462030
Оренбургская область,
Октябрьский район,
поселок Междугорный,
улица Школьная, дом 1.
Директор школы:
Игнатова Лариса Бориславовна
Междугорная основная общеобразовательная школа
(35330) 34-4-48 Фотоальбом О школе Учителя школы Информация для учащихся
Главная -> Летний пришкольный лагерь -> Программа летнего пришкольного лагеря "Солнышко" для 5-9-х классов

Программа летнего пришкольного лагеря "Солнышко" для 5-9-х классов

Паспорт  программы

Название программы Программа «Радужная страна» (сюжетно-ролевая игра)
Основание для разработки
программы
Закон РФ “Об образовании”
Конвенция о правах ребенка
Место реализации программы Филиал МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа» п. Междугорный
Адрес учреждения П. Междугорный, ул. Школьная, 1
Руководитель ОУ Попова Ирина Владимировна
Продолжительность 21 день
Время реализации 2 -25 июля 2018 года,
8.30.-14.30 ежедневно
Количество участников
программы
20 учащихся (11-15лет)
7  человек педагогов и заинтересованных лиц
Количество смен 2 смена 21 день
Кадры
 
Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал, фельдшер ФАП, повар.
Условия участия в программе Территория  (отрядная комната, спортивный зал, столовая, компьютерный класс, спортивная площадка.
Задачи • вовлечь в общественно значимую игровую и досуговую деятельность;
• способствовать  здоровья детей;
• приобщать к осознанному выбору здорового образа жизни;
• прививать детям навыки самоорганизации;
• воспитывать культуру поведения;
• пополнить знания об окружающем мире;
• формировать бережное отношение к окружающей среде;
• развивать творческие способности.
Наиболее важные публикации о
программе
Школьный сайт http://www.mega-skhola
Особая информация и
примечания
Данную программу можно изменять и дополнять приложениями, подпрограммами для дальнейшего развития.
Основные принципы педагогического процесса следующие:
тесное сотрудничество детей, подростков и взрослых (при этом все имеют равные права и обязанности), развитие творчества и самодеятельности;
игровая основа организации деятельности,
единство оздоровительной и воспитательной работы с детьми в сочетании с учетом половых, индивидуальных, возрастных особенностей;
соблюдение добровольности участия в деятельности, создание временного детского коллектива как микроструктуры жизнедеятельности и структурной единицы программы, имеющей ряд особенностей:
временный и сжатый срок жизнедеятельности и
цикличность развития;
праздничная, приподнятая атмосфера дружбы и доверия, укрепляющая взаимопонимание и взаимопомощь.
Специализация программы Участники программы – дети среднего школьного возраста (11 - 15 лет).
 
 
 
Ответственные за исполнение программы «Радужная страна» летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей информируют о ходе выполнения и результатах реализации программы родительскую и педагогическую общественность школы.

 
 
 
 
 
 
 
Игры детей - вовсе не игры,
и правильнее смотреть на них как
на самое значительное и глубокомысленное
занятие этого возраста.
М. Монтень
I. Пояснительная записка
Программа «Радужная страна» летнего оздоровительного лагеря «Солнышко» разработана для обеспечения детей активным оздоровительным отдыхом во время летних каникул.
Программа содержит образовательный  компонент и разработана с учетом нормативно-правовых документов:
Международных:
·        «Конвенция ООН о правах ребенка». Принята резолюцией 45/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г., ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г.
Федеральных:
·        Конституция РФ;
·         ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29 декабря 2012 года;
·         Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»;
·        Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996 – р «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года».
Правительственных:
·        Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1916-р «О плане первоочередных мероприятий по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»;
·        Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р  «Концепция развития дополнительного образования детей»;
·        Приказ Минобразования РФ от 13 июля 2001г. № 22688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»;
·        Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ).
Ведомственных:
·        Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» ;
·        Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях  с дневным пребыванием детей в период каникул (Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.2599 - 10).
Региональных (Оренбургская область):
·        Указ Губернатора Оренбургской области от 12.04.2012 года № 211-ук «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в Оренбургской области в 2012 году и последующие годы».
Муниципальных (МО Октябрьский район):
·        Распоряжение главы администрации МО Октябрьский район, приказы Управления образования  администрации.
Программа реализуется на базе филиала МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа» п. Междугорный. В период летних каникул лагерь принимает подростков в возрасте от 11 до 15 лет.
Численность детей в одной смене – 20 человек. На протяжении многих лет лагерь принимает детей из малообеспеченных, многодетных семей.
Каникулы – это мечта каждого школьника! Мечта о любимых занятиях,
Приключениях открытиях, об удовлетворении различных интересов (эстетических, творческих, познавательных, спортивных, трудовых), о поиске «нового себя».
Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
Целостное развитие личности возможно при гармоничном развитии духовного и физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на образование ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, а в итоге – за формирование целостной личности с активным созидательным отношением к миру.
1.     Актуальность программы «Радужная страна»
Вторая смена летнего лагеря дневного пребывания «Радужная страна» выполняет очень важную миссию оздоровления и воспитания детей. Кроме того, смена способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков,  это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка.
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
ü     повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
ü     модернизацией старых форм работы и введением новых;
ü     необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
Программа  «Радужная страна» - сюжетно-ролевая игра. Её ценность определяется тем, насколько в ребёнке она развивает такие качества, как настойчивость, смелость, умение ориентироваться в сложной ситуации, умение действовать в интересах коллектива, сообща добиваться победы. Сюжетно-ролевая игра — реальная жизнь в предлагаемых обстоятельствах, и в этой жизни принимают участие и взрослые и дети.
Сюжетно-ролевые игры представляют собой исполнение детьми какого-либо сюжета. Эти игры проходят без зрителей, все — участники!
Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребёнка, требует его активной умственной деятельности, развивает мышление и самостоятельность действий, игровая деятельность имеет много общего с трудом, особенно в детском возрасте. Сюжетно-ролевая игра: раскрывает и развивает творческие способности ребенка через игровую деятельность; знакомит детей с окружающим миром, продолжает экологическое образование школьников, способствует формированию гражданско-патриотических качеств через изучение истории родного края.
Актуальность данной программы состоит в том, что ее содержание включает направления деятельности, отвечающие современным требованиям и условиям образования. Это:
- экологическое воспитание;
- оздоровление воспитанников;
- практически-ориентированная деятельность;
- организация досуга.
Перечисленные направления и их реализация в совокупности способствуют социализации воспитанников школы.
 
2.     Отличительные особенности программы
Все мы - дети природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира, да ещё и умело отдохнуть с пользой на здоровье.Воспитание экологической культурыпараллельно с оздоровление детей является основополагающей в составлении программы нашего лагеря. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках экологического лагеря, позволяет детям уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал. Работа лагеря при школе наиболее полно способствует так же расширению и углублению знаний о природе; вырабатывает умения оценивать состояние окружающей среды, формирует и развивает умения реальной природоохранной деятельности.
Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря, в этом заключается ее педагогическая целесообразность.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря, но приоритетной деятельностью является экологическая направленность смены.
3.     Новизна программы
Новизна программы прослеживается в широком приобщении детей к разнообразному социальному опыту, созданию в лагере стиля отношений сотрудничества, содружества, сотворчества, участия детей в управлении детским оздоровительным лагерем.
Дети погружаются в игровую легенду о том, что в одной далекой стране жили добрые волшебники. И хотя люди их никогда не видели, они знали, что волшебники существуют, потому что часто ощущали их присутствие и помощь.  Также  в стране живут черные маги, которые владеют черными мыслями людей, поэтому идет вечная борьба добра и зла.
В течение смены дети стараются своими добрыми делами победить магию зла, участвуют в мероприятиях по экологии, формируется эстетический взгляд на многие  вопросы, развиваются физически и приятно проводят время своего досуга.
4.     Направленность программы
Реализация программы осуществляется через конкретные мероприятия по
направлениям:
1.                Экологическая
2.                Познавательно  - творческая.
3.                Физкультурно-оздоровительная
4.                Досуговая
5.                Эстетическая
Экологическая деятельность
ü    Акция «Чистый берег»;
Операция «Чистый двор».
üПознавательно-творческая направленность – направление, раскрывающее интеллектуальный и творческий потенциал учащихся на основе конкурсов, турниров для смекалистых, посещение библиотеки, музея, использование информационных технологий и т.д.
Формы организации художественно-творческой деятельности:
ü    Изобразительная деятельность (оформление газеты «Наш отрядный дом», конкурс стенгазет и рисунков «А в нашем лагере…»)
ü    Конкурсные программы («Алло, мы ищем таланты», «Лучшая пародия»)
ü    Творческие конкурсы («Знакомьтесь – это мы!»)
ü     Игровые творческие программы 
ü    Творческие игры («День рекордов»)
ü    Праздники («Здравствуй, лагерь!», «День Нептуна»)
ü    Выставки, ярмарки
Физкультурно – оздоровительная работа
Основные формы организации:
ü    Утренняя гимнастика (зарядка)
ü    Спортивные игры на стадионе, спортивной площадке.
ü    Подвижные игры на свежем воздухе (Игры - вертушки «Галопом по Европам», «Горилки»,  «Тропа испытаний», «Захват территории»)
ü    Эстафеты (спортивная игра «Веселые старты»)
Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в спортивном зале. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и
воспитанию дружбы.
Досуговая деятельность
Формы  досуговой деятельности:
ü    экскурсии, дискуссии, деловые игры.
ü    творческие мастерские.
Эстетическое направление
Основные формы проведения:
ü    Посещение музея
ü    Экскурсии
ü    Конкурсы: «Минута Славы», «Самый, самый»
ü    Оформление отрядного уголка «Наш отрядный дом»
Трудовая деятельность
Основные формы организации:
ü    Бытовой самообслуживающий труд;
ü    Общественно значимый труд, (уборка прилегающей территории, работа на пришкольном участке)
5.     Адресат программы
Программа рассчитана на количество 20 детей, в возрасте от 11 до 15 лет.
6.     Цель программы
Формирование  у детей экологических знаний и умений в непосредственном общении с природой, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей,  развития творческих способностей детей.
7.     Задачи программы
·        предоставить ребенку возможность для самореализации личного потенциала через познавательную, творческую деятельность и организацию интересного, разнообразного, активного отдыха;
·        способствовать развитию коммуникативных навыков и адекватной  самооценки личности и толерантности;
·        приобщать детей к разнообразному социальному опыту;
·        создавать стиль отношений подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества;
·        организовать активное общение детей с природой и воспитать экологическую культуру.
8.     Ожидаемые результаты
Результатом реализации программы будет являться оздоровление и отдых детей нашей школы.
В ходе реализации программы «Радужная страна» предполагается рассматривать ожидаемые результаты смены через:
   1. Результаты, актуальные для развития личности ребёнка:
·  удовлетворение потребности в полноценном отдыхе,
·  реализация интересов детей, их обогащение и побуждение к новым интересам;
·  формирование коммуникативных умений, овладение навыками межличностного и группового общения в разных видах, взаимодействия, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;
·  формирование у детей способности к самооценке и рефлексии;
·  формирование у детей социально-значимой позиции по отношению к окружающему миру и самому себе.
2. Результаты, касающиеся детского объединения:
создание у детей эмоционального настроя на работу во временных детских объединениях.
3. Результаты, способствующие развитию воспитательной системы лагеря:
·  апробация новой модели лагерной смены;
·  совершенствование новых методик массовых, групповых, индивидуальных форм работы с детьми;
·  пополнение копилки форм работы.
9. Принципы реализации программы
Программа летнего оздоровительного лагеря «Радужная стана» с дневным пребыванием детей и подростков опирается на следующие принципы:
Исходя из выбранной концепции технологий, деятельность предполагает соблюдение следующих принципов и подходов:
1.                Личностный подход в воспитании:
- признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;
- добровольность включения детей в ту или иную деятельность;
2.                Природосообразность воспитания:
- обязательный учет возрастных, половозрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
3.                Культуросообразность воспитания:
- опора в воспитании на культурные литературные национальные особенности;
- изучение и освоение литературной культуры;
4.                Гуманизация межличностных отношений:
- уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми;
- уважение и терпимость к мнению детей;
- самоуправление в сфере досуга;
- создание ситуаций успеха;
- приобретение опыта организации коллективных дел и самореализация в ней;
- защита каждого члена коллектива от негативного проявления и вредных привычек;
- создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения, формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.
5.                Дифференциация воспитания:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
 - создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
6.                Средовой подход к воспитанию:
- педагогическая целесообразная организация среды летнего оздоровительного лагеря, а также использование воспитательных возможностей внешней (социальной, природной) среды.
10. Методы реализации программы
Реализация цели и задач смены осуществляется по программе “Радужная страна” в форме сюжетно-ролевой игры. Игра отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое — через загадочное, трудное — через преодолимое, необходимое— через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры—усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими.. Каждый ребёнок, может «примерить» на себя разные роли (журналиста, исследователя, сказочника, юнги и т.д.), исходя из своих возможностей и желаний.
Также в работе будут использоваться следующие формы и методы:
- тематические программы;
- познавательные игры и викторины;
- спортивные игры и соревнования;
- психологические игры;
- игровые тестирования, опросы, анкетирование;
- концерты, фестивали, акции и др.
11. Формы организации деятельности детей
·            Познавательные беседы – проводятся с целью ознакомления детей с новым материалом (Игра- беседа «В гостях у Мойдодыра», беседа «История Олимпийских игр», «Россия – Родина моя»).
·            Словесные, настольно-печатные игры – организуются с целью закрепления и как форма проведения занятия (ознакомление с окружающим, продуктивные виды деятельности) («Твистер», «Лото», «Монополия», «Морской бой»).
·            Подвижные игры – проводятся для смены деятельности на занятиях, может и проводится и в конце занятия («Белые медведи», «Охотники и утки», «Краски»).
·            Целевые прогулки, экскурсии – проводятся с целью ознакомления с окружающим миром (прогулка на луг, в поле).
·            Викторины – проводятся с целью закрепления пройденного материала(Литературная викторина «В гостях у сказки», «Мульти-Пульти-карнавал», «Играем, думаем, творим»).
·            Инсценировки сказок – проводятся для ознакомления детей со сказкой, снятия напряжения(Инсценирование сказки «Волк и семеро козлят» ).
·            Проведение праздников – проводятся с целью закрепления материала и создания положительных эмоций у детей («Праздник русской березки», конкурс «Мисс смены», «День смеха», «Праздник дружбы и доброты»).
·            Рисование: сюжетов национальных сказок, орнаментов - проводится с целью развития памяти, воображения, мышления, закрепления названий элементов орнаментов народов России (Конкурс рисунков «Красота вокруг нас», «Символы России», «Война глазами детей»).
·            Работа с семьей - проводится с целью привлечения родителей к совместной деятельности: участие в викторинах, развлечениях, семинарах, организация туристического похода, экскурсий (Изготовление подарков на день семьи, подарки именинникам, создание буклетов «Мы за здоровый образ жизни»).
12. Развитие детского самоуправления
Система соуправления и стимулирования, средства активизации интереса участников программы является:
ü    - создание условий для включения детей в игру;
ü    - создание условий для личностного развития ребенка;
ü    - поддержание высокой активности личности;
ü    - важнейшие элементы программы: система соуправления, стимулирования и поощрения детей.
Управляют «Радужной страной» три объединения творцов, творцами называют всех участников игры.
Главным органом соупарвления является Большой совет творцов, в который входят по 3 представителя от отряда  и педагог.
Высший орган объединения - Малый сбор творцов, на сборе объединения решаются все важные дела, отмечаются успехи и неудачи.
Печатным органом программы является наглядность игры, которая знакомит участников игры с содержанием, ходом и результатами игры, отражая особые события в жизни творцов.
13. Система мотивации и стимулирования
Печатным органом программы является наглядность игры, которая знакомит участников игры с содержанием, ходом и результатами игры, отражая особые события в жизни творцов.
Валюта «Лучик» имеет форму звёздочки с радугой      и выдается каждому ребенку  за успешное участие в мероприятиях.
Каждый день Малый сбор творцов в конце дня при подведении итогов выносит на обсуждение кандидатуру лидера. Поощряются ребята за активное участие в делах, за спортивные, интеллектуальные и творческие успехи. Также поощряются ребята, проявившие себя как талантливые организаторы, лидеры, показавшие высокий уровень самостоятельности в открытии секретов игры.
По итогам площадки все дети, проявившие себя в самых различных видах жизнедеятельности на итоговом празднике, награждаются дипломами, грамотами и благодарностями.
Каждый день Малый сбор творцов в конце дня при подведении итогов выносит на обсуждение кандидатуру лидера. Поощряются ребята за активное участие в делах, за спортивные, интеллектуальные и творческие успехи. Также поощряются ребята, проявившие себя как талантливые организаторы, лидеры, показавшие высокий уровень самостоятельности в открытии секретов игры.
По итогам площадки все дети, проявившие себя в самых различных видах жизнедеятельности на итоговом празднике, награждаются дипломами, грамотами и благодарностями.
14. Образовательная деятельность
1. Реализация образовательного/профильного компонента
Механизм реализации программы
Этапы реализации:
I этап - подготовительный – апрель - май
Этот этап характеризуется тем, что примерно за 2 месяца до открытия летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
- проведение совещаний при директоре по подготовке школы к летнему сезону;
- изучение запросов детей и их родителей подбор начальника лагеря, воспитателей;
- издание приказа по школе об открытии пришкольного оздоровительного лагеря;
-разработка программы деятельности летнего оздоровительного лагеря;
- составление необходимой документации для деятельности лагеря (список детей, план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
II этап - организационный – июнь
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня. Основной
деятельностью этого этапа является:
Решение организационных вопросов
- встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
-запуск программы «Круиз в лето»;
- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
Выявление и постановка целей развития коллектива и личности;
Сплочение отряда;
Формирование законов и условий совместной работы;
Подготовка к дальнейшей деятельности по программе.
III этап - основной - июль.
Основной этап включает реализацию основных положений программы. Родители, дети, педагоги, общественные организации – организаторы программы:
- познают, отдыхают, трудятся;
- делают открытия в себе, в окружающем мире;
- помогают в проведении мероприятий;
- учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;
- развивают способность доверять себе и другим;
- укрепляют свое здоровье;
- реализуют основную идею смены;
- вовлекают детей и подростков в различные виды коллективно - творческих дел;
- работа творческих мастерских.
Ежедневное отслеживание эмоционального состояния воспитанников.
IV этап - заключительный этап – июль
Основной идеей этого этапа является:
- подведение итогов смены;
- проведение церемонии закрытия лагерной смены с награждением детей по её итогам;
- мониторинг качества проведения лагерной смены, анализ результатов и оформление итоговой документации, презентация жизнедеятельности лагеря.
2. Реализация дополнительных образовательных программ по направлениям
На протяжении всей смены ведется кружок «Компьютерный клуб».
Программа «Компьютерный клуб » имеет творческую  и развивающую  направленность. Программа представляет собой логически выстроенную систему, направленную, с одной стороны, на овладение знаниями в интересующей воспитанника области,  основанной на мотивах, потребностях, ценностях, идеалах воспитанника, определяющих его место и роль в конкретном социуме,  дающих возможность построить образ о самом себе как саморазвивающейся личности.  Новизна образовательной программызаключается в следующем: использование целостного подхода изучения информационных технологий с элементами  творчества, а так же повышение интереса к другим предметам школьного курса.
 Данная программа способствуют проявлению у воспитанников творческих способностей, развитию логического мышления и изобретательности, дает возможность получения навыков работы с информацией из различных областей знаний. Таким образом, данная программа является целостным интегрирующим практическим инструментом для совершенствования как технологических, так и образовательных умений у детей, готовит их к полноценной жизни в информационном обществе.
 
Актуальностьпрограммы заключается во внедрении информационных технологий в разнообразные сферы деятельности, в том числе, как в учебную деятельность, так и творческое воспитание детей, на которых рассчитана данная программа.
 
Педагогическая целесообразностьпрограммы заключается в формировании информационных и общеучебных навыков, что, несомненно, будет способствовать повышению общего уровня развития воспитанников.
 
Основная цель программы
Развитие у воспитанников интеллектуальных и творческих способностей в области информационных технологий, обеспечение предпрофессиональной подготовки с последующим освоением ряда основ творческих специальностей.
Поставленная цель раскрывается в следующих задачах
Основные задачи программы:
обучающих:
·                обучить эффективным приемам работы в различных программах, в локальных сетях, в сети Интернет и сформировать представления о роли и значении информационных технологий и компьютерной техники в развитии современного общества;
·                дать базовые знания по использованию компьютера в различных областях профессиональной деятельности и научить ребенка свободно обращаться с компьютером;
·                дать профессиональную ориентацию для работы в области информатики и вычислительной техники, а также мультипликации;
развивающих:
·                        способствовать развитию детей через информационную деятельность, дополняя школьный базовый уровень знаний воспитанников.
·                        способствовать формированию устойчивого интереса к информационным процессам.
·                        развивать творческие и интеллектуальные способности воспитанников через решение нестандартных теоретических и практических задач.
воспитательных:
·                         формировать эмоционально-ценностное отношения к себе и своему труду, способствовать воспитанию характера и самодисциплины, активной жизненной позиции детей средствами технического творчества, используя воспитательные возможности детского коллектива, объединенного по интересам.
оздоровительных:
·                        создавать условия для обеспечения эмоционального благополучия воспитанников.
·                        укреплять физическое здоровье детей через обеспечение научной организации труда при использовании персонального компьютера.
 
Принципы построения программы.
·  научности и доступности: соответствие учебного материала индивидуальным и возрастным особенностям детей;
·  принцип комплексности, системности и последовательности: учебная деятельность связывается со всеми сторонами воспитательной работы, овладение новыми знаниями, умениями и навыками опирается на то, что уже усвоено.
·  Принцип гуманности реализуется через создание оптимальной среды для воспитания и образования детей.
На занятиях кружка учащиеся поэтапно, соответственно возрасту,  учатся создавать творческие работы за компьютером. Каждый последующий этап предусматривает усложнение работы, увеличение объёма работы.
 Изучение данного курса тесно связано с дисциплинами гуманитарного профиля. Отличительной чертой данной программы от традиционных уроков являются формы проведения занятий: создание мультяшных образов сначала на листках бумаги, а затем на компьютере,  выбор программ, в которой будет работать ребенок,  остается за самим ребенком. Данные формы дадут возможность каждому учащемуся реализовать себя.
Отличительные особенности данной программы заключаются и в том, что занятия предусматривают индивидуальную направленность овладения основами компьютерной грамотности. Процесс обучения строится на интересных сюжетах из школьной жизни и быта. Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
- занятия в свободное от уроков время;
- добровольное посещение кружка;
- предоставление выбора работы.
Возраст детей:  11-15 лет.
Срок реализации данной программы рассчитан на 1 месяц обучения.
Формы занятий
демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочих местах;
фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;
самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.
Методы работы на занятиях.
1.  преподавания: объяснительный, информационно-сообщающий, иллюстративный.
2.  учения: репродуктивный, исполнительный, частично-поисковый, проблемный.
3.    воспитания: упражнения, личный пример.            
Режим занятий.
Занятия проводятся  1час в неделю.
Ожидаемые результаты.
Воспитанник должен знать в конце смены:
vназначение и функциональные возможности MicrosoftWord;
vобъекты и инструменты MicrosoftWord;
vтехнологию настройки MicrosoftWord.
vназначение и функциональные возможности PowerPoint;
vобъекты и инструменты PowerPoint;
vтехнологию настройки PowerPoint.
vобъекты, из которых состоит презентация;
vэтапы создания презентации;
vтехнологию работы с каждым объектом презентации.
Должен уметь:
*    набирать текст, оформлять его;
*    форматировать и редактировать текст;
*    вставлять графические объекты;
*    работать с таблицей;
*    создавать брошюру по заданной теме;
*    создать слайд;
*    изменить настройки слайда;
*    создать анимацию текста, изображения;
*    вставить в презентацию звук и видео клип;
*    настроить анимацию клипа.
*    создать презентацию из нескольких слайдов;
*    пользоваться Сортировщиком слайдов.
*    самостоятельно создать презентацию в рамках данной темы с целью объединения презентаций.
Главным критерием оценки учащегося является способность трудиться и добиваться достижения нужного результата.
Проверка результатов освоения программыпредусматривает следующие формы:
-  просмотр  творческих работ учащихся;
- участие в тематических праздничных программах в лагере.
 МЕХАНИЗМ  ОЦЕНКИ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ:
vАнкетирование
vВключение педагогического наблюдения
vРефлексия
vАнализ инсценировок
vТворческие достижения в конкурсах, играх, концертах
 
Учебно-тематический план  кружка «Компьютерный клуб»
Объём учебной нагрузки:
2 смена  лагеря  -  всего 4 часа, в расчёте 1 группа – 12 человек, 1 час в неделю.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНИРОВАНИЕ

Содержание программного материала Кол-во часов Теория Практика Дата
план факт
1 Техника безопасности и правила поведения в кабинете информатики 1 1      
2 Создание мультфильмов Создание простейших рисунков на бумаге. Раскраска.
1

0,5

0,5
   
3 Индивидуальная творческая работа 2 - 2    

 
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
I. Техника безопасности и правила поведения в кабинете информатики
1.      Правила поведения в кабинете информатики.
2.      ТБ перед началом работы на ПК
3.      ТБ во время работы на ПК
4.      Оказание первой медицинской помощи
5.      Упражнения для снятия зрительного напряжения и утомления
II. Раздел. Создание мультфильмов
vПрактическая работа«Рабочее поле Power Point, инструменты, панели. Создание простейших рисунков. Раскраска»
1.  Сочинение темы и сценария мультфильма
2.  Составление плана
3.  Создание рисунков- кадров
vПрактическая работа«Рисование объемных изображений. Раскраска. Конструирование с помощью Power Point.»
1.     Рабочее поле Power Point, инструменты, панели.
2.     Рисование объемных изображений. Раскраска.
3.     Конструирование с помощью Power Point.
vПрактическая работа  «Настройка анимации в презентации»
1.     Настройка анимации в презентации
2.     Просмотр презентации с анимацией
III. Раздел. Творческая работа
Индивидуальная  творческая работа.    Работа над конкурсными заданиями
 
УСЛОЛВИЯ   РЕАЛИЗАЦИИ   ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение.
В связи с положительной ионизацией  воздуха занятия кружка должны проводиться в хорошо проветриваемом помещении, а так же светлом, умерено влажном и достаточно просторном.  
Оборудование.
 

             Н а и м е н о в а н и е.   К о л и ч е с т в о.
1. Персональный компьютер 4 шт.
2. Мультимедийный проектор 1 шт.
3. Сканер. 1 шт.
4. Колонки компьютерные. 1 шт.
5. Модем. 1шт.
6. Локальная сеть 1шт

 
·       Бумага А4 для рисования или альбомы для рисования;
·       Краски;
·       Карандаши простые и цветные
·       Флеш-носители информации.
Программные средства:
Операционная система.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Звуковой редактор.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения
Простой редактор Web-страниц.
Методическое  обеспечение занятий:
I. Техника безопасности и правила поведения в кабинете информатики
Проводится в форме беседы учителя с учащимися и просмотром презентации  «Упражнения для снятия зрительного напряжения и утомления»
II. Раздел. Создание мультфильмов
Создание мультфильмов происходит также как и рисунков:    в групповой форме.  Дети   делятся на микрогруппы по интересам, каждая микрогруппа создаёт свой проект. Проекты готовятся  на бумаге, для этого  необходимы цветные карандаши, бумага А4. Затем работы за компьютером по микрогруппам.  Подведение итогов проходит в форме конкурса проектов.  
VIII. Раздел. Творческая работа
   Работа над конкурсными заданиями проходит  в форме индивидуального  творческого проекта.
 Свои работы учащиеся могут доделывать  дома.
Программа кружка рассчитана на 4 часа.
Для выполнения практических занятий по этой теме необходим  цифровой фотоаппарат, микрофон.
Практические работы проходят в  форме индивидуальной работы над проектом,  группа делится на 3 подгруппы:
1 подгруппа  - работает за компьютерами;
2  подгруппа  - записывает видео и звук;
3 подгруппа  - разрабатывает структуру презентации  на бумаге.
Затем группы меняются.
Последнее  занятие по разделу проходит в форме защиты конкурсных работ, проектов.
 
15. Учебно – тематический план образовательного/профильного компонента
 

№п/п Направленность Количество часов
Всего теория практика
1 Экологическая
 
2 1 1
2 Познавательно  - творческая.
 
2 0,5 1,5
3 Физкультурно-оздоровительная
 
2 0,5 1,5
4 Досуговая
 
4 2 2
5. Эстетическая      
  Всего      

16. Содержание учебно-тематического плана образовательного/профильного компонента
1.            ЭКОЛОГИЧЕСКАЯНАПРАВЛЕННОСТЬ
Экологическая экскурсия в природу, конкурс рисунков «Красота вокруг нас», час экологии «Все меньше окружающей природы, все больше окружающей среды», экологическая игра «Радуга». Акции  «Чистота залог здоровья»,  «Чистый двор», «Живи цветок»
2.     ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ТВОРЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ.
Игра – беседа «В гостях у Мойдодыра», творческая мастерская «Веселое лето», литературная викторина «В гостях у сказки», игровая программа «Охота за пиратскими кладами», час знаний «Соблюдая ПДД – не останемся в беде», развлекательная программа «Вокруг смеха», интеллектуальная игра «Умники и Умницы», познавательная игра «Что? Где? Когда?», конкурс, путешествие «Дорогою добра», беседа «Час пожарной безопасности», путешествие в «Школу здоровья».
 
3.            ФИЗКУЛЬТУРНО–ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ.
Беседа «История Олимпийских игр», веселые старты.
4.     ДОСУГОВАЯ.Мисс смены, игровая программа «Играем, думаем, творим», игровая программа «День Ивана Купала», игра «День смеха», «День Петра и Февронии»
5.     ЭСТЕТИЧЕСКАЯ  НАПРАЛЕННОСТЬ.
работа творческих мастерских,  конкурс рисунков на асфальте «Война глазами детей», «День семьи», мероприятие «Красота спасет мир» и т.д. т
 
17. Факторы риска

Фактор риска Меры профилактики
Низкая активность детей в реализации программы. Выявление индивидуальных способностей и интересов ребенка для приобщения и занятости другой деятельностью.
Неблагоприятные погодные условия. Организация мероприятий согласно тематике смены.
Недостаточная психологическая компетентность воспитательского коллектива. Проведение инструктивно – методических сборов с теоретическими и практическими занятиями. Индивидуальная работа с воспитателями по коррекции содержания работы.

 
II. Содержание программы смены
1.     Модель игрового взаимодействия
Сюжетное описание (легенда)
В одной далекой стране жили добрые волшебники. И хотя люди их никогда не видели, они знали, что волшебники существуют, потому что часто ощущали их присутствие и помощь.
Рассказывают, что в волшебной стране всегда греет солнце, и даже зимой растут цветы красоты необыкновенной. Ими усыпано всё вокруг и нет такого места, где бы они не росли, и где бы не было кустов со спелыми сочными ягодами. В лесах живут необычные животные, умеющие разговаривать и летать. В речках плавают золотые рыбки, а птицы напевают удивительные мелодии.
Повсюду царит любовь и спокойствие. В этой стране не бывает ночей. Только – светлые солнечные дни, как и настроение её жителей.
Среди гор находится замок, в котором много зеркал. Именно через них волшебники узнают о жизни людей и посылают им свою помощь.
Существует легенда о том, что волшебники – те же люди, но только умеющие творить чудеса. Легенда гласит, будто те люди, которые не желали другим зла, умели любить и несли в мир только добро, не умирают, а переселяются в волшебную страну, обретая дар волшебства. Этим даром их наделяет королева.
Всё было прекрасно в стране волшебников до тех пор, пока на их землю не пришли черные маги. Темный туман навис над страной, затмевая солнце, окутав леса и реки. Захватив волшебную страну, маги, прежде всего,  разбили зеркала и стали подчинять своей власти волшебников, используя их дар в своих черных целях.
Они хотели захватить землю со всеми её странами и городами, уничтожить всё живое, создав собственную империю. Но их мощи не хватало. Тогда они стали отыскивать людей со злыми мыслями и точно губка впитывали всё отрицательное, что было в мыслях человека; пополняя тем самым свое могущество и укрепляя власть.
Волшебство было бессильно перед магией разрушения и зла. Оно не оказывало на магов никакого действия. Силы были не равными, волшебники отчаялись. Призвав свою королеву, они спросили совета.
- Чтобы черный туман рассеялся, необходима помощь людей, - сказала королева. – Без них мы бессильны.
- Людей? – удивились волшебники. – Что же они могут, когда сами нуждаются в помощи?
- В людях есть доброта, сострадание, любовь. Это самое сильное оружие против зла, которое живет в магах.
- Но как известить людей о грозящей им опасности? Как объяснить, что их мысли могут обернуться против них самих? Ведь маги разбили все зеркала. Может быть, кого-нибудь послать? Давайте отправим радугу. Цвета радуги помогут им победить  зло черных магов, преодолеть  отрицательное  в себе  и спасти  нас от злых магов. Каждый день людям будет посылаться один цветной луч из радуги, который поможет  победить магов
Основное содержание деятельности детей
Организация сюжетно-ролевой игры «Радужная страна» основана на идее реальной сопричастности педагогов и детей к жизни на площадке: «Зная, что площадка – это игра, помни, что это жизнь. Игра выполняет коммуникативную функцию, помогает создавать и поддерживать положительный эмоциональный настрой, создает хорошее настроение, являясь «школой радости» для детей. «Игра – это зеркало жизни, не забывай про свое отражение, смотрись в зеркало чаще».
В основу жизнедеятельности детей педагоги положили троичный ритм основанный на развитии чувств, мышления и воли ребенка. Поэтому целесообразно следующее содержание:
o       умственная деятельность (ежедневная рефлексия, проблемная деятельность);
o       практическая деятельность (акции, труд, реклама, спорт);
o       досуговая деятельность (игры, конкурсы, КТД, творческая деятельность, мастер-класс).
Тематические блоки программы «Радужная страна» реализуются на ключевых делах тесно взаимосвязанных между собой. Игровая инструментовка программы и наглядность связана с лучами  и  цветами радуги.
 

День Символ
дня
В это день проводятся……
1 Коллективный Красный
цвет
……..коллективные мероприятия лагеря (КТД), в которых каждый ребенок принимает участие. Взаимопонимание и ответственность в отношении к окружающим и себе.
2 Особый Оранжевый
цвет
…… такие мероприятия, которые не похожи на все другие дни смены.
3 Житейский Желтый
цвет
…….такие мероприятия, в результате которых приобретается новый багаж знаний и умений. Радость знаний и творчества.
4 Задорный Зеленый
цвет
……смешные конкурсы, веселые мероприятия. Доброта каждой души.
5 Главный Голубой
цвет
….. мероприятия патриотического направления. Успехи в спорте, тренировка выносливости, воли.
6 Спортивный Синий
цвет
…….спортивные соревнования. Успехи в спорте, тренировка выносливости, воли.
7 Фантазийный Фиолетовый
цвет
…………мероприятия, развивающие фантазию детей

 
Выбрав свой путь, каждый участник программы может набрать больше всего денег «Лучиков».  Чем больше «лучиков» набирается , тем быстрее ребёнок  станет знатоком. Набрав больше всего «лучиков»   отдыхающий ребёнок  станет следопытом.  А в конце лагерной смены  определяется герой, то есть тот кто набирает за лагерную смену больше всего денег.
Основные атрибуты игры
В ходе игры предлагается введение разнообразной символики, способствующей активности участников игры, побуждающей их к творческой самостоятельной деятельности. В игру вводятся интересные и привлекательные знаковые формы, способные также наполнять игру новым содержанием:
o       эмблемы отражают принадлежность к миру (флаг, галстуки)
o       троекратное апплодирование (раз, два, раз, два, три).
 
2.     Ход реализации программной смены
Реализация программы осуществляется через конкретные мероприятия по
направлениям:
Экологическая направленность - привитие бережного отношения к природе, через изучение и исследование природы родного края с целью становления гражданской позиции. Сближение с природой через развитие творческих способностей детей и художественного вкуса.
Познавательно - творческая направленность – направленность, раскрывающая интеллектуальный и творческий потенциал учащихся на основе конкурсов, турниров для смекалистых, посещение библиотеки, музея, использование информационных технологий и т.д.
 
Физкультурно - оздоровительная направленность связана с оздоровлением и физическим развитием детей и подростков. Это спортивная программа лагеря, в которую включены подвижные игры на свежем воздухе, спортивные игры и соревнования, легкоатлетические упражнения, оздоровительные комплексы.
Основные формы организации:
- Утренняя гимнастика.
- Выполнение режимных моментов в соответствии с возрастом детей.
- Занятия по интересам различными видами спорта: футбол, волейбол, бадминтон, пионербол, лапта, шахматы.
-  Проведение различных соревнований и спортивных праздников: «Спартакиада». «День спорта», эстафеты, шуточные спортивные эстафеты, подвижные игры и т.д.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в спортивном зале. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и
воспитанию дружбы.
Досуговая направленность
Основные формы организации:
- праздники, викторины, игровые программы.
- Выполнение режимных моментов в соответствии с возрастом детей.
- Занятия по интересам: рисование, чтение книг, творческая работа за компьютером, просмотр детских фильмов и т.д.
-  Проведение различных праздников, народных гуляний таких как «День Ивана Купалы», «День Петра и Февроньи», закрытие лагерной смены и т.д.
Ежедневно в течение 10-20 минут дети выполняют какой то вид деятельности: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в спортивном зале или лагерной комнате, готовятся к праздникам, оформляют комнату, выпускают стенгазету, занимаются оригами.
Основная задача этого режимного момента, - формирование разносторонних интересов, расширение кругозора, формирование коллективизма и товарищества.
 
Эстетическая направленность
Эта направленность включает экскурсии, конкурсы творческих работ, изготовление подарков друг другу, беседы, чтение книг.
Основная задача этого режимного момента, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего настроения  на весь день.
Занятия по интересам способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких качеств, как развитие эстетического понятия, красоты окружающего мира, а коллективные творческие дела – еще и воспитанию дружбы и умению работать в коллективе.
 
3.     План – сетка
План- сетка работы пришкольного лагеря с дневным пребыванием смены  «Радужная страна»

ДЕНЬ МЕРОПРИЯТИЯ
 
День первый
 (Красный)
 
1. Операция «Уют»
2. Игры, конкурс «Ярмарка идей»
3. Медицинский осмотр. Беседа о личной гигиене «Мойдодыр». Диагностика здоровья (рост, вес в начале смены)
День второй
(желтый)
 
 
1. Огонёк знакомства «Расскажи мне о себе».
2. Открытие лагеря. Игра-путешествие «Все нам лето подарило»
3. Работа творческих мастерских.
День третий
(фиолетовый)
 
1. «В гостях у сказки». Инсценирование отрывков из русских народных сказок. Создание мультфильмов на экологическую тему.
2. Игра по станциям «По страницам Красной книги».
День четвёртый
(зелёный)
 
1. Комический футбол
2. Викторина «Устами младенца»
3. «Мульти-Пульти – карнавал»   
День пятый
(голубой)
1.     Экскурсия «За околицу».
2.     Акция «Живи, родник!»
День шестой
(зеленый)
1. Конкурсная программа «Канцелярские потехи»
2. Работа творческих мастерских.
День  седьмой
(голубой)
 
1. Интеллектуальный конкурс «История России – История моей семьи!», посвящённый  76-годовщине начала Великой Отечественной войны.
2. Конкурс  «Старая фотография»
3. Конкурс рисунков «Моя семья»
День  восьмой
(оранжевый)
 
1. День Ивана Купала
Сценарий праздника  «День Ивана Купала»
2. Конкурс любознательных «А знаете ли вы, что…»
День   девятый
(красный)
 
День любви и верности. День Петра и Февронии
1.     Сценарий праздника  «День любви и верности»
2.     Изготовление подарков для своей семьи
День  десятый
(синий)
         1. Игровая программа «Огонь - друг, огонь – враг»
2. Экологический квест.
День   одиннадцатый
(фиолетовый)
 
1. Такое незнакомое «оригами» (изготовление поделок из бумаги). Работа творческих мастерских.
2. Посещение библиотеки. Путешествие в страну «Читалия»
День двенадцатый
(оранжевый)
1. Фестиваль воздушных шаров. Игровая программа.
2. Работа творческих мастерских.
День  тринадцатый
(синий)
1. Спортивный «муравейник»
2. Конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни»
День четырнадцатый
(голубой)
1. Экскурсия в краеведческий музей.
2. Конкурс рисунков «Мой край родной»
День пятнадцатый
(желтый)
1. Викторина по правилам дорожного движения «Знатоки дорожной азбуки»
2. Операция «Чистый двор»
День шестнадцатый
(синий)
1. Веселые старты.
2. Викторина «Олимпийские игры»
День семнадцатый
(зеленый)
1. Юмористическая игровая программа ко Дню смеха.
2. Конкурс рисунков «Дружеский шарж».
 
День восемнадцатый
(желтый)
1. Туристический поход по маршруту  «Экологической тропы»
2. Оформление выставки.
3. Работа творческих мастерских.
День девятнадцатый
(голубой)
1.     Экоэкскурсия «Чистое село». Сбор  бросового материала для поделок.
2.     Работы творческих мастерских.
День двадцатый
(желтый)
1.     Игровая программа «С днем варенья!»
2.      Фото-сессия  «Как нам вместе хорошо».
3.   Фестиваль творчества «Минута славы»
День двадцать первый
(красный)
1. Торжественное закрытие лагеря. Танцевальный рай.
2. Операция «Нас здесь не было»

 
Примечание.
Планируется посещение лесополосы посёлка, экскурсий, библиотеки, музея в соответствии с предложенными мероприятиями.
4.      
III. Условия реализации программы
1.     Кадровое обеспечение
В реализации программы «Радужная страна» участвуют:
Начальник лагеря
Воспитатели
Технический работник
Учителя основной общеобразовательной школы;
Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией школы. В лагере будут работать начальник лагеря, два воспитателя. Все остальные участники воспитательного процесса проводят работу по плану. Педагоги – воспитатели несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение учебно-воспитательного плана, проведение отрядных и общелагерных дел.
2. Информационно-методическое обеспечение программы:
-  наличие необходимой документации, программы, плана;
- проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала
лагерной смены;
- коллективные творческие дела
- творческие мастерские
- индивидуальная работа
- тренинги
- деловые и ролевые игры
-  сайт школы
3. Ресурсное обеспечение реализации программы

  Применение Ответственные
Кабинет начальных
классов
Комната отдыха, игровая комната Начальник лагеря, воспитатели,
технический персонал
Спортивный
зал
Занятия спортом, состязания,
линейка (в случае плохой погоды).
Праздничные мероприятия и
концерты, работа детской творческой
мастерской.
воспитатели
Спортивная
площадка
Линейка, проведение общелагерных
игр на воздухе, спартакиады,
спортивные состязания
воспитатели
Школьный двор Отрядные дела, игры-путешествия Воспитатели, администрация лагеря
Медицинский
кабинет)
Медицинский контроль лагерной смены Фельдшер ФАП
Школьная столовая Завтрак, обед. Повар
Комнаты гигиены Туалеты, раздевалки Начальник лагеря, воспитатели,
технический персонал
Кабинет информатики Пользование интернет ресурсом, мультимедийным комплексом,
оргтехникой
воспитатели
Фойе школы Сборы, линейки, информационный
стенд
воспитатели

Материально- техническое обеспечение

Игровой материал и инвентарь Мячи: резиновые, волейбольные, футбольные
Обручи
Скакалки
Шашки, шахматы
Кольцебросы
Бадминтон
Игры настольные
Оборудование Столы и стулья
Компьютеры
Мультимедийный проектор
Микрофон
Видеомагнитофон
Магнитофон
Телевизор
Цифровой фотоаппарат
Принтер, сканер

IV. Оценка эффективности программы
1.     Система показателей оценки качества реализации программы:
·          Эмоциональное состояние детей;
·          Личностный рост;
·          Физическое и психологическое здоровье;
·          Приобретение опыта общения со сверстниками;
·          Самореализация в творческой и познавательной деятельности;
·          Благоприятный психологический климат в детском и взрослом коллективах
·          Удовлетворенность детей.
·          Удовлетворенность летним отдыхом родителей;
Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми. Разработан механизм обратной связи.
Мониторинг - карта - форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня отряды заполняют мониторинг - карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.
Дополнительно для анализа работает листок откровения. Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Листок откровений постоянно висит на территории лагеря, сделать там запись может каждый.
2.     Система обратной связи
Эффективность работы пришкольного лагеря дневного пребывания и отдыха детей были проанализированы на родительском собрании и заседании педагогического совета. Материалы работы опубликованы на сайте школы.
V. Список используемой литературы
1.       Артамонова Л.Е.Летний лагерь: Организация, работа вожатого, сценарии мероприятий: 1-11 классы. –М., 2009 г.
2.       Губина Е. А. Летний оздоровительный лагерь (нормативно-правовая база).-Волгоград: издательство « Учитель», 2006 г.
3.       Гиринин Л.Е., Ситникова Л.Н. Вообрази себе. Поиграем – помечтаем. – М., 2001 г.
4.       Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. – СнП., 2003 г.
5.       Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007 г.
6.       Дубровина И.В. - Психокоррекционная и развивающая работа с детьми - М., 1999 г.
7.       Коган М.С.С игрой круглый год в школе и на каникулах: Внеклассные мероприятия на каждый месяц учебного года. – М., 2011г.
8.       Козлова Ю.В., Ярошенко В.В., Туристский клуб школьников: Пособие для руководителя.- М.: ТЦ сфера, 2004. -  (Библиотека вожатого)
9.       Коваленко В.И. Младшие школьники после уроков. – М., 2007 г.
10.   Кулаченко М.П.Учебник для вожатого– М., 2007 г.
11.   Куликов В.М., Ротштейн Л.М., Школа туристских вожаков: Учеб.-метод. пособие – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – (Воспитание и доп.образование детей).
12.   Лобачева С.И.Жиренко О.Е.Справочник вожатого: Организация работы. – М., 2009 г.
13.   Луговская Ю.П.Детские праздники в школе, летнем лагере и дома: Мы бросаем скуке вызов. – М., 2010г.
14.   Непомнящий Н.И. Становление личности ребенка. – М., 2004 г.
15.   Пашнина В.М.Отдыхаем на "отлично"!: Праздники и развлечения в летнем лагере. – М., 2008 г.
16.   Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей -  М., 2003 г.
17.   Ривкин Е.Ю., Организация туристической работы со школьниками: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2009. – (Метод. библиотека).
18.   Руденко В.И.Лучшие сценарии для летнего лагеря. – М., 2008 г.
 
 
 
Приложение
Оценка эффективности программы
Диагностика
                       

Вводная
диагностика
Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах:
- анкетирование;
- беседы в отрядах;
- планерки администрации лагеря, волонтёры, воспитателя.
Пошаговая
диагностика
Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря.
Беседы.
 
Итоговая
диагностика
Анкетирование
Творческий отзыв (рисунок «Вместе мы отряд»)
Беседы.
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Диагностический тест «Я в круге» на выявление уровня
психологической комфортности пребывания ребенка в команде
(проводится два раза за смену)
10 – высокий уровень, максимум комфортности
7 – легкий дискомфорт
5 – 50/50
3 – весьма ощутимый дискомфорт

3

 

5

 

 
7

 

 
 
10

0 – низкий уровень, максимум дискомфорта
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Анкетирование детей

1.Нравятся ли тебе воспитатели?
§  нравятся
§  не нравятся
2.Какие отношения между ребятами в вашей команде?
§  доброжелательные, дружные
§  напряженные, бывают ссоры
§  враждебные, агрессивные
3.Какую экскурсию ты хотел бы посетить? Какой спектакль или фильм  посмотреть?
4.Хочешь ли ты участвовать в делах команды?
§  да, всегда
§  иногда
§  нет, не хочу
§  другое

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Анкета «Как мы жили»
(проводится в итоге смены)

Дорогой друг!
Подошла к концу лагерная смена. Чем она запомнилась тебе, как ты чувствовал себя в нашем лагере, в коллективе ребят и подростков, что волновало тебя? Это те вопросы, ответив на которые, ты сможешь сделать так, чтобы в следующий раз (когда ты снова будешь отдыхать с нами) ты смог чувствовать себя более комфортно.
 
Фамилия, имя
 
Возраст (сколько тебе лет)
 
Команда
 
Понравилось ли тебе отдыхать в нашем лагере?
 
Кем ты чаще всего был в течение смены (выбери один вариант ответа)?
·        организатором
·        активным участником
·        генератором идей (предлагал новые идеи)
·        наблюдателем (на все смотрел со стороны)
 
В чем из предложенного в смене ты смог себя проявить (выбери варианты ответов)?
·        в оформлении уголка
·        в организации и проведении дел в команде
·        в активном участии в общих лагерных мероприятиях
·        в спорте
·        в прикладном творчестве
·        в сценическом творчестве
·        свой вариант
 
Какие командные, общие лагерные дела и мероприятия тебе запомнились (понравились) больше всего. Перечисли их
 
 
Самым трудным для меня в лагере было
 
За время, проведенное в лагере, я стал (научился, изменился)
 
 
Представь себе, круг – это твоя команда, поставь крестик в том месте, где ты ощущал  себя в команде
 
 
 
 
 

Больше всего за смену мне понравилось (запомнилось)
 
Уходя из лагеря, я хотел бы сказать