462030
Оренбургская область,
Октябрьский район,
поселок Междугорный,
улица Школьная, дом 1.
Директор школы:
Игнатова Лариса Бориславовна
Междугорная основная общеобразовательная школа
(35330) 34-4-48 Фотоальбом О школе Учителя школы Информация для учащихся
Главная -> Летний пришкольный лагерь -> Программа летнего пришкольного лагеря "Солнышко" для младших классов

Программа летнего пришкольного лагеря "Солнышко" для младших классов

Паспорт  программы

Название программы Программа «Круиз в лето» (сюжетно-ролевая игра)
Основание для разработки
программы
Закон РФ “Об образовании”
Конвенция о правах ребенка
Место реализации программы Филиал МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа» п. Междугорный
Адрес учреждения П. Междугорный, ул. Школьная, 1
Руководитель ОУ Попова Ирина Владимировна
Продолжительность 21 день
Время реализации 1 -26 июня 2018 года,
8.30.-14.30 ежедневно
Количество участников
программы
25 учащихся (6-11лет)
7  человек педагогов и заинтересованных лиц
Количество смен 1 смена 21 день
Кадры
 
Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал, фельдшер ФАП, повар.
Условия участия в программе Территория  (отрядная комната, спортивный зал, столовая, компьютерный класс, спортивная площадка.
Задачи • вовлечь в общественно значимую игровую и досуговую деятельность;
• способствовать  здоровья детей;
• приобщать к осознанному выбору здорового образа жизни;
• прививать детям навыки самоорганизации;
• воспитывать культуру поведения;
• пополнить знания об окружающем мире;
• формировать бережное отношение к окружающей среде;
• развивать творческие способности.
Наиболее важные публикации о
программе
Школьный сайт http://www.mega-skhola
Особая информация и
примечания
Данную программу можно изменять и дополнять приложениями, подпрограммами для дальнейшего развития.
Основные принципы педагогического процесса следующие:
тесное сотрудничество детей, подростков и взрослых (при этом все имеют равные права и обязанности), развитие творчества и самодеятельности;
игровая основа организации деятельности,
единство оздоровительной и воспитательной работы с детьми в сочетании с учетом половых, индивидуальных, возрастных особенностей;
соблюдение добровольности участия в деятельности, создание временного детского коллектива как микроструктуры жизнедеятельности и структурной единицы программы, имеющей ряд особенностей:
временный и сжатый срок жизнедеятельности и
цикличность развития;
праздничная, приподнятая атмосфера дружбы и доверия, укрепляющая взаимопонимание и взаимопомощь.
Специализация программы Участники программы – дети младшего и среднего школьного возраста (6 - 11 лет).
 
 
 
Ответственные за исполнение программы «Круиз в лето» летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей информируют о ходе выполнения и результатах реализации программы родительскую и педагогическую общественность школы.

 
 
 
 
 
 
 
Игры детей - вовсе не игры,
и правильнее смотреть на них как
на самое значительное и глубокомысленное
занятие этого возраста.
М. Монтень
I. Пояснительная записка
Программа «Круиз в лето» летнего оздоровительного лагеря «Солнышко» разработана для обеспечения детей активным оздоровительным отдыхом во время летних каникул.
Программа содержит образовательный  компонент и разработана с учетом нормативно-правовых документов:
Международных:
·        «Конвенция ООН о правах ребенка». Принята резолюцией 45/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г., ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г.
Федеральных:
·        Конституция РФ;
·         ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29 декабря 2012 года;
·         Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»;
·        Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996 – р «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года».
Правительственных:
·        Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1916-р «О плане первоочередных мероприятий по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»;
·        Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р  «Концепция развития дополнительного образования детей»;
·        Приказ Минобразования РФ от 13 июля 2001г. № 22688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»;
·        Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ).
Ведомственных:
·        Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» ;
·        Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях  с дневным пребыванием детей в период каникул (Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.2599 - 10).
Региональных (Оренбургская область):
·        Указ Губернатора Оренбургской области от 12.04.2012 года № 211-ук «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в Оренбургской области в 2012 году и последующие годы».
Муниципальных (МО Октябрьский район):
·        Распоряжение главы администрации МО Октябрьский район, приказы Управления образования  администрации.
Программа реализуется на базе филиала МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа» п. Междугорный. В период летних каникул лагерь принимает детей и подростков в возрасте от 6 до 11 лет.
Численность детей в одной смене – 25 человек. На протяжении многих лет лагерь принимает детей из малообеспеченных, многодетных семей .
Каникулы – это мечта каждого школьника! Мечта о любимых занятиях,
Приключениях открытиях, об удовлетворении различных интересов (эстетических, творческих, познавательных, спортивных, трудовых), о поиске «нового себя».
Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
Основа программы – игровой проект - тематическая смена «Круиз в лето»
Детей, ждет таинственный остров полный приключений и неожиданных открытий. Они становятся хозяевами острова, совершая различные путешествия по окружающей местности в поисках сокровищ.
1.     Актуальность программы «Круиз в лето»
Во-первых, детей всегда увлекают путешествия.
Во-вторых, программа «Круиз в лето» - сюжетно-ролевая игра. Её ценность определяется тем, насколько в ребёнке она развивает такие качества, как настойчивость, смелость, умение ориентироваться в сложной ситуации, умение действовать в интересах коллектива, сообща добиваться победы. Сюжетно-ролевая игра — реальная жизнь в предлагаемых обстоятельствах, и в этой жизни принимают участие и взрослые и дети.
Сюжетно-ролевые игры представляют собой исполнение детьми какого-либо сюжета. Эти игры проходят без зрителей, все — участники!
Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребёнка, требует его активной умственной деятельности, развивает мышление и самостоятельность действий, игровая деятельность имеет много общего с трудом, особенно в детском возрасте. Сюжетно-ролевая игра: раскрывает и развивает творческие способности ребенка через игровую деятельность; знакомит детей с окружающим миром, продолжает экологическое образование школьников, способствует формированию гражданско-патриотических качеств через изучение истории родного края.
Данная программа актуальна и интересна тем, что в нашей стране 2017 год объявлен Годом экологии, в программе прослеживается данная тематика.
Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей играет особую роль, так как для многих семей нашей школы это единственная возможность предоставить отдых своему ребенку.
2.     Отличительные особенности программы
Ежегодно   ученики  нашей  школы  с  удовольствием  посещают  летний
оздоровительный  лагерь.  Потребность  в  отдыхе  детей  остаётся  актуальной.
Педагоги  нашей  школы  ставят  перед  собой  задачу  сделать  досуг  детей  более интересным  и  увлекательным.  Данная  программа  отвечает  ожиданиям воспитанников,  их  потребностям  во  время  каникул.  В  ходе  этой  программы расширяется  кругозор  детей,  активизируются  познавательные  процессы, воспитывается  внимание,  развиваются  эстетическое  восприятие,  отношение  и оценка ребёнка, образное мышление, творческое воображение.
Эти  результаты  достигаются  через  игру,  которая  создаёт  благоприятный
микроклимат,  способствует  развитию  эмоционально-волевой  сферы  детей,
побуждает  к  общению  с  миром  прекрасного.  Каждая  игра  имеет  своё
педагогическое  значение,  что  позволяет  обучать  детей  нормам  социальной жизни,  поведению  в  коллективе,  культуре  взаимоотношений,  располагает  к раскрытию  способностей  детей,  проявлению  инициативы,  способствует приобщению  к  духовности,  усвоению  принципов  безопасного  и  здорового образа жизни
3.     Новизна программы
Программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря. Дети погружаются в игровую легенду о том, что «Корабль Знаний», на котором плыли ребята весь год, потерпел крушение у берегов таинственного острова, где им предстоит выжить. Для этого потребуется проявить находчивость, смекалку, применить полученные знания в нестандартных ситуациях, а самое главное не навредить природе острова. В награду каждый получит часть клада, который ребята смогут найти, двигаясь по карте.
4.     Направленность программы
Реализация программы осуществляется через конкретные мероприятия по
направлениям:
ФИЗКУЛЬТУРНО– ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ТВОРЧЕСКАЯ
ГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКАЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ
Физкультурно - оздоровительная направленность связана с оздоровлением и физическим развитием детей и подростков. Это спортивная программа лагеря, в которую включены подвижные игры на свежем воздухе, спортивные игры и соревнования, легкоатлетические упражнения, оздоровительные комплексы.
Основные формы организации:
- Утренняя гимнастика.
- Выполнение режимных моментов в соответствии с возрастом детей.
- Занятия по интересам различными видами спорта: футбол, волейбол, бадминтон, пионербол, лапта, шахматы.
-  Проведение различных соревнований и спортивных праздников: «Спартакиада». «День спорта», эстафеты, шуточные спортивные эстафеты, подвижные игры и т.д.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в спортивном зале. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и
воспитанию дружбы.
Познавательно-творческая направленность – направление, раскрывающее интеллектуальный и творческий потенциал учащихся на основе конкурсов, турниров для смекалистых, посещение библиотеки, музея, использование информационных технологий и т.д.
Гражданско - патриотическая направленность - направление деятельности, связанное с воспитанием чувства любви и бережного отношения к традициям своей Родины. Это направление включает экскурсии, походы, беседы, чтение книг, просмотры презентаций, фильмов, вахта Памяти и т.д.
Экологическая направленность - привитие бережного отношения к природе, через изучение и исследование природы родного края с целью становления гражданской позиции. Сближение с природой через развитие творческих способностей детей и художественного вкуса.
5.     Адресат программы
Программа рассчитана на количество 25 детей, в возрасте от 6 до 11 лет.
6.     Цель программы
Создание условий для полноценного отдыха и оздоровления детей в летний период, развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей через сюжетно-ролевую игру.
7. Задачи программы
- вовлечь в общественно значимую игровую и досуговую деятельность;
- способствовать укреплению физического и психического здоровья детей;
- приобщать к осознанному выбору здорового образа жизни;
- прививать детям навыки самоорганизации;
-воспитывать культуру поведения;
- пополнить знания об окружающем мире
 - развивать творческие способности.
8. Ожидаемые результаты
- совершенствование содержания и форм отдыха, оздоровления и занятости детей;
- полноценная и качественная занятость детей;
- удовлетворённость детей (реализация потребностей в общении со сверстниками, в различных видах деятельности);
- развитие личности каждого ребёнка, раскрытие их способностей;
- развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом, интереса к двигательной активности;
- положительная динамика в физическом и психическом здоровье ребёнка.
9. Принципы реализации программы
Программа летнего оздоровительного лагеря «Круиз в лето» с дневным пребыванием детей и подростков опирается на следующие принципы:
Гуманизма – построение всех отношений на основе уважения и доверия к
человеку, на стремлении привести его к успеху.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности.
Результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
Принцип дифференциации воспитания
Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально- психологическими особенностями детей; создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня); взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.
Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы; оценка эффективности пребывания детей в лагере должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
Принцип совместной деятельности– именно совместная деятельность
формирует единство отряда, рождает традиции.
Вариативности – многообразие форм работы, отдыха и развлечений,
различные варианты технологии и содержания воспитания.
Толерантности – терпимости к мнению других людей, к инакомыслию и
другим культурам, другому образу жизни.
Безопасности- безопасности жизни и здоровья детей, защиты их прав и личного достоинства.
10. Методы реализации программы
☺ увлечение детей радостной перспективой, полезным делом, творческим поиском;
☺ поощрение, одобрение, похвала, награда;
☺ доверие - доверительное отношение к ребенку;
☺ убеждение, приведение доводов, взглядов, требований;
☺ общественное поручение: развитие ответственности за порученное дело
☺ традиции: сплочение коллектива, создание собственных традиции.
11. Формы организации деятельности детей
·            Познавательные беседы – проводятся с целью ознакомления детей с новым материалом (Игра- беседа «В гостях у Мойдодыра», беседа «История Олимпийских игр», «Россия – Родина моя»).
·            Словесные, настольно-печатные игры – организуются с целью закрепления и как форма проведения занятия (ознакомление с окружающим, продуктивные виды деятельности) («Твистер», «Лото», «Монополия», «Морской бой»).
·            Подвижные игры – проводятся для смены деятельности на занятиях, может и проводится и в конце занятия («Белые медведи», «Охотники и утки», «Краски»).
·            Целевые прогулки, экскурсии – проводятся с целью ознакомления с окружающим миром (прогулка на луг, в поле).
·            Викторины – проводятся с целью закрепления пройденного материала(Литературная викторина «В гостях у сказки», «Мульти-Пульти-карнавал», «Играем, думаем, творим»).
·            Инсценировки сказок – проводятся для ознакомления детей со сказкой, снятия напряжения(Инсценирование сказки «Волк и семеро козлят» ).
·            Проведение праздников – проводятся с целью закрепления материала и создания положительных эмоций у детей («Праздник русской березки», конкурс «Мисс смены», «День смеха», «Праздник дружбы и доброты»).
·            Рисование: сюжетов национальных сказок, орнаментов - проводится с целью развития памяти, воображения, мышления, закрепления названий элементов орнаментов народов России (Конкурс рисунков «Красота вокруг нас», «Символы России», «Война глазами детей»).
·            Работа с семьей - проводится с целью привлечения родителей к совместной деятельности: участие в викторинах, развлечениях, семинарах, организация туристического похода, экскурсий (Изготовление маски клоуна, подарки именинникам, создание буклетов «Мы за здоровый образ жизни»).
12. Развитие детского самоуправления
В начале лагерной смены проходят выборы членов в органы самоуправления. Путем голосования выбираются следующие кандидаты:
Капитан – начальник лагерной смены.
Штурманы – воспитатели. Ведают здоровьем всей команды, могут показать путь, готовятся к путешествию (работа по плану воспитателей), следят за соблюдением и исполнением Законов, Устава лагеря, Режима лагеря.
Врач  –следит за здоровым образом жизни команд (зарядка, закаливание и т.п.)
Кок – повар. Осуществляет заправку команд витаминами.
Летописцы, Навигаторы – дети
Летописцы. Постоянно действующая творческая группа, освещает события жизни лагеря, ведет летопись «Островного журнала».
Навигаторы (все остальные). Составляют большую часть команды.
Дежурные, главные участники всех игр и мероприятий, прилежные исполнители Устава, Законов, Режима дня.
Каждый день на совете вместе с детьми подводятся итоги дня.
13. Система мотивации и стимулирования
Активность детей в различных делах и мероприятиях отражается разноцветными жемчужинами, которые собираются в свою ракушку:
очень хорошо- красный цвет;
хорошо- синий цвет;
участие- зелёный цвет.
     Все участники смены получают «Диплом Острова». Наиболее активные участники получают благодарности. Победители и призеры (1-3 места) в отдельных видах программы смены (соревнования, конкурсы) награждаются дипломами 1, 2, 3 степеней.
14. Образовательная деятельность
1. Реализация образовательного/профильного компонента
Механизм реализации программы
Этапы реализации:
I этап - подготовительный – апрель - май
Этот этап характеризуется тем, что примерно за 2 месяца до открытия летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
- проведение совещаний при директоре по подготовке школы к летнему сезону;
- изучение запросов детей и их родителей подбор начальника лагеря, воспитателей;
- издание приказа по школе об открытии пришкольного оздоровительного лагеря;
-разработка программы деятельности летнего оздоровительного лагеря;
- составление необходимой документации для деятельности лагеря (список детей, план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
II этап - организационный – июнь
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня. Основной
деятельностью этого этапа является:
Решение организационных вопросов
- встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
-запуск программы «Круиз в лето»;
- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
Выявление и постановка целей развития коллектива и личности;
Сплочение отряда;
Формирование законов и условий совместной работы;
Подготовка к дальнейшей деятельности по программе.
III этап - основной - июнь.
Основной этап включает реализацию основных положений программы. Родители, дети, педагоги, общественные организации – организаторы программы:
- познают, отдыхают, трудятся;
- делают открытия в себе, в окружающем мире;
- помогают в проведении мероприятий;
- учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;
- развивают способность доверять себе и другим;
- укрепляют свое здоровье;
- реализуют основную идею смены;
- вовлекают детей и подростков в различные виды коллективно - творческих дел;
- работа творческих мастерских.
Ежедневное отслеживание эмоционального состояния воспитанников.
IV этап - заключительный этап – июнь
Основной идеей этого этапа является:
- подведение итогов смены;
- проведение церемонии закрытия лагерной смены с награждением детей по её итогам;
- мониторинг качества проведения лагерной смены, анализ результатов и оформление итоговой документации, презентация жизнедеятельности лагеря.
2. Реализация дополнительных образовательных программ по направлениям
На протяжении всей смены ведется кружок «Театр и дети».
Программа  «Театр  и дети» является программой художественно-эстетической направленности. С театральным искусством школьники знакомятся различными путями: на занятиях театрального кружка, при просмотре школьных инсценировок, читая книги, слушая беседы и доклады.
Новизна программы состоит в том, что в процессе занятий учащиеся получают знания о выразительности речи, знакомятся с основными положениями реалистической игры на сцене и элементами сценической грамоты.
 В связи с отдалением современных детей от чтения книг и с возникающими отсюда проблемами (оскудение словарного запаса современных школьников, неумение связывать отдельные единицы речи в текст, неумение грамотно и связно выражать свои мысли и, как следствие, боязнь говорить на аудиторию (класс), уход в себя, замкнутость, сложности в общении), большое значение приобрела проблема развития речи у детей, чему и будут способствовать лингвистические, речевые, интонационные практикумы, предусмотренные программой данного курса. Причины введения данного курса обусловлены необходимостью компенсировать недостаточное количество часов на лингвистические, культурологические и творческие практикумы базисной программы.
Актуальность программы обусловлена и тем, что занятия театральным искусством, разнообразные по содержанию и форме, воспитывают у школьников эстетическое отношение к тому, что является прекрасным в быту, в природе и искусстве. Театральные игры и школьные инсценировки положительно влияют на развитие мышления и творческой фантазии учеников.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Программа направлена на то, чтобы через сценическое искусство приобщить детей к творчеству.
Основная цель программы
Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности, развитие эстетической отзывчивости.
Поставленная цель раскрывается в следующих задачах
воспитательные -  формирование положительных эмоций, активизировать познавательный интерес и образное мышление;
художественно-творческие – развитие творческих способностей, воображения и образного мышления, навыков вежливого обращения с партнёрами по сцене;
технические – освоение технических приёмов владения своим телом, совершенствовать гибкость и выносливость.
Принцип построения программы.
На занятиях кружка учащиеся поэтапно, соответственно возрасту,  учатся создавать сценические образы. Каждый последующий этап предусматривает усложнение характера сценического героя, его места в спектакле, увеличение объёма речи.
 Изучение данного курса тесно связано с дисциплинами гуманитарного профиля. Отличительной чертой данной программы от традиционных уроков являются формы проведения занятий: имитация ситуации, озвучивание и пантомима, импровизация на заданную тему, творческие экспромты, упражнения на релаксацию, упражнения на разогрев, тренинги на постановку голоса (тональность, громкость, эмоциональность), создание мини сценариев на материале образцов, тематические сценарии, их защита, режиссура, актёрское мастерство. Данные формы дадут возможность каждому учащемуся реализовать себя.
Отличительные особенности данной программы заключаются и в том, что занятия предусматривают индивидуальную направленность овладения основами сценического искусства каждым ребёнком. Процесс обучения строится на интересных сюжетах из школьной жизни и быта. Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
- занятия в свободное от уроков время;
- добровольное посещение кружка;
- предоставление выбора ролей в инсценировках.
Возраст детей:  7-11 лет.
Срок реализации данной программы рассчитан на 1 месяц обучения.
Формы занятий
Принцип работы программы предполагает сочетание коллективных, групповых и индивидуальных  форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.
Методы работы на занятиях.
Сценическое искусство включает множество методов самовыражения личности:
- ролевая игра (исполнение роли учит детей ориентироваться на сцене, строить диалог с партнёром, запоминать слова героев инсценировки, развивать зрительную память, наблюдательность, фантазию);
- культура речи  (на данном этапе развивается чёткая дикция, разнообразная интонация, творческая фантазия, пополняется словарный запас);
- ритмопластика (данный метод позволяет детям учить и запоминать нужные позы, учит создавать различные образы, развивает координацию движений).
Режим занятий.
Занятия проводятся  1час в неделю.
Ожидаемые результаты.
Занимаясь в театральном кружке, дети должны научиться следующим умениям и навыкам:
- ориентироваться в пространстве;
- уметь запоминать ролевые слова;
- находить нужные позы и действия;
- уметь произносить одну и ту же фразу с разной интонацией;
- уметь читать наизусть текст, правильно расставляя логические ударения;
- уметь строить диалог с партнёром.
Главным критерием оценки учащегося является способность трудиться и добиваться достижения нужного результата.
Проверка результатов освоения программыпредусматривает следующие формы:
-  просмотр  инсценировок, подготовленных учащимися;
- участие в тематических праздничных программах в школе.
 МЕХАНИЗМ  ОЦЕНКИ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ:
vАнкетирование
vВключение педагогического наблюдения
vРефлексия
vАнализ инсценировок
vТворческие достижения в конкурсах, играх, концертах
Учебно-тематический план  кружка «Театр и дети»

Тема занятий Всего
часов
Теория
(час)
Практика
 (час)
  Раздел 1. Игровая театральная педагогика. 2 1 1
     1 Задачи кружка. Театр как форма развития речи. История возникновения театра.   1  
2  Музыкальные, пластические игры и упражнения. Конкурс «Отгадай пластические  загадки»             1
  Раздел 2. Театральная деятельность.       2            2
3 Вхождение в образ.  Сценка  «Немое кино».                                      1
     4  Работа в ансамбле. Выбор произведения и работа над ним. Старая сказка на новый лад «Репка»                  1
  Итого:     4            1            3

Раздел 1. Игровая театральная педагогика.       
Вводное занятие. Театр как форма развития речи. История возникновения театра. Театр - школа жизни, зеркало человеческой жизни, пример нравов, образец истины" (Сервантес). Актёр - властелин сцены. Аудио, видео фрагменты. Ознакомительная беседа о театральном искусстве. Инструктаж по технике безопасности  на занятиях.
·  Игры на знакомство: «Визитная карточка», «Снежный ком», «Автограф» и т.д.
·  Игра «Импровизированный спектакль ».
·        Сценка «На базаре».
·        Упражнение «Отношение».
·  Этюд «Собираемся на рынок».                                   
Раздел 3. Театральная деятельность. 
Дополнительные упражнения, импровизации, игры. Упражнение на релаксацию. Игры и упражнения на разогрев. Импровизация.
Вхождение в образ. Упражнения на развития органов чувств. Упражнения на пять вопросов. Импровизации. Постановка сценических движений. Основы сценического движения. Управление зрительским вниманием. Выражение взаимоотношения персонажей.
Дополнительные упражнения, импровизации, игры. Постановка голоса и тренировка физической экспрессивности. Концентрация. Работа в ансамбле. Развитие способности выполнять инструкцию. Основы режиссуры с перспективой на продолжение курса.
Участие в постановке. Отбор материала.
Заключительное занятие.Инсценировка. Анализ.
Календарно-тематическое планирование

Тема занятий Кол-во
часов
   Дата
  Раздел 1. Игровая театральная педагогика.        2  
     1 Задачи кружка. Театр как форма развития речи. История возникновения театра.         1  
2  Музыкальные, пластические игры и упражнения. Конкурс «Отгадай пластические загадки»      1  
  Раздел 3. Театральная деятельность.  2  
3 Вхождение в образ.  Сценка  «Немое кино».                                  1  
4 Работа в ансамбле. Выбор произведения и работа над ним. Старая сказка на новый лад «Репка»      1  
  Итого:           4  

 
15. Учебно – тематический план образовательного/профильного компонента
 

№п/п Направленность Количество часов
Всего теория практика
1  ФИЗКУЛЬТУРНО– ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ 2 1 1
2 ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ТВОРЧЕСКАЯ 2 0,5 1,5
3 ГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКАЯ 2 0,5 1,5
4 ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ 4 2 2

16. Содержание учебно-тематического плана образовательного/профильного компонента
1.            ФИЗКУЛЬТУРНО–ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ.
Беседа «История Олимпийских игр», веселые старты.
2.      ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ТВОРЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ.
Игра – беседа «В гостях у Мойдодыра», творческая мастерская «Веселое лето», литературная викторина «В гостях у сказки», игровая программа «Охота за пиратскими кладами», час знаний «Соблюдая ПДД – не останемся в беде», развлекательная программа «Вокруг смеха», интеллектуальная игра «Умники и Умницы», познавательная игра «Что? Где? Когда?», конкурс Мисс смены, игровая программа «Играем, думаем, творим», работа творческих мастерских, игровая программа «День русских традиций», игра «День смеха», путешествие «Дорогою добра», беседа «Час пожарной безопасности», путешествие в «Школу здоровья».
3.      ГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ.
Внеклассное мероприятие «Россия – Родина моя», конкурс рисунков «Символы России», Вахта Памяти, внеклассное мероприятие «День памяти и скорби. Долгие версты Победы», конкурс рисунков на асфальте «Война глазами детей»
4.      ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАЛЕННОСТЬ.
Экологическая экскурсия в природу, конкурс рисунков «Красота вокруг нас», час экологии «Все меньше окружающей природы, все больше окружающей среды», экологическая игра «Радуга».
17. Факторы риска

Фактор риска Меры профилактики
Низкая активность детей в реализации программы. Выявление индивидуальных способностей и интересов ребенка для приобщения и занятости другой деятельностью.
Неблагоприятные погодные условия. Организация мероприятий согласно тематике смены.
Недостаточная психологическая компетентность воспитательского коллектива. Проведение инструктивно – методических сборов с теоретическими и практическими занятиями. Индивидуальная работа с воспитателями по коррекции содержания работы.

 
II. Содержание программы смены
1.     Модель игрового взаимодействия
В основе развития лагерной смены лежит идея сюжетно-ролевой игры, основанная на вымысле. С первых дней пребывания в лагере ребенок вводится в игру, модель которой поддерживается педагогическим коллективом на протяжении всей смены. Игровой замысел опирается на потребности и склонности ребят младшего и среднего школьного возраста,
учитывает их возрастные особенности: стремление к романтике, приключениям. Во время игры дети смогут расширить знакомство с разнообразием окружающего мира, с традициями, достопримечательностями родного края, с важными историческими событиями.
Программа смены включает в себя отрядные дела, спортивно-оздоровительные и культурно - досуговые мероприятия, работу в органах самоуправления, различные по степени сложности игры и конкурсы.
Дети погружаются в игровую легенду о том, что «Корабль Знаний», на котором плыли ребята весь год, потерпел крушение у берегов таинственного острова, где им предстоит выжить. Для этого потребуется проявить находчивость, смекалку, применить полученные знания в нестандартных ситуациях, а самое главное не навредить природе острова.
Хозяин острова Робинзон Крузо предлагает объединиться в племена (Организационный этап). Создать свой устав, законы, флаг, эмблемы; разучить песню, речевку; выбрать вожака, летописцев, навигаторов. На открытии лагерной смены Робинзон посвящает всех в островитян и вручает карту, на которой изображен маршрут движения к месту клада, где спрятаны сокровища.
Все передвижения команд фиксируются флажками на большом стенде с изображением карты путешествий (зеленые стоянки, пристани, заливы, мыс). Возможные испытания в пути: непроходимые джунгли,  встреча с пиратами, с туземцами, отмели и т.д. помогут ребятам научиться выходить из сложных, экстремальных ситуаций. Препятствия, возникающие на пути, преодолеваются с помощью дружбы и взаимопомощи. И ребята, и взрослые - единая команда. (Основной этап)
2.     Ход реализации программной смены
Реализация программы осуществляется через конкретные мероприятия по
направлениям:
Физкультурно - оздоровительная направленность связана с оздоровлением и физическим развитием детей и подростков. Это спортивная программа лагеря, в которую включены подвижные игры на свежем воздухе, спортивные игры и соревнования, легкоатлетические упражнения, оздоровительные комплексы.
Основные формы организации:
- Утренняя гимнастика.
- Выполнение режимных моментов в соответствии с возрастом детей.
- Занятия по интересам различными видами спорта: футбол, волейбол, бадминтон, пионербол, лапта, шахматы.
-  Проведение различных соревнований и спортивных праздников: «Спартакиада». «День спорта», эстафеты, шуточные спортивные эстафеты, подвижные игры и т.д.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в спортивном зале. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и
воспитанию дружбы.
Познавательно - творческая направленность – направленность, раскрывающая интеллектуальный и творческий потенциал учащихся на основе конкурсов, турниров для смекалистых, посещение библиотеки, музея, использование информационных технологий и т.д.
Гражданско - патриотическая направленность - направленность деятельности, связанная с воспитанием чувства любви и бережного отношения к традициям своей Родины. Эта направленность включает экскурсии, походы, беседы, чтение книг, просмотры презентаций, фильмов, вахта Памяти и т.д.
Экологическая направленность - привитие бережного отношения к природе, через изучение и исследование природы родного края с целью становления гражданской позиции. Сближение с природой через развитие творческих способностей детей и художественного вкуса.
3.     План – сетка

№ п/п Названия тематических дней По плану Факт.
1 Открытие сезона:
1. Прием детей. Знакомство с техникой безопасности и правилами внутреннего распорядка.
2. Медицинский осмотр. Игра – беседа «В гостях у Мойдодыра».
 
01.06  
2 1. Огонек знакомства «Расскажи мне о себе».
2. Творческая мастерская «Веселое лето».
02.06  
3 1. Литературная викторина «В гостях у сказки».
2. Игровая программа «Охота за пиратскими кладами».
04.06  
4 1. Час знаний «Соблюдая ПДД – не останемся в беде».
2. Игра «Зеленый огонек».
3. «Мульти – Пульти - карнавал».
05.06  
5 1. Экологическая экскурсия в природу.
2. Конкурс рисунков «Красота вокруг нас».
06.06  
6 1. Развлекательная программа «Вокруг смеха»
2. Творческая мастерская. Изготовление маски клоуна.
07.06  
7 1. Беседа «История Олимпийских игр».
2. Веселые старты.
08.06  
8 1. Внеклассное мероприятие «Россия – Родина моя».
2. Конкурс рисунков «Символы России».
09.06
 
 
9 1. Познавательная игра «Что? Где? Когда?»
2. Игровая программа «Радужные странствия».
11.06  
10 1. Игровая программа «День наоборот».
2. Интеллектуальная игра «Умники и Умницы».
13.06  
11 1. Конкурс Мисс – 2016.
2. «Воробьиная дискотека».
14.06  
12 1.Игровая программа «Играем, думаем, творим».
2. Работа творческих мастерских.
15.06  
13 1. Игровая программа «День русских традиций».
2. Праздник русской березки.
16.06  
14 1. Игра «День смеха».
2. Шуточная беспроигрышная лотерея.
18.06  
15 1. Праздник дружбы и доброты.
2. Путешествие «Дорогою добра»
19.06  
16 1. Беседа «Час пожарной безопасности».
2. КВН «Помощники юных пожарных».
20.06  
17 1. Путешествие в «Школу здоровья».
2. Создание буклетов «Мы за здоровый образ жизни».
21.06  
18 1. Вахта Памяти.
2. Внеклассное мероприятие «День памяти и скорби. Долгие версты Победы».
3. Конкурс рисунков на асфальте «Война глазами детей».
22.06  
19 1. Час экологии «Все меньше окружающей природы, все больше окружающей среды».
2. Экологическая игра «Радуга».
23.06  
20 1. Игровая программа «С Днем варенья!»
2. Работа творческих мастерских. Подарки именинникам.
25.06  
21 1. Торжественное закрытие лагеря «Там на неведомых дорожках».
2. Операция «Нас здесь не было».
26.06  

III. Условия реализации программы
1.     Кадровое обеспечение
В реализации программы «Круиз в лето» участвуют:
Начальник лагеря
Воспитатели
Технический работник
Учителя основной общеобразовательной школы;
Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией школы. В лагере будут работать начальник лагеря, два воспитателя. Все остальные участники воспитательного процесса проводят работу по плану. Педагоги – воспитатели несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение учебно-воспитательного плана, проведение отрядных и общелагерных дел.
2. Информационно-методическое обеспечение программы:
-  наличие необходимой документации, программы, плана;
- проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала
лагерной смены;
- коллективные творческие дела
- творческие мастерские
- индивидуальная работа
- тренинги
- деловые и ролевые игры
-  сайт школы
3. Ресурсное обеспечение реализации программы

  Применение Ответственные
Кабинет начальных
классов
Комната отдыха, игровая комната Начальник лагеря, воспитатели,
технический персонал
Спортивный
зал
Занятия спортом, состязания,
линейка (в случае плохой погоды).
Праздничные мероприятия и
концерты, работа детской творческой
мастерской.
воспитатели
Спортивная
площадка
Линейка, проведение общелагерных
игр на воздухе, спартакиады,
спортивные состязания
воспитатели
Школьный двор Отрядные дела, игры-путешествия Воспитатели, администрация лагеря
Медицинский
кабинет)
Медицинский контроль лагерной смены Фельдшер ФАП
Школьная столовая Завтрак, обед. Повар
Комнаты гигиены Туалеты, раздевалки Начальник лагеря, воспитатели,
технический персонал
Кабинет информатики Пользование интернет ресурсом, мультимедийным комплексом,
оргтехникой
воспитатели
Фойе школы Сборы, линейки, информационный
стенд
воспитатели

Материально- техническое обеспечение

Игровой материал и инвентарь Мячи: резиновые, волейбольные, футбольные
Обручи
Скакалки
Шашки, шахматы
Кольцебросы
Бадминтон
Игры настольные
Оборудование Столы и стулья
Компьютеры
Мультимедийный проектор
Микрофон
Видеомагнитофон
Магнитофон
Телевизор
Цифровой фотоаппарат
Принтер, сканер

IV. Оценка эффективности программы
1.     Система показателей оценки качества реализации программы:
·          Эмоциональное состояние детей;
·          Личностный рост;
·          Физическое и психологическое здоровье;
·          Приобретение опыта общения со сверстниками;
·          Самореализация в творческой и познавательной деятельности;
·          Благоприятный психологический климат в детском и взрослом коллективах
·          Удовлетворенность детей.
·          Удовлетворенность летним отдыхом родителей;
Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми. Разработан механизм обратной связи.
Мониторинг - карта - форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня отряды заполняют мониторинг - карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.
Дополнительно для анализа работает листок откровения. Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Листок откровений постоянно висит на территории лагеря, сделать там запись может каждый.
2.     Система обратной связи
Эффективность работы пришкольного лагеря дневного пребывания и отдыха детей были проанализированы на родительском собрании и заседании педагогического совета. Материалы работы опубликованы на сайте школы.
V. Список используемой литературы
1.       Артамонова Л.Е.Летний лагерь: Организация, работа вожатого, сценарии мероприятий: 1-11 классы. –М., 2009 г.
2.       Губина Е. А. Летний оздоровительный лагерь (нормативно-правовая база).-Волгоград: издательство « Учитель», 2006 г.
3.       Гиринин Л.Е., Ситникова Л.Н. Вообрази себе. Поиграем – помечтаем. – М., 2001 г.
4.       Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. – СнП., 2003 г.
5.       Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007 г.
6.       Дубровина И.В. - Психокоррекционная и развивающая работа с детьми - М., 1999 г.
7.       Коган М.С.С игрой круглый год в школе и на каникулах: Внеклассные мероприятия на каждый месяц учебного года. – М., 2011г.
8.       Козлова Ю.В., Ярошенко В.В., Туристский клуб школьников: Пособие для руководителя.- М.: ТЦ сфера, 2004. -  (Библиотека вожатого)
9.       Коваленко В.И. Младшие школьники после уроков. – М., 2007 г.
10.   Кулаченко М.П.Учебник для вожатого– М., 2007 г.
11.   Куликов В.М., Ротштейн Л.М., Школа туристских вожаков: Учеб.-метод. пособие – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – (Воспитание и доп.образование детей).
12.   Лобачева С.И.Жиренко О.Е.Справочник вожатого: Организация работы. – М., 2009 г.
13.   Луговская Ю.П.Детские праздники в школе, летнем лагере и дома: Мы бросаем скуке вызов. – М., 2010г.
14.   Непомнящий Н.И. Становление личности ребенка. – М., 2004 г.
15.   Пашнина В.М.Отдыхаем на "отлично"!: Праздники и развлечения в летнем лагере. – М., 2008 г.
16.   Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей -  М., 2003 г.
17.   Ривкин Е.Ю., Организация туристической работы со школьниками: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2009. – (Метод. библиотека).
18.   Руденко В.И.Лучшие сценарии для летнего лагеря. – М., 2008 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение
Входная анкета
Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:
1.       Твои ожидания от  лагеря?
2.       Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?
3.       В каких делах ты хочешь участвовать?
4.       Какие кружки в центре детского творчества хочешь посещать?
5.       Чему ты хотел бы научиться за время пребывания в лагере?
6.       Чему ты мог бы научить других?
7.       Интересна ли тебе история, культура, природа родного края?
8.       Можешь ли ты подготовить и провести экскурсию?
9.       Умеешь ли ты брать интервью, готовить репортажи, телепрезентации?
10.  Есть ли у тебя навыки экологического поведения в природе?
Методика «Выбор»
Детям предлагается прослушать утверждение и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 – совершенно согласен, 3 – в основном согласен,  2 – трудно сказать, 1 – в основном не согласен, 0 – совершенно не согласен.
1. Я жду наступление нового дня в лагере с радостью.
2. В детском лагере у меня обычно хорошее настроение.
3. У нас хорошие вожатые.
4. Ко всем взрослым в нашем лагере можно обратиться за советом и помощью в любое время.
5. У меня есть любимый взрослый в нашем лагере.
6. В отряде я всегда могу свободно высказывать своё мнение.
 7. У меня есть любимые занятия в нашем лагере.
     8. Когда смена закончится, я буду скучать по нашему лагерю.
Обработка полученных данных.
Показателем удовлетворённости детей (У) является частное от деления общей суммы баллов на общее количество ответов. У = общая сумма баллов / общее количество ответов. Если У больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворённости, если же У больше 2, но меньше 3, то это - средняя и низкая степени удовлетворённости детей жизнью в лагере.
Итоговая анкета
1.       Что ты ожидал (а) от лагеря?
2.       Что тебе особенно понравилось в лагере?
3.       Самое важное событие в лагере?
4.       Что тебе не понравилось?
5.       В чем лагерь не оправдал твоих ожиданий?
6.       Было ли скучно в лагере?
7.       Ты пойдѐшь на следующий год в лагерь? Если нет, то почему?
8.       Тебе хотелось бы остаться на вторую смену?
9.       Что из того, чему ты научился в лагере, ты сможешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас?
10.  Нравится ли тебе, как кормят и готовят в лагере? Поставь оценку повару: (от «пятѐрки»до «двойки»).
11.  Какую оценку ты бы поставил за организацию досуга в лагере?
12.  Какие кружки ты посещал с интересом?
13.  Появились ли у тебя друзья среди ребят, среди взрослых?
14.  Чему ты научился в лагере?
15.  Что нового узнал?
16.  В каких проектах ты принял участие?
17.  В течение смены я (подчеркни верные утверждения):
- подготовил и провел концертную программу,
-подготовил и провёл игру,
- подготовил репортаж для газеты,
- выступил с презентацией перед сверстниками, перед ребятами детского сада, - подготовил викторину по сказкам и про лес,
- был участником выступлений,
- ухаживал за растениями на пришкольном участке,
-  дежурил в столовой и в отряде.