462030
Оренбургская область,
Октябрьский район,
поселок Междугорный,
улица Школьная, дом 1.
Директор школы:
Игнатова Лариса Бориславовна
Междугорная основная общеобразовательная школа
(35330) 34-4-48 Фотоальбом О школе Учителя школы Информация для учащихся
Главная -> Воспитательная работа -> Региональная программа развития воспитательной компоненты

Региональная программа развития воспитательной компоненты

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
РЕГИОНАЛЬНАЯ  ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОМПОНЕНТЫ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Оренбург 2014
 
Авторы составители:
 
Сафонова Г.И. – первый заместитель министра образования Оренбургской области;
Крухмалева М.Н. – начальник отдела дополнительного образования и воспитания министерства образования Оренбургской области;
Буева И.И. – заведующий кафедрой педагогики, социально-экономических и гуманитарных дисциплин ФБОУ ВПО Оренбургский государственный институт искусств им. Л. и М. Ростроповичей;
Моисеева А.Н. – доцент кафедры педагогики и психологии ИПК и ППРО ФБОУ ВПО ОГПУ;
Скляренко Ю.А. – заместитель директора ГБУ ДОД «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ
 
1.       ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
            актуальность
            нормативно-правовые основания разработки программы
            целевые группы и субъекты реализации программы
            цель и задачи программы
            концептуальные основы
            показатели и индикаторы реализации программы
            эффективность реализации программы
            основные результаты реализации программы
 
2.      СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
            Содержание Программы воспитания и социализации обучающихся с учетом Воспитательной компоненты
     основные направления организации воспитания и социализации учащихся общеобразовательных учреждений:
            гражданско-патриотическое воспитание
            нравственное и духовное воспитание
            воспитание положительного отношения к труду и творчеству
            интеллектуальное воспитание
            здоровьесберегающее воспитание
            социокультурное и медиакультурное воспитание
            культуротворческое и эстетическое воспитание
            правовое воспитание и культура безопасности
            воспитание семейных ценностей
            формирование коммуникативной культуры
            экологическое воспитание
            Перечень мер и мероприятий по реализации «Программы воспитания и социализации обучающихся с учетом Воспитательной компоненты»
 
3.      ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 «Мониторинг эффективности воспитательного процесса в образовательной организации»
Приложение 2 «Макет «Программы воспитания и социализации обучающихся с учетом Воспитательной компоненты»»
Приложение 3 «Интеграция основного и дополнительного образования в реализации программы (методические рекомендации)»
Приложение 4 «Нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение деятельности классного руководителя»
Приложение 5 «Информационная поддержка  воспитательной деятельности (образовательные сайты)»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
 
Актуальность программы
Воспитание подрастающего поколения во все времена и у всех народов считалось важнейшей функцией общества и государства. Значение воспитания трудно переоценить: «им решается участь человека» (В.Г.Белинский), «…судьбы империй зависят от воспитания молодежи» (Аристотель).
Изменение экономического и социокультурного ландшафта в нашей стране в последние десятилетия в значительной мере ослабили внимание к воспитательной деятельности, к формированию духовно-нравственных ценностей и мировоззрения личности. Негативные тенденции, проявляющиеся в детской, подростковой и молодежной среде свидетельствуют о необходимости усиления участия всех образовательных организаций, всех общественных институтов и заинтересованных структур в решении задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок.
Обострившиеся проблемы в сфере воспитания характерны и для образовательной системы Оренбуржья.
Активно предпринимаемые государством меры по модернизации российского образования затронули не только организацию учебной деятельности, но и коренным образом изменили отношение к самому процессу и результатам воспитания. Воспитательная деятельность в Федеральных государственных образовательных стандартах рассматривается как обязательная компонента педагогического процесса; она является частью основной образовательной программы, охватывает все составляющие образовательной системы школы и направлена на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на гармонизацию интересов личности и общества в их социокультурной взаимосвязи, повышению осознания ответственности личности за принимаемые решения и осуществляемые действия.
Государственная политика в сфере образования изменила отношение к содержанию феномена воспитания. Как подчеркивается в последних документах, под воспитанием понимается «создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач».
Сформулированные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» национальные ценности и нравственный воспитательный идеал должны стать целевыми ориентирами и быть положены в основу разработки воспитательных систем, формирования воспитывающей среды, реализации воспитывающего потенциала современного урока, создания программ и проектов воспитательной деятельности. Воспитательная компонента деятельности каждой школы Оренбуржья должна являться составляющей общего социокультурного пространства Российской Федерации и призвана расширить и углубить Программу воспитания и социализации обучающихся, став ее неотъемлемой частью. В свою очередь Программа воспитания и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС является обязательной структурной единицей общеобразовательной программы, реализуемой образовательной организации.
Разработка региональной Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях Оренбургской области направлена на формирование позитивной модели поведения обучающихся, обеспечивающей успешную социализацию и адекватное развитие во благо самой личности, общества, государства, мира.
Опираясь на Программу развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях, рекомендованную Минобрнауки России, данная Программа имеет существенные отличия, заключающиеся в:
·         концептуально-методологическом осмыслении особенностей воспитательной деятельности, учитывающей специфику культурно-образовательного контекста Оренбуржья;
·         содержательном наполнении, имеющем инвариантную и вариативную части, позволяющие разрабатывать Программы воспитания и социализации обучающихся на разных уровнях (муниципальном, школьном, классном) с учетом сложившихся традиций и социально-педагогических условий;
·         диагностическом инструментарии, позволяющим проводить мониторинг воспитательной деятельности на разных уровнях (муниципальном, образовательной организации, классного коллектива) в рамках неперсонифицированного оценивания личных достижений обучающихся;            
·         методическими рекомендациями и информационно по реализации Программы.
 
При разработке Программы использовался диссиминационный материал передового опыта образовательных организаций и педагогов Оренбургской области.
 
Нормативно-правовые основания разработки Программы
- Конституция Российской Федерации;
- Всеобщая декларация прав человека;
- Конвенция о правах ребенка;
- Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года;
- Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2015 г.;
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года № 599;
- Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012 года № 761;
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р;
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол № 36);
- Государственная программа «Развитие системы образования Оренбургской области на 2014–2020 годы» (утверждена Правительством Оренбургской области от 28.06.2013, № 553-пп);
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях (рекомендована Минобрнауки России)
- Закон Оренбургской области «Об образовании в Оренбургской области» (от 06.09.2013 N 1698/506-V-ОЗ).
 
Цель Программы
Укрепление и развитие воспитательного потенциала образовательных организаций Оренбургской области на основе взаимодействия систем общего и дополнительного образования, социального партнерства с семьей, заинтересованным лицами и структурами различной ведомственной принадлежности, с учетом региональных особенностей этнокультурного и конфессионального многообразия социокультурного пространства Оренбуржья.
 
Задачи Программы
1. Создание условий для саморазвития и самореализации личности каждого школьника-оренбуржца посредством включения его в воспитательное пространство общеобразовательной организации.
2. Содействие формированию воспитательных систем школ посредством разработки системы мер по развитию воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях Оренбургской области.
3. Внедрение инновационных, с учетом и сохранением лучших традиционных, воспитательных форм, технологий и механизмов, способствующих эффективности реализации Программы.
4. Разработка мероприятий по организации взаимодействия систем общего и дополнительного образования на муниципальном уровне с привлечением органов власти, осуществляющих управление в сферах образования, молодежной политики и спорта, охраны здоровья и социальной политики, учреждений культуры и спорта.
5. Совершенствование организационно-управленческих форм и механизмов развития воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях.
6. Обеспечение необходимых информационно-методических условий для реализации Программы и поддержки деятельности руководителей районных методических центров и объединений заместителей директоров образовательных организаций и классных руководителей.
7. Проведение мониторинга эффективности региональной программы по развитию воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях Оренбургской области.
Целевые группы и субъекты реализации Программы
Приоритетными целевыми группами реализации региональной Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях Оренбургской области являются: дети, молодежь, работники образования и социальной сферы, родители и члены семьи.
Основными субъектами реализации Программы являются:
- организаторы воспитательной деятельности в образовательных учреждениях, педагоги, психологи, социальные педагоги, образовательные организации общего и дополнительного образования, структуры, отвечающие за повышение квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников, органы государственной и муниципальной власти, осуществляющие управление в сфере образования, методические центры;
- общественные институты: органы общественного управления всех уровней, детские и молодёжные организации и объединения, объединения родительской общественности, образовательные и профессиональные сообщества, попечительские советы;
- структуры различной ведомственной принадлежности, отвечающие за работу с детьми и молодёжью.
 
Концептуальные основы Программы
Методологическим базисом концепции Программы являются взаимообусловленные и взаимодополняемые системно-деятельностный и аксиологический подходы.
Аксиологический подход трактует воспитание как процесс интериоризации (внутреннего присвоения) личностью общечеловеческих ценностей: Добро, Красота, Познание, Человек, Жизнь, Здоровье, Отечество, малая Родина, Семья, Труд, Природа, Творчество. Ценности не ощущаемы, но они «просвечивают» в материальной, социальной и духовной сферах, в любой деятельности, являясь аксиологическим ядром культуры личности, культуры любого сообщества, культуры нации. Согласно аксиологическому подходу, целью процесса воспитания является формирование ценностного отношения личности к себе, своей деятельности и к окружающему миру (миру людей, вещей, природы). Тщательное планирование стратегий развития воспитательной системы, тактических целей воспитательных мероприятий и оперативных задач воспитывающих ситуаций позволяет аксиологизировать (наполнить ценностями) процесс воспитания, создать условия для поиска обучающимися жизненных смыслов, выстраивания жизненных перспектив и выбора стратегий и системы личностных ценностных координат.
Системно-деятельностный подход, рассматривая личность как субъекта собственной деятельности и собственного развития, противостоит догматической передаче нравственной информации и обезличенности воспитания. Личность формируется в самостоятельной деятельности, в том числе – и нравственной, и воспитание – это процесс само-деятельности обучающегося, направленный на формирование отдельных качеств и личности в целом, на становление ее сознания, ядром которого являются ценностные ориентации. Педагог не только демонстрирует культурные образцы деятельности и модели поведения, но и создает условия для приобретения обучающимися жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции) и самостоятельной выработки жизненных ценностей. Он выступает в роли организатора системы воспитывающих ситуаций, в которых обучающийся является активным деятелем. Воспитание, таким образом, рассматривается как со-бытийность детей и взрослыхв системном процессе обучения, внеурочной воспитательной деятельности, внешкольной воспитательной работы. Основная педагогическая задача - организация условий, инициирующих нравственное действие обучающегося. При этом необходимо понимать, что нравственная деятельность (в отличие от учебной) всегда сопряжена с эмоционально-чувственной сферой личности: ценности не транслируются, ценности переживаются.
Основные идеи и принципы реализации Программы
В основу разработки Программы положеныидеи и принципы, отражающие российский образовательный контекст и национально-региональную специфику социокультурного пространства Оренбуржья.
· Идея межнационального согласия и межкультурных коммуникаций. В Оренбургской области проживают представители более 120 национальностей, что предполагает организацию процесса воспитания как межкультурное и межнациональное общение, формирующее межэтническую и межконфессиональную толерантность, уважение культурных особенностей, традиций, обычаев, убеждений и мировоззрения представителей других народов.
· Идея диалога. Идея реализуется в нескольких аспектах:
–                    как установка на сотрудничество и ведение консенсусного диалога в многоаспектном и разноуровневом межличностном взаимодействии воспитанников с педагогом, со сверстниками, со взрослыми, с носителями родной культуры и культуры другого этноса;
–                    как диалог культур: разных этносов, разных поколений, разных субкультур и молодежных направлений;
–                    как развиваемая познавательная потребность воспитанника в его субъектном постижении истории, культуры, искусства родного края и Отечества в постоянном сравнении - «диалоге культур» прошлого и настоящего;
–                    как установка на рефлексию и самопознание, диалогическое общение со своим внутренним «Я».
· Идея социального партнерства. Современное образование включает разнообразных субъектов в создание воспитывающей среды за счет привлечения резервов окружения, интеграции ресурсов (интеллектуальных, материальных, духовных) всех заинтересованных лиц. Социальное партнерство как добровольное сотрудничество организуется на основе консенсусного диалога и взаимовыгодного социального обмена (идеями, ценностями, знаниями) с соблюдением интересов всех сторон, объединяющих усилия в достижении общих воспитательных целей. Социальными партерами школ в формировании единого воспитательного пространства выступают учреждения дополнительного и профессионального образования, науки, культуры, спорта, здравоохранения, соцзащиты, органы государственной и муниципальной власти, общественные организации и др. Родители и семья являются стратегическими социальными партнерами.
· Идея поддержки и укрепления межпоколенческих связей. Изучение устной истории России, Оренбуржья, своей малой родины и семьи, волонтерская работа с ветеранами, развитие музейной педагогики активно способствуют сохранению памяти за великие свершения поколения дедов и отцов и гордости за них, продолжению культурных традиций старших поколений, формированию уважения, толерантности, гуманистических ценностей. Различные формы сотрудничества представителей разных поколений, разновозрастные команды (в том числе – учеников и учителей)  способствуют развитию взаимопонимания, культуры общения, формированию национального самосознания и идентичности, социальных и коммуникативных компетентностей личности.
· Идея социального проектирования. Проектирование как интерактивная форма и метод является эффективным средством не только обучения, но и воспитания.  Исследовательские и творческие проекты обладают большим воспитательным потенциалом, однако социальное проектирование содержит наибольшие воспитательные ресурсы в формировании личности, воспитании чувства патриотизма, любви, гордости и сопереживания к Отечеству и малой Родине, чувства ответственности за родной край, его жителей, свое окружение. Социальное проектирование включает воспитанников в созидательную и преобразовательную деятельность на благо села, региона, России. Это - социально-ориентированная деятельность, результатом которой становится реальный вклад школьников в решение общественно значимых проблем, изменение социальной ситуации, а значит, изменение себя.
· Идея командной деятельности. Личность формируется в отношениях, и педагогическая задача есть формирование отношений в совместной деятельности детей друг с другом, со взрослыми и т.д. В основе сотрудничества лежат общие цели, ценности, этические принципы взаимного уважения и доверия, командный дух (чувство «Мы»). Люди, составляющие команду, действуют эффективнее, лучше взаимодействуют, быстрее обучаются, работают стабильно и качественно. Командная деятельность имеет большой воспитывающий потенциал, направленный на формирование отношений ответственной зависимости, социальных компетенций, умений взаимодействовать, планировать, распределять деятельность и т.д. Очень важно, чтобы целью команды стала социально-значимая деятельность. Применение законов развития коллектива (А.С. Макаренко) позволяет формировать из классных коллективов сплоченные команды с активными органами самоуправления.
· Идея использования социальных практик.Социальная практика как вид деятельности является средством организации активной жизнедеятельности обучающихся, широко зарекомендовавшим педагогическим средством, обладающим большим воспитательным потенциалом. Формами социальных практик являются: практика работы с информацией; проектная деятельность; практика исследовательской деятельности; культурологическая практика; социально-правовая практика; практика творческой деятельности; практика социального проектирования; управленческая практика; социальный экстрим; экскурсионно-экспедиционная практика. Социальная практика позволяет легче и быстрее осваивать новые виды действий, социальные роли, модели поведения. Разнообразие социальных практик позволяет широко использовать их в воспитательном процессе, в совместной деятельности как эффективное средство социализации.
 
Основными принципами реализации Программы являются:
- принцип разнообразия воспитательных систем, средств, мероприятий, механизмов, стратегий и технологий на основе повышения эффективности взаимодействия учебной и внеучебной деятельности, поддержание баланса государственного, семейного и общественного воспитания;
- принцип гуманистической направленности воспитания, обеспечивающий отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, поддерживающий субъектно-субъектный характер в отношении взаимодействия, устанавливающий равноправное партнерство между всеми участниками образовательной деятельности, включающий оказание психолого-педагогической помощи учащимся в процессе социализации;
- принцип личностной самоценности, который рассматривает каждого субъекта образовательного процесса (школьник, педагог, семья) как индивидуальность;
- принцип культуросообразности, базирующийся на общечеловеческих ценностях, ценностях и нормах общенациональной и этнической культур и региональных традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям, предусматривает построение воспитательного процесса в соответствии с поликультурностью и многоукладностью жизни в стране и в отдельном регионе;
- принцип личностно-значимой деятельности, предполагающий участие учащихся общеобразовательных учреждений в различных формах деятельности в соответствии с личностными смыслами, планами и жизненными установками;
- принцип коллективного воспитания, проявляющийся во взаимодействии детей и взрослых в процессе совместного решения задач по формированию у учащихся опыта самопознания, самоопределения и самореализации;
- принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности, оказании помощи молодому человеку в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении;
- принцип «особой заботы»: создания дополнительных условий для социализации детей с особенными потребностями в обучении и ограниченными возможностями; проведение мероприятий, направленных на комплексное решение проблем семей с детьми-инвалидами, детьми-мигрантами, обеспечение их полноценной жизнедеятельности и интеграции в школьном пространстве и в социуме в целом.
- принцип природосообразности и природоспособности, что предполагает научное понимание взаимосвязи природных и социокультурных процессов; воспитание обучающихся осуществляется сообразно полу, возрасту, наклонностям, создание условий для формирования ответственности за последствия своих действий и поведения;
- принцип целостности, обеспечивающий системность, преемственность воспитания, взаимосвязанность всех его компонентов: целей, содержания, воспитывающей и организационной деятельности, результатов воспитания; установление связи между субъектами внеучебной деятельности по взаимодействию в реализации комплексных воспитательных программ, а также в проведении конкретных мероприятий;
- принципе вариативности воспитательных систем, направленном на удовлетворение потребностей обучающихся в различных социально-ориентированных моделях воспитательных организаций, нацеленности системы воспитания на формирование вариативности способов мышления, принятия вероятностных решений в сфере профессиональной деятельности, готовности к деятельности в различных ситуациях;
- принцип преемственности в воспитании, заключающийся в непрерывности процесса воспитания (как на уровне поколений, так и на уровне образования), в развитии необходимости личностного присвоения учащимися культурно-исторических ценностей и традиций своего народа;
- принцип государственно-общественного управления воспитанием, предполагающего разделение полномочий и консолидацию усилий органов государственной и муниципальной власти и общественных институтов в решении проблем воспитания молодого поколения;
- принцип толерантности, признания наличия плюрализма мнений, терпимости к мнению других людей, учет их интересов, мыслей, культуры, образа жизни, поведения в различных сферах жизни;
- принцип учета духовной составляющей жизни ребенка, проявляющейся в формировании у школьников духовных ориентиров, не противоречащих ценностным установкам традиционных религий, в соблюдении общечеловеческих норм гуманистической морали, в интеллектуальности и менталитете российского гражданина;
- принцип воспитывающего обучения как использование воспитательного потенциала содержания изучаемых учебных дисциплин - как основных, так и дополнительных образовательных программ - в целях личностного развития школьников, формирования положительной мотивации к самообразованию, а также ориентации на творческо-практическую внеучебную деятельность;
- принцип сочетания традиций и инноваций позволяет, с одной стороны, сохранить целостность и преемственность воспитательного процесса, обеспечить трансляцию ценностей от одного поколения к другому; с другой стороны, гибко реагировать на изменения социально-экономической ситуации в обществе;
- принцип «социального закаливания» как включения школьников в ситуации, которые требуют проявления волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, приобретение социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.
 
Показатели и индикаторы реализации Программы
 В результате реализации Программы будет обеспечено:
- создание и внедрение новых программ воспитания и социализации обучающихся в образовательных организациях;
-  повышение уровня воспитанности обучающихся;
- рост удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития детей в образовательных учреждениях;
- повсеместная доступность для детей различных видов социально-психологической, педагогической помощи и поддержки в трудной жизненной ситуации;
- внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий воспитания и социализации детей и молодежи;
- внедрение процедур независимой экспертизы воспитательной деятельности образовательных учреждений и процесса социализации обучающихся.
 
 Эффективность реализации Программы
Эффективность реализации Программы определяется как формирование навыков социальной адаптации, самореализации, способности жить по законам общества, не нарушая права и свободы других людей, установившихся норм и традиций.
 
 Основными результатами реализации Программы должны стать:
- результаты личностных воспитательно-образовательных достижений учащихся;
- результаты деятельности образовательных учреждений систем общего и дополнительного образования детей;
- результаты деятельности педагогических кадров систем общего и дополнительного образования детей;
- результаты межведомственного взаимодействия систем общего и дополнительного образования с государственными и общественными институтами.
Главный результат реализации Программы заключается в том, что будет сформирован дополнительный вектор на инновационное развитие образования с усиленной воспитательной компонентой в общеобразовательных учреждениях.
 
Содержание Программы воспитания и социализации обучающихся с учетом Воспитательной компоненты
 
В связи с тем, что Воспитательная компонента является составной и неотъемлемой частью «Программы воспитания и социализации обучающихся» в данном разделе представлено содержание «Программы воспитания и социализации обучающихся с учетом Воспитательной компоненты».
 
Анализ документов (Письмо о направлении Программы развития Воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях от 13 мая 2013 г. № ИР-352/09; Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 июля 2013 г.  N 09-879о направлении рекомендаций по формированию перечня мер и мероприятий по реализации программы развития Воспитательной компоненты в  общеобразовательной школе) позволил спроектировать содержание «Программы воспитания и социализации обучающихся с учетом Воспитательной компоненты» в инвариантной и вариативной части. Инвариантная часть (см. Таблицу 1) представлена систематизированным материалом (основные понятия содержания воспитания и социализации обучающихся; способы реализации процесса; предлагаемые проекты), которые должны найти отражение в разрабатываемых программах.
 Содержание воспитательной деятельности рассматривается с точки зрения традиционного и инновационного подходов, отражая сущность обновления содержания современного процесса воспитания (см. Таблицу 1).
 
Содержание воспитательной деятельности обучающихся (инвариантная часть)
Таблица 1
Направление воспитательной деятельности Основные понятия содержания воспитания и социализации обучающихся (традиционный подход) Понятия обновленного содержания воспитания и социализации обучающихся (инновационный подход) Способы реализации процесса воспитания и социализации обучающихся Предлагаемые проекты
Гражданско-патриотическое воспитание «любовь к России, к своей малой родине»;
«служение Отечеству»;
"правовая система и правовое государство»;
"гражданское общество»;
"свобода и ответственность";
"честь"; "совесть"; "долг"; "справедливость"; "доверие"
 
история родного края;
национальные герои и культурным представления российского народа;
интерпретация социально-экономических и политических процессов страны;
диалог культур;
достижения отечественной науки и производства;
общественный диалог; гражданский мир
 
межпоколенческое взаимодействие;
краеведческая деятельность;
профориентационная работа;
туристско-экскурсионная деятельность;
работа школьного музея
Проекты межпоколенного диалога;
проекты исследования исторического, культурного наследия родного края;
проекты диалога культур;
проекты развития индивидуальных профессиональных способностей;
проекты военно-исторических клубов, школьных музеев боевой славы;
проекты развития общественного диалога (соучастие в проведении общественно значимых мероприятий) 
 
Нравственное и духовное воспитание основные понятия этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);
 
 
 
философские представления; религиозные традиции;
уважительное отношение к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России;
 
 
нравственное просвещение;
приобщение к культурам народов Российской Федерации;
формирование культуры толерантности;
формирование активной жизненной позиции обучающихся
Проекты деятельности национальных культурных центров, краеведческой деятельности;
проекты социального партнерства (психолог, социолог, философ, актер, музыкант, художник, писатель, журналист, общественный деятель, юрист, сотрудники органов правопорядка, МЧС, здравоохранения)
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству уважительное отношение к труду;
творческая деятельность;
выбор профессии
 
индивидуальные способности и потребности в сфере труда;
рынок труда; механизмы трудоустройства; адаптация молодого специалиста в профессиональной среде;  умение работать в коллективе
знакомство со спецификой различных профессий;
повышение мотивации к обучению;
организация дополнительного образования детей в контексте внеурочной деятельности
встречи с представителями различных профессий;
проекты организации профессиональных проб; организация внеурочной деятельности в партнерстве с дополнительным образованием детей; экономические проекты
Интеллектуальное воспитание ценность научного знания; научно-исследовательская деятельность; научно-технический прогресс безопасность современного информационного пространства; личный жизненный успех; смысл обучения; жизненная перспектива
 
развитие техносферы в образовательных учреждениях;
повышение мотивации к научным исследованиям;
выявление, поддержка и развитие творческих способностей обучающихся
кружковая деятельность научно-исследовательской и инженерно-технической направленности; сотрудничество с образовательными учреждениями высшего и среднеспециального обучения; проект ресурсного центра по выявлению, поддержке и развитию творческих способностей детей
 
Здоровьесберегающее воспитание ценность здоровья; культура здорового образа жизни; физическая культура и спорт история спорта и олимпийских игр; социальная реклама пропаганды здорового образа жизни профилактика вредных привычек и различных форм асоциального поведения;
формирование культуры ЗОЖ;
занятия физической культурой и спортом
научно-исследовательская деятельность по теме ЗОЖ; клуб здоровья; музей здоровья и спорта; проекты информационно-пропагандистской направленности; психологический дискуссионный клуб 
Социокультурное и медиакультурное воспитание «толерантность» «гражданское согласие»; «социальная агрессия»; «межнациональная рознь»; «экстремизм»; «терроризм»; «фанатизм» предупреждение социальной агрессии и противоправной деятельности;
интернациональное воспитание;
профилактика экстремизма, радикализма, нигилизма, ксенофобии и др.
дискуссионный клуб; школа юного педагога, школа юного социолога, школа юного психолога; «открытые кафедры» с участием представителей общественности
Культуротворческое и эстетическое воспитание эстетические идеалы и ценности; мировая и отечественная культура культуроосвоение; культуросозидание; культурный продукт; эстетические эталоны различных культур и эпох; эстетическое оформление пространства культуросозидательная творческая деятельность;
созерцательная художественная деятельность (посещение музеев, выставок)
литературный салон; художественный салон;
фестиваль искусств; дизайн-студии; школа юного экскурсовода
Правовое воспитание и воспитание культуры безопасности права; обязанности электоральная культура; правовая грамотность повышение правовой грамотности;
деятельность органов ученического самоуправления;
обеспечение физической, информационной и психологической безопасности обучающихся
школа юного правоведа; школьные органы самоуправления; цикл ситуационных часов общения; правовой кинолекторий
Формирование коммуникативной культуры межличностная коммуникация; межкультурная коммуникация; речь слово как поступок; безопасность общения; ценностные представления о родном языке, его особенностях и  месте в мире; риторическая компетенция повышение уровня межкультурной коммуникации;
безопасная коммуникация;
организация риторической компетентности обучающихся;
развитие школьных средств массовой информации
школьный дискуссионный клуб для старшеклассников; технология дебатов; школьные стредства массовой информации (школьные газеты, сайты, радио-, теле- и видеостудии)
Экологическое воспитание бережное отношение к природе;  охрана окружающей среды; экологическая культура природно-ресурный потенциал; устойчивое развитие цивилизации; экологическая ситуация на локальном и глобальном уровнях; безопасное поведение в природной и техногенной среде  повышение уровня экологической культуры обучающихся;
развитие школьных живых уголков, биологических и экологических лабораторий
курсы краеведения; курсы природоведения; лаборатории; международные проекты охраны окружающей среды; проекты безопасной среды обитания в рамках населенного пункта
Семейное воспитание семейные ценности, традиции, культура семейной жизни; этика и психология семейных отношений ценности семейной жизни   факультатив «Этика и психология семейных отношений»; школьный клуб «мам» и «пап»; лекции и семинары со специалистами (педагогами, психологами, социологами, философами, правоведами, врачами); цикл ролевых игр