462030
Оренбургская область,
Октябрьский район,
поселок Междугорный,
улица Школьная, дом 1.
Директор школы:
Игнатова Лариса Бориславовна
Междугорная основная общеобразовательная школа
(35330) 34-4-48 Фотоальбом О школе Учителя школы Информация для учащихся
Главная -> Методическая копилка -> НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КВЕСТ для школьников Шипилова М.Н.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КВЕСТ для школьников Шипилова М.Н.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КВЕСТ для школьников
 
Квест, является разновидностью компьютерной игры, однако мы её трансформируем в игру на местности с использованием карт-заданий, станций, на которых необходимо решить технические и интеллектуальные головоломки и идти дальше по маршруту, обозначенному в найденном задании.
Чтобы решить задачи, которые были спрятаны на станциях, необходимо использовать умственные усилия и находчивость, время которое будет потрачено на решение заданий, играет на руку игрокам, участвующим в игре.
Игра может проводиться как в командном, так и индивидуальном порядке, но командная игра даёт больше возможности для социализации личности, развития коллективизма и принятия коллективных решений, направленных на поиск положительного результата.
А.С. Макаренко писал, что «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре» [1]. 
Как правило, во время реализации игры участникам необходимо преодолеть различные трудности, заложенные в сценарий игры, возможен вариант, где могут появляться дополнительные персонажи, которые могут подсказывать правильное решение или наоборот давать неправильную ориентацию. Участники могут использовать научно-технический квест для личной выгоды, а могут в основу положить другие мотивы. В конкретной игре интеллектуально-технического жанра направление задания связано с решением нравственно-этических, профессиональных и патриотических задач.
Квест – это своеобразная сюжетно-ролевая игра, в процессе которой участники приобретают необходимые навыки общения и выполнения заложенных ролей.
Актуальность такой игры обосновывается теми направлениями, которые развивают мышление, любознательность и формируют личностное восприятие участника игры.
Объект направлен на изучение научно-технической игры квест. 
Предмет изучает содержание науки и техники, в сюжетно-ролевой игре квест.
Цель интеллектуального приключения в сюжетно-ролевой игре направлена на то, чтобы выявить и теоретически обосновать содержание задач, которые будут располагаться на ранее обозначенных станциях.
Содержание сюжетно-ролевой игры – квест, как компонент развития мышления и любознательности детей и подростков будут обеспечивать развитие личности, если она:
- способствует саморазвитию личности;
- стимулирует и помогает единению при достижении воспитывающих и развивающих целей игровой деятельности;
- в единстве учитывает содержание и результат игровой деятельности. 

Задачи, обозначенные в этой игре, будут направлены на то, чтобы:
1.раскрыть содержание ролей участников игры,
2.обозначить содержательную часть станций,
3.создать полноценный сценарий игры,
4.дать разъяснения по поводу компьютерной игры квест и трансформирования её в реальное игровое пространство детей и подростков,
5.оформить содержательно-интеллектуальную часть игры.

Таким образом, раскрывая содержательную составляющую участников игры, необходимо обозначить варианты содержания станций, которые являются полноценными элементами сценария научно-технической сюжетно-ролевой игры квест. Реализация игры в реальное игровое пространство будет способствовать эффективному формированию содержательной части игры.
Необходимо выстроить игровые и реальные отношения, участвующих в игре, так чтобы они были взаимосвязаны, но при этом не одинаковы. Например, в сценарий игры изначально заложено высоконравственное поведение персонажей, но моральный уровень реальных взаимоотношений детей и подростков в игре может быть очень низким.
Когда игровая деятельность становится более обобщенной и лаконичной, чем предметная, то это даёт возможность довольно быстро разыгрывать запланированные игровые события, на которые в реальной жизни отводятся большие временные отрезки. Тогда на передний план выходят реальные взаимоотношения между людьми и конкретное содержание их деятельности, способствующее приобретению необходимых навыков.

Распределение ролей среди участвующих в игре (всего 25 человека вместе с ведущим):
- ведущий (взрослый, подающий сигнал о начале игры и отслеживающий её ход, и завершение);
- координатор, меняющий по согласованию с ведущим игры, направление поиска ключевых станций (помощник руководителя из числа ребят); 
- судьи (три человека из числа ребят);
- игроки формируются в микрогруппы по три человека (всего пять групп);
- в микрогруппе роли подразделяются на: (конструктора, строителя, исполнителя, осуществляющего задуманное группой);
- контролёры, прохождения дистанции, (пять ребят, наблюдающих за действиями групп и, осуществляющие верные и ошибочные подсказки).
 
Сценарный ход игры:
1.Станция.
Материалы: бумага А4, ножницы, цветные карандаши, платки.
Дети и подростки формируются в микрогруппы по три человека, принимают на себя следующие роли: конструктор, строитель, управляющий сконструированными моделями, также выбирают капитана команды, придумывают название и девиз, подбирают отличительный знак в виде нашейного платка разного цвета, которые им будут предлагаться организаторами, например, (синий, зелёный, красный, розовый, жёлтый).
Первая станция оценивается в 10 баллов, при выполнении всего задания без видимых ошибок и задержки времени.
Штрафные баллы, присуждаются контрольными органами (судьями), при плохом девизе (1-2 балла), неудачном названии команды (1-2 балла), выбора цвета галстука (1-3 балла), так как цвет говорит о психологическом состоянии внутри коллектива. В целом штрафных баллов может быть (от 0 до 7 баллов). 
2.Станция. 
Материалы: лист бумаги формат А4, мел, рулетка.
Задание: нужно сделать бумажный самолёт и осуществить перелёт с аэродрома на аэродром. Пока один участник делает самолёт (роль конструктора), другой – мелом очерчивает два круга первый диаметром два метра, второй на расстоянии от первого три метра, диаметром один метр (роль строителя); третий участник команды (роль пилота) должен осуществить перелёт с одного аэродрома на другой, не выходя за пределы очертаний аэродромов. Чья команда точнее и быстрее завершит прохождение первой станции получает 10 баллов. 
Штрафные баллы: по 1 баллу за промах при посадке на аэродром, 1 балл за неточное расположение аэродромов, от 1 до 3 баллов за неточное конструирование самолёта. Следовательно, штрафных баллов может быть от 0 до 5 баллов.
3 станция.
Материалы: воздушный шарик, нитки, записки по выбору карт для прохождения маршрута, ножницы.
Все участники микрогруппы надувают шарики, а контролёры предварительно в шарики закладывают записки с номером карты. В одном шаре находится записка с номером карты в двух других пустые записки. Участники надувают максимально шарики, завязывают их, затем советуются и выбирают какой шарик необходимо уничтожить, чтобы получить подсказку. При правильном выборе с первого раза команда получает 5 баллов. Оставшиеся шары преподносят в дар контролёрам.
Штрафные баллы получают за каждую ошибку при выборе шара (1 балл) за шар без подсказки. Всего штрафных баллов можно набрать от 0 до 2 баллов.
4 станция.
Материалы: карта с маршрутом, где необходимо искать подсказки.
Командует действием капитан команды, совместно с членами команды выбирают необходимый маршрут, так чтобы он был короче к обозначенной подсказке. Карта соответствует местности, где будет проводиться ориентирование. На карте обозначены точки, где нужно искать необходимую подсказку в виде предмета или слова. По пути следования контролёры могут команды направлять в обход, тем самым, дезориентируя выбранный маршрут. Если команда останется на своём выборе, то она не получает штрафных баллов. На карте обозначены три подсказки с помощью, которых возможно дальнейшее следование по маршруту. За успешно пройденный маршрут можно получить 10 баллов.
Штрафные баллы получают за изменение выбранного курса (1-3 балла), за медленную скорость прохождения и плохую ориентацию на карте (1-3 балла), итого от 0 до 6 баллов.
5 станция.
Станция "Логическая цепочка"
Нужно подчеркнуть лишнее в этой цепочке слово.
1. Корень, стебель, цветок, букет, лист – это части растений.
2. Солнце, камень, дуб, небо, снег – это неживая природа.
3. Вяз, ольха, пихта, ясень, клен – это лиственные деревья.
4. Боярышник, бересклет, орешник, жимолость, липа, - это кустарники.
5. Поползень, сойка, дятел, дрозд, королек – зимующие птицы.
6. Медведь, бурундук, барсук, белка - впадают в спячку.
7. Ель, сосна, пихта, береза, лиственница, туя, можжевельник – это хвойные деревья.
8. Соловей, ласточка, стриж, ворона, кукушка, жаворонки – это перелетные птицы.
9. Воробей, соловей, жаворонок, дрозд – это птицы певчие.
10. Мать-и-мачеха, ромашка, тысячелистник, крапива, одуванчик, волчье лыко - это лекарственные растения.
10 баллов, которые команды могут получить за прохождение этой станции, могут сократиться за счёт штрафных баллов.
Штрафные баллы (от 0 до 2 баллов) за неправильный ответ.
Финал.
Контролёры среди оставшихся шаров помещают шар с пожеланиями организаторов игры, направленными на развитие личностных чувств, взаимовыручки и патриотизма, а также мотивации на развитие высоконравственного межличностного поведения. 
Завершение игры
Станции, представленные в игре разнообразны, деятельность участников направлена на решение заданий с распределением ролей, что в свою очередь даёт возможность детям и подросткам прожить реальную жизнь в определённой профессии. Психологическая особенность игры направлена на развитие воображения и реальные действия, которые сопровождаются реальными переживаниями и они всегда искренние. Поэтому основное назначение этой игры дать возможность играющим проявлять активность в предлагаемой деятельности, выражать свои индивидуальные мысли и чувства, принимать коллективные решения.

Литература:
1.Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. М.: 1977.
2.Козаченко И.Н. Конспект статьи А.С. Макаренко «О воспитании молодёжи». 2014.
3.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Минск. «ПРАМЕБ» – 1992. 384с.
 
 Приложение
 
 
 
Станция "Логическая цепочка"
Нужно подчеркнуть лишнее в этой цепочке слово.
1. Корень, стебель, цветок, букет, лист – это части растений.
2. Солнце, камень, дуб, небо, снег – это неживая природа.
3. Вяз, ольха, пихта, ясень, клен – это лиственные деревья.
4. Боярышник, бересклет, орешник, жимолость, липа, - это кустарники.
5. Поползень, сойка, дятел, дрозд, королек – зимующие птицы.
6. Медведь, бурундук, барсук, белка - впадают в спячку.
7. Ель, сосна, пихта, береза, лиственница, туя, можжевельник – это хвойные деревья.
8. Соловей, ласточка, стриж, ворона, кукушка, жаворонки – это перелетные птицы.
9. Воробей, соловей, жаворонок, дрозд – это птицы певчие.
10. Мать-и-мачеха, ромашка, тысячелистник
 
Станция "Логическая цепочка"
Нужно подчеркнуть лишнее в этой цепочке слово.
1. Корень, стебель, цветок, букет, лист – это части растений.
2. Солнце, камень, дуб, небо, снег – это неживая природа.
3. Вяз, ольха, пихта, ясень, клен – это лиственные деревья.
4. Боярышник, бересклет, орешник, жимолость, липа, - это кустарники.
5. Поползень, сойка, дятел, дрозд, королек – зимующие птицы.
6. Медведь, бурундук, барсук, белка - впадают в спячку.
7. Ель, сосна, пихта, береза, лиственница, туя, можжевельник – это хвойные деревья.
8. Соловей, ласточка, стриж, ворона, кукушка, жаворонки – это перелетные птицы.
9. Воробей, соловей, жаворонок, дрозд – это птицы певчие.
10. Мать-и-мачеха, ромашка, тысячелистник, крапива, одуванчик, волчье лыко - это лекарственные растения.
 
Станция "Логическая цепочка"
Нужно подчеркнуть лишнее в этой цепочке слово.
1. Корень, стебель, цветок, букет, лист – это части растений.
2. Солнце, камень, дуб, небо, снег – это неживая природа.
3. Вяз, ольха, пихта, ясень, клен – это лиственные деревья.
4. Боярышник, бересклет, орешник, жимолость, липа, - это кустарники.
5. Поползень, сойка, дятел, дрозд, королек – зимующие птицы.
6. Медведь, бурундук, барсук, белка - впадают в спячку.
7. Ель, сосна, пихта, береза, лиственница, туя, можжевельник – это хвойные деревья.
8. Соловей, ласточка, стриж, ворона, кукушка, жаворонки – это перелетные птицы.
9. Воробей, соловей, жаворонок, дрозд – это птицы певчие.
10. Мать-и-мачеха, ромашка, тысячелистник
 
 
 
Станция "Логическая цепочка"
Нужно подчеркнуть лишнее в этой цепочке слово.
1. Корень, стебель, цветок, букет, лист – это части растений.
2. Солнце, камень, дуб, небо, снег – это неживая природа.
3. Вяз, ольха, пихта, ясень, клен – это лиственные деревья.
4. Боярышник, бересклет, орешник, жимолость, липа, - это кустарники.
5. Поползень, сойка, дятел, дрозд, королек – зимующие птицы.
6. Медведь, бурундук, барсук, белка - впадают в спячку.
7. Ель, сосна, пихта, береза, лиственница, туя, можжевельник – это хвойные деревья.
8. Соловей, ласточка, стриж, ворона, кукушка, жаворонки – это перелетные птицы.
9. Воробей, соловей, жаворонок, дрозд – это птицы певчие.
10. Мать-и-мачеха, ромашка, тысячелистник