462030
Оренбургская область,
Октябрьский район,
поселок Междугорный,
улица Школьная, дом 1.
Директор школы:
Игнатова Лариса Бориславовна
Междугорная основная общеобразовательная школа
(35330) 34-4-48 Фотоальбом О школе Учителя школы Информация для учащихся
Главная -> Информация родителям -> Родителям первоклассников . Советы психолога.

Родителям первоклассников . Советы психолога.

Особенности обучения в 1-х классах.
   Обучения детей в 1 классе проводится с соблюдением следующих требований: 
    - учебные занятия проводятся только в первую смену;
    - пятидневная учебная неделя;
    - проведение не более четырех уроков в день;
    - продолжительность уроков – не более 35 минут;
    - обучение без балльного оценивания знаний;
    - дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
    В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям общеобразовательного учреждения в 1-х классах применяются «ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки:
    - в сентябре, октябре – 3 урока по 35 минут каждый;
    - со II четверти – 4 урока по 35 минут каждый.
 
Советы психолога
Как повысить мотивацию к учебе
материалы из книги В.И.Петрушина "Психологические аспкты деятельности учителя и классного руководителя"/М.: Центр "Педагогический поиск", 2001
  Кто из родителей не мечтал увидеть своих детей преуспевающими и счастливыми? Кто из нас взрослых, не добившихся желаемого успеха, не перекладывал втайне свои несбывшиеся надежды на своих детей? Но кто из нас знает, как сформировать у ребенка психологию успешного человека?
   Разговор наш пойдет о мотивации - внутренних двигателях, заставляющих нас двигаться к той или иной цели.
В какую сторону бежим?   Психологи - мотиваторы разделяют людей на два типа - тех, которые стремятся к успеху, и тех, кто стремится избежать неудачи. Первые - это те, в голове которых постоянно звучит одна и та же песенка Окуджавы "А значит нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим!" Яркий пример такого отчаянного и безудержного стремления к успеху показывает известная югославская теннисистка Моника Селиш, которая к своим 20 годам заработала на разного рода чемпионатах более 8 млн долларов. Про себя она в одном из своих интервью говорила так: "Сколько себя помню, мне всегда хотелось побеждать. В школе просто с ума сходила, когда получала на экзамене самую высокую оценку". Одна из соперниц Моники - итальянская теннисистка Габриела Сабатини так описывает свои впечатления от встреч с ней на корте:"Когда играешь против Моники, то такое впечатление, что она считает все очки своей собственностью, на которую  ты покушаешься. И она бьется за него до последнего, не щадя ни себя, ни других. Она лупит по мячу с таким остервенением, словно хочет, чтобы он выскочил из своей шкурки. Самое ужасное, что ты постоянно чувствуешь: что бы ни случилось, она ни за что не сдастся".
    Те, кто не столько стремится к успеху. сколько бежит от неудачи, имеют несколько другую психологию. Среди них мы видим студента, мечтающего сдать сопромат на спасительную троечку, директора завода, желающего любой ценой закрыть квартальный план, даже если его продукция будет с браком, торговца, желающего спустить неходовой товар.
     Девиз тех, кто избегает неудач: "Главное - не побеждать, а участвовать".И они по-своему тоже правы. Они живут в соответствии со своими установками и со своей психологией. Но большой профессиональный успех к людям с такими установками обычно никогда не приходит.
     Как влияет мать?  Психологи, изучавшие детей, не обладавших высокой мотивацией достижения, выяснили. что их матери имели ряд сходных черт, которые и привлекли за собой определенные психологические особенности их детей. Для таких матерей оказались характерными следующие черты.
     Ориентировка на усредненные социальные стандарты и нормы. Такие родители обычно сравнивают достижения своих детей с достижениями других детей того же возраста. Зависимость успеха или неуспеха от прилагаемых ими усилий в учебе в расчет не принимается.
     Жесткий контроль за выполнением домашних заданий и игнорирование собственных желаний ребенка. Это подавляет собственную инициативу ребенка. Помощь от родителей, приходящая не в формате совета, а в виде приказа и навязывания ребенку своего мнения, еще больше подавляет самостоятельность и инициативность.
     Объяснение неудач ребенка отсутствием способностей, а не недостатком приложенных усилий. Мать, видя неудачи сына по русскому языку, тяжко вздыхает: "Он у меня, наверное, бесталанный. Я и сама в школе по русскому была не очень".
      Если сын приносит из школы хорошую отметку, ото отец никогда не скажет: "Молодец! Хорошо поработал". Скорее всего он скажет:"Тебе, наверное, просто повезло - вопрос достался легкий".
      Порицание за неудачу, равнодушие при успехе. Родители детей, стремящихся избежать неудачи, то есть боящихся получить плохую отметку в школе, редко хвалят своих детей за их достижения. Неудачи детей гораздо чаще вызывают у них упреки и недовольство. Один мальчик однажды спросил свою вечно им недовольную маму:"Почему ты меня всегда ругаешь и никогда не похвалишь за мои успехи, ведь они есть и я учусь не хуже других?" На что его мама ответила:"А зачем за хорошее хвалить - это и так видно. Вот о плохом говорить надо, чтобы его искоренять!"
      При более тщательном рассмотрении психологии таких родителей выясняется, что они придерживаются преимущественно авторитарных методов воспитания и неуспехи их детей служат им хорошим поводом для проекции на них собственного напряжения и  раздражения.
      Сформированная таким образом в детстве мотивация избегания неудачи впоследствии будет пронесена через всю жизнь. Взрослый человек будет бояться достичь успеха или не особенно стремиться к нему, ибо его заниженная самооценка, сформированная родителями , будет препятствовать этому.
      Совет, который можно дать матерям, желающим, чтобы их дети в жизни добились успеха:"Хвалите своих детей за малейшие успехи. Любите их безусловной любовью вне зависимости от того, какие оценки приносят они со школы. Давайте понять своим детям, что недостаток способностей во многих случаях может быть компенсирован дополнительным усердием и трудолюбием".
 
  Готовы ли вы к новому периоду в жизни вашего ребёнка?
 Проверить себя поможет тест « Балл по поведению»
 (из книги А. Н .Сизанова «Психологические игры»)
 
Приведенные ниже 10 утверждений описывают некоторые черты поведения, в той или иной мере характерные для различных людей.
Ваша  задача оценить, каждое из них верно по отношению к вам. Если то или иное утверждение вы принимаете полностью, поставьте 1 балл, если оно верно лишь в незначительной степени или неверно совсем-0 баллов.
 
1.Оставляю за собой последнее слово.
2.Нередко в разговоре перебиваю собеседника.
3.Меня легко рассердить.
4.Люблю делать замечания другим.
5.Хочу быть авторитетом для окружающих.
6.Не довольствуюсь малым  в достижении какой-либо цели, хочу добиться наилучшего результата.
7.Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.
8.Предпочитаю руководить, а не подчиняться.
9.У меня резкая, грубоватая жестикуляция.
10.Я мстителен (льна).
 
Интерпретация: В зависимости от суммы набранных баллов определите вариант предпочтительного для вас поведения.
 
Более 7 баллов. Вам необходимо серьезно заняться самовоспитанием. Ваша манера поведения неприятна окружающим и вызвана она, скорее всего, вашим недоброжелательным отношением к людям. Вы часто ведёте себя грубо и вызывающе, стремитесь во что бы то ни стало доказать своё первенство во всём. Если вы оказываетесь неправы, то не признаетесь в этом даже себе, стремясь обвинить в случившемся других.
 
3-7 баллов. Ваше поведение достаточно разнообразно, и отношение окружающих к вам зависит, скорее, от вашего поведения в целом. Имейте в виду, однако, что если вы набрали более 5 баллов, то ближе к первой характеристике повеления, а если 5 баллов и менее – ко второй.
 
1-2 балла. Вы спокойный, тихий человек, стараетесь избегать конфликтов и споров. Несмотря на то, что такое поведение может проистекать из нежелания сделать неприятное другим, окружающие могут относиться к вам несколько пренебрежительно, считая вас человеком, не умеющим постоять за себя, идущим на поводу у других. Такая манера поведения может повредить вам.
  
  "Как прожить хотя бы один день без нервотрепки, поучений, взаимных обид ? " - часто спрашивают родители.
    Вот несколько советов. Попробуйте.
 
   1.Будите ребёнка спокойно; проснувшись,он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра,не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если <<вчера предупреждали>>.

   2.Не торопите, умение рассчитать время - ваша задача, и если это вам плохо удаётся,то вины ребенка в этом нет.

   3.Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака:до школьного завтрака ему придется много поработать.

   4.Не прощайтесь,предупреждая и наставляя:<<смотри не балуйся>>, <<веди себя хорошо>>, <<чтобы сегодня не было плохих отметок>> и т.п. Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов.У него впереди трудный день.

   5.Забудьте фразу <<что ты сегодня получил?>>.Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните,как вы сами чувствуете себя после тяжёлого рабочего дня, многочасового общения с людьми).Если же ребёнок чересчур возбуждён,если жаждет поделиться чем-то,не отмахивайтесь,не откладывайте на потом,выслушайте ,это не займёт много времени.

   6.Если видите,что ребёнок огорчён,но молчит,не допытывайтесь,пусть успокоится,тогда и расскажет всё сам.

   7.Выслушав замечания учителя,не торопитесь устраивать взбучку и постарайтесь ,чтобы ваш разговор происходил без ребёнка.

   8.После школы не торопите садиться за уроки, необходимо два-три часа отдыха.(а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов. Занятия вечерами бесполезны, завтра  придется всё  начинать сначала.
   9.Не заставляйте делать  все уроки в один присест,после 15-20 минут занятий необходимы 10-15-минутные <<переменки>> .

   10.Во время приготовления уроков  не сидите<<над душой>>, дайте возможность самому ,но уж если нужна ваша помощь,наберитесь терпения.Спокойный тон,поддержка ( <<не волнуйся,всё получится>>,<<давай разберёмся вместе>>,<<я тебе помогу>>,)похвала (даже если не очень получается) необходимы.Не акцентрируйте внимание на оценках.

   11.В общении с ребёнком старайтесь избегать условий:<<Если ты сделаешь,то...>>Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребёнка, и вы можете оказаться в очень  сложной ситуации.

   12.Найдите (постарайтесь найти) в  течение дня хотя бы полчаса ,когда вы будете принадлежать только ренбёнку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор,общение с другими членами семьи.В этот  момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.

   13.Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него.Если что-то  не получается ,посоветуйтесь с учителем, врачом , психологом, не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдёте много полезного.

   14.Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние.Чаще всего это объективные показатели утомления,трудности учёбы.

   15.Учтите, что даже <<совсем большие>>дети(мы часто говорим <<Ты уже большой>> 7-8-летнему ребёнку)очень любят сказку перед сном,песенку и ласковое поглаживание.Все это успокаивает их,помогает снять напряжение, накопившееся за день ,и спокойно уснуть.Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей,не выяснять отношений, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п.
   
    Завтра новый день,и мы должны сделать всё ,чтобы он был  спокойным,добрым и радостным. При желании можно прожить его без нервотрёпки и нотаций.