462030
Оренбургская область,
Октябрьский район,
поселок Междугорный,
улица Школьная, дом 1.
Директор школы:
Игнатова Лариса Бориславовна
Междугорная основная общеобразовательная школа
(35330) 34-4-48 Фотоальбом О школе Учителя школы Информация для учащихся
Главная -> Воспитательная работа -> Программа экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

Программа экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

МБОУ «Междугорная основная общеобразовательная школа»
 
 
Согласовано:
на Совете школы
протокол №______
от «___» ______ 20     г.
Утверждаю:
                      Директор МБОУ
              «Междугорная ООШ»
                    __________ Игнатова Л.Б.
               «____»________20    г
 
 
 
 
 
Программа
экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
п.Междугорный  2015 г.
Содержание:
1.                Пояснительная записка
1.1.         Актуальность проблемы экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни
1.2.         Цели и задачи экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни
1.3.         Основные принципы Программы
1.4.         Целевые группы реализации Программы
1.5.         Сроки реализации
1.6.         Ожидаемые результаты
1.7.         Оценка эффективности реализуемой Программы
2.                Содержание программы
2.1.         Виды деятельности и формы занятий с обучающимися по реализации программы.
3.                Организация работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни
3.1 Деятельность ОУ в области экологического и здоровосберегающего образования обучающихся
4.                Планируемые результаты формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни
5.                Критерии эффективности реализации экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни
6.                Материально -  техническое обеспечение
7.                Литература

 
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения в современной России становится приоритетным направлением. Многочисленные исследования состояния здоровья населения и тенденции социально-экономического развития страны убеждают в том, что проблема воспитания физически и нравственно здорового поколения с развитым чувством патриотизма и человеческого достоинства — перерастает из педагогической в проблему национальной безопасности.
Оздоровление общества в широком понимании немыслимо без признания человеком с самого раннего возраста стандартов здоровья как жизненно необходимых ценностей. Здоровье является признаком культуры. Оно даёт здоровому человеку значительно больше возможностей для реализации себя во всех сферах жизни. Поэтому назрела необходимость создания программы формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного  образа жизни обучающихся. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС.
Это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего и среднего общего образования.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни  обучающихся на ступени основного общего и среднего общего образования являются:
- ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред.от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации;
- ФЗ от 24.07.1998 №124-ФЗ (ред. от 02.12.2013) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологического требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях;
- ФЗ от 21.11.11.№323-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
-ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Актуальность проблемы
    Программа экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа  жизнина ступени основного общего образования  формирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
• неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
• факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
• активно формируемые в среднем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
• особенности отношения обучающихся классах  к своему здоровью, существенно отличающиеся от   взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, не восприятие деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой
 Наиболее  эффективным путём   формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа  жизниявляется направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.
Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и школе. При выборе стратегии воспитания культуры здоровья необходимо, учитывать психологические и психофизиологические характеристики  возраста, опираться на зону актуального развития, исходя из того, что формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа  жизни— необходимый и обязательный компонент  здоровьесберегающей работы школы, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни школы, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания.
   Одним  из компонентов формирования экологической культуры, культуры    здорового и безопасного образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся, привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми.
    Программа экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни, а также организация всей работы по её реализации строится на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.
 
Основная цель:
 создание педагогических условий дляформирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа  жизни   в процессе образовательной  и воспитательной деятельности.
Задачи программы:
·                   оказывать  психологическую  помощь  ребенку, способствующую сохранению его физического и психического здоровья;
·                   формировать здоровые взаимоотношения ребенка с окружающим миром;
·                   формировать представлений у детей  о природе как среде жизнедеятельности человека,  об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни,  о позитивных факторах, влияющих на здоровье   дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки);
·                   формировать потребность проявлять активность в решении экологических проблем;
·                   развивать экологическое мышление;
·                   повышать психологическую  и педагогическую  грамотность родителей;    изменить отношение родителей к проблемам сохранения здоровья детей;
·                   воспитывать экологически целесообразное поведение.
 
Основные принципы программы:
1.Принцип гарантий:реализация конституционных прав детей и подростков на получение образования и медицинского обслуживания.
2.Принцип участия:привлечение детей и подростков к здоровому образу жизни.
3.Принцип педагогической поддержки:вовлечение учителей и воспитателей в широкое движение по созданию здоровой педагогической среды.
Целевые группы реализации Программы
Приоритетными целевыми группами реализации Программы являются
дети, работники образования, родители (законные представители).
 
Сроки реализации:пять лет (2015-2020)
 
Ожидаемые результаты:
1.  Снижение заболеваемости среди учащихся;
2.  Повышение уровня физической подготовки школьников;
3.  Повышение мотивации к учебной деятельности;
4.  Повышение уровня знаний по вопросу здоровьясбережения.
 
Оценка эффективности реализации программы
Основные результаты реализации программы формирования экологической культуры, культуры  здорового и безопасного образа жизни обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур.
Мониторингпредставляет собой информационно-аналитическую систему, позволяющую осуществить диагностику текущего состояния показателей экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни школьников, физического здоровья обучающихся, их физического развития  и является психолого-социально-педагогическим исследованием.
 Таким образом, при его проведении для получения комплексной информации должны активно взаимодействовать учителя и родители обучающихся.
Мониторинг проводится с целью получения информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений по укреплению здоровья.
При проведении мониторинга решаются следующие задачи:
·                   установление факторов, оказывающих негативное воздействие на состояние физического здоровья учащихся;
·                   определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению негативных воздействий на физическое здоровье учащихся;
·                   прогнозирование состояния физического здоровья.
Мониторинг включает в себя:
·                   наблюдение за состоянием физического здоровья и развития детей;
·                   распределение учащихся по группам здоровья;
·                   охват учащихся горячим питанием;
·                   пропуски учащимися уроков по болезни;
·                   участие обучающихся в акциях, конкурсах, спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях различного уровня;
·                   участие учащихся в экологических акциях, конкурсах, мероприятиях различного уровня;
·                   занятость учащихся в кружках, секциях и объединениях спортивно-оздоровительной направленности;
·                   занятость учащихся в кружках, секциях и объединениях экологической направленности;
·                   сбор, хранение, обработку и систематизацию данных наблюдения за состоянием физического здоровья и развития учащихся;
·                   подготовку предложений по вопросам укрепления здоровья;
·                   мониторинг успешности  обучения и здоровья учащихся в период их пребывания в образовательном учреждении.
Результаты, полученные в ходе мониторинга, позволяют определить эффективность деятельности педагогического коллектива и родителей по формированию у учащихся экологической культуры, ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.

Основные направления деятельности
Уровень сформированности компетенций Критерии оценки уровней сформированности компетенций
Организация внеурочной деятельности:
- факультативы,
- классные часы,
- викторины, конкурсы,
- Дни здоровья,
- экскурсии,
- беседы по ПДД и ППБ,
- проектная работа
1 уровень (выраженный)
 
 
 
 
 
 
 
2 уровень (слабо выраженный)
 
 
 
 
 
3 уровень (невыраженный)
- Активно участвует в акциях по защите природы, в экопроектах, проявляет инициативу в организации походов, викторин и других мероприятий, выполняет правила ППБ и ПДД.
 
- Принимает участие в мероприятиях под влиянием (давлением) одноклассников, недостаточно бережлив, может иногда нарушать правили ППБ и ПДД.
 
- Расточителен, причиняет ущерб природе, равнодушен к делам класса, нарушает правила.
Организация физкультурно-оздоровительной работы:
- соревнования,
- «Зарница»,
- классные часы,
- викторины, конкурсы,
- динамические паузы,
- весёлые перемены
1 уровень (выраженный)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 уровень (слабо выраженный)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3 уровень (невыраженный)
- Понимает необходимость своего физического развития и сохранения здоровья, старательно занимается на уроках физкультуры и посещает спортивную секцию,  пропагандирует свой вид спорта среди одноклассников, организован и деятелен.
 
Не до конца осознает необходимость  сохранения здоровья, занимается на уроках физкультуры, но секцию посещает не регулярно или под нажимом родителей, может нарушать режим дня и отдыха, в спортивных мероприятиях участвует неохотно.
 
- к сохранению здоровья относится равнодушно, не посещает спортивной секции, пропускает уроки физкультуры или занимается неохотно, в спортивных мероприятиях предпочитает не участвовать, режим дня нарушает постоянно, опаздывает на уроки
 

 
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни в МБОУ «Междугорная основная общеобразовательная школа» включает:
• присвоение эколого-культурных ценностей и ценностей здоровья своего народа, народов России как одно из направлений общероссийской гражданской идентичности;
• умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту, демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;
• понимание взаимной связи здоровья, экологического качества окружающей среды и экологической культуры человека;
• осознание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического (сила, ловкость, выносливость), физиологического (работоспособность, устойчивость к заболеваниям), психического (умственная работоспособность, эмоциональное благополучие), социально-психологического (способность справиться со стрессом, качество отношений с окружающими людьми); репродуктивное (забота о своём здоровье как будущего родителя); духовного (иерархия ценностей); их зависимости от экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни человека;
• интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;
• представления о факторах окружающей природно-социальной среды, негативно влияющих на здоровье человека; способах их компенсации, избегания, преодоления;
• способность прогнозировать последствия деятельности человека в природе, оценивать влияние природных и антропогенных факторов риска на здоровье человека;
• опыт самооценки личного вклада в ресурсосбережение, сохранение качества окружающей среды, биоразнообразия, экологическую безопасность;
• осознание социальной значимости идей устойчивого развития; готовность участвовать в пропаганде идей образования для устойчивого развития;
• знание основ законодательства в области защиты здоровья и экологического качества окружающей среды и выполнение его требований;
• овладение способами социального взаимодействия по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения;
• профессиональная ориентация с учётом представлений о вкладе разных профессий в решение проблем экологии, здоровья, устойчивого развития общества;
• развитие экологической грамотности родителей, населения, привлечение их к организации общественно значимой экологически ориентированной деятельности;
• устойчивая мотивация к выполнению правил личной и общественной гигиены и санитарии; рациональной организации режима дня, питания; занятиям физической культурой, спортом, туризмом; самообразованию; труду и творчеству для успешной социализации;
• опыт участия в физкультурно-оздоровительных, санитарно-гигиенических мероприятиях, экологическом туризме;
• резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ);
• отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ.
 
 
Видыдеятельности и формы занятий
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни предусматривает такиевиды деятельности и формы занятий, в которых обучающиеся:
Получают представления о здоровье, здоровом образе жизни, природных возможностях человеческого организма, их обусловленности экологическим качеством окружающей среды, о неразрывной связи экологической культуры человека и его здоровья (в ходе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ, уроков и внеурочной деятельности).
Участвуют в пропаганде экологически сообразного здорового образа жизни — проводят беседы, тематические игры, театрализованные представления для младших школьников, сверстников, населения. Просматривают и обсуждают фильмы, посвящённые разным формам оздоровления.
Учатся экологически грамотному поведению в школе, дома, в природной среде: организовывать экологически безопасный уклад школьной и домашней жизни, бережно расходовать воду, электроэнергию, утилизировать мусор, сохранять места обитания растений и животных (в процессе участия в практических делах, проведения экологических акций, ролевых игр, школьных конференций, уроков технологии, внеурочной деятельности).
Участвуют в проведении школьных спартакиад, эстафет, экологических и туристических слётов, экологических лагерей, походов по родному краю. Ведут краеведческую, поисковую, экологическую работу в местных и дальних туристических походах и экскурсиях, путешествиях и экспедициях.
Участвуют в практической природоохранительной деятельности, в деятельности школьных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей; создании и реализации коллективных природоохранных проектов.
Составляют правильный режим занятий физической культурой, спортом, туризмом, рацион здорового питания, режим дня, учёбы и отдыха с учётом экологических факторов окружающей среды и контролируют их выполнение в различных формах мониторинга.
Учатся оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим.
Получают представление о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, школьными психологами, медицинскими работниками, родителями).
Приобретают навык противостояния негативному влиянию сверстников и взрослых на формирование вредных для здоровья привычек, зависимости от ПАВ (научиться говорить «нет») (в ходе дискуссий, тренингов, ролевых игр, обсуждения видеосюжетов и др.).
Участвуют на добровольной основе в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций, мероприятиях, проводимых общественными экологическими организациями.
Проводят школьный экологический мониторинг (систематические и целенаправленные наблюдения за состоянием окружающей среды своей местности, школы, своего жилища; мониторинг состояния водной и воздушной среды в своём жилище, школе, населённом пункте; выявление источников загрязнения почвы, воды и воздуха, состава и интенсивности загрязнений, определение причин загрязнения; разработку проектов, снижающих риски загрязнений почвы, воды и воздуха, например проектов по восстановлению экосистемы ближайшего водоёма (пруда, речки, озера и пр.)).
Разрабатывают и реализуют учебно-исследовательские и просветительские проекты по направлениям: экология и здоровье, ресурсосбережение, экология и бизнес и др.

 
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЦЕЛЕСООБРАЗНОГО, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Работа школы  по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизнивключает несколько модулей.
1) Комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:
- способность составлять рациональный режим дня и отдыха; следовать рациональному режиму дня и отдыха на основе знаний о динамике работоспособности, утомляемости, напряжённости разных видов деятельности; выбирать оптимальный режим дня с учётом учебных и внеучебных нагрузок;
- умение планировать и рационально распределять учебные нагрузки и отдых в период подготовки к экзаменам; знание и умение эффективного использования индивидуальных особенностей работоспособности;
- знание основ профилактики переутомления и перенапряжения.
2) Комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:
- представление о необходимой и достаточной двигательной активности, элементах и правилах закаливания, выбор соответствующих возрасту физических нагрузок и их видов;
- представление о рисках для здоровья неадекватных нагрузок и использования биостимуляторов;
- потребность в двигательной активности и ежедневных занятиях физической культурой;
- умение осознанно выбирать индивидуальные программы двигательной активности, включающие малые виды физкультуры (зарядка) и регулярные занятия спортом. 
Для реализации этого модуля необходима интеграция с курсом физической культуры.
3) Комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:
- навыки оценки собственного функционального состояния (напряжения, утомления, переутомления) по субъективным показателям (пульс, дыхание, состояние кожных покровов) с учётом собственных индивидуальных особенностей;
- навыки работы в условиях стрессовых ситуаций;
- владение элементами саморегуляции для снятия эмоционального и физического напряжения;
- навыки самоконтроля за собственным состоянием, чувствами в стрессовых ситуациях;
- представления о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, факторах, их вызывающих, и условиях снижения риска негативных влияний;
- навыки эмоциональной разгрузки и их использование в повседневной жизни;
- навыки управления своим эмоциональным состоянием и поведением.
В результате реализации данного модуля обучающиеся должны иметь чёткие представления о возможностях управления своим физическим и психологическим состоянием без использования медикаментозных и тонизирующих средств.
4) Комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:
- представление о рациональном питании как важной составляющей части здорового образа жизни; знания о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья; готовность соблюдать правила рационального питания;
- знание правил этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности; представление о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа;
- интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа; чувство уважения к культуре своего народа, культуре и традициям других народов.
В результате реализации данного модуля обучающиеся должны быть способны самостоятельно оценивать и контролировать свой рацион питания с точки зрения его адекватности и соответствия образу жизни (учебной и внеучебной нагрузке).
5) Комплекс мероприятий, позволяющих провести профилактику разного рода зависимостей:
- развитие представлений подростков о ценности здоровья, важности и необходимости бережного отношения к нему; расширение знаний обучающихся о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила;
- формирование адекватной самооценки, развитие навыков регуляции своего поведения, эмоционального состояния; формирование умений оценивать ситуацию и противостоять негативному давлению со стороны окружающих;
- формирование представлений о наркотизации как поведении, опасном для здоровья, о неизбежных негативных последствиях наркотизации для творческих, интеллектуальных способностей человека, возможности самореализации, достижения социального успеха;
- включение подростков в социально значимую деятельность, позволяющую им реализовать потребность в признании окружающих, проявить свои лучшие качества и способности;
- ознакомление подростков с разнообразными формами проведения досуга; формирование умений рационально проводить свободное время (время отдыха) на основе анализа своего режима;
- развитие способности контролировать время, проведённое за компьютером.
6) Комплекс мероприятий, позволяющих овладеть основами позитивного общения:
- развитие коммуникативных навыков подростков, умений эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни в разных ситуациях;
- развитие умения бесконфликтного решения спорных вопросов;
- формирование умения оценивать себя (своё состояние, поступки, поведение), а также поступки и поведение других людей.
 
Деятельность образовательного учреждения в области экологического и здоровьесберегающего образования обучающихся
Деятельность МБОУ «Междугорная основная общеобразовательная школа» представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков: по созданию экологически безопасной здоровьесберагающей инфраструктуры; рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся; эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы; реализации модульных образовательных программ и просветительской работы с родителями (законными представителями) и должна способствовать формированию у обучающихся экологической культуры, ценностного отношения к жизни во всех её проявлениях, здоровью, качеству окружающей среды, умений вести здоровый и безопасный образ жизни.
Экологически безопасная здоровьесберегающая инфраструктура школы включает:
- соответствие состояния и содержания здания и помещений школы санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся и работников образования;
- наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;
- организацию качественного горячего питания обучающихся, в том числе горячих завтраков;
- оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;
- наличие помещений для медицинского персонала;
- наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих работу с обучающимися (психолог, социальный педагог, учителя физической культуры);
- наличие пришкольной площадки, кабинета или лаборатории для экологического образования.
Ответственность за реализацию этого блока и контроль возлагаются на администрацию школы.
Деятельность администрации и педагогического коллектива МБОУ «Междугорная ООШ» по организации экологически безопасной, здоровьесберегающей инфраструктуры школы представлена в таблице 1.
 
Таблица 1
 
Организация экологически безопасной, здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения
 
Содержаниедеятельности
 
Сроки Исполнители
Совершенствование нормативной базы деятельности, связанной с реализацией программы по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. Постоянно Администрация
Создание условий социально-психологического комфорта и защищенности всех участников образовательного процесса. Постоянно
 
Администрация;
Педагогическийколлектив
Создание системы комфортной пространственной среды (санитарно-гигиенический режим, интерьер, распределение кабинетов, гардероба и пр.). Постоянно
 
Администрация;
Педагогическийколлектив
Оборудование помещений и совершенствование материально-технической базы Постоянно
 
Администрация
 
Оснащение спортивного и тренажерного залов современным оборудованием
 
Постоянно
 
Администрация;
учителяфизическойкультуры
Расширение спектра дополнительных образовательных услуг (в том числе платных) на базе школы и учреждений дополнительного образования (секции ДЮСШ и др.) Постоянно
 
Администрация;
учителя физической культуры; педагоги доп. образования
 
Обеспечение санитарно-гигиенического режима школы в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10. Постоянно
 
Администрация;
педагогическийколлектив
Оптимизация системы организации питания обучающихся. Постоянно
 
Администрация
Создание инфраструктуры медицинского сопровождения деятельности систем сохранения и укрепления здоровья школьников:. Постоянно
 
Администрация
Проведение летней оздоровительной кампании. Ежегодно: июнь, июль, август Администрация
Организация обучения детей с ОВЗ. Постоянно Администрация
Совершенствование работы по обеспечению безопасности школы, антитеррористической защищенности за счет оснащения современными средствами пожаротушения, совершенствования школьных коммуникаций. Постоянно Администрация
Благоустройство и озеленение школьной территории Постоянно
 
Администрация,
педагогическийколлектив
 
Осуществление мониторинга состояния здоровья школьников с целью выявления факторов риска здоровья и образа жизни Постоянно
 
Администрация, социальный педагог
 
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихсяв школе  направлена на повышение эффективности учебного процесса, предупреждение чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, чередования труда и отдыха обучающихся и включает:
- соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) обучающихся на всех этапах обучения;
- использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);
- обучение обучающихся вариантам рациональных способов и приёмов работы с учебной информацией и организации учебного труда;
- введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;
- строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;
- индивидуализацию обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работу по индивидуальным программам основного общего образования;
- рациональную и соответствующую требованиям организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера в основной школе.
Эффективность реализации этого блока зависит от администрации школы и деятельности каждого педагога.
Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы в МБОУ «Междугорная ООШ»,направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:
- полноценную и эффективную работу с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами, а также с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);
- рациональную и соответствующую возрастным и индивидуальным особенностям развития обучающихся организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера;
- организацию занятий по лечебной физкультуре;
- организацию часа активных движений (динамической паузы) между третьим и четвертым уроками;
- организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
- организацию работы спортивных секций, туристических, экологических кружков, слётов, лагерей и создание условий для их эффективного функционирования;
- регулярное проведение спортивно-оздоровительных, туристических мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).
Реализация этого блока зависит от администрации школы, учителей физической культуры, а также всех педагогов.
Реализация модульных образовательных программпредусматривает:
- внедрение в систему работы школы программы, направленной на формирование экологической грамотности, экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни в качестве отдельного образовательного модуля, включённого в учебный процесс;
- проведение дней экологической культуры и здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;
- создание общественного совета по экологической культуре и здоровью, включающего представителей администрации, обучающихся старших классов, родителей (законных представителей), разрабатывающих и реализующих школьную программу «Формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся».
Программа предусматривают разные формы организации занятий:
- интеграцию в базовые образовательные дисциплины;
- проведение часов здоровья и экологической безопасности;
- факультативные занятия;
- проведение классных часов;
- занятия в кружках;
- проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.;
- организацию дней экологической культуры и здоровья.
Просветительская работа с родителями (законными представителями)включает:
- лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье детей, и т. п., экологическое просвещение родителей;
- содействие в приобретении для родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;
- организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней экологической культуры и здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.
 
 
 
 
Направление
деятельности
Задачи Содержание
Санитарно-просветительская работа по формированию здорового образа жизни
 
1. Знакомство детей, родителей с основными понятиями – здоровье, здоровый образ жизни.
2. Формирование навыков здорового образа жизни, гигиены, правил   личной безопасности.
3. Обеспечение условий для мотивации и стимулирования здорового образа жизни 
Ø  Проведение уроков здоровья, проведение классных часов и общешкольных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, формированию навыков ЗОЖ, гигиены и личной безопасности совместно с родителями.
Ø  Проведение тематических классных и общешкольных родительских собраний.
Профилактическая деятельность
 
1. Обеспечение условий для ранней диагностики заболеваний, профилактики здоровья.
2. Создание условий, предотвращающих ухудшение состояние здоровья.
3. Обеспечение помощи детям, перенесшим заболевания, в адаптации к учебному процессу.
4. Профилактика травматизма       
Ø  Система мер по улучшению питания детей: режим питания; эстетика помещений; пропаганда культуры питания в семье.
Ø  Система мер по улучшению санитарии и гигиены: генеральные уборки классных комнат, школы; соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Ø  Система мер по предупреждению травматизма: оформление уголков по технике безопасности; проведение инструктажа с детьми и родителями. 
Ø  Профилактика утомляемости: проведение подвижных перемен; оборудование зон отдыха.
Физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа
 
1.    Укрепление здоровья детей средствами физической культуры и спорта.
2.  Пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.    
3. Содействие развитию детскому и взрослому спорту и туризму.
Ø  Увеличение объёма и повышение качества оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе: организация подвижных игр;          соревнований по отдельным видам спорта; проведение олимпийских игр, спартакиады, дней здоровья.
Ø  Привлечение к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе с детьми тренеров ДЮСШ, родителей.
 
 
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
- ценностное отношение к жизни во всех её проявлениях, качеству окружающей среды, своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
- осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности;
- начальный опыт участия в пропаганде экологически целесообразного поведения, в создании экологически безопасного уклада школьной жизни;
- умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;
- знание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического, физиологического, психического, социально-психологического, духовного, репродуктивного, их обусловленности внутренними и внешними факторами;
- знание основных социальных моделей, правил экологического поведения, вариантов здорового образа жизни;
- знание норм и правил экологической этики, законодательства в области экологии и здоровья;
- знание традиций нравственно-этического отношения к природе и здоровью в культуре народов России;
- знание глобальной взаимосвязи и взаимозависимости природных и социальных явлений;
- умение выделять ценность экологической культуры, экологического качества окружающей среды, здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, при взаимодействии с людьми; адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье человека;
- умение анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать последствия этих изменений для природы и здоровья человека;
- умение устанавливать причинно-следственные связи возникновения и развития явлений в экосистемах;
- умение строить свою деятельность и проекты с учётом создаваемой нагрузки на социоприродное окружение;
- знания об оздоровительном влиянии экологически чистых природных факторов на человека;
- формирование личного опыта здоровьесберегающей деятельности;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
- резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ); отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ;
- отрицательное отношение к загрязнению окружающей среды, расточительному расходованию природных ресурсов и энергии, способность давать нравственную и правовую оценку действиям, ведущим к возникновению, развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях;
- умение противостоять негативным факторам, способствующим ухудшению здоровья;
- понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества, всестороннего развития личности;
- знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
- умение рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность, оптимально сочетать труд и отдых, различные виды активности в целях укрепления физического, духовного и социально-психологического здоровья;
- проявление интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;
- формирование опыта участия в общественно значимых делах по охране природы и заботе о личном здоровье и здоровье окружающих людей;
- овладение умением сотрудничества (социального партнёрства), связанного с решением местных экологических проблем и здоровьем людей;
- опыт участия в разработке и реализации учебно-исследовательских комплексных проектов с выявлением в них проблем экологии и здоровья и путей их решения.

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Критериями эффективности реализации школы воспитательной и развивающей программы является динамика основных показателей экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:
1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
 2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в школе.
3. Динамика детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
Критерии изучения  динамики процесса формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизниобучающихся МБОУ «Междугорная основная общеобразовательная школа».
1. Положительная динамика (тенденция повышения уровня нравственного развития обучающихся) — увеличение значений выделенных показателей экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся
2. Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся
3. Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовно-нравственного развития, формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни  обучающихся. При условии соответствия содержания сформировавшихся смысловых систем у подростков, в педагогическом коллективе и детско-родительских отношениях общепринятым моральным нормам устойчивость исследуемых показателей может являться одной из характеристик положительной динамики процесса воспитания и социализации обучающихся.

 
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В соответствии с требованиями ФГОС в образовательном учреждении  оборудованы:
• учебные кабинеты;
• помещения, необходимые для реализации учебной и внеурочной деятельности;
• библиотека;
• спортивный зал, спортивные площадки;
• помещения для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающие возможность организации качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков и обедов;
• административные и иные помещения;
• гардеробы, санузлы, места личной гигиены;
• учебно-опытный участок.
 

 
ЛИТЕРАТУРА:
1.                Альховская,А.П. Теоритическая модель управления здоровьесберегающим образовательным пространством современной школы / А.П.Альховская. Волгоград, 2010.- 235с.
2.                Аргунова, М. В., Круглякова, Н. И.,Моргун Д. В., Плюснина, Т. А. Методические рекомендации по организации экологического образования в интересах устойчивого развития / под общ.ред. Г. А. Ягодина. – М.: Школьная книга, 2009. – 154с.
3.                Аргунова, М. В., Моргун, Д. В., Плюснина, Т. А., Речкалова, Н. И. Экологический мониторинг: метод.рекомендации для учителей к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие». – М.: Школьная книга, 2008.- 65с.
4.                Балашова, В.А. Основные направления программы «Оздоровительная  модель общеобразовательного учреждения» / В.А. Балашова//Завуч.-2000.-№4.
5.                Белова, С Сохранения здоровья детей в образовательном процессе: экспертная оценка / С.Белова// Учитель.-2005.-№3.-С.57-58.
6.                Бычков, А. В. Метод проектов в современной школе. – М.: Изд-во МГУ, 2000.-262с.
7.                Васильева, О.С. Психология здоровья человека. Эталоны, представления, установки / О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов.- М.: Здоровье,2001.
8.                Глазачев С. Н., Козлова О. Н. Экологическая культура. – М., 1997.
9.                Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая психология и педагогика. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996.
10.           Дзятковская Е. Н. Экологическое развивающее образование. – М., 2010.
11.           Зайцев, Г.К. Педагогика здоровья / Г. К.Зайцев, А.Г. Зайцев // Инновации в образовании.- 2004.-№4.-С.98-110.
12.           Иващенко А. В., Панов В. И., Гагарин А. В. Экологоориентированное мировоззрение личности. – М.: РУДН, 2008.
13.           Кашлев С. С. Интерактивные методы эколого-педагогической деятельности. – М.: Горизонт, 2004.
14.           Концепция экологического образования для устойчивого развития в общеобразовательной школе. – http://www.raop.ru/content/Prezidium.2010.09.29.Spravka.1.pdf.
15.           Корякина Н. И., Жевлакова М. А., Кириллов П. Н. Образование для устойчивого развития: поиск стратегии, подходов, технологий / общ.ред. С. В. Алексеева. – СПб, 2000.
16.           Моисеев Н. Н. Экология и образование. – М.: Юнисам, 1996.
17.           Назаренко В. М. Развитие непрерывного экологического образования. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1995.
18.           Организация экологического образования в школе / под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. – М.: АПН СССР, 1990.
19.           Протопова, В.А. Управление здоровосберегающим образовательным пространством школы/В.А. Протопова.-Волгоград: Учитель, 2014.
20.           Сократов, Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей / Н.В. Сократов.-М.:Академия,2005.
21.           Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – http://standart.edu.ru/attachment.aspx?id=370.
22.           Шилова В. С. Педагогические основы социально-экологического образования школьников. – Белгород: БелГУ, 2008.