http://okt-shkola.ucoz.ru/specrazdel/document/19-20/polozhenie_o_jazyke-shkola-2.pdf
Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя по предметам «Родной язык (русский)» и «Родная литература (русская)»
-
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 317- ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации»): часть 5.1 статьи 11 «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты»; части 4 и 6 статьи 14 «Язык образования».
-
Закон Курской области от 09.12.2013 № 121-ЗКО «Об образовании в Курской области».
-
«Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16).
-
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
-
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 № 1576 (п.п. 12.1, 12.2; п. 19.3).
-
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 № 1577 (п.п. 11.1, 11.2; п. 11.3 (п. 4); п. 18.3.1).
-
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 № 1578 (п.п. 11.1, 11.2; п. 11.3 (п. 4); п. 18.3.1).
-
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
-
Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
-
Приказ Минобрнауки России от 30.03.2016 № 336 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания».
-
Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
-
Приказ Минпросвещения России от 08.05.2019 № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345».
-
«Примерная основная образовательная программа начального общего образования» http://fgosreestr.ru/.
-
«Примерная основная образовательная программа основного общего образования» http://fgosreestr.ru/.
-
«Примерная основная образовательная программа среднего общего образования» http://fgosreestr.ru/.
-
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
-
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях».
-
Распоряжение Правительства РФ от 09.04.2016 № 637-р «Об утверждении Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации».
-
Письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке».
-
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 6 декабря 2017 года № 08-2595 «Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования по вопросу изучения государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации».
-
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 20 декабря 2018 года № 03-510 «Рекомендации по применению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного».
-
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20.06.2018 №05-192 «Об изучении родных языков из числа языков народов Российской Федерации».
Информация о федеральных нормативных документах на сайтах: http://mon.gov.ru/ (Министерство Образования РФ); http://www.ed.gov.ru/ (Образовательный портал); http://www.edu.ru/ (Единый государственный экзамен); http://fipi.ru/ (ФИПИ).
Согласно нормам статей 12 и 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация наделена полномочиями по разработке и утверждению образовательных программ в соответствии с ФГОС ОО и с учетом примерных основных образовательных программ.
Отражение предметной области «Родной язык и литература» и учебных предметов «Родной язык (русский)», «Родная литература (русская)» во ФГОС ОО
ФГОС НОО
|
ФГОС ООО
|
ФГОС СОО
|
П.19.3.«Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей приведены в таблице: «Родной язык и литературное чтение на родном языке»
12.2. «Родной язык и литературное чтение на родном языке:
Родной язык.
Литературное чтение на родном языке»
|
18.3.1. «В учебный план входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы:
родной язык и родная литература (родной язык, родная литература)»
|
18.3.1. «Предметная область "Родной язык и родная литература", включающая учебные предметы:
"Родной язык", "Родная литература" (базовый уровень и углубленный уровень)».
«Учебный план профиля обучения и (или) ИУП должны содержать 11 (12) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области»
|
Недопустимо изучать учебные предметы «Родной язык (русский)» и «Родная литература (русская)» из предметной области «Родной язык и родная литература» за счёт учебного времени, отведённого образовательной организацией на изучение учебных предметов «Русский язык» и «Литература», использовать время, отведённое на изучение учебных предметов «Родной язык (русский)» и «Родная литература (русская)» из предметной область «Родной язык и литература»), для подготовки к любым формам государственной итоговой аттестации (ОГЭ, ЕГЭ).
Примечание. В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 14 февраля 2014 г. № 115 «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов» с изменениями и дополнениями от 17 апреля, 28 мая 2014г., 8 июня, 31 мая 2016г., 9 января 2017г., приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 17.12.2018 г. № 315 "О внесении изменений в Порядок заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2014 г. № 115", Письмом от 5 февраля 2019 г. №ТС-357/04 "О порядке заполнения и выдачи документов об образовании" итоговая отметка выпускника выставляется в аттестат
«- по каждому учебному предмету инвариантной части базисного учебного плана;
- по каждому учебному предмету вариативной части учебного плана организации, осуществляющей образовательную деятельность, изучавшемуся выпускником, в случае, если на его изучение отводилось по учебному плану организации, осуществляющей образовательную деятельность, не менее 64 часов за два учебных года».[1]
Предлагаем возможный вариант распределения часов учебных предметов «Родной язык (русский)» и «Родная литература (русская)» на каждый уровень:
– в учебные планы основного общего образования – 70 (не менее 64 часов) по каждому предмету;
– в учебные планы среднего общего образования – 70 часов (или русский язык (родной) или родная литература (русская).
Классы
|
Родной язык (русский)
|
Родная литература (русская)
|
5–8 кл.
|
70 часов
|
70 часов
|
9 кл. (ФГОС ООО)
|
35 часов
|
35 часов
|
10–11 кл.
ФК ГОС (2004 г.)
|
–
|
–
|
10–11 кл.
(ФГОС СОО)
|
70 часов или 70 часов
|
возможные варианты распределения часов учебных предметов «Родной язык (русский)» и «Родная литература (русская)» на уровень основной школы.
Вариант
|
Предмет
|
5 кл.
|
6 кл.
|
7 кл.
|
8 кл.
|
9 кл.
|
Всего
|
1
|
«Родной язык (русский)»
|
35
|
35
|
|
|
|
70
|
«Родная литература (русская)»
|
|
|
35
|
35
|
|
70
|
2
|
«Родной язык (русский)»
|
|
|
35
|
|
|
35
|
«Родная литература (русская)»
|
|
|
|
35
|
|
35
|
3
|
«Родной язык (русский)»
|
|
|
|
|
35
|
35
|
«Родная литература (русская)»
|
|
|
|
|
35
|
35
|
4
|
«Родной язык (русский)»
|
17
|
17
|
17
|
17
|
17
|
85
|
«Родная литература (русская)»
|
17
|
17
|
17
|
17
|
17
|
85
|
5
|
«Родной язык (русский)»
|
34
|
34
|
34
|
34
|
34
|
170
|
«Родная литература (русская)»
|
34
|
34
|
34
|
34
|
34
|
170
|
Образовательная организация самостоятельно определяет количество часов и классы для преподавания учебных предметов «Родной язык (русский)» и «Родная литература (русская)».
Программа предмета «Родной язык (русский)» основывается на следующих принципах построения:
-
соотнесённость содержания программы с содержанием базового курса русского языка;
-
концентрический способ построения программы;
-
вариативность (модульный принцип построения программы);
-
социокультурный подход;
-
практико-ориентированная направленность;
-
принцип преемственности.
Цели изучения предмета «Родной язык»:
-
качественное повышение уровня речевой культуры;
-
формирование коммуникативной компетенции, умения организовать свою речевую деятельность в соответствии с ситуациями общения;
-
повышение культурного уровня, обогащение представлений о языке как важнейшей составляющей духовного богатства народа;
-
формирование умения оценивать речевое поведение в разных сферах общения.
[1] Инвариантной частью учебных планов основного общего образования, разработанных на основе ФГОС ОО, является обязательная часть, вариативной частью – часть, формируемая участниками образовательных отношений.