слова …. – свидетельства веры.
-
…. – это путешествие с целью поклонения какому-то предмету или месту, являющемуся особенно священным для верующих данной религии.
-
Для мусульман чрезвычайно важно паломничество в Мекку- ….
-
Паломничество в буддизме (…) начинается с поклонения останкам Будды.
-
Главный праздник иудаизма - ….
-
…. Празднуется в память чуда, произошедшего после победы евреев над восстанием иноземного царя Антиоха.
-
Главные праздники христиан связаны с событиями жизни Иисуса Христа - это …. (день рождения Иисуса) и Воскресение Христово - ….
-
Главный праздник мусульман - ….
-
Буддийский новый год - ….
-
В Коране Бог предписал выплачивать обязательный налог - …, который идет на благотворительность.
-
… - это школа любви
-
… - основной долг каждого христианина.
-
В VII-Xвв. на пространстве от Волги до Днепра существовало государство Хазария, многие жители которого исповедовали ….
-
В VIIIв. в городе Дербенте (Дагестан) была построена первая мечеть, с которой началась история …. В нашей стране.
-
В 988 г. князь Владимир крестил Русь – на нашу землю пришло ….
-
В XVIIв. в состав нашего государства вошли буряты и калмыки, которые принесли с собой ….
-
Нас всех объединяет …. – к своей семье, к близким людям, к своей малой и большой Родине, к нашей России.
-
… - это основа жизни.
-
Любовь – это ….
-
…. – это все мы.
Ответы по итоговой контрольной работе модуль: «Основы мировых религиозных культур»
-
Первобытные
-
Древние
-
Культура
-
Иудейский
-
Скрижали
-
Мессия
-
Ханифы
-
Буддизм
-
Ступы
-
Трипитака
-
Танах
-
Библия
-
Сурами
-
Умма
-
Имам
-
Сангха
-
Грех, грехопадение
-
Чтение
-
Намаз
-
Мантра
-
Алтарь
-
Иконы
-
Ритуал
-
Крещение
-
Брак
-
Шахады
-
Паломничество
-
Хадж
-
Накхор
-
Песах
-
Ханука
-
Рождество, Пасха
-
Курбан-байрам
-
Сагаалган
-
Закят
-
Семья
-
Труд
-
Иудаизм
-
Ислам
-
Православие
-
Буддизм
-
Любовь
-
Любовь
-
Служение
-
Отечество
Критерии оценивания:
-
1 балл – верно выполнены задания с 1 по 30, с 35 по 44
-
2 балл – за задания № 31, 31, 34, 45
-
0 баллов – ошибочно
Оценка |
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
Балл |
47-44 |
43-34 |
33-24 |
0-23 |
Итоговая письменная работа по ОДНКНР 5 класс
Итоговая письменная работа по курсу истории 5 класса содержит три уровня заданий.
Задания части А выявляют уровень соответствия Государственному образовательному стандарту.
Часть А. 1 задание =1 баллу.
Задания части В выявляют уровень понимания и применения по образцу. Часть В. 1 задание =2 балла
Задания части С выявляют уровень применения знаний в новой, нестандартной ситуации, оценочные, аналитические умения, обобщение и систематизации знаний.
Часть С. 1 задание =3 балла
Отметка за выполнение дифференцированной письменной работы зависит от количества набранных учащимся баллов.
17-18 – "5", 14-16 баллов – "4", 11-13 баллов – "3", 0-10баллов – "2".
Наиболее стандартной, приемлемой для всех предметов, является следующая шкала перевода баллов в пятибалльную систему оценивания:
0-49% - отметка «2»
50-69%- отметка «3»
70-89%- отметка «4»
90% и >- отметка «5».
Приложение № 4.
Темы проектов.
Автомобили прежних времен и современные.
О том, как жили динозавры. Предполагаемые варианты их гибели.
Моя любимая собака.
Профессии, о которых мечтает каждый школьник.
Цвет в жизни человека.
Мультфильмы и их роль в жизни малышей.
Аквариум и его удивительные жители.
Как вырастить кристалл самостоятельно?
Особенности здорового образа жизни.
Занятия спортом в моей семье
. Старинные забавы на Руси.
Русское народное творчество.
Освоение человеком космического пространства.
История музыки и музыкальных инструментов.
Роботы будущего.
Самые красивые легенды о цветах.
История денег – от древности до современности.
Чай и кофе. История, легенды, традиции.
Приложение № 5.
Программно-методическое обеспечение:
УМК
1.Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2015
2.Сборник Система учебников«Алгоритм успеха»
Дополнительная литература:
-
Адамова А.Г. Духовность как ценностная основа личности // Совершенствование учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении: Сб.науч.тр.Ч.2. – М., 2007.
-
Беляева Е.В. Этика: курс лекций. – Мн., 2004.
-
Брилев Д.В. Религии мира. Ислам. – М. : ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2007. – 192 с.
-
Васильев Л.С. История религий Востока: религиозно-культурные традиции и общество. – М., 1983.
-
Введение в буддизм. – СПб., 1999.
-
Жудинова Е.В. Религии мира. Иудаизм. – М. : ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2007. – 192 с.
-
История религий в России / под общ. ред. Н.А. Трофимчука. – М., 2002.
-
Карандашев В.Н. Педагогическая психология. – М., 2006.
-
Козырев Н.Ф. Религиозное образование в светской школе. – СПб., 2005.
-
Краткая еврейская энциклопедия. Т. 1-11. – Иерусалим, 1976-2005.
-
Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. – М., 2004.
-
Народы и религии. Энциклопедия / под ред. В.А. Тишков. – М., 2001.
-
Перельструз Л.В. Религии мира. Буддизм. – М. : ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2007. – 192 с.
-
Пиаже Ж. Моральное суждение ребенка / Пер. с фр. – М. : Академический Проект, 2006.
-
Пословицы русского народа: сборник В. Даля. — М. : Государственное издательство художественной литературы, 1957.
-
Поснов М.Э. История христианской церкви. – М., 2005.
-
Резник Е.В. Религии мира. Православие / Е.В. Резник, Ю.Ю. Чудина. – М. : ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2007. – 192 с.
-
Религия в истории и культуре / под ред. М.Г. Писманника. – М., 2000.
-
Слободчиков В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования. – Екатеринбург : Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2010.
-
Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. – М. :Педагогика, 1990.
-
Теологический энциклопедический словарь / под ред. У. Элвела. – М., 2003
-
Хопко Ф. Основы православия. – Мн., 1991.
Интернет-ресурсы для ученика и учителя
-
http://easyen.ru/современный учительский портал
-
http://ifmir.info/budd.htm
-
http://www.pravoslavie.ru/
-
http://www.muslim.ru
-
http://www.buddhism.ru
-
http://www.feor.ru
-
http://www.proshkolu.ru/tag/37017/
-
http://annaellada.narod.ru/интересные
-
http://ludmilafed.rusedu.net/post/1774/11013
-
http://wikikurgan.orbitel.ru
-
http://www.fw.ru – Фонд «Мир семьи»
-
Яndex-энциклопедии. http://encycl.yandex.ru
-
Рубрикон. http://www.rubricon.ru/
-
Мегаэнциклопедия MEGABOOK.RU. http://www.megabook.ru/
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) для поддержки подготовки школьников.
-
«Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru
-
«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru
-
«Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru
-
Интернет-портал Всероссийской олимпиады школьников. – Режим доступа: http://www.rusolymp.ru